Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность, как метод воспитания детей»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка
на тему:
«Проектная деятельность, как метод воспитания детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vosp._semya.docx | 49.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №41»
Методическая разработка
на тему:
«Проектная деятельность, как метод воспитания детей»
Разработала воспитатель:
Солопова Ирина Викторовна
высшая квалификационная категория
г. Рязань
«Есть лишь одна проблема - одна
единственная в мире - вернуть
людям духовное содержание».
А. де Сент-Экзюпери
За последнее время, вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения.
Поэтому одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод тематических воспитательных проектов.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.
Семейное воспитание - это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей. Интересы общества и семьи совпадают.
Семья – самый первый и самый важный коллектив, в который ребенок попадает сразу после появления на свет. Именно в семье он получает первоначальные навыки, привычки, черты характера, которые остаются у него на всю жизнь и влияют на его судьбу. То, что приобретено в раннем детстве, изменить очень трудно. Почему? А потому что в семье человек растет и находится как минимум до16 – 25 лет. В окружении членов семьи ребенок растет, ходит в школу, получает образование. В семье у него идет формирование личности! И с каким багажом за плечами человек вступает во взрослую жизнь, зависит от того, что вложила в него семья.
Только взрослые члены семьи могут научить ребенка любить, заботиться о близких, привить трудолюбие, навыки самообслуживания,
развить у ребенка активность, лидерские качества, способность проявлять инициативу, самодисциплину, способность сопереживать и, при необходимос-ти, проявлять твердость и настойчивость и многие другие, нужные и полезные в жизни качества характера и души.
Почему семья, часто, не может дать детям всего вышеперечисленного?
Дело в том, что семья может заложить в ребенка только то, что имеет сама. Полезные навыки, полезные традиции, полезные привычки – если семья этого ребенку не дала, то, скорее, она выступит в качестве отрицательного фактора, и у ребенка будет трудная судьба.
Порочный круг заключается в том, что и родители, и бабушки с дедушками вышли из своих семей и вынесли оттуда все, что успела вложить в них их семья, где они родились и выросли. Весь этот багаж, плюс жизненный опыт, они передали своим детям, а дети – внукам.
Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях - это безусловно определяет достаточную новизну, исследуемого мною метода воспитания.
Метод изучения генеалогического древа актуален и очень эффективен.
- Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.
- Во-вторых, данный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но так же охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи.
Родословная – это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.
Генеалогическое древо – это перевёрнутая таблица нисходящей родословной, чаще всего мужской. Она действительно напоминает разветвлённое дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков – на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках.
Так же существуют следующие термины:
- родословная – история семьи, рассказ о своей семье, своём роде, своих предках;
- род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того общего предка;
- предки – люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения;
- поколение – люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста;
- обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции;
- традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
Как создать яркий образ родословной.
Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения.
Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали.
В моей работе я постаралась раскрыть суть данного метода с помощью проектной деятельности. В начале работы над проектом я выдвинула гипотезу о том, что метод изучения ребенком генеалогического древа своей семьи, является одним из наиболее эффективных методов нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Для доказательства гипотезы исследования сути данного метода, определила цели и задачи, которые ставила перед ребенком, нашла способы решения этих задач.
Цель исследования состоит в восстановлении прошлого семьи, в изображении жизненного пути семейных поколений, связанных линиями происхождения по прямому родству.
Основу данного метода определяет укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения.
Задачи, которые я поставила перед собой в работе с воспитанниками:
- Развивать интерес к своим близким, друзьям.
- Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
- Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.
- Обратить внимание на внешние признаки сходства и различия детей, содействовать половой идентификации.
Для решения этих задач с детьми проводила такие мероприятия, как:
- «Моя семья»
Рассматривание фотографий. Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, брат, сестра. Папа и дедушка - мужчины, брат - мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка - женщины, сестра - девочка; они носят женские имена. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают.
Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире) – тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах.
2. «Мой младший брат, сестра»
Рассматривание фотографий, внешние сходства и различия детей, их братьев и сестер. Рассказы детей о своем отношении к младшим.
…И наступил, наконец, тот прекрасный день, когда сведения о предках собраны. Не все, так немалая часть. Дотошно опрошены родственники, тщательно изучены документы семейного и государственного архивов. Кажется, пора представлять результаты поисковой деятельности ближним и дальним.
Народная мудрость гласит: "Без корня и полынь не растет", поэтому трудно переоценить важность практической работы по сбору материалов о родословной семьи.
3. «Составление генеалогического древа».
Самая эффектная форма представления – это родословное древо. Наглядно, доступно – информация легко считывается.
4. «Каким я был, каким я стану»
Рассматривание с детьми семейного альбома. Беседы по его созданию.
