Консультация по теме"«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».
статья
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trushnikova_irina_individualnyy_plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 36.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».
Актуальность:
Дошкольный возраст является самым естественным и верным путем для формирования нравственных ценностей. Именно в этот период важна роль эмоциональных переживаний, закладывается «фундамент» настоящего патриотизма. В настоящее время социокультурная ситуация ставит перед педагогами современной дошкольной образовательной организацией проблему поиска эффективных средств по изучению истории родного края, традиций и культуры народа. Взрослея, ребенок переносит чувство любви к малой родине в уважение, преданность и любовь к своей стране.
Цель: - формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т.д.
- воспитание патриотических чувств; воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.
- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.
Задачи:
1.Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…). 2. Разработать перспективный план работы с детьми. 3. Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «Народные промыслы». 4. Сплочение семьи и повышение роли семьи в духовно – нравственном воспитании детей. 5. Подготовить (провести) консультации для педагогов на тему: «Организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» и другие. 5. Повысить роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей.
6. Разработать проект. Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ и семье» (долгосрочный)
Месяц | Формы работы | |||
с детьми | с педагогами | с родителями | ||
Сентябрь | ||||
«Мой любимый детский сад» Цели: 1.Воспитание у ребёнка любви и привязанности детскому саду; 2.Воспитание уважения к сотрудникам детского сада; 3. Формирование трудовых навыков; 4. Формирование бережного отношения к игрушкам и оборудованию; 5. Воспитание дружбы и взаимопомощи. | 1. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников; 2. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду; 3. Беседы «Моя группа», «Мои друзья». 4. Тематическое занятие «День воспитателя»; 5. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»; 6. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»; 7. Дежурство детей, коллективный труд, трудовые поручения в условиях детского сада. | Сбор материалов, литературы, наглядных пособий по нравственно - патриотическому воспитанию. | 1. Экскурсия по детскому саду, по территории детского сада; 2. Оформление приёмной к Дню Знаний»; 3. Оформление приёмной к Дню воспитателя. 4. Анкета для родителей «Что вы ждёте от детского сада в этом году?»; 5.Консультация на тему: «Адаптация ребёнка в детском саду» | |
Народное творчество, культура и традиции» Цели: 1. знакомить детей с культурой русского народа; совершенствовать знания о предметах народного быта; 2. развивать интерес к народным традициям, малому фольклорному жанру | 1. Знакомство с народными праздниками: Пасхой, «Рождеством», «Масленницей», 2.Беседа-презентация о русской избе, кухонной утвари, валенках, лаптях. 3.Разучивание потешек, поговорок, чтение русских народных сказок; 4.Рассматривание картин к русским народным сказкам. | Консультация по теме: «Народные праздники в России» | 1.Посещение музея детьми, воспитателями и родителями «Музей Хлеба». 2. Рисунок-отчёт о посещении музея «Что понравилось в музее». 3.Выставка изделий народного творчества, принесённых из дома (изготовленных бабушками полотенец –рушников, кружев, изделий из глины, дерева | |
Символы России Цели: познакомить с официальными и неофициальными символами нашей страны. | Продемонстрировать детям на картинках 1.официальные символы: флаг, герб; прослушать гимн, показать портрет президента, рассказать о них; 2. неофициальные: матрёшка, балалайка, берёза, медведь, гусли. | Картотека стихов о символах России | Изготовление родителями балалаек из картона и фанеры для танца. | |
Октябрь | ||||
