Творческий проект.
методическая разработка

Агабалаева Зарбаф Абдуллаевна

Предметно-пространственная среда по экспериментированию ранний возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agabalaeva_z.a._proekt.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 90 Петроградского района Санкт-Петербурга

Творческий проект

«Проектирование предметно-развивающей среды

в группе раннего возраста по экспериментированию

для реализации образовательной программы ДОО»

 

Автор проекта:  Агабалаева З.А.

                                            Воспитатель ГБДОУ детский сад №90 Петроградского района СПб

г. Санкт-Петербург, 2019

«Проектирование предметно-развивающей среды

в группе раннего возраста по экспериментированию

для реализации образовательной программы ДОО»

                                                                           

Паспорт проекта

Тип проекта

Педагогический проект по проектированию предметно-развивающей среды в группе раннего возраста по экспериментированию.

Разработчик проекта

Агабалаева Зарбаф Абдуллаевна, воспитатель группы раннего возраста

Участники проекта

Воспитатель, дети 2-3 лет, родители.

Сроки реализации проекта

9 месяцев, с сентября по май.

Основания для разработки проекта

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ».

2.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).

4. Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

4. Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ «Детский сад №90» Петроградского района.

5. Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста Агабалаевой З.А.

Цель проекта

 Создать условия для организации эффективной развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для ознакомления детей с окружающим миром в процессе экспериментирования.

Задачи проекта

 

По проектированию РППС:

  1. Привести в соответствие с требованиями ФГОС материально-техническую и учебно-методическую базу группы по экспериментированию.
  2. Организовать комплекс педагогических мероприятий, направленных на совершенствование РППС.
  3. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам обогащения РППС для проведения экспериментальной деятельности с детьми.

По обучению и развитию детей:

  1. Сформировать у детей обобщенные способы экспериментирования с разными предметами и объектами окружающего мира.
  2. Сформировать элементарные представления о предметах и объектах, их свойствах и применении в практической жизни.
  3. Сформировать предметные действия.
  4. Развить основы сенсорного восприятия.
  5. Активизировать речь воспитанников в процессе проведения элементарных опытов и наблюдений.

Этапы проведения проекта

I этап.  Подготовительный

(сентябрь - октябрь)

Цель: Создание условий для реализации проекта, включающие методическое, материально-техническое обеспечение, взаимодействие с родителями по организации РППС.

II этап. Практический 

(ноябрь - апрель)

Цель: Обогащение сенсорного, познавательного и эмоционального опыта детей раннего возраста посредством экспериментирования с различными предметами и объектами, их свойствами.

III этап. Заключительный

(май)

Цель: Обобщение итогов и представление продуктов проекта.

Планируемые результаты проекта

Для детей:

  1. У ребенка сформированы элементарные познавательно-исследовательские действия.
  2. Имеет начальные представления об объектах окружающего: форме, цвете, размере, материале.
  3. Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые способы в процессе экспериментальной деятельности.
  4. С желанием и интересом принимает участие в опытах и экспериментах.

Для педагога:

  1. Приведено в соответствии с требованиями ФГОС материально-техническое и учебно-методическое обеспечение группы по экспериментированию.
  2. Организованы педагогические мероприятия, направленные на совершенствование РППС.
  3. Организовано взаимодействие с родителями по обогащению РППС для проведения экспериментальной деятельности с детьми.

Для родителей:

  1. Приобретены практические знания по организации предметно-пространственной среды для экспериментальной деятельности с ребенком раннего возраста.
  2. Развито желание и интерес участвовать в познавательном развитии своего ребенка.

3. Установлено единство с педагогами группы в вопросах воспитания и обучения ребенка.

Продукты проекта

1. Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста по экспериментированию».

2. Оформление фотовыставки «Юные исследователи».

3. Оформление портфолио «Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста».

Актуальность

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является задача «формирования познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (Раздел II, п. 2.6.).

Для детей раннего возраста наиболее эффективно решить эту задачу можно посредством экспериментирования. 

Именно в процессе познавательных и исследовательских действий, которые осуществляются в процессе экспериментирования, ребенок получает возможность познать окружающий мир, получить представления о предметах и явлениях. У него активизируются мыслительные процессы, развивается элементарная способность анализировать, выявлять простейшие зависимости и причинно-следственные связи.

