Методическая разработка: «ПРАЗДНИК РУССКОГО ВАЛЕНКА» (Образовательная деятельность в подготовительной группе)
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: продолжать формировать у детей знания о народной культуре, приобщать к ценностям семейных и национальных традиций русского народа; познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенки и способом их изготовления (использование ТСО: мультимедийная презентация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sentyabr_2020_metodicheskaya_razrabotka_alekseeva_t.n.docx | 107.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 179 "Алиса"
Методическая разработка:
«ПРАЗДНИК РУССКОГО ВАЛЕНКА»
(Образовательная деятельность в подготовительной группе)
Автор:
воспитатель
Алексеева Т.Н.
Ульяновск, 2020
Цель: продолжать формировать у детей знания о народной культуре, приобщать к ценностям семейных и национальных традиций русского народа; познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенки и способом их изготовления (использование ТСО: мультимедийная презентация).
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
- Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;
- Продолжать расширять представление о традициях и обычаях русского народа;
- Способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
- Познакомить детей с русскими частушками;
- Способствовать формированию взаимоотношений детей и родителей.
- Продолжать формировать у детей осознанную потребность в двигательной активности.
Развивающие задачи:
- Развивать интерес детей к народному быту;
- Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста;
- Развивать у детей умение сотрудничать и заниматься совместным творчеством в коллективной музыкальной деятельности;
- Развивать у детей физические качества (силу, выносливость), особенно ведущие в этом возрасте быстроту и ловкость – координацию движений.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к истории своей страны;
- Воспитывать культуру общения во время совместной деятельности;
- Воспитывать ответственность за порученное дело, добросовестность, взаимовыручку;
- Поддерживать дух товарищества и доброго соперничества при проведении игр и забав.
Методы и приёмы:
Беседа, игровой момент, советы, объяснение, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрения, художественное слово, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
- Подбор информации в книгах, журналах, в интернете.
- Проведение бесед на тему:
«Как и когда появились валенки»
«Процесс изготовления валенок»
«Знакомство с обычаями, связанными с валенками»
«Знакомство с историей русского валенка»
- Поделка макетов валенок из соленого теста; раскрашивание валенок к выставке: «Эх, валенки!»;
- Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;
- Прослушивание аудио записи русской народной песни “Валенки”;
- Дидактические, подвижные игры;
- Решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению?
- Отгадывание загадок, разучивание стихов, потешек и частушек, танца с валенками.
Декорации:
- печка, лежанка для деда
- на полу – большие и маленькие валенки
- на боковой стене – выставка детских рисунков: «Эх, валенки!»
Атрибуты:
«сугробы», платочки, картузы, валенки разных размеров, шумовые инструменты, разрезные картинки для игры «собери валенки», хоккейная клюшка, валенок, кусок меховой ткани, пуговицы, двухсторонний скотч, ножницы, украшенные детьми с родителями валенки.
Раскрашивание валенок к выставке: «Эх, валенки!»
Поделки макетов валенок из соленого теста
Домашняя работа родителей и детей «Украшение валенка»
Ход образовательной деятельности:
Под музыку заходят дети. Их встречает дедушка-Всеведушка:
Дедушка-Всеведушка: Здравствуйте, деточки мои дорогие! Заждался я вас. Рад вас всех видеть. А знаете кто я? Я, Дедушка-Всеведушка.
Долго живя, много видал,
Все на свете знаю,
К себе в решето собираю.
Решето мое не простое, а волшебное, все, что я узнаю, все в него собираю и там храню. У меня в нем много чего: и загадки, и пословицы, и потешки.
Чтобы время не терять, предлагаю вам ребятки отгадать мою загадку, но ответ не говорить, а картиночку сложить:
1. Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой!
Утром – в сад,
Потом – домой!
2. Весь в шерсти, а кожи нет.
3.Треплют, катают
А зиму таскают.
Ну-ка, не зевай и картинку собирай.
Дети собирают разрезные картинки «Валенки»
Ай да молодцы, правильно, ребята! Да, отгадка одна – это валенки.
Сегодня мы с вами поговорим о валенках, может и вы мне что-нибудь расскажете об этой удивительной обуви? Ребята, а вы знаете, как делают валенки, из чего? (ответы детей).
Дедушка-Всеведушка: Садитесь вот здесь, на лавочку, а я расскажу вам об этом промысле, и надеюсь, это знание поможет вам (дети слушают рассказ Дедушки-Всеведушки и просматривают компьютерную презентацию).
Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой.
Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды мои. Изготовление валенок – дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сноровка и умение, но самое главное – это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно и комфортно носить валенки, что они сохраняют тепло своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.
Валяльщик в былые времена – почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое мягкое полотно.
Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают ее в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера.
По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!
Ребенок: Дедушка, спасибо тебе за интересный рассказ о валенках. Как мы теперь знаем, валенки – не только полезная натуральная обувь, но и, источник вдохновения художников и дизайнеров. Российские модельеры соревнуются между собой в мастерстве превращения обычного валенка произведение искусства. Ведущие модельеры совершенно серьёзно утверждают: «XXI век – век валенка!» (просмотр слайдов с дизайнерскими валенками). Но мы тоже без дела не сидели, хотим представить наши авторские работы валенок (показ валенок, которые дети украшали вместе с родителями).
Дедушка-Всеведушка: Спасибо вам, ребята! Порадовали старика. Мастерство вы свое показали, а теперь выполните еще одно задание. Есть люди таких профессий, у которых валенки всегда в почете. Назовите эти профессии.
Дети называют: - строители
- лесорубы
- рыбаки
- геологи
- пограничники, полицейские.
