Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Дом - эконом» по экономическому воспитанию
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель – дать детям представление о составе семейного бюджета, о расходовании семейного бюджета.
Задачи приоритетной образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
«Социально-коммуникативное развитие»:
1.Формировать элементарные представления из области экономики: дать представление о составляющих семейного бюджета и его расходной части, познакомить детей с понятиями «бюджет», «семейный бюджет», «стипендия», «социальное пособие», закрепить понятия «деньги», «зарплата», «пенсия», «доходы», «расходы».
2.Воспитывать привычки культурного поведения и общения со взрослым и сверстниками.
3.Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми в игровой и коммуникативной деятельности: учить распределять роли, материалы, согласовывать свои действия со сверстниками, оценивать результат и взаимоотношения; приучать самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учитывать права других детей, соблюдать очередность при высказывании мнения, проявлять терпение, не вступать в ссоры.
4.Развивать интерес к отображению в сюжетно-ролевой игре «Дом-эконом» разнообразных событий, связанных с их непосредственным опытом (посещение дом - «Эконом») впечатлений, полученных от просмотра мультфильма.
5.Воспитывать самостоятельное стремление детей совместно с партнерами распределять роли, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в разнообразные ролевые диалоги со сверстниками, передавать при помощи интонации, мимики, жестов характер и настроение ролевого персонажа, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ё
Конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей подготовительной группы
на тему
«Дом - эконом»
Составитель: Стрекалова О.С.
Цель – дать детям представление о составе семейного бюджета, о расходовании семейного бюджета.
Задачи приоритетной образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
«Социально-коммуникативное развитие»:
1.Формировать элементарные представления из области экономики: дать представление о составляющих семейного бюджета и его расходной части, познакомить детей с понятиями «бюджет», «семейный бюджет», «стипендия», «социальное пособие», закрепить понятия «деньги», «зарплата», «пенсия», «доходы», «расходы».
2.Воспитывать привычки культурного поведения и общения со взрослым и сверстниками.
3.Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми в игровой и коммуникативной деятельности: учить распределять роли, материалы, согласовывать свои действия со сверстниками, оценивать результат и взаимоотношения; приучать самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учитывать права других детей, соблюдать очередность при высказывании мнения, проявлять терпение, не вступать в ссоры.
4.Развивать интерес к отображению в сюжетно-ролевой игре «Дом-эконом» разнообразных событий, связанных с их непосредственным опытом (посещение дом - «Эконом») впечатлений, полученных от просмотра мультфильма.
5.Воспитывать самостоятельное стремление детей совместно с партнерами распределять роли, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в разнообразные ролевые диалоги со сверстниками, передавать при помощи интонации, мимики, жестов характер и настроение ролевого персонажа, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие»:
1.Развивать умение включаться в коллективное обсуждение состава семейного бюджета и его расходования, выдвигать и доказывать свои предположения.
«Речевое развитие»:
1.Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
2.Обогащать словарь детей экономическими терминами («бюджет», «доход», «расход», «пенсия», «стипендия»).
Предварительная работа: беседа «Моя семья» (предложить детям рассказать, из скольких человек состоит их семья, чем занимается каждый член семьи, помогают ли семье бабушка и дедушка, в чем выражается эта помощь, о чем мечтает семья);
чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха – цокотуха;
познавательный мультсериал «Уроки тетушки Совы. «Азбука денег».
Материал и оборудование: рисунок с изображение «Дома-Эконома»; семейная фотография; на доске «кошелёк» для семейного бюджета; цветок «цветик – семицветик»; деньги; атрибуты товаров для магазинов; контейнеры; карточки для магазинов; шоколадные монетки.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Экономике. Ребята, я хочу рассказать вам историю, которая приключилась с одной семьей (показать фотографию семьи). Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить: - маме очень хотелось купить новую шубку; папа вступил в союз охотников – нужно ружьё; - бабушка заболела – нужны лекарства; старшей сестре – ноутбук; младшей сестре – новую куклу. Думали, думали и решили купить сразу всё! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.
