РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ «СОЛНЫШКИ» (ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ)
рабочая программа (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_mladshey_gruppy_na_2020-2021gg_1.docx | 43.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8» филиал (Детский сад)
«РАССМОТРЕНО» Педагогическим советом № 1 от 28.08.2020г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. Директора по УВР МБОУ «Школа № 8» филиал _________/ С.Ю. Тарханова/ от 28.08. 2020г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Школа № 8» __________ Г.Н. Кучер Приказ № от 2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ
МЛАДШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
«СОЛНЫШКИ» (ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ)
Рабочую программу составили: воспитатели Лэйла Салмановна Дильман Наталья Михайловна Григорьева |
г. Ачинск
2020 – 2021 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.3. | Возрастные и индивидуальные характеристики особенностей развития детей: | 6 |
▪ 2 - 3 лет | 6 | |
▪ 3 - 4 лет | 7 | |
▪ 4 - 5 лет | 9 | |
1.4. | Планируемые результаты освоения программы Педагогическая диагностика | 11 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 16 |
2.1. | Комплексно-тематическое планирование | 16 |
2.2. | Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах ДО | 17 |
2.3. | Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников | 17 |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 21 |
3.1. | Описание материально-технического обеспечения Программы | 21 |
3.2. | Режим дня | 22 |
Методическое обеспечение программы | 24 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ДО ориентировано на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе и достижение готовности к обучению в школе.
Основная образовательная программа дошкольного образования ДО (далее – Программа) – это нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДО. Программа обеспечивает достижения воспитанниками готовности к школе. Программа учитывает специфику работы в малокомплектном детском саду и составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами: федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от2 до 5 лет учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Основные положения Программы разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Международной Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», Концепцией дошкольного воспитания, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Программа ориентирована на:
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создание развивающей образовательной среды в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи Программы:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы формирования Программы:
- полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащение (амплификация) детского развития;
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничества с семьёй;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Основные подходы формированию Программы строятся на том, что взрослые (участники образовательных отношений) должны быть нацелены на:
- развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Основополагающие требования к Программе базируются на положении ФГОС ДО об охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Это определяет здоровье-сберегающую и здоровье-сохраняющую направленность Программы, которая выражается:
- в оптимизации объема образовательного содержания и приближении его к разумному «минимуму»;
- в определении образовательной нагрузки на ребёнка в течение дня в соответствии с требованиями действующих СанПиН;
- в оптимизации режима дня и двигательного режима с учетом возрастных психофизиологических особенностей воспитанников.
1.3. Возрастные и индивидуальные характеристики особенностей развития детей
Возрастные особенности детей 2-х – 3-х лет.
1 младшая группа (от 2 до 3 лет) На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает.
Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот
период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возрастные особенности развития детей 3-4года (вторая младшая группа)
Младший дошкольный возраст (3-4 года). На рубеже трех лет любимым выражением ребёнка становится «Я сам!». Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет.
Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости - он может сопереживать другому ребенку.
В младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребёнок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.
Дети 3—4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).
В 3 года ребёнок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
У развивающегося трёхлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расчёской, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определённом уровне развития двигательной сферы ребёнка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.
В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).
Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше». Из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.
В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).
Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно - бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь);имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолёт, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник), праздниках (Новый год, День своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода тёплая и вода холодная, лёд скользкий, твёрдый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается). Различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь). На четвёртом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 мин, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно - действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка — носитель определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных с взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвёрнутые, содержащие одну-две роли.
Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к 4 годам ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.
В 3—4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого.
Главным средством общения с взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.
В 3—4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребёнок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.
Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребёнок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально - ритмическим движениям).
Средний дошкольный возраст (4-5 лет).
Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Дети 4-5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном. Таким образом, поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков. К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему картинках.
В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со
взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной.
С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры к 4 годам
Может спокойно, не мешая другому ребенку играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности. Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя.
Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.
Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата.
Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними.
Проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживают героям.
Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке.
Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
Сформирована соответствующая возрасту координация движений. Проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.
Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
Проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми, задает вопросы о людях, их действиях, о животных, предметах ближайшего окружения. Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира.
