Консультация по теме"«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».
статья

Трушникова Ирина Николаевна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trushnikova_irina_individualnyy_plan_po_samoobrazovaniyu.docx36.18 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».

Актуальность:

Дошкольный возраст является самым естественным и верным путем для формирования нравственных ценностей. Именно в этот период важна роль эмоциональных переживаний, закладывается «фундамент» настоящего патриотизма. В настоящее время социокультурная ситуация ставит перед педагогами современной дошкольной образовательной организацией проблему поиска эффективных средств по изучению истории родного края, традиций и культуры народа. Взрослея, ребенок переносит чувство любви к малой родине в уважение, преданность и любовь к своей стране.
Цель:                                                                                                                                                                               - формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т.д.

- воспитание патриотических чувств; воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.

- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…).                                                                                                                     2. Разработать перспективный план работы с детьми.                                                                                       3. Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «Народные промыслы».                                                 4. Сплочение семьи и повышение роли семьи в духовно – нравственном воспитании детей.                               5. Подготовить (провести) консультации для педагогов на тему: «Организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» и другие.                                        5. Повысить роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей.
6.  Разработать проект. Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ и семье» (долгосрочный)

Месяц

                                                   Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь

«Мой любимый

детский сад»

Цели:          

1.Воспитание у ребёнка любви и привязанности детскому саду;

2.Воспитание уважения к сотрудникам детского сада;

3. Формирование трудовых навыков;

4. Формирование бережного отношения к игрушкам и оборудованию;

5. Воспитание дружбы и взаимопомощи.

1. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников;

2. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду;

3. Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

4. Тематическое занятие «День воспитателя»;

5. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»;

6. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»;

7. Дежурство детей, коллективный труд, трудовые поручения в условиях детского сада.

Сбор материалов, литературы, наглядных пособий по нравственно - патриотическому воспитанию.

1. Экскурсия по детскому саду, по территории детского сада;

2. Оформление приёмной к Дню Знаний»;

3. Оформление приёмной к

Дню воспитателя.

4. Анкета для родителей «Что вы ждёте от детского сада в этом году?»;

5.Консультация на тему:

«Адаптация ребёнка в детском саду»

Народное творчество, культура и традиции»

Цели: 1. знакомить детей с культурой русского народа; совершенствовать знания о предметах народного быта;

2. развивать интерес к народным традициям, малому фольклорному жанру

1.  Знакомство с народными праздниками: Пасхой, «Рождеством», «Масленницей»,

2.Беседа-презентация о русской избе, кухонной утвари, валенках, лаптях.

3.Разучивание потешек, поговорок, чтение русских народных сказок;

4.Рассматривание картин  к русским народным сказкам.

Консультация по теме:

«Народные праздники в России»

1.Посещение музея детьми, воспитателями и родителями                                «Музей Хлеба».

2. Рисунок-отчёт о посещении музея «Что понравилось в музее».

3.Выставка изделий народного творчества, принесённых из дома (изготовленных бабушками полотенец –рушников, кружев, изделий из глины, дерева

Символы России

Цели:

 познакомить с официальными и неофициальными символами нашей страны.

 Продемонстрировать детям на картинках 1.официальные символы: флаг, герб; прослушать гимн, показать портрет президента, рассказать о них; 2. неофициальные: матрёшка, балалайка, берёза, медведь, гусли.

Картотека стихов о символах России

Изготовление родителями балалаек из картона и фанеры для танца.

Октябрь

Осень. Красота родного края.

Цели:

1. Систематизировать знания об окружающем мире;

2. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе;

3. Расширять кругозор детей о природе Земли;

4. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и многообразия.

1. Совместное участие в уходе за растениями в уголке природы (полив, рыхление почвы, удаление пыли с растений) ;

2. Д/и: «Растительность средней полосы», «Что в лесу мы нашли?», «Кто где живет?», «Кто лишний?»;

3. Экскурсии, наблюдения «Деревья и цветы на участке»;

4. Беседа «Животные нашего края»;

5.Дискуссия «Как сберечь природу: животных, птиц, растения?»

6. «Что такое заповедник?» (просмотр презентации)

Консультация на тему:

«Природа нашего края»

Создание картотек: загадок, стихов, пословиц о природе.

