Презентация для детей старшей группы на тему : "Баба Яга в русских народных сказках"
план-конспект занятия (старшая группа)
Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно: топор сам рубит лес, печка разговаривает, яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей. Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба-яга. Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает в сказках. Народная мудрость гласит: «По одёжке встречают, по уму провожают». Не внешность и производимое впечатление важны в человеке, а его характер, способности, знания. Принцип оценки человека по одежде издревле отражён в культурно-этнографической традиции многих народов. По богатству и покрою одежды прежде точно определялся статус человека, его социальное положение. Народная мудрость, однако, всегда отличала эту внешнюю форму оценки от содержательной, общечеловеческой. В шкале оценок ум занимает «вершинную» позицию и поэтому в итоге человека судят во всех социальных слоях прежде всего за ум, что познаётся при деловом общении с ним. Мы знаем, что не всегда положительные герои народных сказок привлекательны внешне («Царевна - лягушка»), но народ ценит их за трудолюбие, ласку, способность прийти на помощь. Самый спорный образ русских народных сказок – Баба-яга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pro_babu_yagu.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Баба-Яга в русских народных сказках»
Образовательные области: «социально-коммуникативное развитие», «познавательно-речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие». Слайд №2
Образовательные задачи:
- Формировать положительное отношение к русскому народному творчеству в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой;
- Развивать познавательную деятельность ознакомлением с художественной литературой.
- Развивать эмоциональную сферу личности дошкольника через знакомство со сказкой.
- Передать знания о человеческих отношениях в сказках.
- Дать знания о самом известном персонаже волшебной сказки - Бабе Яге.
- Учить составлять описательный рассказ по мнемотаблице.
- Учить отвечать на вопросы как в краткой, так и в распространенной форме. Слайд №3
Развивающие задачи:
- Развивать нравственные качества в процессе ознакомления с героями сказок.
- Развивать творческий потенциал, дать возможность мечтать.
- Развивать умение слушать и слышать.
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
- Закреплять умение формулировать и задавать вопросы, дополнять, исправлять собеседника.
- Развитие творческого воображения в процессе самостоятельной деятельности детей (во время продуктивной деятельности).Слайд№4
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Баба-Яга и Заморышек», «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна Сокола», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Кощей Бессмертный», «Иван-царевич и Серый волк» «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Царевна-лягушка».
- Белорусскаясказка «Пилипка-сынок», «Хортки».
- Украинская сказка «Молодильные яблоки».
Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных персонажей: «Баба-Яга», «Русалочки», «Кощей Бессмертный», «Леший», «Феи», «Эльфы», «Водяной».
Материал и оборудование:
Ноутбук;
Иллюстрации с изображением Бабы-Яги (формат А3); иллюстрация с изображением частокола;
Игровой материал: куклы (Баба-Яга) разных размеров и из разного материала; избушка на курьих ножках; если есть игрушки – верные слуги бабы Яги (филин, гуси-лебеди, черный кот); «волшебный клубок» - клубок ниток;
Заучивание стихов, дразнилок про Бабу Ягу;
Дидактические игры по сказкам: «Собери сказку», «Узнай
сказку», «Я начну, а ты продолжи…»
Магнитофон; аудио запись музыкальной пьесы М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках»; аудио запись песен: из фильма-сказки «После дождичка в четверг» «Финальная песня»;«В гостях у сказки» (слова Юлий Ким, музыка Владимир Дашкевич); ВИА Ариэль «Баба-Яга» (Т.Ефимов – Ю. Макаров).Слайд №5
Ход занятия.
- Ребята, сегодня мы отправимся в гости к одному сказочному персонажу. Очень известному персонажу. Но сначала, для поднятия настроения предлагаю послушать красивую детскую песню, которая называется «В гостях у сказки».
Дети слушают аудио запись песни «В гостях у сказки» (слова Юлий Ким, музыка Владимир Дашкевич)
- Вот мы представим, что оказались в сказке. И сейчас познакомимся с главным героем многих сказок. Прежде чем герой покажется, отгадайте про него загадку:
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица! (Баба Яга)
- Баба Яга, пожалуй, один из древнейших сказочных персонажей, пришедших в сказки из глубины веков - из славянских мифов. Образ Бабы Яги очень интересный и разнообразный. Перед нами пролетела в ступе Баба яга . Слайд №6
- Посмотрите, на нашей выставке много книг, в которых одной из героинь является Баба Яга!Слайд№7
-Расскажите, как художник её изображает?(лохматая, одежда неопрятная , похожая больше на мешковину, страшный горб на спине, нос крючком, старая, некрасивая, выражение лица злобное и хитрое , длинные и страшные когти на руках. цвет одежды в основном темный)Слайд №8
-Про нее еще говорят так:
В лесу, проблем не зная,
Живёт колдунья злая.