Знает свое имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом», «Я умею сам застегивать куртку» и т. п.). Узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников. Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий. Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения их действия, яркие признаки внешнего вида.Способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки). Участвует в элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.
Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Ребенок испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого.
Целевые ориентиры к 5 годам
Может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.
Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договориться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников. Ребенок охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах, но активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера. Начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству.
В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов-заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами. Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.
Речевые контакты становятся более длительными и активными. Для привлечения и сохранения внимания сверстника использует средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи). Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных.
Движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Испытывает острую потребность в движении, отличается высокой возбудимостью. В случае ограничения активной двигательной деятельности быстро перевозбуждается, становится непослушным, капризным. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки.
Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни: рассказывает о последовательности инеобходимости выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми: здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.
Отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем; с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.
Имеет представления: о себе: знает свое имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения (умею рисовать и пр.), знания (знаю, о чем эта сказка), то, чему научился (строить дом). Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.); о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о произошедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки; о государстве: знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.
Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). С помощью взрослого может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.
Педагогическая диагностика
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической деятельности – диагностические задания к программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, позволяющие фиксировать результаты развития каждого ребенка по образовательным областям: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Комплексно-тематическое планирование
Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:
• Физическое развитие;
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и « Речевое» развитие.
Образовательная область « Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.
Образовательная область «Речевое развитие» , предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.
Образовательная область « Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.
Содержание рабочей программы завершают «Целевые ориентиры возможных достижений детей», что соответствует требованиям Федеральных Государственных стандартов дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ).
Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 3-5 лет и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе До.
2.2. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах ДО
Организация работы в группах ориентирована на образовательный процесс для двух возрастов.
Стиль взаимоотношений во многом определяется формой организации педагогического процесса: фронтальной, групповой и индивидуальной. На фронтальных занятиях решаются задачи общего характера. При этом занятие бывает посвящено только одному разделу программы, а учебные задания дифференцируются для каждой возрастной подгруппы.
Фронтально проводятся такие занятия как познавательное развитие, аппликация, конструирование, экологическое воспитание, развитие речи, лепка, физическое развитие и музыкальная деятельность.
В основе организации процесса обучения в группе, состоящей из детей двух возрастов, лежит планирование однотемных занятий, предусматривающее вместе с тем дифференцированное решение учебных задач для каждой возрастной подгруппы.
Однотемные занятия в разновозрастных коллективах наиболее целесообразны и эффективны, дают возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способа выполнения.
Занятия проводятся со всеми одновременно, по одной теме, но с разными программным содержанием, для каждой возрастной подгруппы. Например, на занятии по аппликации “Фруктовый сад” дети 4 лет учат правильно держать ножницы, вырезать фрукты по силуэту, наклеивать их; дети 5-6 лет закрепляют умение пользоваться ножницами, создавать сюжетную аппликацию и дополняют её.
Педагог заранее продумывает, что будут делать дети, пока остальные занимаются. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении. Таким образом, необходимо научить детей играть в течение 8-12 мин., практически не общаясь друг с другом или делая это лишь в крайних случаях, шёпотом.
Перед началом занятия, исходя из его темы, продумываются условия проведения, виды деятельности, размещение детей. В поле зрения должна находиться каждая возрастная группа. Это облегчит дифференцированный подход к детям.
Такая организация занятия помогает осуществлять индивидуальную работу с детьми. Например, если ребёнок 5 лет слабо владеет навыками рисования, лепки, аппликации следует в течение некоторого времени разрешать ему выполнять те задания, которые запланированы для 4-х летних детей. И наоборот, если ребёнок 4 лет проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей подгруппы.
Очень эффективно сотрудничество младших и старших дошкольников. Сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом. В разновозрастной группе это сотрудничество особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал. Особенно это заметно в продуктивных видах деятельности.
Среди всего многообразия детских игр особое место занимают сюжетно-ролевые игры, они являются первой социальной практикой ребёнка и в наибольшей степени способствуют сплочению разновозрастного детского коллектива.
