Значение игр Марии Монтессори в формировании познавательных способностей дошкольников
статья

Клименкова Ольга Михайловна

Развитие ребенка по методике Монтессори дает основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_mantessori.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ИГР МАРИИ МОНТЕССОРИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

   Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно дошкольников. Развивающие игры детей стимулируют работу головного мозга. Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи, социализации, осознания своей личности, эмоциональное благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к обучению. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным, уникальным путем, реализовать свою природу.  Девизом школы Марии Монтессори являются слова «Помоги мне это сделать самому». В возрасте 3-6 лет ребенок, согласно точному образу М. Монтессори, является строителем самого себя. Именно на это время выпадает интенсивность сензитивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного. Причем при благоприятных условиях к концу этого периода, с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир на уровне взрослого. Естественно, что наиболее подходящие условия для развития ребенка в этом возрасте предоставляет развивающая среда, где есть необходимые составляющие: сенсорный, речевой материал, двигательная зона и коллектив детей. Приступая к работе над этой темой, я изучила методику, составила перспективный план и постоянно работаю над совершенствованием образовательной среды группы. В своей работе с детьми я   определила следующие задачи:  закрепить умение  группировать однородные предметы по нескольким признакам,  обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;  совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.  

   Считаю, что успешно решить данные задачи мне помогает методика М. Монтессори. Ребенок учится жить в окружающей его социальной среде, задача педагога – организовать для него возможность проявления навыков и тренировки культурного общения с другими людьми. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно самостоятельных и свободных людей» – говорила Мария Монтессори. Основной ее девиз «Помоги мне это сделать самому». С самого раннего возраста,  благодаря выполнению конкретных упражнений в ребенке развивается  максимальное внутреннее чувство порядка, а порядок для ребенка очень важен,   индивидуализация.    Методика позволяет учитывать психологические особенности каждого ребенка, а также    высокая мотивация  деятельности. Ребенок испытывает удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию. Развивается самостоятельность.  Методика позволяет ребенку с самого раннего детства формировать  высокую  самооценку, учит  действовать независимо от взрослых, формирует гуманное отношение к окружающему.  Система полностью обращена к ребенку, к его творческому мышлению .  Авторитаризм в ней отсутствует как таковой. Очень важное значение М. Монтессори  придавала игровому дидактическому материалу. Требования к нему заключается в том, что он приспособлен к самостоятельной целенаправленной работе ребенка без участия взрослого. Взрослый только однажды, когда ребенок впервые берет материал ,  обеспечивает внутренний контроль. Материал М. Мантессори обеспечивает  эстетичность, изолированность,  соответствие возрастным и индивидуальным особенностям. Обязательна  презентация детям каждого материала. Вот некоторые материалы, которые я использую в своей работе.  Мои дети учатся обращаться с ложкой, щеткой, салфеткой, полотенцем, губкой. Они переливают воду, пересыпают зернышки, застегивают и расстегивают одежду и др. Эти умения приходят к ребятам в результате постоянных упражнений и самостоятельной деятельности. Для каждого упражнения есть свой рабочий материал. Материал содержит возможность самостоятельного контроля над ошибками и исправления их, а также способствует развитию мелкой моторики. Различные материалы с пуговицами. Уборка мусора со стола (корзинка с заранее   подготовленным мусором, совок, щетка, все сложено в общую коробку).

   Упражнения для развития слуха – погремушки с разным наполнителем.   Для развития осязания – шершавые таблички.   Для для развития обоняния – баночки с запахами, для развития стереогностического чувства – геометрические тела. В результате работы с сенсорным материалом,   ребята группы легко приобрели различные понятия и навыки: собирают предметы по принципу увеличения-уменьшения (понятия «большой – средний – маленький», «толстый – тонкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «глубокий – мелкий»); подбирают пары цветов, их оттенки и различают цвета; различают шершавые и гладкие поверхности; различают различные шумы, подбирают пары шумов и звуков; различают предметы: плоский, объемный; различают и называют объемные тела и плоские фигуры; различают горячий – теплый – холодный, сладкий – кислый – горький – соленый; успешно работают кистью и красками, пластилином. В системе Монтессори свобода сочетается с дисциплиной это важный момент в нравственном воспитании детей. Для детей дошкольного возраста это очень важно, именно в этом возрасте закладываются основы положительного общения с взрослыми и сверстниками , умение уступать, договариваться; положительные привычки :умение благодарить, чистить зубки, мыть руки перед едой, соответствующее поведение за столом, в раздевалке ; овладевают предметной и игровой деятельностью :бережное отношение к вещам, игрушкам, у каждой вещи есть свое место; поработал, убери материал на своё место. Развитие ребенка по методике Монтессори дает основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: «Формирование познавательной способности дошкольников по средствам обучения счету»

В детском саду в утреннее и ве­чернее время можно проводить игры математического содержания....

Значение воображения в развитии познавательных способностей дошкольников

Значение воображения в развитии познавательных способностей детей  Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки име...

Значение устного народного творчества в развитии речи и познавательных способностей дошкольника.

Материал обращает внимание родителей и педагогов на актуальность духовно-нравственного воспитания в наши дни, роль устного народного творчества в развитии речи и познавательных способностей ребёнка....

Использование материала Марии Монтессори при формировании математических представлений у старших дошкольников

Статья разработана совместно с воспитателем  Полиной Алексеевной Локтевой....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА МАРИИ МОНТЕССОРИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья на тему: "Использование материала Марии Монтессори при формировании математических представлений у старших дошкольников" Статья разработанна совместно с Фоминовой Екате...

Консультация для родителей "Значение дидактических игр в развитии познавательных способностей дошкольников"

Игра – это жизненная лаборатория детства,дающая тот аромат, ту атмосферу молодойжизни, без которой, эта пора ее была быбесполезна для человечества.В игре, этой специальной обработкежизненного ма...