Игра как основной вид деятельности дошкольника
учебно-методический материал

Мартакова Ольга Анатольевна

 

КаИгра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы.  

Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.     Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: обучающей задачи; содержания;  правил;  игровых действий.

В своей практической деятельности я применяю игры имитационные, ролевые, сюжетные.                                                                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как основной вид деятельности дошкольника

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы.                                                                                       Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;                                                                                                    В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.                                   Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

Музыкальные игры предоставлены в разнообразных типах, видах и формах. Согласно традиционным взглядам ведущих психологов и педагогов на типизацию игры музыкальные игры делятся на дидактические, музыкально-познавательные, развивающие, интеллектуальные, а также сюжетно-ролевые игры.                                                                                                                                          В процессе музыкального образования целесообразно использовать стремление детей к сюжетно-ролевым играм. Разыгрывая определенную роль или участвуя в определенной игровой ситуации, ценной в воспитательном отношении, ребенок переживает разыгрываемые события, добровольно вступает в отношения с окружающими и совершает действия, которые в обычной обстановке кажутся ему непривлекательными или недоступными. При этом он, увлекаясь игрой, проявляет активность, организаторские способности, волю, целеустремленность, находчивость, смелость, эмоциональность, артистизм, более высокий уровень специальных (музыкальных) и общих (мыслительных) способностей и другие личностные качества.                                                                                                                                Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.                                                                                                                       Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:                   обучающей задачи;                                                                                                   содержания;                                                                                                                                правил;                                                                                                                               игровых действий.

В своей практической деятельности я применяю игры имитационные, ролевые, сюжетные.                                                                                                             Игра «Музыкальное приветствие».                                                                         Цель: помочь осваивать способы песенной импровизации; закреплять певческие умения.                                                                                                               Первый шаг освоения импровизации – приветствие, когда ответы детей чаще дублируют интонацию педагога. Со временем дошкольники становятся более уверенными в своих возможностях, а также приобретают певческие умения. Сначала педагог поет на одной ноте, затем варьирует мелодию приветствия:            Игра «Музыкальное знакомство»                                                                                Цель: сформировать умение использовать песенные импровизации в новой игровой ситуации, расширять певческий диапазон детей.                                               В начале игры можно использовать задание спеть свое имя. Пример демонстрирует педагог, затем обращается с просьбой дать ответ на музыкальный вопрос «Как тебя зовут?». Ребенок нараспев поет свое имя.                   Игра «Музыканты»                                                                                                             Цель: побуждать детей экспериментировать в подборе музыкальных инструментов, добиваясь созвучия с музыкальным произведением, способствовать накоплению музыкальных впечатлений.                                                                          Педагог предлагает детям назвать , лежащие перед ними инструменты, и показать способы игры на них. Затем дается задание – подобрать инструменты для сопровождения знакомого музыкального произведения. Выбрав инструменты дети исполняют свой вариант сопровождения под аудиозапись. К каждому музыкальному произведению осуществляется свой подбор музыкальных инструментов.                                                                            «Бабочка и ветерок»                                                                                                        Дети разбиваются на пары и встают в произвольном порядке. Один из них – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.                                                                                                         Звучащая музыка начинает импровизированный танец, в котором «ветерок» управляет движениями «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх).

Большое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. 
Дыхательная гимнастика
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению ЦНС, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание. В своей практике я использую систему дыхательной гимнастики, разработанной А. Н. Стрельниковой. Принцип её методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох через рот. На начальном этапе работы рекомендуется использовать такие упражнения, как «Погончики», «Насос», «Ладошки», «Кошечка».
Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. 
Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:
• Формировать артикуляцию различных звуков;
• Совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ\
• Увеличить объем слуховой памяти и внимания;
• Развивать музыкальную память, запоминания текста песен;
• Совершенствовать дикцию;
• Развивать чувство ритма;
Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенком) и активная (ребенок самостоятельно выполняет движения). Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. При отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Выполнять гимнастику сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. 
Игровой массаж
Цель игрового массажа – научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. 
Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Обучение простейшим массажным приемам проводится в игре. 
Пальчиковые игры
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Тренировку пальцев рук начинаем с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. 
Музыкотерапия                                                                                                                                         . Музыкотерапия – одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Можно использовать музыку во время утреннего приема. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыка, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка).  Выполнение режимных моментов с использованием музыкотерапии прививают навыки расслабления, развивают нравственно-коммуникативные качества, создают положительный эмоциональный фон. 
Логоритмика 
Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работой на речевой группе. 
Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребенка. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей детей, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимают мышечную закрепощенность, повышает активность детей. 
Помимо здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях использую такие методы воспитания, как 
сказкотерапия.
Активно включая сказки в занятия с детьми,  развиваю фантазию, логику, внимание, наблюдательность. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняют сказки или придумывают творческие рассказы. 
Особое внимание уделяю театрализованным занятиям.                                               Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-театральная деятельность.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Занятия театрализованной деятельностью развивают его память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей.                                               Начиная с младших групп, дети осваивают «гимнастику жестов» - специально подобранные игровые упражнения - этюды, в которых дети усваивают элементарный язык жестов - жест ласки, радости, злости, плача, просьбы, прислушивания, испуга, согласия, отказа и др.                                          Дети младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» и др.                                                                                                                          Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса» и др.                                       Дети старшего дошкольного возраста выполняют более сложные  характерные движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как основной вид деятельности дошкольника

В материале раскрываются теоретические основы игровой деятельности...

СЕМИНАР С ВОСПИТАТЕЛЯМИ «ИГРА КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

СЕМИНАР С ВОСПИТАТЕЛЯМИ «ИГРА  КАК  ОСНОВНОЙ  ВИД  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДОШКОЛЬНИКОВ»...

СЕМИНАР С ВОСПИТАТЕЛЯМИ «ИГРА КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель и задачи игры. Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение новых игр в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе...

Игра, как основной вид деятельности дошкольника

Игра - это отражение ребенком реальной жизни, но в обстановке, созданной детским воображением.Особенности игры, как вида деятельности:1. Игра невозможна без воображения.2. Игра носит самостоятел...

Игра как основной вид деятельности дошкольника

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процесс...

Мастер-класс с педагогами ДОУ «Игра как основной вид деятельности дошкольников»

Мастер-класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов...

Игры как основной вид деятельности дошкольников для развития коммуникативных навыков

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, современные исследования в области развития общения, а также результаты диагностики интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста по об...