Постепенно более младшие дети, привыкая к новым условиям, начинают проявлять интерес к играм старших и нередко выражают желание принять в них участие. Зачастую старшие дошкольники чаще отказывают малышам, а если и принимают в игру, то лишь на пассивные роли. Задача воспитателя состоит в том, чтобы совместные игры стали эффективным средством формирования дружного коллектива.
Как обеспечить активность и работоспособность детей во всех подгруппах? Необходимо избегать длинных бесед, многословных объяснений, находить правильный темп и ритм занятия. Целесообразны хоровые ответы детей всех возрастных подгрупп, но при условии, что дошкольники хорошо поняли задание. Наличие наглядного материала поддерживает внимание и работоспособность детей разного возраста.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
- Познакомить родителей с особенностями физического, социально - личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.
- Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
- Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
- Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
- Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
- Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
Направления взаимодействия педагога с родителями
Педагогический мониторинг
В ходе организации педагогического мониторинга воспитателю младшей группы важно изучить своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях. Для этого воспитатель использует методы первичной диагностики: анкетирование родителей на тему «Мой ребенок», беседа с родителями «Наша семья и ребенок», наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезок времени.
Так, в ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и вечерний отрезок времени воспитатель может обратить внимание на следующие показатели:
- эмоциональный настрой ребенка на общение с взрослым (ребенок встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно);
- эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком (взрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием, раздраженно);
- особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении – сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению;
- особенности воспитательной тактики родителя - при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы;
- типичная позиция, которую занимает каждый в общении - Лидер (указывает, направляет, заставляет, оценивает), Партнер (советуется, сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает), Отстраненный (выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные вопросы) и др.;
- возникающие трудности общения, конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций.
Эти проявления родителя и ребенка могут дать воспитателю общую картину их взаимоотношений, помогут понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы.
Для того, чтобы более глубоко познакомиться с особенностями воспитания и характером взаимоотношений с ребенком в разных семьях, может быть использована методика «Родительское сочинение», в которой воспитатель предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка»
Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», что позволит в дальнейшем наладить более тесный контакт с семьей воспитанника.
Педагогическая поддержка.
Одна из важнейших задач совместной деятельности воспитателя и родителей в младшем дошкольном возрасте - организовать условия для благополучной адаптации малыша в детском саду. В беседах с родителями педагог подчеркивает, что во многом привыкание ребенка к условиям детского сада зависит от организации его жизни в семье (режима, особенностей питания), развития элементарной детской самостоятельности в бытовых процессах.
Для более успешной адаптации воспитатель предлагает такие совместные формы с родителями:
- «Первое знакомство», когда мама вместе с ребенком впервые ненадолго приходит в младшую группу, знакомятся с новым окружением, которое ждет его в детском саду (шкафчиком в раздевалке, интересными игрушками, кроваткой в спальне) пробует проявить себя в интересной для него деятельности: порисовать красками, поиграть с водой и песком, слепить мячик из пластилина.
- «Вместе с мамой бегаем, рисуем, играем» (мама или кто-нибудь из близких малыша принимают участие в совместных играх и других видах деятельности).
- «Делаем рисунок (поделку) в подарок группе».
Для родителей младших дошкольников, которые только поступили в детский сад, особенно важно помочь понять свои возможности как родителя и особенности своего ребенка, узнать какие возможности для развития ребенка есть в дошкольном учреждении.
Для этого педагоги проводят совместный праздник для родителей с детьми «Здравствуй, детский сад!» для вновь поступивших воспитанников. Его цель- эмоциональное сближение всех участников педагогического процесса, общение в неформальной обстановке, развитие интереса родителей к деятельности дошкольного учреждения.
В беседах с воспитателями родители знакомятся с возможными средствами повышения своей психолого-педагогической компетентности - знакомство с материалами информационных бюллетеней и тематических газет, консультации у педагогов и специалистов ДО.
В дальнейшем с помощью информации с родительских уголков, групповых стендов родители они узнают о планируемых мероприятиях и выбирают наиболее значимые и интересные для себя.
Постепенно воспитатель включает родителей в активное сотрудничество с педагогами группы, нацеливает их на совместное развитие ребенка.
