Консультация для педагогов на тему «Нравственное воспитание дошкольников»
консультация
Цель нравственного воспитания: – формирование личности, в том числе личности в коллективе, обучение детей отстаивать свою позицию.
Задачи:
-научить взаимодействовать с другими через отношение и гуманизм;
-воспитать духовные ценности, нравственные качества и представления;
-объяснить правила этикета;
-научить религиозной, межнациональной и другой терпимости;
-дать навыки общения в коллективе, сохраняя собственное достоинство;
-развить патриотические чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temunravstvennoe_vospitanie.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Консультация для педагогов на тему «Нравственное воспитание дошкольников»
Подготовила воспитатель: Полевая Н.А.
г.Сухиничи,2020г.
Тема «Нравственное воспитание дошкольников» важна в любом возрасте, и чем раньше начинать, тем лучше. Малыши больше открыты окружающему миру. А к 5-6 годам мы имеет человека со сформировавшимися основами личности.
Что такое нравственное воспитание и когда его начинать
Нравственное воспитание – это приобщение человека к моральным ценностям окружающего социума. Для дошкольников это, главным образом, не только какие-то специальные занятия, но и ежедневный процесс взаимодействия: с родителями, сверстниками, воспитателями и миром. Хотя и занятия, на которых детям объясняются базовые понятия, тоже важны.
Нравственное воспитание можно условно разделить на духовное, социальное, гражданское и патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое
Цель нравственного воспитания: – формирование личности, в том числе личности в коллективе, обучение детей отстаивать свою позицию. Задачи:
-научить взаимодействовать с другими через отношение и гуманизм;
-воспитать духовные ценности, нравственные качества и представления;
-объяснить правила этикета;
-научить религиозной, межнациональной и другой терпимости;
-дать навыки общения в коллективе, сохраняя собственное достоинство;
-развить патриотические чувства.
Особенности дошкольного возраста в развитии духовности и нравственности
Ребёнок дошкольного возраста обретает опыт самоутверждения, познаёт радость удач и горечь разочарований и начинает осознавать свои интересы. Именно из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Тесное взаимодействие музыки с литературой и изобразительным искусством обеспечивает более полное проникновение в духовно – нравственное начало личности ребёнка, а значит, оказывает большое влияние на духовно – нравственное воспитание детей
В процессе нравственного воспитания у детей формируются чувства:
- Товарищества
- Активное отношение и действительности
- Коллективизма
- Патриотизма
- Глубокое уважение к людям труда
В этом процессе важное значение имеет духовно нравственное воспитание дошкольников – деятельность, которая позволит создать целостную личность. Человека, способного самоопределяться и совершенствоваться, руководствуясь определенными принципами.
Средство нравственного воспитания дошкольников
Формировать качества ребенка можно через собственный пример, труд, игру, творчество, ненавязчивые примеры. Средства нравственного воспитания дошкольников:
- Творчество, музыка, ИЗО. Они помогают отобразить и передать чувства.
- Контакты с природой. Общение с живыми существами учат взаимодействию, заботе, пониманию естественных процессов.
- Выражение чувств и эмоций через собственную деятельность. Через труд, рисунки, разговоры.
Нравственное воспитание можно условно разделить на духовное, социальное, гражданское и патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое.
Механизм нравственного становления личности
Нравственное качество подразумевает:
Поступки и поведение
Знания и представления
Навыки и привычки
Мотивы
Чувства и отношения
Формирование нравственных качеств: все зависит от возраста
Для детей разного возраста упор нужно делать на разных моментах.
- Для детей раннего возраста – дать почувствовать любовь окружающих и научить детей ее выражать; аккуратно и осторожно порицать агрессию.
- Для младших дошкольников – научить стремиться к успеху и адекватно воспринимать неудачи; очень важно совпадение преподнесенной теории и примера взрослых.
- Для детей среднего возраста – научить решать логические вербальные задачи, руководствуясь понятиями нравственности; умение понимать и воспринимать чувства других.
- Для старших дошкольников – научить делать анализ позитивных и негативных поступков.
Важно и очень хочется, чтобы в семье ребенка воспринимались те же ценности, которым учат в детском саду. Потому что если в детском саду рассказывают о дружбе и учат общаться в коллективе, а в семье ребенок видит агрессию и желание добиться своего во что бы то ни стало, ничего хорошего не получится. Он будет метаться от одного к другому из-за незнания, что правильно, а что нет. Однако, когда говорю о дружбе и щедрости, это тоже не значит, что нужно попирать личные границы – важно соблюсти баланс.
От теории переходим к практике
Теория – это хорошо, правильно и важно. Но литературные красивые фразы или, наоборот, нелицеприятные примеры из жизни часто отталкивают малышей. Мы должны научить применять теорию на практике. Чтобы не получилось так: ребенок знает, как надо поступать, но в жизни это не находит применения. И он действует по инерции, как привык.
Надо дать ему попробовать действовать правильно и рассказать, что это – именно оно: помощь, добро, поддержка, вежливость и т.д. Ведь часто получается, что уже взрослый человек говорит, что любит кого-то или что-то (маму, друзей, животных), но действием это не проявляет. А если любишь маму – сложи аккуратно свою одежду, застели постель и убери игрушки. Бабушке помоги найти лекарство и тапочки. Собаке смени воду в миске или насыпь корма.
Нам, как педагогам, в работе с детьми лучше всего давать знания через игру и комбинированные занятия. Темы могут быть самые разные: дружба, семья, благотворительность, бережное отношение к природе, уважение к людям в возрасте, патриотизм, хорошо и плохо, что такое бескорыстность и добро, вежливость, сочувствие, инициативность, благотворительность и т.д. использовать практические задания, игры, стихотворения. Дидактические материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему:Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.Одной из основных задач духовно нравственого воспитания дошкольников является формирование у дет...
Консультация по теме"«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образ...
Консультация для родителей на тему "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье"
Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семьеЗадачи:приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своего города, страны;развитие внимательного отношения к родным и бл...
Консультация для родителей. Тема: "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье"
Формирование нравственно- патриотических чувств проходит эффективнее, если дошкольное учреждение устанавливает тесное и плодотворное взаимодействие с семьями воспитанников. Необходимость п...
Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ» Выступление на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ»Выступление на тему: «Нравственно-патриот...