рабочая программа кружка "Бумажное кружево"
методическая разработка

Герцог Нина Андреевна

Программа кружка «Бумажное кружево» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Давыдовой Г.Н., О.С. Кузнецовой, Докучаевой Н.И.

   Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

   Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

   Содержание кружковой программы «Бумажное кружево» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.

   Занятия кружка «Бумажное кружево» направлены на всестороннее  интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия.  В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться  на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx44.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Искитимского района    Новосибирской   области   детский  сад  комбинированного вида «Красная шапочка»  р.п. Линево

_________________________________________________________________________

Адрес: 633216 р.п. Линево 4 - микрорайон д. 15,  Искитимский  район, Новосибирская обл., тел/ факс (8) 383 -43-33-821

Е-mail:shapocka-linevo@mail.ru

                                                                                                           

УТВЕРЖДАЮ

 заведующий МКДОУ  д/с  «Красная шапочка

  ________________________ Г. В. Мельникова                                                                                  

                                                                                № __ от «__»  _______ 20    

 

ПРИНЯТО      

Протокол педагогического совета

№___ от «____» ________  20         год                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка «Бумажное кружево»

Составитель: Герцог Н А

2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

I .ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1.Пояснительная записка……………………………………..

1.2. Цели и задачи Программы………………………………

  1. Принципы обучения и развития…………………………..
  2. Условия реализации программы кружка………………..

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1.  Методы и формы реализации программы………………..

2.2. Планируемые результаты освоения программы………….

2.3.Материально - техническое оснащение……………………..

III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Перспективный план кружка «Бумажное кружево»………………

IV. РЕСУРСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..

I .ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1.Пояснительная записка:

   Программа кружка «Бумажное кружево» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Давыдовой Г.Н., О.С. Кузнецовой, Докучаевой Н.И.

   Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

   Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

   Содержание кружковой программы «Бумажное кружево» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.

   Занятия кружка «Бумажное кружево» направлены на всестороннее  интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия.  В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться  на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

   Для обучения должны широко использоваться игровые формы активности детей. Учет специфических особенностей конструкторской деятельности детей позволяет определять задачи работы кружка «Бумажное кружево»:

  - формировать психические предпосылки трудовой деятельности;

  - воспитывать интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество;

  - использовать разнообразные способы работы с различными материалами и инструментами;

  - совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек.

    При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Посещение кружка «Бумажное кружево» позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они научатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.

   Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе. Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию обще учебных умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

  - активизация и индивидуализация обучения;

  - игры и игровые ситуации;

  - творческие работы и т.д.

  1. Цели и задачи Программы:

Цель программы кружка «Бумажное кружево» - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.

Задачи программы кружка «Бумажное кружево»:

Обучающие:

  - формировать умения следовать устным инструкциям;

  - обучать различным приемам работы с бумагой;

  - знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол. Сторона, вершина и т.д.;

  - обогащать словарь ребенка специальными терминами;

  - создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

Развивающие:

  - развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

  - развивать мелкую моторику рук и глазомер;

  - развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

  - развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;

  - развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  - воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

  - формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

  - учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

  1. Принципы обучения и развития:
  • Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
  • Наглядности (иллюстрации, наличие дидактических материалов).
  • Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей).
  • Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
  • «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
  1. Условия реализации программы кружка:
  • Наличие материально-технического обеспечения;
  • Систематичность посещения кружка «Бумажное кружево»;
  • Регулярные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
  • Участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества муниципального и районного значения.

1.4.Организационно-методическое обеспечение программы кружка:

 Программа кружка «Бумажное кружево» рассчитана на 1 год обучения детей подготовительной группы. Для успешного освоения программы численность детей в кружке должна составлять от 8 до 10 человек. Продолжительность занятия составляет 25-30 минут. Занятия два раза в неделю.