Так у меня появилась идея создания родового древа семьи каждого ребёнка. Свою работу начинала с того, что спросила у детей, как их называют в семье, как они называют маму, бабушку, папу, дедушку, других членов семьи. Предлагала рассказать о каком-нибудь одном члене семьи (по выбору и желанию ребенка).
В ходе беседы подводила ребёнка к обобщению: семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья нужна каждому человеку. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькой: например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это настоящая семья.
Также предлагала детям перечислить, какие добрые дела делают их родные, и какие они сами могут делать дома, чем умеют порадовать близких. В ходе бесед дети довольно быстро осваивали представление о своей социальной роли в семье.
И, конечно, я применяла демонстрационный материал. Это различные интерпритации генеалогического древа, где видны корни, ствол, ветки. Я рассказала, что это схема семейных связей, в ходе беседы дети самостоятельно пришли к выводу о том, что фотографии не всех, а только самых близких родственников, возможно разместить на древе. Более глубокие корни можно обозначить просто именами и фамилиями, расспросив родителей о своих прапрадедах, (см. приложение)
Работу с детьми я начала с оклеивания цветной бумагой и салфетками шаблонов деревьев. Над каждым из них работали все вместе: я, дети и родители. Затем, когда деревья были готовы, дети расположили и наклеили на них фотографии родных. Свои деревья дети бережно хранят дома. Они с гордостью демонстрируют их и с уважением рассказывают о близких людях сверстникам, родственникам. А самое главное, совместная деятельность служит формированием взаимопонимания между родителями и детьми. Недаром говорят:
«Счастье - это когда тебя понимают».
В настоящее время уже бывшие выпускники детского сада, учащиеся начальной школы, с удовольствием приносят собственные генеалогические деревья в класс и с большой гордостью делятся знаниями о своем роде перед учителем и одноклассниками. Так одно из деревьев находится в 4 Б классе школы № 73 г.Рязани.
Наиболее распространенная форма работы с родителями это – «записки о жизни» - ведение дневниковых записей. Многие мои выпускники и сейчас продолжают эту традицию русской интеллигенции, хотя, конечно, в большинстве своём она утрачена или носит отрывочный характер. Разумеется, большинство людей, которые вели дневники, писали их не с целью оставить для потомков сведения о себе. Здесь цели преследовались иные: желание закрепить документально уходящий день или проследить свой путь к той или иной цели. Именно поэтому мы любим листать старые альбомы, любоваться старыми, принадлежавшими нашим предкам вещами, заглядывать в приоткрывающийся иногда бабушкин сундук или сервант.
В родовых вещах, в родовом предании заложен дух семьи.
Вот такие деревья мы сделали вместе с детьми. (см. приложение)
Затем дети рассказывали о своих родных. Всем было очень интересно!
Семья — это папа и мама мои,
Семья — это мой, братишка родной,
Семья — это бабушки две дорогие,
Семья — и сестренки мои озорные.
Семья — это крестная, тети и дяди,
Семья — это елка в красивом наряде.
Семья — это праздник за круглым столом,
Семья — это счастье, семья — это дом.
Составив свою родословную, сделав генеалогическое древо, затем с детьми продолжила работу в таком направлении. Было дано задание на дом придумать свой фамильный герб и девиз семьи. В результате вышло следующее: на поле щита рисовали то, что больше всего подходило к их семье. Кто-то изображал свои увлечения, а кто-то семейные профессии, передаваемые из поколения в поколение. Все владельцы герба имели фамильные девизы. Найти подходящий девиз помогли пословицы: "Век живи - век учись", "Терпение и труд все перетрут", "Под лежачий камень и вода не течет" и др. (см. приложение)
Итак, положив начало семейной летописи, восстановив, насколько возможно, свою родословную и даже придумав свой герб и девиз, дети осознали, что своей жизнью они обязаны многим поколениям своей семьи. Человек в этом мире не одинок и должен дорожить всеми своими родственниками.
Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И я воспользовалась этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи.
Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей. Такую работу с родителями и детьми я провожу в рамках кружка, который называется «В гостях у Хозяюшки».
Изучив многие программы, я пришла к выводу, что необходимо более глубоко остановиться на проблеме, изучения истории рода, так как проблема эта стоит особенно остро, малыши не должны вырасти в «Иванов, не помнящих родства».
Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность нас педагогов.
Тщательно подобрав педагогическую и детскую литературу, я составила картотеки пословиц и поговорок о бабушках и дедушках («Книга мудрости»), изготовила памятки для бабушек и дедушек, побуждающих их к взаимодействию с внуками. Играю с детьми в речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке». Провожу совместную деятельность детей и родителей. Устраиваю досуги «Бабушкин сундучок», «Посиделки в русской избе» и др..
