Консультация для родителей. Тема: "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье"
консультация
Формирование нравственно- патриотических чувств проходит эффективнее, если дошкольное учреждение устанавливает тесное и плодотворное взаимодействие с семьями воспитанников. Необходимость подключения членов семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает каждая семья, не может заменить дошкольное учреждение. Любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_v_seme.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Тема: "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье"
Уже давно известно, что на воспитание ребёнка влияют: семья, СМИ, телевидение, детский сад, улица. Воспитывая ребёнка, родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждому родителю хочется гордиться своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Основы нравственно - патриотического воспитания закладываются именно в семье. Семья - это первая школа воспитания, где ребёнок получает первые уроки уважения к старшим. В каждой семье свой замкнутый мир, своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции. Нравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия маленького человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребёнок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Формирование у дошкольников любви к Родине следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины; усвоения принятых норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, приобщения к миру родной культуры. Родина всегда начинается с малой Родины, места, где человек родился, своей семьи, своего дома, детского сада и школы. Дом или детский сад, родной край имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – культура в семье, живое общение с родителями, с природой и сверстниками, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности ребенка- дошкольника. В семье большую часть времени ребёнок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются возникающие проблемы, интересующие ребенка вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем более тесными становятся эмоциональные связи. Чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Формирование нравственно- патриотических чувств проходит эффективнее, если дошкольное учреждение устанавливает тесное и плодотворное взаимодействие с семьями воспитанников. Необходимость подключения членов семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает каждая семья, не может заменить дошкольное учреждение. Любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться помощь родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников воспитательно - образовательного процесса.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий дошкольного учреждения, семьи и общественности, предъявляя воспитанникам согласованные требования, тем самым дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
В нравственно - патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, его природой, начиная с того, что принято называть "Малой Родиной". Постепенно переходя к таким категориям как "Отечество, "Россия", "Семья", где формируются нравственно- патриотические чувства и воспитываются будущие гражданине. В соответствии с законом "Об образовании в Российской Федерации", родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в дошкольном возрасте.
Основная цель нравственно- патриотического воспитания в семье: формирование нравственно- патриотических чувств детей, обогащение и углубление знаний о своей семье, родном городе, стране. Родители призваны решать задачи: способствовать формированию у детей чувства гражданственности, любви и гордости к малой Родине, природе родного края. Развивать в детях способности к восприятию литературных произведений, живописи, архитектуры.
Вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, своей страны. Роль семьи в нравственном воспитании детей велика. Семья объединяет всех членов общими интересами, общими радостями, общими невзгодами.
Нравственные ценности в семейном воспитании это:
Доброжелательность в отношении друг другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведёт к противоположным результатам.
Нравственные потребности начинаются:
1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость- это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: "Не вредить никому, а приносить максимум пользы". Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.
3. Ещё одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.
Процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств детский сад в своей работе с семьёй.
Воспитание маленького патриота
Семья – Детский сад – малая Родина (родной город) - родная улица, дом- Россия, страна, Права –обязанности- Конституция – ФГОС ДО .
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть, только если Мы - взрослые сами будем знать и любить историю своей страны, своего города и своей семьи.
Большое значение придается взаимодействию с родителями (законными представителями) в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
• Участие в создании, пополнении в группах мини-музеев по нравственно-патриотическому воспитанию;
• Создание собственного герба семьи;
• Включение родителей в читательскую деятельность с детьми дома по нравственно-патриотическому воспитанию.
• Экскурсия детей с родителями к мемориалам нашего города, посвященным участникам Великой Отечественной войны, участникам локальных войн в Афганистане и Чечне;
• Посещение местного краеведческого музея, детской библиотеки;
• Составление генеалогического дерева, где на каждой ветви, обозначающей родственника, будет изображен герб города, в котором он жил ранее или живет сейчас;
• Мини-отчеты (оформление детьми и родителями альбомов о поездках в другие города);
• Оформление коллективного альбома, составленного из рассказов детей о своих поездках по городам России.
Поиграйте детьми. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Содержание таких игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметов окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, об Армии, о Защитниках отечества, об истории своей страны, ее традициях и обычаях, знакомит с разными профессиями и дает представления о видах трудовой деятельности, закрепляет знания детей о транспорте, правилах этикета, поведения в общественных местах. И оно направлено на формирование правильного отношения к предметам, фактам и явления окружающей жизни и способностям противостоять отрицательным фактам и явления
Игра: «Мой адрес.»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу, номер дома, квартиры, телефона, этаж; закрепить знание права на жильё.
Ход игры: все встают в круг, взрослый передаёт мяч ребёнку и говорит: «Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
Игра: «Поиски добрых слов»
Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать
дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или
доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка.
Ход игры: Взрослый начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда,
как применяются эти вежливые слова.
Игра: «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и
отношений»
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела
вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские
отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или
ином месте, какие поступки хорошие.
Игра: «Наш город»
Цель: Выявить знания детей о нашем городе.
Материал: иллюстрации, фотографии.
Ход игры: взрослый показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети
отвечают.
Игра: «Расскажи о своей семье.»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение
семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи,
гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными
фотографиями с генеалогическим древом семьи.
Игра: «Как я дома помогаю?»
Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин,
девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу
по дому.
Игра: «Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к
другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок
толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка,
Ход игры: взрослый показывает карточку и предлагает составить рассказ по
.
Игра: «Моих родителей зовут…»
Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек.
Игра: «Назови ласково»
Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские
взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные
слова. Знакомить с разными именами.
Ход игры: Миша - Мишенка, Даша - Дашенька….
Для патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста отлично подойдёт организация сюжетно-ролевой игры «Семья». Благодаря ей дети создают для себя образ семьи, отражают все взаимоотношения в семье, учатся ставить себя на место своих родителей, что способствует воспитанию и уважению старшего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»
Приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своего города,страны;развитие внимательное отношение к родным и близким; восприятие истории прошлых поколений, истории земляков;вос...
Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»
Данная консультация пригодится воспитателю, учителю начальных классов, педагогу-организатору,работникам дополнительного образования. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника ...
Консультация для родителей ДОУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»
Консультация для родителей ДОУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»...
консультация для родителей по «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»
консультация для родителей по «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»...
Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»
Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье» «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной р...
Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семьеЗадачи:приобщение дошкольников к изучению особенностей истории...
Консультация для родителей ДОУ«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Велик...