Воспитатель:Ребят, правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?
Дети:Нет!
Воспитатель:На что в первую очередь нужно было потратить деньги в семье, как вы считаете?
Дети: покупка продуктов, необходимой одежды, деньги за проезд в транспорте, плата за свет, газ, воду, телефон.
Воспитатель: Всё, верно дети!
Наша семья задумалась. И стали изучать интересную науку, называется она «Экономика». И когда они с ней ознакомились, они создали сказочный «Дом – эконом», в который я вас хочу пригласить. Давайте поближе познакомимся с этой семьей.
(на двери картинка «Дом – эконом»)
Воспитатель:Называется он так, потому что жители этого дома очень экономны и умеют правильно вести домашнее хозяйство, соблюдая определённые правила и законы: не тратят зря электричество, воду, деньги, продукты питания, заботятся о сохранении своих вещей.
Живут в этом доме семья Петровых: папа, мама, 2 дочери и бабушка.
Есть в этой семье необычный кошелёк. Называется он – семейный бюджет (показывает кошелек, висит на доске).
- Здравствуйте, я папа Матвей Александровичработаю водителем, развожу товары по магазинам. Ребята, у меня к вам просьба, много накопилось товара и мне нужно успеть развести всё по магазинам. Поможете мне?
Папа проводит игру: «Развести товар по магазинам»
(у меня здесь все перемешались товары, их нужно разложить по категориям: магазин – «продукты питания; магазин – «одежда и обувь»; магазин – «техника для дома»; магазин – «игрушки».
Вместе с вами мы получили зарплату, которую я кладу в свой бюджет (кладёт деньги в кошелёк).
Воспитатель:Давайте познакомимся со следующим членом семьи(мама).
- Здравствуйте, я мама Варвара Алексеевнаработаю в библиотеке. И за свой труд получаю зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Я тоже их кладу в семейный бюджет (кладёт деньги в кошелёк).
Воспитатель:Давайте познакомимся со следующим членом семьи бабушкой – самый старший житель этого дома. Сейчас бабушка на пенсии, она уже не ходит на работу.
- Здравствуйте, меня зовут АлинаАндреевна. Сейчас я выращиваю овощи на даче для всей семьи. Но раньше, много лет я трудилась в магазине. И за это получаю пенсию. Пенсия – это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим много лет на предприятии. Я их кладу тоже в семейный бюджет (кладёт деньги в кошелёк).
Воспитатель:Давайте познакомимся со следующим членом семьи старшей сестрой.
- Здравствуйте, меня зовут Даша, яучусь в университете.Государство поддерживает, поощряет тех молодых людей, которые очень старательно, серьезно учатся будущей профессии, хотят стать грамотными специалистами и будут приносить пользу обществу. Эта денежная поддержка называется «стипендия». Стипендия – это деньги, которые платят за учёбу. Которые я тоже кладу в семейный бюджет.
Воспитатель:И у нас остался последний член семьи– самая младшая в семье.
- Здравствуйте, меня зовут Алина. Я хожу в детский сад, и не получаю никаких денег. Но я помогаю, вести домашнее хозяйство: пылесошу ковры, мою посуду, поливаю цветы.
Воспитатель: Ребята, а что члены семьи кладут в кошелёк? (деньги). Все поступления денежных средств в семью из разных источников – это доход семьи.
Воспитатель: Но в каждой семье есть не только доходы, но и расходы. А что такое «расходы»?
Дети:Расходы- это деньги, потраченные на какие-нибудь потребности.
Воспитатель:Верно! Мама:А для того, чтобы узнать, на что расходуется семейный бюджет, я предлагаю вам поиграть в игру «Цветик - семицветик» (на доске прилеплен цветок из цветного картона).