Получила следующие результаты:
- Уважение и почитание воспитанниками людей старшего поколения;
- Укрепление семейных традиций, духовное общение детей с пожилыми людьми, которые и определяют в конечном итоге эффективность метода.
Результатом моей работы с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны.
Проведя данное исследование, я подробно проанализировала методы нравственно-патриотического воспитания. Таким образом была подтверждена выдвинутая в начале работы гипотеза о том, что метод изучения ребенком генеалогического древа своей семьи, является одним из наиболее эффективных методов нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Дети узнали прошлое своей семьи, изобразили связь поколений с помощью генеалогического древа, осознали значимость родственных связей в жизни каждого человека. Цель исследования успешно достигнута.
Конспект итоговой образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста « Родословное древо моей семьи».
Цель:
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.
Задачи:
Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях, о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Предварительная работа: Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тетя, дочь, сын, внук, племянник, племянница, муж, жена), ласковых, уважительных старинных форм терминов родства, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).
Ход:
Воспитатель. Здравствуйте гости и дети! Ребята, мы с вами много говорили о семье. Скажите, что такое семья?
Дети: Семья - это люди, которые любят друг друга, семья – это когда заботятся друг о друге, семья – это когда помогают друг другу, семья – это когда жалеют друг друга, сочувствуют друг другу, семья – это когда относятся друг к другу уважительно, семья – это когда говорят друг с другом ласково.
Реб-к: Семья – это радость, тепло и уют Семья – это дом, где тебя всегда ждут.
Воспитатель: Правильно. Мы знаем, что у каждой семьи есть своя история. И эта семейная история называется – родословная. Кто хочет рассказать историю своей семьи.
Дети рассказывают родословную своей семьи.
Воспитатель. В одном из рассказов я услышала интересные слова: рушник, прялка и т.д. А что это такое вы знаете?
Дети. Мы не знаем.
Воспитатель. А хотите посмотреть, как жили в старину, во времена ваших прабабушек и прадедушек, сто лет тому назад. Дети. Да!
Воспитатель. С помощью волшебных ворот мы с вами отправимся в эти времена. А теперь закройте глаза, я говорю волшебные слова и мы отправляемся в прошлое. Раз, два, три, волшебные ворота отворись.
Звучит музыка. Ворота открываются.
Воспитатель. Открывайте глаза, ворота открылись. Мы попали в прошлое, сто лет тому назад. Давайте зайдем в гости.
Воспитатель. Здравствуйте, хозяева! Можно к вам.
Реб-к из рус.избы. Здравствуйте! Проходите гости дорогие! Ведь для дорогих гостей и ворота настежь! Дорогие гости, будьте как дома! Проходите в горницу. Мы рады гостям, как добрым вестям.
Воспитатель. Спасибо. Ой, к вам уже гости пришли.
Реб-к из рус. избы. Да, это к нам соседи пришли. Они наши друзья. Зачем к нам пожаловали?
Реб-к . Да вот хотим посмотреть как вы живете.
Реб-к из рус. избы. Живем хорошо. Наш уют домашний каждому виден. В тесноте, быть может, да не в обиде!
Реб-к. Расскажите нам о своей семье.
Реб-к из рус. избы. Наша семья большая. Мы живем с батюшкой, его зовут Матвей Иванович, и матушкой, Дарья Петровна, с братьями и сестрами. Я старшая, Марья, это сестра моя младшая Настенька, и братишка Данила. Батюшка у нас кузнечных дел мастер. Его этому мастерству его отец научил. А нашего отца, наш дедушка. А нашего дедушку его дедушка. Так это дело и переходило из поколения в поколение. Поэтому весь наш род называется - род Кузнецовых.
Реб-к. А вы любите своих родителей?
Реб-к из рус. избы. Любим и уважаем своих родителей, потому что ведь золото, серебро не стареет, а отец и мать цены не имеют. Нет такого дружка, как родная матушка. И как говорит наша матушка: «Когда вся семья вместе и душа на месте».
Реб-к. А где же ваши родители?
Реб-к из рус. избы. Матушка с батюшкой уехали на ярмарку за покупками, А нас дома оставили за хозяйством присматривать. Нам надо в избе убрать, обед приготовить, скотину накормить, двор убрать дел у нас много.
Реб-к. Какие вы молодцы. И одежда, у вас какая красивая.
Реб-к из рус. избы. Это мы с матушкой сами сшили. Батюшке с братьями рубахи – косоворотки и штаны шаровары. А себе сарафаны, да сорочки.
Реб-к. А кто же вышивает такие узоры на одежде?
Реб-к из рус. избы. Так мы и вышиваем. Еще мы вышиваем рушники.
Реб-к. Покажите нам, пожалуйста, эти рушники.
Реб-к из рус. избы. Вот они, эти полотенца.