Благодаря этой деятельности развиваются такие важные для ребенка качества как самостоятельность и инициатива, потому что главными критериями экспериментов являются новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Однако, для конструктивного взаимодействия с детьми по экспериментированию и для совершенствования образовательного процесса по познавательному развитию малышей необходима соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) способствует всестороннему развитию детей, проявлению их индивидуальных способностей, обеспечивает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования. РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую и стимулирующую функции.

ФГОС дошкольного образования обозначил конкретные требования к созданию РППС. Она должна обеспечивать:

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

- реализацию различных образовательных программ;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет возрастных особенностей детей.

Анализ предметно-пространственной среды в группе по экспериментальной деятельности позволил выявить некоторые проблемы:

  1. Недостаточное количество соответствующего оборудования для проведения экспериментов и опытов.
  2. Недостаточная обеспеченность основной образовательной программы пакетом методических и практических материалов, которые бы гарантировали высокое качество образовательного процесса по экспериментальной деятельности.
  3. Содержание развивающей предметно-пространственной среды в группе недостаточно отвечает потребностям современных детей и их возрастным особенностям.

В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на предметно-пространственную среду группы с точки зрения ее насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности для экспериментирования.

Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости качественного проектирования РППС для экспериментальной деятельности и определяется той огромной ролью, которую она играет в формировании сенсорного, познавательного и эмоционального опыта детей раннего возраста.

Учитывая актуальность данного направления, был разработан педагогический проект «Проектирование предметно-развивающей среды в группе раннего возраста по экспериментированию для реализации образовательной программы ДОО»

Цель и задачи проекта

Цель: создать условия для организации эффективной развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для ознакомления детей с окружающим миром в процессе экспериментирования.

Задачи:

По проектированию РППС:

  1. Привести в соответствие с требованиями ФГОС материально-техническую и учебно-методическую базу группы по экспериментированию.
  2. Организовать комплекс педагогических мероприятий, направленных на совершенствование РППС.
  3. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам обогащения РППС для проведения экспериментальной деятельности с детьми.

По обучению и развитию детей:

  1. Сформировать у детей обобщенные способы экспериментирования с разными предметами и объектами окружающего мира.
  2. Сформировать элементарные представления о предметах и объектах, их свойствах и применении в практической жизни.
  3. Сформировать предметные действия.
  4. Развить основы сенсорного восприятия.
  5. Активизировать речь воспитанников в процессе проведения элементарных опытов и наблюдений.

Этапы реализации проекта

Этап

Срок

Содержание

I этап. Подготовительный

 Цель: Создать условия для реализации проекта, включающие методическое, материально-техническое обеспечение, взаимодействие с родителями по организации РППС.

Сентябрь - октябрь

  1. Изучение методической литературы по теме проекта.
  2. Составление плана работы с детьми по экспериментированию.
  3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.
  4. Вовлечение родителей в образовательный процесс по организации РППС.

II этап. Практический 

Цель: Обогащение сенсорного, познавательного и эмоционального опыта детей раннего возраста посредством экспериментирования с различными предметами и объектами, их свойствами.

Ноябрь - апрель

  1. Организация в группе познавательно-исследовательского Центра «Волшебная лаборатория».
  2. Реализация комплекса опытов, исследований и наблюдений с детьми по ознакомлению в окружающим миром.

III этап. Заключительный

Цель: Обобщение итогов и представление продуктов проекта.

Май

  1. Анкетирование среди родителей.
  2. Анализ реализации этапов проекта.
  3. Мониторинг развивающей предметно-пространственной среды в группе по экспериментированию.
  4. Представление продуктов проекта.
  5. Популяризация опыта работы перед родителями и педагогическим сообществом.

Планирование деятельности

Организационный этап (предварительная работа)

Сентябрь – октябрь

Мероприятия этапа

1.

Изучение методической литературы по теме проекта.

2.

Составление плана работы с детьми по экспериментированию.

3.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Основное оборудование познавательно-исследовательского Центра «Волшебная лаборатория».:

- приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т.д.;

- утилизированный материал: пробки; разные виды бумаги;

- красители: гуашь, акварельные краски;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мыльные пузыри, целлофановые пакеты, коктейльные трубочки, резиновые и надувные игрушки, шампунь, пластиковые и стеклянные бутылки с узким горлышком разного размера, салфетки, султанчики, воронки.