Дедушка-Всеведушка: Может еще чем- то удивите старика? А я ведь без дела не сижу, все в свое волшебное решето складываю. А вы знаете, что существует праздник валенка, давайте сегодня его устроим.
Ребенок: Навострите, гости, ушки
Мы сейчас споем про валенки частушки.
1. Начинаю петь частушку,
Первую, начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную.
2. Раздайся, народ,
Меня пляска берет
Пойду, попляшу,
На народ погляжу!
3.Чтоб прогнать мороз и стужу,
Мы в ладоши хлопаем,
В валенках через сугробы
Радостные топаем!
4. Подарила маменька
Беленькие валенки.
С ними я не расстаюсь,
Даже спать я в них ложусь!
5.Тетеньки и дяденьки,
Все носите валенки.
Реже станете болеть
И начнете молодеть!
6.Если кто меня обидит –
Я не плачу, не реву,
Сразу валенок снимаю,
Подзатыльник им даю!
7. Мы про валенки частушки
Еще долго можем петь,
Так что, хлопая в ладошки,
Вы все можете вспотеть!
8. Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика,
Не держитесь за карманы,
Не возьмём ни рублика.
Дети исполняют про валенки – частушки, используя шумовые инструменты – ложки, трещотки.
Дедушка-Всеведушка: Молодцы так молодцы. А вы знаете, что про валенки не только петь можно, а еще я предлагаю с ними поиграть, свою ловкость показать.
Эстафеты с валенками:
- Пробеги в валенках до сугроба и обратно;
- Проскочи на лошадке.
Дети обращают внимание на то, что лошадка одна, а команд две. Дедушка-Всеведушка предлагает сделать вторую лошадь из клюшки и валенка.
Дедушка-Всеведушка предлагает детям рассказать потешки и поговорки про валенки.
Выходит группа детей:
1 реб.: Баю-баю-баиньки,
Скатаем Насте валенки!
Валенки по ножкам
Бегать по дорожкам.
К бабушке по прянички,
К дедушке по яблочки.
2 реб.: Без шубы и валенок – и зима без конца.
3 реб.: Как у Маши маленькой
Чесаные валенки,
А шуба багряная,
А личико румяное.
Вот какая Маша,
Красавица наша!
4 реб.: Купили Валеньке валенки,
Валенки у Валюшки, как игрушки!
Дедушка-Всеведушка: Спасибо вам, ребята, прибавилось в моем решете пословиц и поговорок…
Ребенок: И тебе дедушка спасибо!
А, веселье наше продолжается.
Знаю я одну народную забаву!
В старину на Крещение девушки бросали
Валенок за порог, куда его носок укажет,
Оттуда жди женихов. Надо было только
Сказать слова: «Брошу валенок через забор,
Ступай валенок к милому во двор!» - дети повторяют…
Ну, а жених в валенках считался богатым женихом.
Дети играют в игру – «Гадание» (валенок бросают гостям, кто валенок поймает, тот получает сладкий приз).
Дедушка-Всеведушка: Ай да веселье,
Всем на удивленье!
А чтоб было ещё веселей,
Танцевать выходите поскорей!
Дети танцуют «Танец – Валенки»
Дедушка-Всеведушка: Ну что, песнями да плясками сыт не будешь, пора и угостить вас. За то, что вы так вы меня так внимательно слушали и развлекли, повеселили меня, получите от меня угощение. (Дедушка– Всеведушка приносит валенок, в нём угощение).
Дедушка-Всеведушка: Вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Но зима не кончается. Она приходит к нам каждый год, дарит морозные дни и новые встречи с валенками. Так пусть же валенки остаются традиционной российской любимой обувью.
Дети под веселую русскую народную мелодию выходят из зала.
Литература:
1. Анчикова, Т.П., Виноградова, М.Ю. Праздник русского валенка. - Журнал «Воспитатель». - № 4. - 2008. - с.70-75.
2. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
3. Куприна, Л.С., Бударина, Т.А., Маханева, О.А., Корепанова, О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2004.
4. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. - 2003.
5. Николаева, С.Р., Катышева, И.Б., Комбарова, Г.Н., и др. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений–СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. - 2004.
6. Пугачева, Н.В., Есаулова, Н.А., Потапова, Н.Н. Учебное пособие. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: – М.: Педагогическое общество России. - 2005.
7. Тихонова, М.В., Смирнова, Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. - 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сороки» (праздник птиц) Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе
«Сороки» (праздник птиц) Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Воспитателя высшей квалификационной категории Завьяловой Натальи БорисовныЦель: уточнять и расширять...
Праздника "Русский валенок" для старшей и подготовительной групп.
Праздник "Русский валенок"праздник для старшей и подготовительной групп. Действующие лица:Скоморохи,Дед Всевед. Предварительная ра...
Методическая разработка. План и конспект проектной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Мультимания - Волшебная страна»
Задачи проекта: (по 5 образовательным областям)Социально-коммуникативное развитие:Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанник...
Собственная методическая разработка " Перспективное планирование опытно -экспериментальной деятельности в подготовительной группе"
Экспериментирование - деятельность, направленная на развитие познавательной акитивности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном ра...
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе « Русская матрешка» .
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе « Русская матрешка» ....
Методическая разработка НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) по теме: «Посудная лавка в Поволжье»
систематизировать и пополнять представления детей о посуде народов Поволжья....
Методическая разработка Организация непрерывной основной образовательной деятельности в средней группе по теме: «Правила поведения в общественном транспорте»
Цель: сформировать основы культуры поведения в общественном транспорте; познакомить с дорожными знаками, обозначающими остановки городского транспорта. Задачи:Обучающие:- формировать представлени...