Решая задачи развития детской самостоятельности, инициативности родители поддерживают стремление малышей участвовать в элементарной трудовой деятельности (вместе с мамой испечь пирожки, помочь навести порядок в комнате, сделать полку вместе с папой). Воспитатель подчеркивает, что взрослым очень важно поощрять самостоятельность детей, поддерживать попытки ее проявления, хвалить ребенка за помощь и заботу.
Педагогическое образование родителей.
Педагогическое образование родителей младших дошкольников ориентировано на развитие активной, компетентной позиции родителя.
Выбирая направления педагогического образования, воспитатель ориентируется на потребности родителей группы. Анализируя результаты педагогического мониторинга, воспитатель определяет наиболее значимые темы для педагогического образования родителей группы. Например, «Развиваем детскую самостоятельность», «Как научить ребенка играть», «Как организовать семейный досуг». Педагог стремится поддержать активность, заинтересованность родителей, предлагает такие формы встреч как дискуссии, круглые столы, вечера вопросов и ответов, творческие мастерские, тренинги и ролевые игры.
Педагог знакомит родителей с факторами укрепления здоровья детей, обращая особое внимание на их значимость в период адаптации ребенка к детскому саду. Особенно важно вызвать у родителей младших дошкольников интерес к вопросам здоровья дошкольника, желание укреплять его не только медицинскими средствами, но и с помощью правильной организации режима, питания, совместных с родителями физических упражнений (зарядки, подвижных игр), прогулок. В ходе бесед «Почему ребенок плохо адаптируется в детском саду?», «Как уберечь ребенка от простуды?», воспитатель подводит родителей к пониманию того, что основным фактором сохранения здоровья ребенка становится здоровый образ жизни его семьи.
Совместная деятельность педагогов и родителей.
Педагог стремится активно включать родителей в совместную деятельность с их детьми - сюжетные и подвижные игры, совместное рисование, создание педагогами и другими детьми. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком.
Развитию совместного общения взрослых и детей поможет цикл игровых встреч с родителями (родители совместно с детьми играют, рисуют, читают, рассказывают, поют, угощаются сладостями собственного изготовления, играют в подвижные игры).
Сплочению родителей и педагогов будет способствовать совместное с родителями оформление групповых газет, фотоальбомов, создание групповых фотоальбомов. В таком альбоме можно представить кроме фотографий детей, зарисовки родителей, рассказы о детях, о семье, об общих делах и увлечениях.
Участие родителей и детей в различных смотрах-конкурсах поможет педагогу лучше узнать возможности родителей, их таланты: «Визитная карточка осени», «Рождественский подарок», «Мамина фантазия, папины руки - в доме веселье, не бывает скуки» «Игрушки для театра - просто и занятно». Очень важно, чтобы после конкурса были отмечены все его участники
Таким образом, в ходе организации взаимодействия с родителями младших дошкольников воспитатель стремится развивать их интерес к проявлениям своего ребенка, желание познать свои возможности как родителей, включиться в активное сотрудничество с педагогами группы по развитию ребенка.
IIIОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Описание материально-технического обеспечения Программы
Материально-техническое обеспечение МБОУ «ОШ № 9» ДО
- Проигрыватель
- спортивная площадка
- фотоаппарат
- здоровьесберегающие компоненты в образовательном процессе.
Материально-технические условия реализации Программы включают в себя требования:
- определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- к материально-техническому обеспечению программы: учебно - методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Специфику реализации данных требований в ДО представляет предметно - средовая модель, которая включает описание внешних и внутренних условий.
Внешние условия:
МБОУ «Школа № 8» филиал (Детский сад) расположен в гп. Мазульский г. Ачинска. Ул. Просвещения 4.
Внутренние условия ДО подразделяются на кадровые и материально - технические.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения в ДО выполняют информационную, дидактическую, контрольную функции, позволяют педагогу стимулировать учебно-познавательную деятельность воспитанников и управлять ею. Главное дидактическое назначение средств обучения — оптимизировать процесс, обеспечить эффективность усвоения учебного материала детьми с наименьшей затратой сил и времени.
В ДО имеются следующие средства обучения и воспитания:
- дидактические игры и материалы;
- наглядные пособия;
- учебно-методические пособия;
- развивающие игры и игровые пособия;
- конструкторы;
- наборы для детского творчества;
- рабочие тетради на печатной основе;
- магнитные плакаты;
- диагностические материалы и др.