Травы-зелье собирает,
Пироги печёт в золе,
Детей ворует на заре.
И костяная у неё нога,
А зовут её…(ЯГА).
-Ребята, а теперь посмотрите на этот Слайд №9
Это Баба Яга из разных сказок, а что вы про нее можете рассказать?( она ест маленьких детей, злая, живет одна, на болоте, в избушке на курьих ножках, иногда помогает Иван-царевичу, дружит со всякой нечистью, Кощеем- бессмертным, летает в ступе, варит зелье, это женщина, она некрасивая, собирает грибы, травы)
-- Ребята, вы всё сказали правильно. Теперь я вам немного о ней расскажу.
Некоторые исследователи заявляют, что Баба Яга эмигрировала к нам с
Северной части планеты. Жители Севера раньше строили свои жилища на
столбах, это было необходимо для того, чтобы дикие звери не могли
проникнуть в жилище оленеводов, кроме того, на высоте, снег не заметал
дом полностью, и можно было выбраться из снежного завала. Эти строения
по своей форме напоминают жилище Бабы Яги – избушку на курьих ножках.
Также есть предположение, что она получила такое имя, так как
проживала в местности, где растет ягель – олений мох, когда-то он назывался «яг» .Слайд №10
В сказках западных и восточных славян говорится, что Баба Яга живет
в дремучем лесу или на краю леса, в «избушке на курьих ножках».
Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах.
На воротах вместо запора - руки. Вместо замка - рот с острыми зубами.
Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она
обращена к лесу передом, к «этому свету» задом. Чтобы попасть в избушку,
герою необходимо произнести заклинание: «Встань по старому, как мать
поставила! К лесу задом, ко мне передом».
По одним источникам, она считается покровительницей леса и зверей,
доброй богиней, которая охраняет подземный вход в Тридевятое царство. По другим источникам, Баба Яга получила такое имя, так как была очень
склочной, злой и бранчливой бабой, на Руси таких «баб» часто называли
Ягишною. Слайд №11
В одних сказках Баба Яга может выступать в роли вредителя,
похитительницы, воительницы, в других - в роли дарителя, волшебного
помощника, советчицы.
Баба-Яга умеет готовить самые разные снадобья, притворный зелья, настойки, она сушит коренья и травы.
Старуха владеет волшебными предметами и наделена магической силой.
Передвигается Яга (в чём?) в ступе, следы заметает помелом.
Ребята, давайте вспомним сказки, где встречается Баба Яга? Я сейчас буду
загадывать загадки, а вы отгадывать героев, затем вы их увидите на экране и
назовете сказку…
1. Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были и кому они служили?
Это были гуси-лебеди (слайд№ 13). Они утащили Иванушку по приказу Бабы-Яги.
2. Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделалась мигом красивой, пригожей.
Царевна-лягушка Слайд №14 . Баба Яга в этой сказке помогла Ивану-царевичу разгадать тайну смерти Кощея и спасти Василису.
3. Слушайте следующую загадку:
В названии сказки их имена,
Герои эти – брат и сестра.
Не послушал брат сестрицу,
Из лужицы испил водицы.
Сестрица Аленушка и братец Иванушка слайд№ 15.
-Ребята, мы с помощью загадок отгадали только три сказки, где одним из
героев является Баба Яга.
- Ребята, скажите пожалуйста, Баба-Яга в сказках является положительным или отрицательным героем? (Ответы детей).
Она бывает злой и доброй. Может помочь герою или героине сказки.
-Давайте про бабушку Ягу расскажем стихотворение, а наши пальчики нам помогут.
Пальчиковая гимнастика «Баба Яга»
В тёмной чаще сжимают и разжимают пальцы в замке
есть избушка, складывают руки домиком
Стоит задом на перёд. поворачивают кисти рук тыльной стороной
В этой маленькой избушке складывают руки домиком
Бабушка Яга живёт. делают окошечко из рук, качают головой
Нос такой кривой дразнятся
Глаз такой косой перекрещивающиеся движения пальцами
Костяная нога постукивают кулаком о кулак
Здравствуй, Бабушка Яга! Разводят руки в стороны
-Чаще всего, старуха-волшебница хитростью заманивает в свой дом людей и грозится съесть зажаренного гостя. Сначала запугает до смерти, потом меняет свой гнев на милость и героям сказки достаются волшебные дары.