Осень. Красота родного края. Цели: 1. Систематизировать знания об окружающем мире; 2. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе; 3. Расширять кругозор детей о природе Земли; 4. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и многообразия. | 1. Совместное участие в уходе за растениями в уголке природы (полив, рыхление почвы, удаление пыли с растений) ; 2. Д/и: «Растительность средней полосы», «Что в лесу мы нашли?», «Кто где живет?», «Кто лишний?»; 3. Экскурсии, наблюдения «Деревья и цветы на участке»; 4. Беседа «Животные нашего края»; 5.Дискуссия «Как сберечь природу: животных, птиц, растения?» 6. «Что такое заповедник?» (просмотр презентации) | Консультация на тему: «Природа нашего края» Создание картотек: загадок, стихов, пословиц о природе. | 1. Сбор материала для оформления стенда «Как мы отдыхаем на природе»; 2. Создание гербария «Деревья и кустарники»; 4. Изготовление родителей с детьми карточек-раскрасок на тему: «Как мы вредим и помогаем природе»; 5. Оформление приёмной группы, изготовление осенних подделок (совместная работа детей и родителей); 6. Проведение праздника «Весёлая ярмарка» | |
Ноябрь | ||||
День народного единства Цель: формировать у детей знание о России, как многонациональной стране, о ее составе, о культуре, традициях и народах, проживающих на территории РФ. | 1. Рассматривание карты «Моя Россия», изображения флага, герба России; 2.Д/и «Найди флаг России», «Наша Родина»; 3.Беседа «Права и обязанности граждан»; 4. Чтение сказок народов России; 5. Рассматривание «Народы России в национальных костюмах». | Изготовление папки «Кто прославил Россию» | 1. Рекомендации для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников; 2.Приготовить и принести книги по творчеству детских писателей России; 3.Экскурсия в музей «Гранд макет России»; | |
Декоративно-прикладное искусство России | 1.Знакомство с дымковской, филимоновской, богородской игрушкой и др (д/м «Народные промыслы России»); 2.Рассматривание деревянной матрешки; 3.Изготовление дымковской барышни; 4. Рисование на листьях узоров по мотивам росписей. | 1. Предложить родителям принести для демонстрации предметы декоративно-прикладного искусства: посуду, платки, матрёшки и другое. | ||
Семья и семейные традиции Цели: 1. Расширять представления детей о семье и отношениях с близкими, семейных праздниках 2. Воспитывать любовь к родителям, уважение к пожилым людям | 1.Чтение стихов и рассказов о семье; 2. Сюжетно-ролевая игра «Семья»; 3. Видеозапись «Как вы понимаете, что такое семья?»; 4. Беседа «Имена, отчество и фамилии»; 5.Игра с деревянным и лего конструктором «Построй дом для своей семьи»; 7. Изобразительная деятельность «Семейный портрет». 8. Аппликация «Подарок для моей мамы» | Консультация для педагогов: «Нетрадицион-ные формы работы с семьёй» | 1.Консультация «Куда повести ребенка в выходной день?»; 2. Сбор фотографий для совместного альбома «Моя семья»; 3.Изготовление совместно с детьми генеологического дерева своей семьи; 4. Проведение праздника «Расскажу я вам, друзья, как живёт моя семья» 5. Изготовление домиков из бросового материала «Домики моей мечты» | |
Декабрь | ||||
«Мой дом, мой город» Цели: 1. Закрепить знания о родном доме, городе, некоторых городских объектах: улицах, супермаркетах, школах, театрах и другое; 2. Продолжать знакомить с городом (предприятия г. Санкт-Петербурга); 3. Вызвать чувство гордости и восхищения родным городом (объекты культуры) | 1. Беседа с детьми о домашних адресах, стихи, песни о Санкт-Петербурге. 2. Д/и «Путешествие по городу» (сложи картинку); 3. Конструирование «мы строим дом, волшебный дом»; 4. Составление рассказа по теме «Город, в котором я живу»; 5. Рассматривание фотографий «Мой город». | Консультация на тему: «Художественная литература по нравственно-патриотическому воспитанию детей» Создать папку со стихами и песнями о Санкт-Петербурге. | 1. Провести беседу с родителями, чтобы они закрепили с детьми знание домашнего адреса; 2. Сбор фотографий для альбома «Достопримеча-тельности нашего города», «Любимое место нашего города». | |
Новый год в городе | 1.Просмотр презентации праздник в нашем городе; 2. Создание поделок, подарков, открыток, украшений для группы. 3. Беседа на тему «Новогодний Петербург» | Добавление фильма в видеотеку «Дед Мороз из Великого Устюга» | 1.Экскурсия в музей «Макет Санкт - Петербурга» 2.Фотоотчёт «В музее нашего города» | |
Январь | ||||
Праздники в России. Рождество. Знакомство с народными праздниками, играми, песнями, закличками. | 1. Беседа с детьми о празднике Рождества. 2. Изготовление ангелочков. 3.Презентация на тему: «Как встречали рождество»