4.

Разработка методических и дидактических материалов:

- картотека опытов «Экспериментирование с водой»;

- картотека опытов ««Экспериментирование с магнитом»;

- картотека опытов «Экспериментирование с песком, глиной, камнями»;

- картотека опытов «Экспериментирование с материалами»;

- сенсорные игры «Волшебная коробочка», «Разноцветные шумелки», «Пересыпалки», «Застёжки», «Определи по запаху», «Определи на ощупь» и др.;

- дидактические игры и игровые упражнения «Превращения бумаги», «Подарки от курочки Рябы», «Волшебная рукавичка», «Составь растение», «Цветные шарики», «Найди домик»;

- конспекты НОД «Мыльные пузыри», «Путешествие холодной и горячей капельки», «Чудесный мешочек», «Губка Боб», «Знакомство со снегом».

5.

Разработка плана совместных мероприятий с родителями.

Проведение консультаций для родителей:

- «Реализация образовательного потенциала группы по познавательному развитию детей в процессе экспериментирования»;

- «Как проводить опыты в домашних условиях».

Привлечение родителей к изготовлению, сбору оборудования и пособий для познавательно-исследовательского Центра «Волшебная лаборатория».

Практический этап

Ноябрь – апрель

Перспективно-тематическое планирование II этапа

Ноябрь

Тема экспериментирования

Задачи

1.

Водичка, водичка, умой моё личико

Познакомить с основными свойствами воды (бесцветная, прозрачная, без запаха, вкуса)

2.

Не утонет в речке мяч

Дать представление о тонущих и не тонущих материалах.

3.

Как на тоненький ледок

Дать представления о различных состояниях воды (жидкость и лед), их возможных взаимных переходах.

Познакомить с информацией, что в вода бывает разной температуры.

4.

Разноцветные капельки

Показать детям, что вода может иметь цвет. С помощью пипетки или кисточки подкрашивать воду для получения разных цветов.

Пополнить РППС необходимым оборудованием:

Емкости разного размера, мерные стаканчики, мерные ложки, лейки, формочки, вода, трубочки, мыло, воронки, кораблик, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы), краски, сито нескольких размеров, формочки для льда, термометр, картинки по теме, соль, сахар, мука, крахмал, губки, тряпочки.

Декабрь

Тема экспериментирования

Задачи

1.

Песочная страна

Расширить знания детей о свойствах сухого песка (сыпучесть, рыхлость) и мокрого (способность хорошо держать форму)

2.

Сюрприз для матрешки (рисование цветным песком)

Продолжать обогащать знания о свойствах сухого песка

3.

Пластилин. Какой он?

Закрепить знания детей о пластилине. Выявить свойства пластилина.

4.

Песок и пластилин – наши помощники

Уточнить представления о свойствах песка и пластилина, определить отличия

Пополнить РППС необходимым оборудованием:

Сухой, чистый песок; пластилин; большой, плоский лоток, маленькие лотки, тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из пластилина,

мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки,

банка, карандаш, лопатки, совочки, ведерки, грабельки.

Январь

Тема экспериментирования

Задачи

1.

Бумажная страна

Опытным путем дать представление о свойствах бумаги

2.

Превращения бумаги

Обогатить знания детей об использовании бумаги

3.

Наряды для куклы Тани

Познакомить с разными видами тканей, побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года

4.

Мир бумаги и мир ткани

Формировать умение детей сравнивать ткань и бумагу, самостоятельно делать выводы

Пополнить РППС необходимым оборудованием:  

Листы бумаги разного вида (салфетки, картон, др.), образцы тканей, тарелки с водой, пипетки, лупы, одежда, изделия из бумаги, картинки по теме.

Февраль

Тема экспериментирования

Задачи

1.

В мастерской у папы Карло

Формировать умение определять существенные признаки и свойства дерева (структуру, твёрдость, не тонет, тяжелое и т. д.).

Установление причинно-следственных связей между свойствами материала и способом его использования.

2.

Путешествие в стеклянный город

Дать представления о свойствах и применении стекла

3.

В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

4.

