Проект "Жаворонки,прилетите! Весну- красну принесите
проект (младшая группа)
Тип проекта: информационно-творческий, групповой. Продолжительность: краткосрочный Актуальность: Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность. Данный проект призван внести свой вклад не только в знакомство с традиционной народной культурой, но и ее возрождение и актуализацию в современных городских условиях на уровне дошкольного образовательного учреждения, а также в кругу семьи. Цель: Познакомить детей с народным праздником «Встреча жаворонков». Продолжить знакомить детей с традициями и обычаями народной культуры. Задачи:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhavoronki.docx | 243.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №40» Октябрьского района г.Саратова
Информационно-творческий проект
«Жаворонки, прилетите! Весну — красну принесите!»
2-ая младшая группа «Облачко»
Срок реализации проекта: с 19 марта 2020 г. по 27 марта 2020 г.
Воспитатель:
Маврина Лариса Александровна
Саратов 2020
Тип проекта: информационно-творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный
Актуальность: Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.
Данный проект призван внести свой вклад не только в знакомство с традиционной народной культурой, но и ее возрождение и актуализацию в современных городских условиях на уровне дошкольного образовательного учреждения, а также в кругу семьи.
Цель:
Познакомить детей с народным праздником «Встреча жаворонков». Продолжить знакомить детей с традициями и обычаями народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с народными традициями праздника "Встреча жаворонков», используя различные виды деятельности дошкольников;
- Познакомить детей с русскими обычаями встречи весны;
- Расширять словарный запас детей;
Развивающие:
- Развивать познавательную активность и интерес, интеллектуальные способности детей;
- Развивать эстетическое представление о русском фольклоре, в котором сочетается слово. Музыкальный ритм, напевность.
- Развивать трудовые навыки детей при работе с тестом.
Воспитательные:
- Вызвать эмоционально-положительный отклик к результатам своей работы.
- Формировать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
Формы реализации: Беседы, игры, просмотр презентации, чтение литературы, заучивание потешек, закличек, работа с тестом.
Проект включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Этапы реализации проекта:
Первый этап. Подготовительный.
До начала реализации проекта была проведена следующая работа:
- выбор темы;
- подбор детской и педагогической литературы по теме;
- подбор картин, иллюстраций по теме;
- подбор игр, закличек,стихов, народных обычаев, музыкального материала по теме;
- вхождение детей в проблемную ситуацию.
Второй этап. Основной.
Образовательная область - Социально-коммуникативное развитие.
- русская-народная игра «Перелет птиц»;
- народная игра «Ручеек»;
- старо-русский обычай «Водить хоровод».
Образовательная область – Познавательное развитие.
- беседа о празднике, традициях и обрядах народа;
- беседа о перелетных птицах и повадках;
- беседа о весенних изменениях в природе;
Образовательная область - Речевое развитие.
- чтение стихотворения А.С.Пушкина «В чужбине свято вспоминаю».
- просмотр иллюстраций книги Выготской «Чистый четверг»;
- чтение сказок, стихов, пословиц про весну;
- разгадывание загадки с образами весны;
- заучивание потешек , поговорок, закличек.
- заучивание стихотворений.
Образовательная область - Художественно-эстетическое развитие.
- пение закличек «Жавороночки-перепёлочки», «Весна красна», Жавората, жавората»;
- игра на свистульках;
- слушание музыки о весне: А. Вивальди «Времена года», М. Глинка «Жаворонок», П. Чайковский «Жаворонок».
Образовательная область - Физическое развитие.
- подвижная игра «Жаворонок»;
- дыхательные упражнения «Ручеек звенит»;
- самомассаж «Жаворонки»;
Третий этап. Заключительный.
- НОД «Лепка жаворонков из соленого теста»;
- консультации для родителей: «Жаворонки».
Приложение 1
ЖАВОРОНКИ – беседа.