| Консультация на тему: «Уголок патриотического воспитания в детском саду» | 1.Сбор материала по теме оформления стенда «Всей семьёй занимаемся спортом»; 2. Консультация для родителей «Нравственно- патриотическое воспитание в семье». | |
Земля –наш общий дом. Разные страны. Разные народы. Цели: 1.формирование толерантного отношения к народам мира у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки, рассказов о жизни и быте народов мира. | 1. Рассматривание альбомов «Народы мира, народы России», беседа «Разноцветные люди». 2. Изготовление коллажа «Дружат дети всей Земли!», макета «Народы Севера»; 3. Разучивание песни «Шире круг», чтение сказок зарубежных писателей. | Консультация на тему: «Какие сказки читать детям» | 1.Поход в театр Сказка Х.К. Андерсена «Снежная королева»; 2.Изготовление фотоальбома «Дети разных стран». | |
Прорыв блокады Ленинграда | 1.Чтение стихов, рассказов, посвящённых Блокаде Ленинграда, истории города; 2.Разучивание стихотворения «Дорога жизни»; 3.Рисование «Дорога жизни» | Консультация на тему: «Литература для чтения дошкольникам о блокаде Ленинграда» | 1.Посещение музея «Прорыв блокады»; 2.Фототчёт о посещении музея, создание альбома. | |
Февраль | ||||
Наши защитники Цели: 1. Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины; 2. Познакомить с русскими народными героями, защитниками; 3. Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину. | 1. Беседа и рассматривание фотографий «Мой папа в армии»; 2. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря»; 3. Изготовление подарков аппликации для пап; 4. Рисование, лепка «Военная техника», «Пограничник с собакой» 6. Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты»; 7. Заучивание пословиц, стихов, поговорок и песен о папах и дедушках, об армии, солдатах; | Консультация на тему: «Использование русского народного фольклора в развитии связной речи детей» Изготовление картотек пословиц, поговорок, стихов, загадок и песен о папах и дедушках. | 1. Спортивный праздник «День защитника Отечества»; 2. Принести книги про героев ВОВ, былинных. 4. Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка в семье» 5. Совместное творчество «Я сочиняю сказки» - (книжки малышки) | |
Март | ||||
Масленица Цели: Знакомство с народными праздниками, играми, песнями, закличками. | 1. Проведение развлечения «Масленица»; 2. Продуктивная деятельность. 3. Знакомство с народными музыкальными инструментами; 4. Разучивание народных игр «Золотые ворота», «Плетень», «Горелки». | Консультация для педагогов на тему: «Организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» | 1.Совместное изготовление игрушек, росписи игрушек, разделочных досок, ложек, лопаток. 2.Приобщение к истокам русской культуры. (выучить поговорку, пословицу весну) | |
«О любимых мамах и бабушках» Цели: 1. Воспитывать любовь к маме и бабушке; 2. Учить оказывать им помощь; 3. Поощрять желание порадовать маму и бабушку. | 1. . Заучивание пословиц, стихов, поговорок и пение песен о мамах и бабушках. 2. Сюжетная-ролевая игра «дочки матери»; 3. Изготовление открыток «подарок любимой мамочке»; 4. Беседа о празднике 8 марта; рассматривание иллюстраций о празднике; 6. Чтение стихотворений (Е. Благининой, Л. Николаенко «Доброта»). 7. Образовательная ситуация «Чему учит мама своих малышей». | Картотека пословиц, поговорок, стихов, загадок и песен о матери, о бабушке. | 1. Участие родителей в утреннике 8 марта; 2. Рекомендации для родителей по патриотическому воспитанию. | |
Апрель | ||||
Наши космонавты Цели: 1. Расширить знания детей о первом космонавте Ю. А. Гагарине; 2. Воспитывать у детей чувства восхищение и гордости за наших космонавтов; 3. Закрепить и дополнить полученные ранее знания о космонавтах. | 1. Беседа «Первый космонавт планеты земля»; 2. Просмотр видеофильма «Наши космонавты». 3. Изготовление атрибутов для сюжетно ролевой игры «Космонавты»; 4. Конструирование космического корабля; 5. Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»; 6. Аппликация «Ракета в космосе»; | Изготовить картотеку по теме: «Наши космические корабли» | 1. Поделки (совместное творчество с детьми) к Дню космонавтики «Самая красивая ракета» 2. Совместное посещение планетария. | |
Праздник «Пасха» Цели: Знакомство с народными праздниками, играми, песнями, закличками, потешками. | 1.Лепка «Пасхальные яйца, куличи»; 2.Рисование «Чудо-писанки», раскраски по теме; 3.Беседа о празднике и традициях русского народа. | .Изготовление яиц из бросового материала (совместное творчество детей и родителей) | ||
