"Театр в детском саду"
статья
Предварительный просмотр:
Статья "Театр в детском саду."
«Театр – это волшебный мир,
в котором ребенок радуется, играя а,
играя, познает окружающее»
(О.П.Радынова)
«Всякая детская игра –
это мир иллюзий, в этом мире иллюзий ребенок
никогда не теряет своего реального «я»,
в своей игре он похож на актера …
Детская игра может быть названа
театральной, а иллюзии детской игры
– театральной иллюзией».
(Г.Л.Рошаль)
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов)
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей.
Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театрализованная деятельность – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
- развитием коммуникативных качеств;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
Детский театр прочно входит в жизнь ребёнка. Перед его взором возникают картины родной природы, люди с характерами, быт. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.
Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.
Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.
Дошкольники практически ничего не знают о театре, о том какие бывают театры, сколько различных профессий связано с театральной деятельностью. Дети очень скованы, когда речь заходит о драматизации сказки. Им трудно дается пересказ, они зажаты, стеснительны.
Данная технология была разработана для того, чтобы дать детям представления о театрах, помочь раскрепоститься, развить свою фантазию, творческие способности, обогатить словарный запас, приобщиться к искусству.
Цель: формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театра инвентарём и реквизитами при непосредственной помощи родителей (костюмы, маски, ширма); обогащение развивающей среды.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей знания о различных видах театра (кукольный, би-ба-бо, пальчиковый, театр на ложках и т.д.)
- Знакомить детей с многообразием окружающего мира через образы, краски, звуки, музыку.
- Ознакомить детей с культурой поведения в театре;
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки;
- Активизировать творческие способности детей;
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Развивать артистические способности детей через театрализованную игру
- Развивать способность к импровизации, речевую активность детей.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы;
- Пробудить интерес детей и родителей к театру;
- Заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома и детьми;
- Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловедение);
- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
Практические:
- Вовлечение родителей в проектную деятельность.
- Привлекать детей к творческому процессу создания различных видов театров, костюмов.
- Посещение детьми театральных спектаклей совместно с родителями и в детском саду;
- Учиться вежливому поведению в культурных местах;
- Создание развивающей среды в групповом помещении;
- Создание памятки «Как вести себя в театре»;
- Подготовка и проведение спектакля детьми совместно с родителями;
- Проведение мастер-класса для родителей
Реализация данного проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Планируются следующие результаты:
- Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
- Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
- Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
- Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами, способов изготовления и обыгрывания;
- Приобретение и изготовление театров родителями для дальнейшего использования;
- Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 4-5 лет;
- Развитие эмоционального фона и речи дошкольников.
Принципы организации театрализованной деятельности:
1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
4. Принцип возрастной адресности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Система работы по музыкально-театрализованной деятельности состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий для музыкально-театрализованной деятельности (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
- организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
- координация работы с другими учреждениями и организациями.
Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы работы:
- организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
- организация совместных с родителями мероприятий;
- организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
- организация посещений культурных мероприятий (старшая группа).
Формы работы с родителями:
- Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.
- Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
- Открытые показы занятий и театральных представлений.
- Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
- Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
- Индивидуальные беседы
- наглядная информация: папка «Театр своими руками», консультация «Водите детей в театр», консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка», «Значение театральной деятельности
в развитии ребёнка дошкольного возраста», рекомендации «Куда сводить ребёнка»
- выставка разных видов театра «Поиграйте с нами»;
- Анкетирование родителей
- Посещение открытых мероприятий, посвящённых театрализованной деятельности
- Мастер-класс по изготовлению домашнего кукольного театра
Работа с педагогическим составом:
Ведущая идея – создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в детском саду.
Задача – разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, кружковая работа, работа с родителями.
Формы работы:
- педсоветы, консультации, круглые столы, выступления на педсоветах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
театр в детском саду
Сценарий по мотивам сказки "Гуси-лебеди" для театрализованной деятельности в детском саду....
Кукольный театр в детском саду.
Обобщение опыта на тему " Разыгрывание сказок вкукольном театре с детьми".Как сделать куклу в кукольный театр? Куклы различных видов. (Фотографии. Описание работы.) Конспекты для кружковой ...
Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"
Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...
"Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.
Для дошкольников...
детский музыкальный театр в детском саду
отзыв о создании детского музыкального театра в детском саду в девяностые годы....
Сценарий занятия кукольный театр в детском саду «Мы идем в театр!»
Создать у детей эмоционально приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого спектакля. Увлечь детей сказочным сюжетом. Развивать внимание, мышление. Воспитывать любовь, интерес к миру сказок, ...
«Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...