Современная дата: 9 марта (22 марта) Дата по старому стилю: 9 марта
У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки. Значит весна идёт. В этот день первые птицы возвращаются и ищут себе места для гнездования. Воробьи поспешают
гнёзда завить. Овсянка не любит чужого глаза, к лесу ближе перебралась. Дятел отыскивает дерево покрепче, посуше, выдалбливает дупло. И сороку не услышишь стрекочущей возле дома – улетела белобока в чащи лесные. По народным верованиям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет
счастливым. Если какой селянин впервые после зимы увидит ласточку, то протягивает ей кусочек хлеба – таким образом, призывает урожай на своё поле. На Жаворонки обычно пекут «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению “жаворонков” охотно допускаются дети. Когда “жаворонки” готовы,
несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо
подсушиваются; их зовут “преснушками” (тесто пресное). Пшеничное,
ржаное тесто раскатывали в виде круглой лепешки, с боков крылья загибали на спинку. Вместо глаз вставляли угольки, горох, льняное семя, ягоды
можжевельника, изюма, черемухи. Сдобрив «жаворонка» маслицем, румяный гостинец смазывали медом. На головке лепили хохолок — втыкали перышко.
Печеных птах посылали родным и близким. Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали их вверх и кричали: «Жаворонки,
прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела!»
Взрослые кликали весну на пригорках, пели веснянки. Птичек раздают детям, и те с криком и звонким смехом бегут закликать жаворонков, а с ними и весну. Печёных жаворонков насаживают на длинные палки и выбегают с ними на пригорки или насаживают птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричат:
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
А так величают пташку, несущую с собой тепло, красные девушки словами
старинной песни:
Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую!
Ты пропой-ка пропой, пташка малая
Пташка ль малая, голосистая,
Про тое ли про теплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморская,
Заморския земли чужедальныя,
Где заря со зоренькой сходится,
Где красно солнышко не закатается
Где тепло вовек небавится!
Ты запой- запой, жавороночек,
Жавороночек ты весенний гость,
Про житье-бытье про нездешнее!
После печеных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был». С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается
семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекается монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивают себе печеную птичку. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева.
Приложение 2
Поговорки.
Сколько проталинок, столько жаворонков.
Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!
Жаворонки, сани унесите, соху-борону принесите!
Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите, тёплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!
Приметы.
Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного.
Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик – к стуже, к морозу. Ранний прилет журавлей – к ранней весне.
Журавль прилетит на наст – к неурожаю.
Заклички.
Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями,
имитирующими процесс крестьянского труда.
Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа.
Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и
ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок – сварить борщик, дать огуречик.
В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения,
нежности, восторга.
Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.
Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми).
Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение. Закличек было много. Это был
своеобразный ритмичный речитатив, наполненный определенным смыслом:
Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое! Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморили.
Весна, Весна красная! Приди, Весна, с радостью, С великою милостью:
Со льном высоким, С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Весна красна! На чём пришла,
На чём приехала?
На сошечке, на бороночке?
Жавороночки, Перепелочки! Прилетите к нам,
Принесите нам Весную Красную, Лето Теплое.
Зима нам надоела, Хлеб наш поела.
Жавороночек на проталинке Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле Растопиться, растопиться,
Во сине море, во синё море Укатиться, укатиться.
Жаворонок, жаворонок! На тебе зиму, а нам лето! На тебе сани, а нам телегу! Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила.
Жаворонушки, Мои матушки, Прилетите ко мне, Принесите ко мне Весну красную, Лето теплое,
С сохой, с бороной
И с кобылой вороной, С жеребеночком —
Вороненочком!
Жаворонки прилетите, Студёну зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела, И соломку подбрала, И мякинку подняла.
Уж вы, кулички — жаворонки, Солетайтеся, сокликайтеся.
Жаворонок, жаворонок! Возьми себе зиму,
А нам отдай весну. Возьми себе сани, А нам отдай телегу.
Жаворонки, жаворонки, Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету!
Жаворонки, жаворонки, Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну, Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!
Жаворонки, прилетите, Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту, На сохе, бороне,
На овсяном снопе. Жив жаворонок По полю летает
Зёрнышки собирает, Весну закликает!
Летел кулик Из-за моря, Принёс кулик
Девять замков – Кулик, кулик Замыкай зиму, Отпирай весну, Тёплое лето!
Накричавшись (говорить закличку нужно было громко, чтобы весна
услышала), наигравшись с «жавороночками», ребята засовывали их под застрехи в сараях, под крыши домов, прикрепляли к веткам деревьев. Затем печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали матери со словами:
«Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
Все эти обряды совершались для того, чтобы живительные силы природы коснулись всех — и людей, и животных. Детские воспоминания всегда
образные. Наверное, почти всем сельским ребятишкам помнятся ощущения, связанные с веснянками-закличками. А вкус и запах весны ассоциируется у них с «жаворонками», птичками с румяной корочкой.
Весна пришла! Только ручейки зажурчат, сразу небо пташками загудит — первыми вестниками тепла. Испеките «жаворонков» — чтобы и у вас в доме поселились счастье и весна!
Стихи для заучивания
Алексей Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
В.Шевчук
А у нас в саду жилец-
Бойкий маленький скворец.
Тихий сад повеселел
Оттого, что он запел.
С солнцем скворушка встает,
Ест жуков, росинки пьет,
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день.
Игры.
«Перелет птиц»
Цель: формировать навыки залезания на гимнастическую лесенку произвольным способом и спуска с нее, сохраняя координацию движений, в соответствии с командой взрослого
Оборудование: гимнастическая лесенка. Ход игры:
Дети – птицы, они находятся на одной стороне игровой площадки и имитируют их действия: ищут корм, купаются, щебечут, чистят перышки и т.д. По сигналу воспитателя: «Птицы, в полет!» — дети летят (бегут по площадке), расправив крылья (подняв руки в стороны). По сигналу: «Буря!» -
под счет взрослого «Домой лети! Раз-два-три!» птицы летят к «гнездам»: гимнастической лесенке залезают на нее. По сигналу взрослого «Буря
кончилась. Вышло солнышко» птички спускаются со своих укрытий и вновь летят к месту кормления. Проигравшим считается тот, кто не успевает по
сигналу «Раз-два-три» занять свое место на гимнастической лесенке во время бури.
Внимание: воспитатель страхует детей при залезании и слезании с
гимнастической лесенки. Нельзя допускать спрыгивания детей с ее верхних планок.
«Горелки»
Цель: использовать народные детские игры, приуроченные к разным временам года, в поддержании интереса у дошкольников к совместному
участию в играх соревновательного типа и совершенствованию техники бега наперегонки в естественных условиях; способствовать развитию
самоконтроля и самооценки в процессе организации подвижной игры; укреплять связочно-мышечный аппарат ног, содействовать формированию правильной осанки.
Ход игры:
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех лицом к играющим на расстоянии 2 – 3 шагов встает водящий – горелка.
Играющие речитативом произносят рифмовку: Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло. Глянь на небо – Птички летят,
Колокольчики звенят. Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
С последними словами дети, стоящие в первой паре расцепляют руки и бегут с двух сторон в конец колонны, стремясь встать в пару, прежде чем горелка осалит кого-либо. Горелка пытается догнать одного из игроков и запятнать
его, если ему это удается, то он с ним образует пару, а игрок, оставшийся без пары становится горелкой. Если же ловящему не удается никого поймать, он остается в той же роли.
Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу.
«Ручеек».
Дети встают парами, одна пара за другой. Один человек –водящий.
Он идет между детьми ( в воротики),берет за руку любого ребенка и образует с ним пару. Ребенок, оказавшийся один, идет вперед и проходит опять в воротики и т.д.
Игра «Перепрыгни ручеек».
Дети встают в колонну, каждый из ребят кладет руки на талию стоящего впереди. Сбоку кладутся 2 веревки на расстоянии 70-80см одна от другой. В ходе игры на слово «ух!» всем вместе надо перепрыгнуть за веревку-на « другой берег ручейка». Тот, кто не перепрыгнет, «наступит в воду и промокнет», ыбывает из игры.
Разлился ручеек, золотой рожок, Разлился водой, холодной, неговой,
По пням, по болотам, по лесным колодам –УХ!
Игра «Пчелки и ласточка».
Играющие-пчелы-летают по поляне и напевают:
Пчелки летают, Медок собирают Зум.зум,зум!
Зум.зум.зум!
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку.По окончании песенки ласточка говорит: «Ласточка встанет,пчелку поймает».С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел.Пойманные – выходят из игры. Игра повторяется.
Игра «Птицелов».
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке. Птички весело поют, Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет, Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий
становится птицеловом.
Игра «Жаворонок»
Дети стоят в кругу, руки за спиной.
Жаворонок бежит по кругу с колокольчиком, по окончании слов кладет колокольчик в руку любому ребенку.