День Земли. Родная природа Цели: 1.Расширение представлений о природе нашей страны, формирование экологической культуры у дошкольников; 2. Расширение представлений о природных зонах России. | Занятие на тему: «Бережём свою планету»; 2.Беседа о животных и растениях из Красной книги; 3.Беседа «Голубые реки России; 4.Беседа «Русский лес-чудесный лес» 5.Рассматривание иллюстраций «Природа России»; 6. Знакомство с картой «Животные нашей планеты». | Консультация «Воспитание у детей любви к родной природе, как одно из составляющих патриотического воспитания» | 1. Привлечь родителей к изучению совместно с детьми животных и растений, занесённых в Красную книгу; 2. Приготовить с детьми небольшие сообщения об одном из них; 3. Пополнить папку с фотографиями таких животных в группе. | |
Май | ||||
Моя родина – Россия! Мы гордимся вами ветераны! Цели: 1. развивать знания детей о Родине, познакомить ее с историей, с праздником 9 мая; 2. Формировать знания о Москве – столице России. | 1. Рассматривание иллюстраций с изображением разных городов России; 2. Заучивание пословиц и стихов о Родине; 3. Беседа о Москве, рассматривание иллюстраций; 5. Рассказ и беседа о празднике День Победы; 6. Слушание фронтовых песен и чтение стихов; 7. Викторина «Что мы знаем о России» | Картотека пословиц, поговорок, стихов, песен о Дне Победы, о России. | 1. Тематическое занятие «День Победы» 2. «Семейные реликвии» Привлечь родителей и детей к оформлению выставки - поздравления ко Дню победы 3. Участие родителей в оформлении стенда фотографий героев Великой Отечественной войны «Бессмертный полк» | |
День города Цели: 1.Воспитывать любовь к родному городу; 2. Расширять и обобщать знания и представления детей о своём городе, его историческом прошлом, памятниках и музеях, театрах и парках. | 1. Стихи о Санкт-Петербурге, песни о любимом городе; 2.Рассматривание иллюстраций с изображением Санкт- Петербурга. 3.Видеовикторина по творчеству А.С. Пушкина | Презентация на тему: Организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей. | 1.Участие в подготовке тематической выставки посвященной Дню города. 2.Принести книги по творчеству А.С. Пушкина; 3. Совместное творчество рисунок по сказкам А.С. Пушкина; 4.Посещение музея А.С. Пушкина |
Практические выходы:
1. Открытый просмотр непрерывно - образовательной деятельности. Тема: «Нет ничего краше, чем Родина наша»;
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств»
3. Оформление папки-передвижки. Тема: «Наша Родина - Россия»;
4. Выставка работ. Тема: «Моя семья», Мамин портрет», «Наш город», «Как я природу берегу»;
5. Оформление сборника консультаций по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ и семье»;
6. Создание проекта: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ и семье».
7. Проведение развлечения для детей и родителей «Весёлая ярмарка», «Расскажу я вам, друзья, как живёт моя семья», тематические праздники с участием родителей.
7. Отчёт о проделанной работе за учебный год. (презентация)
Литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой;
2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) -М. УЦ «Перспектива»,2011г;
3. Антонов Ю.Е., «Как научить детей любить Родину» – М.: АРКТИ, 2003г;
4. Натарова В.И. «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ» 2005- Воронеж: ТЦ «Учитель»;
5. Александрова Е.Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ» Волгоград: Учитель, 2007г;
6. Зеленова Н.Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России» Москва 2016г;
7. Цветкова Т.В. Народные промыслы России» Издательство «ТЦ Сфера» (комплект наглядных пособий) - 2016г;
8. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании дошкольников» 2005г- Москва Педагогическое общество России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация родителей. Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Консультация родителей. Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Консультация на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа».
Консультация для педагогов....
Консультация родителей. Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Консультация родителей. Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».
Конкультации для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников...
Консультация на тему «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценнос...