Сообщение из опыта работы «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через поисково-исследовательскую деятельность»
методическая разработка (младшая группа)

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через поисково-исследовательскую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №27 г.Лениногорска»

Сообщение из опыта работы

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста

через поисково-исследовательскую деятельность»

Воспитатель:

Гисматова И.С.


Сенсорное воспитание детей раннего возраста через поисково-исследовательскую деятельность (СЛАЙД 1)

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.(СЛАЙД 2)

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира.(СЛАЙД 3)

Особая важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.

Одним из  методов сенсорного воспитания детей раннего возраста  я выбрала поисково-исследовательскую деятельность. Изучаемые предметы и явления дети должны не только наблюдать, но и подвергать их воздействиям, видоизменяя, выделять в них новые свойства и отношения. Знания о том или ином предмете, явлении ребенок должен получать не как голый факт, а как результат, приобретенный в процессе поисков и размышлений.

При организации поисково-исследовательской деятельности моей задачей стало — создание условий для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Изучив методическую литературу по данному вопросу, я приступила к работе.(СЛАЙД 4)

На первом этапе мною был составлен тематический план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач.

Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий и картотека опытов.

Тема: «Вода»(СЛАЙД 7,8,9,10,11,12)

Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Тема: «Песок»(СЛАЙД 13,14,15)

Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

А при другом проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.

Тема: «Воздух»(СЛАЙД  16,17,18)

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.

Тема: «Камни»

На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, бумажные кораблики и камни.

Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

Также проводили занятия с манкой, сравнивали ее с песком, выяснили, что они отличаются друг от друга.(СЛАЙД 19,20)

Из длительных – посадили  с детьми лук и семена овощей и наблюдали за их ростом.(СЛАЙД 21,22,23)

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.

Деятельность коллектива ДОУ по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями, которые являются активными участниками образовательного процесса: проводят игры, совместные прогулки, экскурсии,  участвуют в развлечениях, праздниках, помогают в оснащении уголка по поисково-исследовательской деятельности. Мы провели для родителей целенаправленную работу по сенсорному воспитанию:

  • Подготовили презентацию для родителей на тему: «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»
  • конкурс «Рисуем вместе с мамами и папами»;
  • выставку литературы, игр, пособий по поисково-исследовательской деятельности и  сенсорному развитию детей;
  • практические рекомендации «Игры с песком», «Игровые комплексы для детей раннего возраста», «Пальчиковые игры», «Опыты с детьми дома».
  • консультации «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через поисково-исследовательскую деятельность», «Влияние движений, речи на развитие сенсорного восприятия малышей»

Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.

У них отмечается сознательное отношение к окружающим предметам, к природе, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств, стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие окружающие предметы. Малыши стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

Результативность моей работы по сенсорному воспитанию через поисково-исследовательскую  деятельность:

  • дети проявляют интерес к окружающим предметам и явлениям;
  • дети научились обследовать предметы, называть цвета, сравнивать предметы (большой- маленький);
  • дети с увлечением рассказывают о ходе и результате опытов своим друзьям, родителям, воспитателям, что поспособствует развитию речи Подводя итог своему опыту работы, я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и, направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем и способствуем сенсорному развитию детей.

Список использованной литературы

  1. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников/Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов.- М.:Мозаика-Синтез,2013.
  2. Иванова,А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений/А.И.Иванова.-М.:Сфера,2004.
  3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост.Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова.-Волгоград:Учитель,2013.
  4. Марудова ,Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.
  5. Рахманова, Н.П.,Дыбина,О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников.-М.:ТЦ Сфера,2017.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"

Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....

Из опыта работы (сенсорное воспитание детей раннего возраста)

Сенсорное воспитание детей раннего возраста ( из опыта работы)...

Обобщение опыта работы:"Сенсорное воспитание в раннем возрасте"

Обобщение  опыта работы:«Сенсорное воспитание в раннем возрасте» Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окр...

Обобщение опыта. Тема «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Обобщение опыта по сенсорному развитию детей 1 младшей группы ДОУ....

Выступление из опыта работы «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность средствами устного народного творчества»

Выступление из опыта работы «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность  средствами устного народного творчества»...

Консультация для родителей "сенсорное воспитание детей раннего возраста через игровую деятельность"

Разъяснение молодым родителям какие игрушки нужны детям раннего возраста...

Сообщение из опыта работы. Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с правилами дорожного движения через игру»

Актуальность  данной темы заключается в том, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий является дети. Приводит к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и без...