Ребенок догоняет жаворонка.
Дети: В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Воспитатель. То, кто песенку найдет,
Будет весел целый год.
Дыхательное упражнение «Ручеек звенит»
Волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом. На выдохе произнести «Дзынь-дзынь-дзынь!» («Жур-жур-жур!»). Повторить 2-3 раза.
Приложение 3
Сценарий развлечения «Жаворонки» (на воздухе)
Цель: Расширять кругозор, закреплять знания о птицах.
Задачи:
- Познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, познакомить с русским православным обычаем встречи прилета птиц.
- Расширять словарный запас с помощью фольклора.
- Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости
Методические приёмы:
Игровой приём, художественное слово, пример воспитателя, хоровое проговаривание слов потешек, указания воспитателя, помощь и поощрение, индивидуальная работа.
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Сегодня, мы с вами собрались отметить приход весны и прилёт птиц. С приходом весны всё оживает вокруг: зеленеет трава, светит ярче и теплее солнце, весело звенят ручьи, звонко поют птицы. Домой возвращаются перелётные птицы.
Весна — время прилёта птиц.
Ой, а какая же весна без яркого Солнышка? Ребята, давайте позовем Солнышко, чтобы оно светило нам всегда.
Дети, произносят закличку «Солнышко»
Солнышко- вёдрышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко нарядись,
Красное покажись!
Ведущий: Сегодня необычный день – день прилета птиц. В народной традиции этот день носит название «Сороки». В этот день, по народному календарю, прилетают из теплых стран 40 птиц и первая из них – жаворонок.
Ну, какой же праздник без «жаворонков»?
Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!
Дети встают в хоровод :
Ой, бежит ручьём вода –
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нет ни снега, нет ни льда!
Прилетели журавли
И соловушки-малы.
Журавли, журавли!
И соловушки-малы!
Мы весняночку поём,
Весну красную зовём!
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём!
Ребята! Давайте весну позовем. Чтоб к нам она поскорей пришла нужно закличку произнести « Весна»
Дети, произносят закличку «Весна». (с движеньями)
Приходи, весна! - руки подняты к верху;
Все мы ждём тебя! – обе руки прижимаем к груди;
Солнышко посвети – « фонарики»;
Пусть бегут ручьи! - руки внизу, плавные движения в стороны;
Пусть птички летят! – махи руками, как крыльями;
О весне кричат! – руки подняты на верх.
Ведущий. Какая погода у нас сегодня? (Солнечная)
Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное, … Назовите приметы весны.. Свой ответ начинайте со слова «весной»...
Весной… ярко светит солнце.
Весной тает снег.
Весной появляются проталинки.
Весной появляются лужи.
Весной набухают почки.
Весной появляются сосульки.
Весной бегут ручьи.
Весной просыпаются насекомые?
Весной дикие животные меняют цвет шубки.
Весной у зверей появляются детеныши.
Весной появляются первые цветы: подснежники, мать–и-мачеха.
Весной появляется трава.
Весной идет дождь.
Весной прилетают птицы
Ведущий. Сегодня день равен ночи. С каждым днем день будет становиться длиннее, а ночь короче. (Звучит шум леса и птиц песни.)
- А сейчас я загадаю загадки про птиц, которые прилетают к нам весной. Посмотрим, сможете ли вы их отгадать?
Когда загадка отгадана, ведущий показывает картинку с птицей.
Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица…
(грач).
В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать…
(кукушка).
Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда…
(скворец).
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте представим, что наступила ночь. Все птички уснули, только сова не спит.
Проводится пальчиковая игра «Сова».
В лесу темно.
Все спят давно-
Одна сова не спит,
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
Да как полетит!
Ведущий Ребята, а вы знаете? Сегодня,22 марта, день, становился по длине, равен ночи. С каждым днем день будет становиться длиннее, а ночь короче. (Звучит шум леса и птиц песни.)В этот день в каждом доме лепили из теста птичек «жаворонков», пекли их. У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Дети ходили по селу, подбрасывали своих птичек вверх и кликали весну.
Жаворонки, прилетите,
Весну – красну принесите.
Принесите весну
На своем хвосту,
На сохе, на бороне,
На овсяном снопе
Дети несколько раз повторяют закличку.