                                                 

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

    2.1.  Методы и формы реализации программы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • Словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
  • Наглядный (иллюстрации, показ педагогом, работа по образцу);
  • Практический (выполнение работ по инструктивным картам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
  • Репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
  • Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
  • Исследовательский (самостоятельная творческая деятельность детей).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

  • Фронтальный - одновременная работа со всеми детьми;
  • Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • Групповой  - организация работы в группах;
  • Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.

Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

  • Активизация и индивидуализация обучения;
  • Игры и игровые ситуации;
  • Творческие работы.

Формы работы:

  • Индивидуальная - каждый ребёнок выполняет свою работу;
  • Групповая – при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определённое задание;
  • Коллективная – в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции  дети работают вместе, не разделяя обязанностей.

Направление работы кружка:

  1. изготовление картин из бумаги;
  2. изготовление сувениров и открыток к празднику;
  3. участие в выставках.

2.2. Планируемые результаты освоения программы:

   В результате обучения по данной программе дети:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий, создавать изделия, пользуясь картами;
  • будут создавать картины в технике «киригами»;
  • будут развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • художественный вкус и фантазию;
  • познакомятся с искусством «киригами»;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.

2.3.Материально - техническое оснащение:

Для занятий в кружке необходимо иметь:

  • Цветная и белая бумага;
  • Картон;
  • Ножницы;
  • Клей;
  • Дощечка.

Оборудование:

  • Столы;
  • Стулья;
  • Образцы объектов труда;
  • Инструкционные карты.

III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Перспективный план кружка «Бумажное кружево»

На 2018-2019 учебный год

месяц

тема

содержание

сентябрь

«Волшебные свойства бумаги»

Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.

сентябрь

«Объемные фигуры простым взмахом ножниц»

Познакомить детей с техникой получения объемных фигур при помощи ножниц. Совершенствовать навыки вырезания.

сентябрь

«Фантазии с листом бумаги»

Познакомить со способами использования разных видов бумаги применительно к разным фактурным поделкам; развивать воображение, фантазию; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

сентябрь

«Симметричное вырезание»

Знакомство с явлениями лучевой (радиальной) симметрии.

Развитие пространственного мышления. Формирование умения планировать свои действия.

октябрь

«Довольный котяра»

Обучать детей способам выкраивания деталей; совершенствовать навыки вырезания, учить создавать яркий и выразительный образ.

октябрь

«Мотыльки»

Закреплять способы вырезания по сложному контуру; совершенствовать навыки выкраивания деталей поделки; воспитывать аккуратность в работе.

октябрь

«Аквариум»

Научить детей создавать объемные фигурные образы; учить четко следовать устным инструкциям воспитателя; воспитывать умения работать коллективно, прислушиваясь к мнению участников продуктивной деятельности.

октябрь

«Нарядные открытки»

Творческое экспериментирование – поиск выразительных средств  для передачи характерных особенностей образа (пушистой, мягкой формы);

Развитие воображения, мелкой моторики, координации в системе «глаз-рука».

ноябрь

«Стены домов»

Научить детей создавать постройки из готовых коробочек; Развивать воображение, фантазию; Учить предвосхищать результат, работать четко, стремясь к конечной цели.

ноябрь

«Крыши домов»

Продолжать работу по конструированию из готовых коробочек, усложняя элементы построек. Развивать логическое мышление, воображение, память. Воспитывать интерес к конструированию из коробочек.

ноябрь

«Двери и окна»

Совершенствовать навыки работы по конструированию из готовых коробочек; развивать чувство цвета, композиции; воспитывать желание помогать товарищу, давать советы по оформлению работы.

ноябрь

«Лестницы. Балконы. Этажи»

Учить создавать дополнительные композиционные детали из бумаги, которые бы совершенствовали ранее сделанные образы и постройки; учить видеть недостатки в собственной работе, воспитывать желание совершенствовать свои работы, доводить начатое дело до конца.

