формирование КГН у детей раннего возраста
статья (младшая группа)
рекомендации по формированию КГН у детей 2-3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kgn_u_detey_2_let.docx | 363.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурно-гигиенические навыки у детей 2 – 3 лет
Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребёнок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом, у ребёнка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа (мама) не моет руки перед приёмом пищи, то не стоит ждать от ребёнка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят «полулёжа» на стуле, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно всё имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем.
Ребёнок - это зеркальное отражение взрослых. Когда малыш кладёт руку в общее блюдо, кидает куски, стучит ложкой или громко требует чего-то, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям. Всё «списывается» на детскую непосредственность. Мол, дитя подрастёт и образумится. Однако, дитя вырастает, и, оказывается, что время упущено. Если не удалось привить правила поведения ребёнку с ранних лет (самое позднее – до пяти лет, и только накануне школы родители начинают рассказывать ему о культуре гигиенических навыков), то они рискуют безнадёжно опоздать.
Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребёнок получает именно в семье.
Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пелёнок. Одним из первых навыков является навык аккуратного приёма пищи. Так, примерно, малышу с 1 года 2 месяцев следует давать ложку для самостоятельной еды, причём, сначала ребёнку нужно давать кашу или пюре, а не жидкое блюдо; и только тогда, когда он научится самостоятельно есть кашу, можно дать ему жидкую пищу: суп, кисель, компот, простоквашу.
Ребёнка старше полутора лет желательно кормить за столом, отслеживая за тем, чтобы ребёнок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровень его согнутых локтей.
Во время приёма пищи необходимо следить за тем, чтобы: еда была не слишком горячей, не слишком холодной, ребёнок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо её пережёвывал, во время еды не разговаривал; не допускать: понуканий, поторапливания детей, «насильного» кормления. Кормление - очень ответственный момент в режиме дня.
Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском саду и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Таким образом, детям 2- 3 лет необходимо прививать такие полезные привычки, как мытьё рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку, умываться и причёсываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и «сморкаться» в носовой платочек.
На первый взгляд, всё очень просто, а, на самом деле, для малышей это целая наука – наука освоения и применения культурно-гигиенических навыков.
С первого дня пребывания детей в группе начинается работа по воспитанию навыков одевания (раздевания): учимся снимать и надевать колготки, носки, обувь. После тихого часа показываем детям, в какой последовательности необходимо одеваться.
Дома старайтесь ребёнку предложить самому раздеться, повесить свою одежду. У детей всегда есть желание самим расстёгивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому можно научить ребёнка также во время игры, справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы. Предложите малышу раздевать и одевать куклу, застегнуть «молнию» на игрушечной сумке. При этом нужно учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная с нижней – самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддаётся освоению самой последней. То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков, главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее бельё и носочки, пижаму, обувь – очень серьёзное достижение малыша.
Сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят ручки под струю и держат. Подготовку к умыванию начинайте с поднимания рукавов кофточки. Объясните, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить». Дети сами начинают повторять эти слова. Необходимо дать ребёнку кусочек мыла, показать, как намылить руки и как смыть мыло; затем показать, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим полотенцем) и т. д. Не забывайте хвалить малыша в случае успеха.
Ежедневно повторяйте малышам, что всё, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за ним, содержания, должно быть личным: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце – объясните назначение этих предметов. Правил должно быть немного, и они должны быть чётко сформулированы и понятны малышу.
Эти потешки можно использовать при формировании культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста в режимных моментах
При умывании
Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
***
Кран откройся, нос умойся,
Мойтесь сразу оба глаза.
Мойтесь уши, мойся шейка
Мойся шейка хорошенько.
Мойся, обливайся, грязь смывайся
***
Я сегодня утром рано
Умывался из- под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
***
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
При одевании
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
***
А теперь на ножки –
Носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
***
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось – голова?
Вот и шапочка – раз, два!
При приёме пищи
Кушай, кушай кашку
В голубенькой чашке
Кушай побыстрее, кушай веселее.
Кашка сладка, из густого молока
Из густого молока, да из манной крупки.
У того, кто кашу съест
Вырастут все зубки.
***
Глубоко - не мелко корабли в тарелках
Луку -головка, красная морковка,
Петрушка, картошка, крупки немножко
Вот кораблик плывет, заплывает прямо в рот.
***
Ну, так что ж,
Ай да супчик! Ай, хорош!
***
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
При расчёсывании
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
***
Петушок-петушок,
Подари мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
***
Расти, коса, до пояса
Не вырони не волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое преобразование развивающей среды, как важнейшее условие формирования познавательной деятельности детей раннего возраста с нарушением зрения.
Создание оптимальных условий для целостного развития детей раннего возраста...
Социальное развитие в формировании образа "Я" детей раннего возраста
Социальное развитие дошкольника, его представления о себе и формирование образа «Я» выстраивается с помощью взрослого, через знания и оценки, приобретаемые им на ранних этапах развит...
Формирование речи у детей раннего возраста средствами художественной литературы
Художественная литература раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, о...
"Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни."
Использование колыбельных, пестушек, прибауток, потешек для развития речи у детей раннего возраста....
Статья «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста».
В статье изложен материал по формированию игры у детей раннего возраста. Игра- это процесс многоплановый. Сложность заключается в том, что психологический механизмы, необходимы...
Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении....
Перспективное планирование работы по формированию КГН для детей раннего возраста
Перспективное планирование работы по формированию К...