- звуковая аппаратура (аудиотехника): ноутбук, музыкальный центр, магнитолы;
Для всестороннего развития детей в каждой разновозрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны, функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.
3.2. Режим дня
Режим дня соответствует возрастным особенностям воспитанников и действующим санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН).
Режим дня предусматривает следующие компоненты образовательного процесса в течение дня: образовательную деятельность в процессе организации режимных моментов, непосредственно образовательную деятельность, самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьями по реализации образовательной программы, а также присмотр и уход.
При проведении режимных процессов коллектив ДО придерживается следующих правил:
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне и питании).
2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6. Учёт потребностей, индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребёнку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
8. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
9. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
10. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
11. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
12. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
13. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
14. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
15. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Режим дня
в детском саду на холодный период года
Режимные моменты | младшая группа |
Утренний прием, беседы с родителями, игры, общение, самостоятельная деятельность. | 6.30-8.00 |
Утренняя гимнастика. | 8.00-8.10 |
Подготовка к завтраку. Завтрак. | 8.15-8.40 |
Игры. Подготовка к образовательной деятельности. | 8.40-9.00 |
По подгруппам - Организованная совместная образовательная деятельность. - Развивающие игровые ситуации (общая длительность, включая время перерыва) | 9.00-9.15 9.15-9.35 |
Подготовка и выход детей на прогулку, прогулка детей. | 9.35-10.50 |
Возвращение с прогулки. Игры по желанию детей. | 10.55-11.30 |
Подготовка к обеду. Обед. | 11.30-12.00 |
Подготовка ко сну. Дневной сон. | 12.00-15.00 |
Гимнастика после сна. Воздушные, водные процедуры. Игры. | 15.00-15.15 |
Подготовка к полднику. Полдник. | 15.15-15.40 |
Игры, подготовка к занятиям. | 15.40-16.00 |
Занятия | 16.00-16.20 |
Игры, наблюдения. | 16.20-16.40 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.55-17-20 |
Игры. Выход на прогулку. Уход детей домой. | 17.20-18.30 |
Режим дня
в детском саду на теплый период года
Режимные моменты | младшая группа |
Прием детей. Игры. Самостоятельная деятельность. | 6.30-8.00 |
Утренняя гимнастика на улице. | 8.00-8.10 |
Дежурства. Подготовка к завтраку. Завтрак. | 8.10-8.30 |
Игры. Подготовка к прогулке. Выход на прогулку. Наблюдения, совместная, самостоятельная деятельность. Труд на участке. | 8.30-11.10 |
Возвращение с прогулки. Водные процедуры. | 11.10-11.30 |
Подготовка к обеду. Обед. | 11.30-12.00 |
Подготовка ко сну. Дневной сон. | 12.00-15.00 |
Подъем. Гимнастика после сна. Воздушные, водные процедуры. Игры. | 15.00-15.15 |
Полдник. | 15.15-15.30 |
Подготовка к прогулке. Выход на прогулку. Игры. Труд на участке. Наблюдения. Самостоятельная и совместная деятельность. | 15.30-16.45 |
Возвращение с прогулки. Гигиенические процедуры. Подготовка к ужину. Ужин. | 16.45-17.20 |
Игры. Выход на прогулку. Уход детей домой. | 17.20-18.30 |
Таким образом, в разновозрастных группах режим дня един для всех детей, но с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка в него вносятся некоторые изменения в объем нагрузок и продолжительность режимных моментов. Кроме того, предполагается, что вместе с воспитателем в группе постоянно находится младший воспитатель, который участвует в организации режимных процессов, а также занимает вторую подгруппу детей, пока воспитатель занят с первой и наоборот. Помощь младшего воспитателя необходима постоянно, но больше всего в самые напряженные в смешанной группе моменты — при завершении одних процессов и переходе к другим: подготовка к прогулке, выход на участок и возвращение в группу, укладывание детей, проведение закаливающих процедур.
Максимальный допустимый объем недельной образовательной нагрузки не превышает нормы установленной СанПиНом.
Методическое обеспечение программы.