- Вы знаете, какие подарки может подарить героям Баба-Яга? (меч-кладенец, коня, волшебный клубок)
Слайд№16
У Бабы-Яги есть волшебный клубок:
Он знает все тропки в лесу назубок.
На землю клубок этот бросьте –
Проводит вас к Лешему в гости.
Он замок Кощея отыщет в лесу,
Поможет найти Василису-Красу…
Покажет дорогу, свернётся –
И снова к хозяйке вернётся!
-А сейчас, музыкальная пауза. Предлагаю вам послушать и потанцевать под песню про Бабу-Ягу.
Дети танцуют под песню ВИА«Ариэль» «Баба-Яга» (Т. Ефимов – Ю. Макаров)
- Как вы думаете, а есть ли у Бабы-Яги друзья? С кем она дружит?
Проводится игра с карточками «Друзья и слуги Бабы-Яги»
Условия игры: дети делятся на две команды. Одна команда называется «Лукоморье», вторая команда называется «Ягинишна».
Командам раздаются карточки с изображением сказочных персонажей:
-друзья Бабы-Яги (Леший, Кикимора, Водяной, Кощей Бессмертный, черти);
- верные слуги и волшебные предметы (Гуси-Лебеди, чёрный кот, филин, Лихо одноглазое, три пары рук, день, солнце, тьма, волшебное блюдце с яблоком);
-персонажи из других сказок (Буратино, Винни-Пух, Карлсон, Мальвина, Карлик Нос, Снежная Королева).
- Вы переворачиваете карточки и выбираете карточки с изображением друзей, верных слуг и волшебных предметов Бабы-Яги. Чья команда справится первой, поднимает руку.
- Ребята, вам понравилась игра? Теперь вы узнали с кем дружит Баба-Яга и кто ее верные слуги.
Мнемотаблица «Баба Яга»Слайд№17
-Давайте рассмотрим таблицу. Все, что мы узнали про Бабу Ягу здесь схематично нарисовано. Попробуйте рассказать о нашей героине, опираясь на таблицу.
-У вас на столах листы бумаги и восковые мелки, с их помощью вы можете нарисовать Бабу Ягу такой, какой вы ее сегодня узнали!
Дополнив рисунки деталями, вы проявили творчество и фантазию. Работы выполнены аккуратно, с фантазией. Вы сумели передать в рисунках свою любовь к героине сказок – Бабе Яге. Молодцы! И неважно добрая она или злая, главное, что добро побеждает зло!
-Давайте поиграем с Бабой Ягой?!
Ведущий берет куклу Баба-Яга и встает в середине круга. Дети дразнят её. Она скачет на одной ноге и дотрагивается до детей, до кого дотронулась, ребенок замирает.
«Баба Яга костяная нога с печки упала, ногу сломала,
а потом говорит: «У меня нога болит!»
«Баба-Яга, костяная нога пошла в огород, испугала народ,
побежала в баньку, испугала зайку»
«Бабка- ежка, костяная ножка, с печки упала ножку сломала, а
потом говорит: «У меня живот болит».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с художественной литературой для старшей группы на тему: «Литературная викторина по русским народным сказкам»
Конспект занятия - викторины по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе....
Сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста "Новогодние приключения". по мотивам русской народной сказки "Морозко"
Новогодние приключения.по мотивам сказки«Морозко»(Подготовительная группа, начальная школа.)...
«Формирование словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками о животных».
Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ – д/с №27 «Чебурашка» г.Клинцы, Брянской области....
Конспект организованной образовательной деятельности для детей в старшей группе по познавательному развитию «Мы любим русские народные сказки…»
Задачи:• углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.• упражнять в словообразовании и словоизменении.• формировать умение распознавать эмоциональ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)
Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...
Совместная деятельность с детьми старшей группы на тему: «Путешествие – игра по русским народным сказкам»
Занятие-игра. Ребята отправляются в сказочноепутешествие с Иваном-Царевичем, чтоб спасти Василису Прекрасную от Кощея Бессмертного. Чтоб помочь, ребята должны выполнить все задания сказочных героев....
Конспект занятия в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки»
Конспект занятия в старшей группе«В гостях у русской народной сказки». Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.Задачи:У...
- Мне нравится (1)