декабрь

«Вращающаяся елочка»

Познакомить детей с гофрированной  бумагой; освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам и вырезание силуэта по контуру. Оформление работы.

декабрь

«Снежинки»

Учить детей создавать разнохарактерные узоры на сложенной вчетверо бумаге. Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение; совершенствовать навыки вырезания; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

декабрь

«Снеговик-артист»

Повторить и обобщить понятия об объемных фигурах; совершенствовать навыки выполнения поделок из картона на основе базовой формы цилиндр; развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.

декабрь

«Лесной олень»

Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.

январь

«Детская площадка»

Учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, конструирование из коробочек, оригами. Воспитывать желание помогать товарищу.

январь

«Многоэтажный дом»

Совершенствовать навыки работы по конструированию из готовых коробочек; развивать чувство цвета, композиции; воспитывать желание помогать товарищу, давать советы по оформлению работы.

февраль

«Мышка-коробочка»

Учить самостоятельно создавать нестандартные образы, функционально применяемые в жизни садика и группы (коробочки); совершенствовать навыки вырезания и работы с клеем; развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

февраль

«Зимний день»

Учить детей создавать отдельные элементы для коллективной композиции, работая в парах; совершенствовать навыки работы с бумагой; объяснить детям, что вклад каждого из них важен для конечного результата коллективной работы.

февраль

«Бумажный бант»

Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания; учить из длинных тонких полосок бумаги создавать большой бант для оформления открыток. Развивать мелкую моторику рук.

февраль

«Шкатулка»

Учить самостоятельно клеить коробочки на основе предложенной воспитателем выкройки; учить украшать полученный результат с помощью разного вида бумаги; развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.

март

«Сирень»

Применение техники прорезного декора для оформления венчиков цветов. Применение техники симметричной аппликации для вырезания листьев разной формы

март

«Гвоздики»

Знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывания квадрата (прямоугольника) пополам, вырезание половины изображения (линия сгиба – это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники.

март

«Весна»

Применение техники симметричной аппликации для вырезания силуэтов разной формы; творческое экспериментирование – поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа.

март

«Одуванчики»

Закрепление представлений о строении цветковых растений. Освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам. Оформление цветов.

апрель

«Вертушки»

Учить детей из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке; учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками.

апрель

«Абажуры»

Учить детей создавать поделки, основываясь на базовой форме усеченный конус; учить декорировать свои творческие работы; развивать чувство цвета, композиции.

апрель

«Шторы»

Учить детей многократному сгибанию, по принципу «гармошка»; развивать эстетические чувства; развивать мелкую моторику рук.

апрель

«Коллаж»

Учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам,  киригами. Воспитывать желание помогать товарищу.

май

«Гусеница»

Учить комбинировать бросовые материалы, применяемые как вспомогательные при изготовлении поделок из бумаги; развивать творческое воображение.

май

Открытка «Божья коровка»

Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.

май

«Пчелка на сотах»

Учить детей работать коллективно, совещаясь, используя знания и умения работы с различными видами бумаги, полученные ранее. Развитие творческого мышления.

май

«Бумагоград»

Оформление выставки, где у ребенка есть возможность продемонстрировать навыки, приобретенные при посещении кружка.

IV. РЕСУРСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ЛИТЕРАТУРА

I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы

  1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
  2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
  3. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак.  Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.
  4. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 2010 г.
  5. http:/stranamasterov.ru

II. Материалы из опыта работы педагога 

  1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок.
  2. Инструкционные карты сборки изделий.
  3. Образцы изделий.
  4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
  5. Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы кружка «Бумажное кружево».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Моя программа - "Картонное кружево"

Образовательная программа дополнительного образования детей - "Картонное кружево"...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Картонное кружево»

Пояснительная запискаСтаршая  группа «Звездочка» МБДОУ детский сад «Кубики» - логопедическая груп-па. Её посещают дети в возрасте 5-6 лет с ОВЗ. Развитие творческих способ...