1. Сбор материала для оформления стенда «Как мы отдыхаем на природе»;

2. Создание гербария «Деревья и кустарники»;

4. Изготовление родителей с детьми карточек-раскрасок на тему: «Как мы вредим и помогаем природе»;

5. Оформление приёмной группы, изготовление осенних подделок (совместная работа детей и родителей);

6. Проведение праздника «Весёлая ярмарка»

Ноябрь

День народного единства

Цель:

формировать у детей знание о России, как многонациональной стране, о ее составе, о культуре, традициях и народах, проживающих на территории РФ.

1. Рассматривание карты «Моя Россия», изображения флага, герба России;

2.Д/и «Найди флаг России», «Наша Родина»;

3.Беседа «Права и обязанности граждан»;

 4. Чтение сказок народов России;

5. Рассматривание «Народы России в национальных костюмах».

Изготовление папки «Кто прославил Россию»

1. Рекомендации для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников;

2.Приготовить и принести книги по творчеству детских писателей России;

3.Экскурсия в музей «Гранд макет России»;

Декоративно-прикладное искусство России

1.Знакомство с дымковской, филимоновской, богородской игрушкой и др (д/м «Народные промыслы России»);

2.Рассматривание деревянной матрешки;

3.Изготовление дымковской барышни;

4. Рисование на листьях узоров по мотивам росписей.

1. Предложить родителям принести для демонстрации предметы декоративно-прикладного искусства: посуду, платки, матрёшки и другое.

Семья и семейные традиции

Цели:

1. Расширять представления детей о семье и отношениях с близкими, семейных праздниках

2. Воспитывать любовь к родителям, уважение к пожилым людям

1.Чтение стихов и рассказов о семье;

2. Сюжетно-ролевая игра «Семья»;

3. Видеозапись «Как вы понимаете, что такое семья?»;

4. Беседа «Имена, отчество и фамилии»;

5.Игра с деревянным и лего конструктором «Построй дом для своей семьи»;

7. Изобразительная деятельность «Семейный портрет».

8. Аппликация «Подарок для моей мамы»

Консультация для педагогов: «Нетрадицион-ные формы работы с семьёй»

1.Консультация «Куда повести ребенка в выходной день?»;

2. Сбор фотографий для совместного альбома «Моя семья»;

3.Изготовление совместно с детьми генеологического дерева своей семьи;

4. Проведение праздника

«Расскажу я вам, друзья, как живёт моя семья»

5. Изготовление домиков из бросового материала «Домики моей мечты»

Декабрь

«Мой дом, мой город»

Цели:

1. Закрепить знания о родном доме, городе, некоторых городских объектах: улицах, супермаркетах, школах, театрах и другое;

2. Продолжать знакомить с городом (предприятия г. Санкт-Петербурга);

3. Вызвать чувство гордости и восхищения родным городом (объекты культуры)

1. Беседа с детьми о домашних адресах, стихи, песни о Санкт-Петербурге.

2. Д/и «Путешествие по городу» (сложи картинку);

3. Конструирование «мы строим дом, волшебный дом»;

4. Составление рассказа по теме «Город, в котором я живу»;

5. Рассматривание фотографий «Мой город».

Консультация на тему: «Художественная литература по нравственно-патриотическому воспитанию детей»

Создать папку со стихами и песнями о Санкт-Петербурге.

1. Провести беседу с родителями, чтобы они закрепили с детьми знание домашнего адреса;

2. Сбор фотографий для альбома «Достопримеча-тельности нашего города»,

«Любимое место нашего города».

Новый год в городе

1.Просмотр презентации праздник в нашем городе;

2. Создание поделок, подарков, открыток, украшений для группы.

3. Беседа на тему «Новогодний Петербург»

Добавление фильма в видеотеку «Дед Мороз из Великого Устюга»

1.Экскурсия в музей

«Макет

Санкт - Петербурга»

2.Фотоотчёт «В музее нашего города»

Январь

Праздники в России. Рождество.

Знакомство с народными праздниками, играми, песнями, закличками.

1. Беседа с детьми о празднике Рождества.

2. Изготовление ангелочков.