Реб-к.. Так вот, что такое рушник. А вы пряжу прядете?
Реб-к из рус. избы. А как же. А потом из неё носки вяжем.
Реб-к... А что это у вас на ногах?
Реб-к из рус. избы .Онучи и сверху одеваем лапти. Наш дедушка много нам лыковых лаптей наплел. И братишку этому мастерству учит.
Реб-к. А, чем это у вас так вкусно пахнет?
Реб-к из рус. избы. А это мы обед приготовили. Присаживайтесь к столу, гости дорогие. Угощайтесь! Щи да каша пища наша. Всем, чем богаты, тем и рады. Ведь изба любая, знаете сами, не красна углами, а красна пирогами.
Дети угощают пирогами
Реб-к. Как вкусно. А где вы это все приготовили?
Реб-к из рус. избы. Угадайте загадку.
Зимой много ест,
Летом много спит,
Тело теплое, крови нет,
Сесть на нее сядешь,
А не везет.
Внутри огонь горит,
Из трубы дым валит,
Кашу варит, блины жарит.
Что это?
Реб-к .Мы не знаем.
Реб-к из рус. избы .Так это печка. Ведь печка наша помощница. Без печи нет жизни в избе. В чугунке варим, а ухватом достаем.
Реб-к. А что же весь день в работе, даже не отдыхаете?
Реб-к из рус. избы. Почему же мы отдыхаем. Сделай дело и гуляй смело. А еще мы любим хороводы водить и в игры играть. Хотите поиграть с нами.
Дети: Да!
Проводится игра «Горелки»
Воспитатель. Спасибо, вам за интересные рассказ. Мы многое посмотрели, многое узнали.
Мама: Мы хотим вам подарить чудо-дерево, чтобы помнили о нас, и знали историю своих предков.
Воспитатель. Спасибо, вам за подарок. А нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, волшебные ворота затворись.
Воспитатель. Вам понравилось путешествие в прошлое.
Дети. Да.
Воспитатель. А чем понравилось?
(Дети делятся впечатлениями).
Воспитатель. А давайте украсим наш подарок чудо-дерево ленточками. Каждая ленточка – это член вашей семьи. Красная – мама. Синяя – папа, сиреневая – дедушка, оранжевая – бабушка, желтая – дети.
(Дети завязывают ленточки на дереве).
Звучит песня «Моя Родина»
Конспект образовательной области: «Познавательное развитие» и образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
в подготовительной группе "Моя семья"
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
- Коррекционно-развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Ход:
Организационный момент.
"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся ."
Объявление темы.
- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.
- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).
- А что написано о семье в словаре Ожегова? ( Чтение определения семьи в словаре).
- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
Вводная беседа.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
Развитие лексико-грамматических категорий.
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
Дидактическая игра "Подбери признаки"
- А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:
Составление генеалогического древа.
- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.
Справа папа, слева мама
В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья )
- Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)
- А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)
- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.
Физминутка: "Семейная зарядка".
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Рассказы детей о членах семьи.
Мама.
Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)
(Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)
Папа.
Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!
(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).
Бабушка.
Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)
(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).
Дедушка.
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)
(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).
Младший брат.
Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу - и брат сидит,
Я бегу - и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)
(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).
Пальчиковая гимнастика.
Игровое упражнение "Кто пришёл?"
Кто пришёл?
Мы - мы - мы,
Папа, папа, это ты?
Да - да - да,
Мама, мама, это ты?
Да - да - да,
Братец, братец, это ты?
Да -да - да,
Ах, сестрица, это ты?
Да - да - да,
Все мы вместе?
Да - да - да.
Вы дома, вместе со своими родителями придумали и изобразили герб своей семьи. Давайте на них посмотрим. (Рассматривание семейных гербов и рассказы детей о них).
"Детский сад - моя вторая семья".
- Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.
- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).
- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас ).
- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).
- А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей).
Итог занятия.
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела образовательной программы ТЕМА: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом».
Методическая разработка раздела прграммы создана на базе программы воспитания и обучения под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, которая используется мной в работе....
Методическая разработка по музыке на тему: "Музыкальное воспитание детей в логопедических группах"
....
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе на тему: «Конвенция о правах ребенка».
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе на тему: «Конвенция о правах ребенка»....
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие
Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Животные разных стран» с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная» (с использованием технологии
Цель: расширять и систематизировать знания детей о животных разных стран.Задачи:1. Область «Познание»:2. Область «Коммуникация»:3....
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе с применением ИКТ "Лекарственные растения"
quot;Лекарственные растения"...
Методическая разработка в образовательной деятельности "Художественно- эстетическое воспитание в ДОУ" Нетрадиционные техники рисования для детей подготовительной группы..
Актуальность данной разработки в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способност...