Игра «Цветик - семицветик»
Каждый лепесток расходов выделен определенным цветом. Каждый из вас выбирает любой лепесток и необходимо ответить на этот вопрос, который я вам буду задавать:
ЖЕЛТЫЙ лепесток – в этом лепестке находятся расходы на то, что человеку необходимо для жизни, то что он употребляет ежедневно (ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ).
РОЗОВЫЙ лепесток – в этом лепестке находятся расходы на то, что человек надевает на себя с целью обезопасить тело от негативного воздействия внешней среды (ОДЕЖДА И ОБУВЬ).
СИНИЙ лепесток – в этом лепестке находятся расходы на то, что человек применяет для лечения или предупреждения болезни (ЛЕКАРСТВА).
КРАСНЫЙ лепесток – в этом лепестке находятся расходы на то, что человек потребляет для бытовых целей. То что человек включает, когда в квартире становится темно (УСЛУГИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ).
ФИОЛЕТОВЫЙ лепесток – в этом лепестке находятся расходы на то, что создает человеку комфорт и удобство для проживания в квартире или доме (ТЕЛЕФОН, ИНТЕРНЕТ, КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ).
ЗЕЛЕНЫЙ лепесток – в этом лепестке находятся расходы за присмотр и уход за детьми (ОПЛАТА ЗА Д/С, кружки, секции).
ОРАНЖЕВЫЙ лепесток – в этом лепестке находятся расходы на то, без чего сложно себе представить счастливое детство ребенка (ИГРУШКИ).
Воспитатель:Молодцы ребята, хорошо усвоили!
Воспитатель:А чтобы легче запомнить из чего состоит семейный бюджет, вы сейчас поиграете в игру со старшей сестрой Дашей.
Старшая сестра (студентка):игра называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны «поднять руки вверх», если расходом, «сесть на корточки». Я буду показывать движения, а вы повторяйте их за мной.
Игра «Доход – расход»
Папа получил зарплату — «доход»
Бабушка заболела — «расход»
Выиграли в лотерею - «доход»
Порвались штаны — «расход»
Заплатили за воду — «расход»
Купили арбуз — «расход»
Продали часть урожая с дачи - «доход».
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились и с этим заданием.
бабушка Алина Сергеевна хочет проверить ваши знания
Бабушка: ребята, отгадайте загадки
1)Люди ходят на базар: там дешевле весь (товар)
2)На товаре быть должна обязательно (цена)
3)Коль трудился круглый год, будет кругленьким (доход)
4)Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой (вклад)
5)И врачу, и акробату выдают за труд (зарплату)
6)Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы)
7) За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт (кассир)
Воспитатель: Что нового вы узнали сегодня?
Дети: (что у каждой семьи есть свой бюджет).
Воспитатель: Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать,
Дети: у каждой семьи есть доходы и расходы.
Молодцы, ребята. Вы хорошо работали.
Семье Петровых очень понравились гости и они решили вам выдать из своего бюджета волшебные монетки (денежки) на подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: ««Хлеб – всему голова».
Данная деятельность направлена на ознакомление детей с процессом приготовления хлеба...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Чистая вода - это бесценный дар природы»
-Уточнить представление о свойствах воды (вода не имеет цвета, вкуса, запаха, растворяет вещества, приобретает вкус и запах растворённых веществ); о воде в природе ( вода бывает в роднике, в реке, в о...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме «Вальс осенних листьев».
Цель: вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: "Дикие животные зимой"
Раскрывает ход занятия на тему: "Дикие животные зимой"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме:"Путешествие в космос"
Конспект "Путешествие в космос"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему « В театре у мистера Коробкина»
Педагог предлагает детям инсценировать хорошо знакомую сказку и для этого на основе коробочек создать героев сказки. Дети в процесе создания образов и декораций узнают о профессиях в театре, про...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Дом - эконом»
Занятие по экономическому воспитанию дошкольников для детей6-7 лет...