примерная образовательная программа одобрено решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15),
образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. (М.;МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014)
Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду/под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, - М.: изд. дом «Воспитание дошкольника».
Малокомплектный детский сад (старшая разновозрастная группа): Пособие для воспитателя детского cада / В. В. Гербова, А. Н. Давидчук, Т. Н. Доронова и др.; Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1988.
Развивающие игры для малышей/А.С. Галанов-М.: «Аст-пресс».2007
Адаптация детей к условиям ДОУ/Л.В. Белкина-В.:
Образовательная область «Здоровье»
Осокина Т.И. Гимнастика в детском саду/изд. «Просвещение» Москва
Образовательная область «Физическая культура»
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду./М.: Мозаика-синтез 2016
Погодаев Г.И. Физкультура./М.:«Школьная пресса»2003
Хухлаева Г.В. Занятия по физической культуре с детьми в малокомплектном детском саду/М.: «Просвещение»1992
Фролов В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста./М. «Просвещение»
Образовательная область «Социализация»
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010,
Гульянц Э.К. Учим детей мастерить/М.: «Просвещение» Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников./М.: «Творческий центр»2002
Матвейчева Л.А. Игры, развивающие занятия в детском саду./Ярославль «академия развития» Образцова Т.Н. Логические игры для детей /М.: «Лада»2010
Образовательная область «Труд»
Стейнберг М. Мастерим из бумаги./ Таллин
Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами./М.: Мозаика - синтез 2005
Образовательная область «Познание» Продуктивная(конструктивная) деятельность
Формирование элементарных математических представлений
Васильева М.А. Малокомплектный детский сад. Планы занятий./М.: «Просвещение»
Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада /М.: Мозаика - синтез 2008
Пилюгина Э.Г. сенсорные способности малыша./М.:мозаика-синтез2005
Формирование целостной картины мира
Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекта занятий. — М.; Мозаика-Синтез, 2010.
Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста./Москва 2004
Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников./М.:АРКТИ,2004
Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. — М.: Мозаика-Синтез, 2008
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. —М.: Мозаика-Синтез, 2007
Образовательная область «Коммуникация»
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей труппе детского сада. — М.; Мозаика-Синтез, 2010.
Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М.; Мозаика-Синтез. 2005
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников,— М.; Мозаика-Синтез, 2005
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2005
Книги для чтения
Образовательная область «Художественное творчество»
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2008
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Конспекты занятий. — М.: «Просвещение» 1991
Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005
Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем./М.: «Творческий центр.»2000
Соломенникова О.А. Радость творчества./М.: Мозаика - синтез 2005
Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду./М.: «Творческий центр.»2005
Образовательная область «Музыка»
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду./М.: Мозаика-синтез 2005
Зацепина М.Б. Праздники и развлечения в детском саду./М.: Мозаика-синтез 2005
Зацепина М.Б. Дни воинской славы./М.: Мозаика-синтез 2008
Зацепина М.Б. Культурно - досуговая деятельность в детском саду./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Совместной деятельности педагога с детьми разновозрастной группы №4 (от 5-6 лет, от 6-7 лет) (ФГОС ДО)
Составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (М.;МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014)...
Рабочая совместной деятельности педагога с детьми средней группы (от 4 до 5 лет)
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми средней группы (от 4 до 5 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми разновозрастных групп по образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" с с использованием элементов игровой технологии и русского фольклора. Тема: Театрализация "Заюшкина избушка"
Знакомство малышей с русским фольклором, обогащает чувства и речь детей, формируя отношения к окружающему миру , играет неоценимую роль во всестороннем развитии....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ (4-5ЛЕТ)
Рабочая Программа разработана как составляющая часть основной образовательной Программы МБДОУ ДС с. Сергиевское в соответствии с введением в действие федеральных государственных образовательных станда...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ «СОЛНЫШКИ» (ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ«СОЛНЫШКИ» (ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ)...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми разновозрастной (оздоровительной) группы
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми разновозрастной (оздоровительной) группы составлена на основе основной образовательной программыМБДОУ детского сада «Сайзанак&raq...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ «ЧАДУШКИ» (II младшая, средний возраст)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАСОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИРАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ «ЧАДУШКИ»(II младшая, средний возраст)...