Консультация для педагогов "Утренний, вечерний круг в режимных момента"
консультация

Селищева Елена Анатольевна

Консультация для педагогов "Утренний, вечерний круг в режимных момента"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_krug_na_mo.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ  

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 

“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”  

ИМЕНИ  ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА 

 (Детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2») 

Консультация для педагогов:

                      Планирование образовательной деятельности.

Утренний (вечерний) круг в режимных моментах.

        Выполнила: Селищева Е.А.

           С. Алтайское

                  2020 г.

     Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

      Название «Круг» имеет исторические корни. Согласно легенде король Артур стал использовать круглый стол для своих рыцарей, чтобы пирующие не спорили о лучшем месте за столом, а были равны. Круглый стол – это цивилизованный формат общения, в котором происходит обмен мнениями, формируются умения договариваться, слышать друг друга. Гораздо позже выражение «круглый стол» стало привычным в словаре политиков и бизнесменов, а также использоваться в образовании, трансформировавшись в термин «Круг».

   Утренний круг или утренний сбор – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время.

   В зависимости от возраста детей утренний сбор длится от 10 до 15 минут.

     Технология «Утренний круг» позволяет задать тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день.

   Целью организации утреннего круга является организация свободного речевого общения детей, установление эмоционального контакта.

       Основными задачами утреннего сбора являются:

-создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;

-формирование своего образа через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

-стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;

-развитие произвольной регуляции поведения;

-развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;

формирование представлений об окружающем мире.

  Основные аспекты:

  1. Правила. 

 Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность. Их формулировки обговариваются с детьми. Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов. Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения. В начале группового сбора важно определить правило очерёдности высказываний. Регулировать общение можно, например, правилом: «Говорит тот, у кого в руках мяч».

  1. Вопросы.

  Для начала группового сбора осуществляется подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования.

 Например:

Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились?

Кто ещё не уселся?

Какое у вас настроение?

Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?

Кто очень хочет задать вопрос?

Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?

О чём бы вы хотели узнать?

Что бы вы хотели посоветовать?

Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Что вас порадовало (огорчило, удивило)?

  Структура утреннего круга:

  Позывные для утреннего круга. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка, эстафета волшебного клубочка, когда дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, счастья и любви, разматывают нить, связавшую их воедино. У детей, стоящих в кругу и соединенных одной нитью, педагог формирует чувство единения, взаимной привязанности, коллективизма и толерантности. Позывные можно связать с требуемой темой.

Организация утреннего круга. Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.

Приветствие. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его (ее): «Доброе утро, Алина! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Алина, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Используется  пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.

Новости. Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важной темой является тема «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы можно предложить детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Обмен информацией. Также важно, чтобы на утреннем круге происходил общий обмен информацией: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник), сколько сегодня всего детей (мальчиков, девочек), кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня нам предстоит делать, что интересного заметили в группе. Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

Проблемные ситуации. Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.

Предоставление права выбора центра активности. Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

 Вечерний круг- часть режимного момента, проводимый в конце дня, пребывания ребенка в ДОУ. Проводится в форме рефлексии-обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

         Цель: вечернего круга научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Утренний и вечерний круг позволяет на должном уровне преодолеть назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контакте со сверстниками и взрослыми.

 Предлагается провести имитацию круга с педагогами.

«Золотой колокольчик»
Вед: Уважаемые педагоги , посмотрите в окно, осень  пришла? Правда? Да, и у меня в руках всеми известный с детства символ начала осени,  звенит- золотой  колокольчик  (звонит в золотой  колокольчик и весело говорит: “Осень  пришла!» «Для педагогов начало нового учебного года».  Мне подарила этот колокольчик Золотая Осень, чтобы я и вам сообщила эту радостную весть, а вы передали бы друг другу. Но обязательно позвоните в колокольчик с улыбкой и радостно скажите товарищу: «Добрые и светлые пожелания на новый учебный год» и передайте соседу, пока колокольчик не вернется ко мне.

 Вед: Посмотрите друг на друга, какие у вас добрые и красивые лица, улыбнитесь друг другу. Золоитой колокольчик зовет вас в новый учебный год!

Список используемой литературы:

Литература: 

  1. Общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой, М.А Васильевой
  2.  Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи в режимных моментах".

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательно...

Консультация для воспитателей «Перспективно-календарное планирование режимных моментов»

Помощь воспитателям в организации работы в режимных моментах для решения задач образовательной программы...

Консультация на тему: "Организация и планирование режимных моментов в детском саду"

Цель: Познакомить педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации и планированию режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; пре...

Консультация для воспитателей "Речевые игры в режимных моментах"

Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить....

Консультация «Особенности организации двигательной активности в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация «Особенности организации двигательной активности в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО»...

Утренний круг - элемент режимного момента, в коррекционной работе с детьми ОВЗ.

Основной целью социально-коммуникативного развития, является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.Для ре...