Ведущий, А мы с вами из соленого теста тоже слепили «жаворонков»
и сейчас мы повесим их на дерево, чтобы они закликали весну.
Дети с помощью воспитателя вешают своих жаворонков на дерево.
Приложение 4
Консультация для родителей
«ЖАВОРОНКИ»
День 22 марта обозначен в народном календаре как праздник «Сороки» или «Жаворонки».
Издавна этот праздник был связан с прилетом из тёплых краёв на родную сторонку жаворонка, который, по мнению древних славян, приносил на своих крыльях красавицу Весну.
В этот день, вместе с прилётом жаворонка, ожидалось возвращение на родину еще сорока перелётных птиц.
22 марта, с наступлением дня весеннего равноденствия, весна в полную силу вступала в свои права и, конечно же, никому не хотелось, чтобы возвращались зимние морозы, потому что приближалось время весенних полевых работ.
Чтобы зимние морозы уходили, хозяйки пекли из ржаной и овсяной муки специальные хлебные шарики - золотые колобаны. Каждый день, начиная с праздника «Жаворонки», хозяйка выбрасывала из окна по одному колобану и приговаривала:
«Мороз, красный нос, вот тебе хлеб да овёс.
А теперь убирайся подобру-поздорову!»
Считалось, что мороз, наевшись хлебных шариков уйдёт до следующего года и не будет мешать в весенних посевных работах. В некоторых местностях одна из женщин рано утром делала на дворе сорок соломенных гнёздышек и клала в каждое по одному шарику. Такой обряд отчасти делался для того, чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома, а отчасти, чтобы потешить ребятишек.
Символом праздника был жаворонок, состряпанный в виде булочки или печенья. У каждой хозяйки был свой секрет приготовления теста, который из уст в уста передавался от матери к дочерям.
Праздник «Жаворонки» по праву считался детским, потому что именно детям раздавались печёные птички, которых они нанизывали на длинные палки и, выбегая на весенние пригорки, поднимали высоко к солнцу, распевая весенние заклички.
Иногда шумная ребячья ватага нанизывала своих жаворонков на заборы или просто высоко подбрасывала. Но любое из этих действий всегда сопровождалось пением или выкрикиванием закличек.
До обеда дети бегали с жаворонками по всей деревне, радуя её жителей весёлым пением. После чего птичку съедали, но не полностью. Голову птахи приносили родимой матушке с пожеланиями высокого головастого льна в этом году.
Девушки повсеместно водили весенние хороводы, исполняя веснянки. Иногда девичьи группы выходили на берег реки и, расположившись поодаль друг от друга пели веснянки по куплету. После каждого куплета аукались друг с другом, тем самым передавали исполнение следующего куплета песни другой группе.
Теперь и вы знакомы с традициями древнего славянского праздника «Жаворонки». Напеките вместе с вашими детками птичек, рецепты по приготовлению которых вы сможете найти на страницах интернета на любой вкус. Разучите весенние заклички, а затем, всей семьёй дружно и весело встречайте приход весны. Ведь недаром гласит народная мудрость:
«Делу - время, а потехе - час»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жаворонки,прилетите,весну красну принесите.
Это занятие подойдёт при праздновании дня птиц....
Конспект открытого занятия"Жаворонки прилетите-весну красну принесите
Открытое занятие с подбором музыкально-фольклорного материала.На занятии дети делают "Жаворонков" из лоскутков ткани, водят хороводы, играют в русскую народную игру "Жаворонок" закличками зазыва...
"Жаворонки прилетите, весну красну принесите"
Фольклорно - экологический проект...
КОНСПЕКТ «Жаворонки, прилетите, весну-красну принесите» подготовительная группа
Конспект занятия Непосредственно-образовательной деятельности В области «познаний» По разделу «Чтение художественной литературы»Цель: Познакомить детей с народным праздником Сороки, обрядами, пос...
Конспект организованной деятельности по лепке в средней группе на тему: «Птички прилетите, весну красную принесите!»
Дети в средней группе продолжают работать с глиной, осваивают новые приёмы и навыки, приобщаются к культуре своего народа....
"Жаворонки прилетите Весну-Красну принесит"
Занятие по окружающему миру, згнакомтсво детй с народными традициями....
Сценарий НОД Жаворонки весную красную принесите
Сценарий НОД...