3.Презентация на тему: «Как встречали рождество»

 

Консультация на тему: «Уголок патриотического воспитания в детском саду»

1.Сбор материала по теме оформления стенда «Всей семьёй занимаемся спортом»;

2. Консультация для родителей «Нравственно- патриотическое воспитание в семье».

Земля –наш общий дом. Разные страны. Разные народы.

Цели:

1.формирование толерантного отношения к народам мира у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки, рассказов о жизни и быте народов мира.

1. Рассматривание альбомов «Народы мира, народы России», беседа «Разноцветные люди».

2. Изготовление коллажа «Дружат дети всей Земли!», макета «Народы Севера»;

3. Разучивание песни «Шире круг», чтение сказок зарубежных писателей.

Консультация на тему: «Какие сказки читать детям»

1.Поход в театр Сказка Х.К. Андерсена «Снежная королева»;

2.Изготовление фотоальбома «Дети разных стран».

Прорыв блокады Ленинграда

1.Чтение стихов, рассказов, посвящённых Блокаде Ленинграда, истории города;

2.Разучивание стихотворения «Дорога жизни»;

3.Рисование «Дорога жизни»

Консультация на тему:

«Литература для чтения дошкольникам о блокаде Ленинграда»

1.Посещение музея «Прорыв блокады»;

2.Фототчёт о посещении музея, создание альбома.

Февраль

Наши защитники

Цели:

1. Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины;

2. Познакомить с русскими народными героями, защитниками;

3. Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину.

1. Беседа и рассматривание фотографий «Мой папа в армии»;

2. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря»;

3. Изготовление подарков аппликации для пап;

4. Рисование, лепка 

«Военная техника», «Пограничник с собакой»

6. Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты»;

7. Заучивание пословиц, стихов, поговорок и песен о папах и дедушках, об армии, солдатах;

 Консультация на тему: «Использование русского народного фольклора в развитии связной речи детей»

Изготовление картотек пословиц, поговорок, стихов, загадок и песен о папах и дедушках.

 1. Спортивный праздник «День защитника Отечества»;

2. Принести книги про героев ВОВ, былинных.

4. Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка в семье»

5. Совместное творчество «Я сочиняю сказки» - (книжки малышки)

Март

Масленица

Цели:

 Знакомство с народными праздниками, играми, песнями, закличками.

1. Проведение развлечения «Масленица»;

2.  Продуктивная деятельность.

3. Знакомство с народными музыкальными инструментами;

4. Разучивание народных игр «Золотые ворота», «Плетень», «Горелки».

Консультация для педагогов на тему: «Организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

1.Совместное изготовление игрушек, росписи игрушек, разделочных досок, ложек, лопаток.

2.Приобщение к истокам русской культуры. (выучить поговорку, пословицу весну)

«О любимых мамах и бабушках»

Цели:

1Воспитывать любовь к маме и бабушке;

2. Учить оказывать им помощь;

3. Поощрять желание порадовать маму и бабушку.

1. . Заучивание пословиц, стихов, поговорок и пение песен о мамах и бабушках.

2. Сюжетная-ролевая игра «дочки матери»;

3. Изготовление открыток «подарок любимой мамочке»;

4. Беседа о празднике 8 марта; рассматривание иллюстраций о празднике;

6. Чтение стихотворений (Е. Благининой, Л. Николаенко «Доброта»).

7. Образовательная ситуация «Чему учит мама своих малышей».

Картотека пословиц, поговорок, стихов, загадок и песен о матери, о бабушке.

1. Участие родителей в утреннике 8 марта;

2. Рекомендации для родителей по патриотическому воспитанию.

Апрель

 Наши космонавты

Цели:

1. Расширить знания детей о первом космонавте Ю. А. Гагарине;

2. Воспитывать у детей чувства восхищение и гордости за наших космонавтов;

3. Закрепить и дополнить полученные ранее знания о космонавтах.

1. Беседа «Первый космонавт планеты земля»;

2. Просмотр видеофильма «Наши космонавты».

3. Изготовление атрибутов для сюжетно ролевой игры «Космонавты»;

4. Конструирование космического корабля;

5. Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»;

6. Аппликация «Ракета в космосе»;

Изготовить картотеку по теме: «Наши космические корабли»

1. Поделки (совместное творчество с детьми) к Дню космонавтики «Самая красивая ракета»

2. Совместное посещение планетария.