Пластмассовые игрушки

Знакомить детей с предметами, изготовленными из пластмассы.

Пополнить РППС необходимым оборудованием:  

Кора разных деревьев, спилы дерева, деревянные предметы, емкости с водой.

Наглядный материал: ваза для цветов, стаканы стеклянные, конфетница, чайные чашки из стекла, елочные игрушки, бутылочка, баночки из-под духов, стеклянные бусинки и т.д.

Пластмассовые игрушки, стаканчики, трубочки, емкости с водой, лупа

Март

Тема экспериментирования

Задачи

1.

В мире резины

Знакомить со свойствами и качествами предметов из резины, помочь выявить свойства резины – растягивается, эластичная, упругая, водонепроницаемая.

2.

Мой веселый звонкий мяч

Знакомить детей с предметами, изготовленными из резины.

3.

Волшебная рукавичка

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить магнетические предметы от немагнетических, используя магнит

4.

Притягивает - не притягивает

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит

Пополнить РППС необходимым оборудованием:  

Тонкие и толстые полоски резины, резиновые шарики и перчатки, тазики с водой, резиновые игрушки.

Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы, варежки с магнитом, иллюстрации по теме.

Апрель

Тема экспериментирования

Задачи

1.

Как вытащить ключик, не замочив рук

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Развивать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею

2.

Предметы из металла

Формировать умение узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства

3.

Чудесный мешочек

Развивать тактильную чувствительность.

Закреплять умение детей узнавать предметы, называть их свойства.

4.

Наведи порядок в сундучке (Итоговое занятие)

Уточнять и продолжать закреплять знания детей о свойствах предметов.

Пополнить РППС необходимым оборудованием:  

Магниты разных размеров, металлические предметы, емкости с водой.

Разноцветные мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы (кубики, пластины, шарики, игрушки).

III этап. Заключительный

Мероприятия этапа

1.

Анкетирование среди родителей (выявление уровня удовлетворенности родителей совместным проектированием РППС по экспериментированию).

2.

Анализ реализации этапов проекта.

3.

Мониторинг развивающей предметно-пространственной среды в группе по экспериментированию.

Критерии:

1) Насыщенность среды.
2) Трансформируемость пространства.
3) Полифункциональность материалов.
4) Вариативность среды.
5) Доступность среды.
6) Безопасность предметно-пространственной среды.

4.

Представление продуктов проекта:

1. Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста по экспериментированию».

2. Оформление фотовыставки «Юные исследователи».

3. Оформление портфолио «Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста».

5.

Популяризация опыта работы перед родителями и педагогическим сообществом:

- выступление «Познавательное развитие детей раннего возраста посредством наблюдений и экспериментов»;

- публикации «Формы и методы опытнической деятельности с детьми раннего возраста», «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста на основе экспериментальной деятельности».

Литература

  1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В.  Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. – М.: Озон, 2011.
  2. Волохова Н.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО (+CD) – Волгоград: Учитель, 2016.
  3.  Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.
  4. Ефанова З.А.  Познание предметного мира. Комплексные занятия. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград, Учитель, 2016.
  5. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.
  6. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф. и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. – М.: ФИРО, 2014.
  7. Киреева Л.Г.  Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.
  8. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
  9. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
  10. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. Методические рекомендации. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
  11. Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина»  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, позн...

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

Творческий проект: «Развитие творческих способностей детей посредством танца»

1. Технологическая карта проекта2. Приложение 1 разминки по проекту3. Приложение 2 коммуникативные игры и танцы4. Приложение 3 ориентировка в пространстве5. Приложение 4 игры импровизации 6. Прил...

Творческий проект "Логоритмика как средство развития музыкальных способностей и творческого начала детей раннего возраста"

Цель: развитие свободной, творческой личности ребенка, которая определятся задачами развития по музыкальному воспитанию и задачами исследовательской деятельности детей.Задачи проекта: Стимулировать эм...

Творческий проект «Осень золотая». Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий

Актуальность: Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательн...

Творческий проект «Зимняя сказка»; Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий.

Актуальность: Новый год самый удивительный, сказочный, волшебный праздник, дети ждут его каждый год с большим нетерпением. Можно помочь детям создать своими руками волшебство и сказку с помощью рук, ф...