«Одно зерно горсть дает»
проект (старшая группа)

Пухова Елена Александровна

Проект "Одно зерно горсть дает"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pro_hleb_.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Одно зерно горсть дает»

Название проекта: «Одно зерно горсть дает»

Вид проекта: средней продолжительности

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Возраст детей: 5- 6 лет

Сроки реализации проекта: июль- август 2020г.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Место проведения:

 г. Сызрань, СП «Детский сад № 69» ГБОУ СОШ №6 г.о. Сызрань.

Проект  проводила воспитатель Пухова Е.А.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Наблюдая за детьми, делаешь выводы, что не в каждой семье им прививают бережное отношение к хлебу, а иногда и сами показывают неуважительное отношение к нему. Дети недостаточно знают о тружениках – хлеборобах, о значении хлеба в жизни человека. Данный проект должен показать и рассказать детям, как тяжёл труд хлебороба и какой долгий путь проходит зёрнышко, прежде чем станет ароматным хлебушком.

Цель: Формирование представления о процессе выращивания хлеба у детей дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают. Приобщать детей к истории и фольклору русского народа.

Интеграция ОО:

Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие; 
Художественно-эстетическое развитие.

Задачи: 
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.

Предварительная работа:
- Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
- Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
- Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.

Ожидаемый результат:

- Формирование у детей представления о ценности хлеба;
- Получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- Воспитание интереса к профессиям и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- Воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.

Методы исследования:
- сбор информации;
- беседы;
-  наблюдения;
- опытно – экспериментальная деятельность;

Взаимодействие с родителями:
Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о хлебе.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап: 
- Определение объектов изучения; 
- Подбор семян злаков для экспериментальной деятельности;
- Подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.
2. Основной этап:
- Проращивание семян злаков; 
- Наблюдение за трудом пекаря, дегустация мучных изделий.

3. Заключительный этап: 
- Обобщение результатов работы; 
- Оформление экспозиции поделок из теста;
-  Инсценировка русской народной сказки «Колобок».

Планирование и организация проектной деятельности.

Физическое развитие:

Подвижные игры

Физкультминутка

Познавательное развитие:
Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка.

Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»; Превращение зерна в муку

Опытно – экспериментальная деятельность:
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Социально-коммуникативное развитие:
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»,
«Кто такой хлебороб»,
«Какой бывает хлеб».

Сюжетно-ролевые игры: 
«Булочная»;

Дидактические игры:
«Назови профессию»;
«Что, где растет»;
«От зерна до каравая»;
«Что сначала, что потом»;

Художественно-эстетическое развитие:
- Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой игры «Булочная»
- Рисование ватными палочками «хлебного поля»

- Конструирование из геометрических фигур по сказке «Колосок»

Речевое развитие:

Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь»

Чтение художественной литературы о хлебе:
 Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»,  «Колобок»,  К. Чуковский  «Чудо - дерево».

Загадки о хлебе

Скороговорки и чистоговорки о хлебе
Пословицы и поговорки о хлебе

Народный календарь: основные земледельческие даты

Образовательная

область

Форма работы

Цель

Сроки проведе-

ния

Социально-коммуникативное развитие

Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»,
«Кто такой хлебороб»,
«Какой бывает хлеб».

Дидактические игры:
«Назови профессию»;
«Что, где растет»;
«От зерна до каравая»;
«Что сначала, что потом».

Сюжетно-ролевые игры: 
«Булочная»

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Познакомить с трудом хлебороба и др. профессиями, связанными с выращиванием хлеба.

Развивать умение использовать свои впечатления в игре.

Июль 1 – 2 неделя

Познавательное развитие

Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка.

Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»; Превращение зерна в муку

Опытно – экспериментальная деятельность:
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Закрепить знания о последовательности работы в поле, знакомить с трудом взрослых

Посеять семена в контейнеры для рассады, наблюдение за всхожестью семян, условиями роста

Июль 3 – 4 неделя

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь»

Чтение художественной литературы о хлебе:
 Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»,  «Колобок»,  К. Чуковский  «Чудо - дерево».

Загадки о хлебе

Скороговорки и чистоговорки о хлебе

Пословицы и поговорки о хлебе

Народный календарь: основные земледельческие даты

Способствовать развитию интересов детей, развивать  любознательность.

Август 1- 2 неделя

Физическое развитие

Подвижная игра

«Мышеловка»

«Каравай»

Заря-заряница

Физкультминутки

«В землю зёрнышко попало»

«Колосок»

Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и построение в круг и ходьбе по кругу.

Июль - август

Художественно-эстетическое развитие

- Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой игры «Булочная»

- Рисование ватными палочками «хлебного поля»

- Конструирование из геометрических фигур по сказке «Колосок»

Способствовать развитию интересов детей, развивать  любознательность, творческую активность.

Август 3- 4 неделя

Итог проектной деятельности
Дети познакомились  со злаковыми растениями, из которых выпекают белый и чёрный хлеб. Услышав поговорку «Одно зерно горсть дает», мы задумались. Почему люди говорили так? Сколько зернышек может появиться из одного выросшего зерна? Одно или больше?  Насколько сложно это сделать?

          Мы решили провести экспериментальную работу, чтобы найти ответы на эти вопросы. Мы поставили цель, определили задачи. Было очень интересно наблюдать, как зерно прорастает, пробивается через землю, дает новые листочки, а затем перестаёт расти вверх и начинает «куститься». Возле земли от корня растут новые листья, много листьев. Потом появляется стебелек и довольно долго растет. После мы увидели, как прорастает «метелка», дальше она долго цвела. Цветет она очень странно, на ней висят пушистые хвостики. И вот наступил конец цветению, значит, зерна начинают созревать! Время созревания казалось бесконечным, день за днём мы ждали и дождались. Наш урожай составил четыре зерна в одном колосе. Это больше чем одно.

Растить зерно это большой труд и оттого, оно теперь для нас еще более ценно.

Инсценировка русской народной сказки «Колобок».

Список используемой литературы:
1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Откуда горсть земли?"

Состав земли. Разные виды почв....

Целевые прогулки "Своя земля и в горсти мила. "

Создавать условия для расширения представлений детей об окружаю­щем мире.Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение...

Путь хлеба: от зерна до каравая

Расширять представления детей о труде хлебороба. Прививать бережное отношение к хлебу...

Батюшка, Покров, защити от горести, отсыпь счастья, радости - полные горсти!

С такими словами Хозяйка горницы, дома русского, встретила воспитанников, одетых в русские народные костюмы, на празднике «Покров» в МБДОУ детском саду №11 г. Донецка ("Березка")...

Родная земля и в горсти мила.

формировать знания о родном поселке....

Дидактическая игра по экологии «Откуда эта горсть земли»

Цель: закрепить представления о почве, и ее роли для всего окружающего....