Праздник «Пасха»

Цели:

Знакомство с народными праздниками, играми, песнями, закличками, потешками.

1.Лепка «Пасхальные яйца, куличи»;

2.Рисование «Чудо-писанки», раскраски по теме;

3.Беседа о празднике и традициях русского народа.

.Изготовление яиц из бросового материала (совместное творчество детей и родителей)

День Земли. Родная природа

Цели:                      1.Расширение представлений о природе нашей страны, формирование экологической культуры у дошкольников;

2. Расширение представлений о природных зонах России.

Занятие на тему: «Бережём свою планету»;

2.Беседа о животных и растениях из Красной книги;

3.Беседа «Голубые реки России;

4.Беседа «Русский лес-чудесный лес»

5.Рассматривание иллюстраций «Природа России»;

6. Знакомство с картой «Животные нашей планеты».

Консультация «Воспитание у детей любви к родной природе, как одно из составляющих патриотического воспитания»

1. Привлечь родителей к изучению совместно с детьми животных и растений, занесённых в Красную книгу;

2. Приготовить с детьми небольшие сообщения об одном из них;

3. Пополнить папку с фотографиями таких животных в группе.

Май

Моя родина – Россия!

Мы гордимся вами ветераны!

Цели:

1. развивать знания детей о Родине, познакомить ее с историей, с праздником 9 мая;

2. Формировать знания о Москве – столице России.

1. Рассматривание иллюстраций с изображением разных городов России;

2. Заучивание пословиц и стихов о Родине;

3. Беседа о Москве, рассматривание иллюстраций;

5. Рассказ и беседа о празднике День Победы;

6. Слушание фронтовых песен и чтение стихов;

7. Викторина «Что мы знаем о России»

Картотека пословиц, поговорок, стихов, песен        о Дне Победы,            о России.

1. Тематическое занятие «День Победы»

2. «Семейные реликвии» Привлечь родителей и детей к оформлению выставки - поздравления ко Дню победы

3. Участие родителей в оформлении стенда фотографий героев Великой Отечественной войны «Бессмертный полк»

День города                  Цели: 

1.Воспитывать любовь к родному городу;

2. Расширять и обобщать знания и представления детей о своём городе, его историческом прошлом, памятниках и музеях, театрах и парках.

1. Стихи о Санкт-Петербурге, песни о любимом городе;

2.Рассматривание иллюстраций с изображением Санкт- Петербурга.

3.Видеовикторина по творчеству А.С. Пушкина

Презентация на тему:

Организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей.

1.Участие в подготовке тематической выставки посвященной Дню города.

2.Принести книги по творчеству А.С. Пушкина;

3. Совместное творчество рисунок по сказкам А.С. Пушкина;

4.Посещение музея

А.С. Пушкина

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непрерывно - образовательной деятельности. Тема: «Нет ничего краше, чем Родина наша»;

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств»

3. Оформление папки-передвижки. Тема: «Наша Родина - Россия»;

4. Выставка работ. Тема: «Моя семья», Мамин портрет», «Наш город», «Как я природу берегу»;

5. Оформление сборника консультаций по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ и семье»;

6. Создание проекта: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ и семье».

7. Проведение развлечения для детей и родителей «Весёлая ярмарка», «Расскажу я вам, друзья, как живёт моя семья», тематические праздники с участием родителей.

7. Отчёт о проделанной работе за учебный год. (презентация)

Литература:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой;

2.  Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) -М. УЦ «Перспектива»,2011г;

3.  Антонов Ю.Е., «Как научить детей любить Родину» – М.: АРКТИ, 2003г;

4. Натарова В.И.  «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ» 2005- Воронеж: ТЦ «Учитель»;

5. Александрова Е.Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ» Волгоград: Учитель, 2007г;

6. Зеленова Н.Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России» Москва 2016г;

7. Цветкова Т.В. Народные промыслы России» Издательство «ТЦ Сфера» (комплект наглядных пособий) - 2016г;

8. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании дошкольников» 2005г- Москва Педагогическое общество России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация родителей. Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Консультация родителей. Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Консультация родителей. Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Консультация родителей. Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».

Конкультации для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников...

Консультация на тему «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценнос...