"Жаворонки прилетите, весну красну принесите"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Молчанова Марина Александровна

Фольклорно - экологический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhavoronki_priletite_vesnu_krasnu_prinesite.docx881.13 КБ

Предварительный просмотр:

                      Муниципальное образовательное учреждение  

                                             «Детский сад № 75»

                                   Ленинского района г. Саратова      

                                 

                                   Фольклорно - экологический  проект                                                                                                                                        

                           «Жаворонки прилетите, весну красну принесите»

                                               подготовительная группа

                                                               

                                                                  Воспитатель:

                                                                  Молчанова  Марина Александровна

                                                                                   

                                                   

                                       Содержание

I Введение        

  1. Актуальность
  2. Вид проекта
  3. Участники проекта
  4. Продолжительность проекта
  5. Цель
  6. Задачи
  7. Ожидаемый результат

II  Реализация проекта

  1. Подготовительный этап
  2. Основной этап
  3. Итог

III  Заключение

Приложение

  1. План мероприятий
  2. Народные поговорки
  3. Народные приметы

I Введение.

          На нашей планете в последнее время отмечается серьезное нарушение механизмов саморегуляции различных систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными.

            Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию по отношению к природе.

          Произведения устного народного творчества имеют огромное воспитательное значение, помогают установить эмоциональный контакт с ребенком. Детство - пора, когда все впечатления, особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Издавна известна воспитательная, развивающая роль загадок, потешек, пословиц, поговорок. В образной поэтичной форме они отражают различные явления природы и окружающей действительности, помогая ребенку по - иному взглянуть на самые обыкновенные предметы, учат наблюдательности, побуждают к размышлениям. Народные пословицы, поговорки приобщают ребенка к человеческой мудрости. Фольклорные произведения формируют эмоциональную среду ребенка.

 Актуальность

          В дошкольном возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам живой природы. Важным аспектом экологического воспитания детей дошкольного возраста является представление детей о живом существе, в т. ч. о птицах.

          На воспитание любви к природе и заботливого отношения к ней большое влияние оказывает устное народное творчество. В этих произведениях  много  познавательного  и   воспитывающего. Они способствуют воспитанию таких качеств, как доброта, любовь ко всему живому.

Вид проекта. Информационно – познавательный.

Участники проекта. Дети подготовительной группы, воспитатели.

Продолжительность. 1 неделя

Цель.  Уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, жизни в весенний период, используя фольклор и традиции русского народа.

Задачи. Воспитывать  заботливое  отношение к природе (птицам). Развивать эмоциональную сферу, умение сопереживать и помогать птицам. Развивать познавательную активность, наблюдательность. Воспитывать любовь к народным традициям и фольклору.

 Ожидаемый результат. Закрепить  у детей старшего дошкольного возраста знания о перелётных птицах. Сформировать бережное отношение к птицам.

Реализация проекта.

I этап – подготовительный: подобрать методическую, научно-популярную и  художественную  литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой  деятельности; подобрать и подготовить игры, пособия, атрибуты; провести опрос детей; составить план мероприятий.

IIэтап – основной: работа в соответствии с планом.

III этап – заключительный: итоговое мероприятие.

                                         

II  Реализация проекта.

               На подготовительном этапе была сформулирована проблема и цель проекта Далее был разработан план мероприятий,  подобран иллюстрированный материал, художественная литература по теме проекта Детям была предложена ситуация, которая помогла вызвать интерес к теме проекта.                                    

               На следующем практическом этапе проводилась работа по плану мероприятий /Приложение А/. Проводились беседы с детьми, непосредственная образовательная деятельность по теме проекта. Дети рисовали, лепили птиц, делали фигурки птиц методом оригами.              

Играли в дидактические игры («Четвёртый лишний», «Узнай  по описанию», «Кто быстрее разделит птиц на перелетных и зимующих?». Читали художественные произведения В.Бианки и Г. Скребицкого.

          В ходе работы над проектом дети познакомились с народным праздником прилёта птиц -  «Сороки». Они играли в народные игры, учили заклички, знакомились с народными приметами, отгадывали загадки. С большим желанием дети делали из песочного теста жаворонков и     с нетерпением ждали, когда они испекутся.

           

         Итогом проекта было развлечение «Жаворонки прилетите, весну красну принесите». Дети играли в народные игры, пели песни, закликали весну.          

III Заключение  

                В результате работы над проектом дети расширили, уточнили и закрепили знания о перелётных птицах. Повысился интерес к познанию окружающего мира.

              Дети с большим желанием играли в народные игры, с удовольствием отгадывали загадки. Им понравился праздник, потому что было много игр и веселья.

               Знакомство с темой позволило расширить познавательную активность. Работа над проектом  способствовала саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию доброты и любви ко всему живому.

                                                                                             

                                                                                           Приложение А                                                              

                                                 

                                           План мероприятий

Дата

Образ-ая

область

Вид

деятельности

Цель

18.03.13

Ком-ция

Познание

Худ. деят.

Физ. культ.

Чтение

худ. лит.

Центр книги

СДДиВ

Беседа:

«Что мы знаем о птицах»

НОД «Перелётные птицы»

НОД

Рисование «Прилетели птицы»

Подвижная игра «Сова»

В. Бианки «Чей нос лучше»

СДД

Рассматривание альбома «Их надо беречь»

Закрепить знания детей о внешнем виде и повадках птиц, воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться и охранять их.

Расширять и систематизировать знания детей о перелетных птицах.

Учить детей рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей; учить рисовать птиц в движении; развивать навык рисования наброска простым карандашом.

Развивать внимание, память, выдержку, ориентировку в пространстве.

Развивать интерес к художественной литературе

Развивать познавательный интерес.

19.03.13

Ком-ция

Худ. лит.

Познание

Худ. деят.

Физ.культ.

Социализ.

Чтение худ. лит.

Центр худ. деят-ти

СДДиВ

Беседа:

народный праздник

«Сороки»

Заучивание закличек

ФЭМП

«Ласточки вернулись»

НОД

Аппликация

«Мечта скворца»

Народная подвижная игра «Горелки»

Дидактическая игра «Найди по описанию»

В. Бианки «Наши птицы»

СДД

Рисование птиц

 Познакомить с праздником Сороки. Продолжать приобщать детей к

культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные игры.

Продолжать решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Формировать навыки количественного счёта(прямого и обратного) в пределах 20.Развивать зрительное восприятие, умение восстановить недостающие детали чертежа.

Закреплять умение детей создавать несложную композицию. Закреплять приёмы вырезывания  и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции. Развивать творчество, фантазию, эстетическое восприятие.

Продолжить знакомить детей с русскими народными подвижными играми; вызвать интерес к русским традициям; уважение друг к другу.

Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.

Развивать интерес к художественной литературе

Рисование птиц по схемам.

20.03.13

Ком-ция

Худ. деят.

Физ. культ.

Социализ.

Чтение худ. лит.

Центр книги

НОД

 Рассказывание по серии сюжетных картин

«Птенцы»

НОД

Лепка  «Птицы»

Народная подвижная игра«Заря-зареница»

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Повторение закличек, загадывание загадок.

СДД

Рассматривание иллюстраций о птицах

Учить составлять рассказ, давать ему точное название.

Закреплять умение передавать характерное строение фигуры, самостоятельно решать, как лепить птицу из целого куска, какие части можно присоединить.

Продолжить играть с детьми в русские народные подвижные игры; вызвать интерес к русским традициям; уважение друг к другу.

Закрепить знания о птицах. Развивать внимание, мышление.

Продолжать развивать интерес к малым фольклорным формам.

Расширять знания детей

21.03.13

Худ. лит.

Познание

Физ. культ.

Социализ.

Чтение худ. лит.

Центр худ. деят-ти

НОД

Сказка А.Толстого

«Сорока»

Конструирование из бумаги «Птица»

Подвижная игра

«Перелёт птиц»

Дидактическая игра «Кто быстрее разделит птиц на перелетных и зимующих?»

Г.Скребицкий «Кто как живёт»

СДД

Раскрашивание  раскрасок «Птицы»

Познакомить детей с творчеством А.Толстого, учить понимать главную мысль сказки, её мораль.

Развивать навыки конструирования по схеме; учить читать схему, понимать условные обозначения.

Развивать двигательные навыки: бег, увертливость. Формировать уверенность в себе, принимая роль ведущего. Развивать зрительное и слуховое внимание, реакцию.

Закрепить знания о перелётных и зимующих птицах.

Развивать интерес к художественной литературе

Тренировка мелкой моторики

22.03.13

Труд

Культ.-дос.

деят-ть

СДДиВ

Выпечка жаворонков

Итоговое мероприятие

Развлечение

«Жаворонки прилетите, весну красну принесите»

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми; радоваться результатом коллективного труда.

Расширение представлений о традициях и обычаях русского народа; развивать творческие способности.

                                     Народные  поговорки

Сколько проталинок, столько жаворонков.

Где птица ни летает, а свое гнездо знает.

Орел хоть и страшен, но остается птицей.

Не учи орла летать, а соловья петь.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Не нужна соловью золотая клетка,  лучше зеленая ветка.

Соловей с вороной в одном лесу живут,  да по-разному песни поют.

Соловей поет месяц,  а ворона каркает круглый год.

Старый ворон не каркнет впустую.

Здоровое дерево дятел не долбит.

Всяк кулик на своей кочке велик.

Поет петух, да не по-соловьиному.

Есть крылья и у курицы,  да не лететь ей дальше своей улицы.

Гусь свинье не товарищ.

                                                  Народные приметы

Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного.

Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик – к стуже, к морозу.

 Ранний прилет журавлей – к ранней весне.

Журавль прилетит на наст – к неурожаю.

Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.

Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.

Перед метелью воробьи чирикают.

Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.

Синицы порхают под окном – к холоду.

В марте птички щебечут к хорошей погоде.

Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.

Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.

                                                Литература

  1. Ботякова О. А. Солнечный круг. Детский народный календарь: В помощь педагогам  дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004
  2. Васильева М. А., Гербова В.В., Комарова Т. С.Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией
  3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада /Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986.
  4. Михайлова М.А.  А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры и развлечения/ Художник В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  5. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. – М.:ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.
  6. «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
  7. Николаева С.Н.  Экологическое воспитание в детском саду. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.
  8. Николаева С.Н. Юный эколог М.Система работы с детьми 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.

Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «Детство – пресс», 2000.

  1. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2004.  
  2.  Детская художественная литература.
  3.  Электронные ресурсы:      

            http://vashechudo.ru

            http://nsportal.ru

                 www.maam.ru

           festival.1september.ru

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жаворонки,прилетите,весну красну принесите.

Это занятие подойдёт при праздновании дня птиц....

Конспект открытого занятия"Жаворонки прилетите-весну красну принесите

Открытое занятие с подбором музыкально-фольклорного материала.На занятии дети делают "Жаворонков" из лоскутков ткани, водят хороводы, играют в русскую народную игру "Жаворонок"  закличками зазыва...

КОНСПЕКТ «Жаворонки, прилетите, весну-красну принесите» подготовительная группа

Конспект занятия Непосредственно-образовательной деятельности В области «познаний» По разделу «Чтение художественной литературы»Цель: Познакомить детей с народным праздником Сороки, обрядами, пос...

"Жаворонки прилетите Весну-Красну принесит"

Занятие по окружающему миру, згнакомтсво детй с народными традициями....

Сценарий кулинарного мастер-класса в старшей логопедической группе "Жаворонки прилетите! Весну-красну принесите!"

Сценарий кулинарного мастер-класса для родителей и детей старшей логопедической группы по тестопластике...

Развлечение"«Жаворонки, прилетите! Весну — красну принесите!»

22 марта- день весеннего равноденствия. Праздником считается прилет пртиц....

Открытое занятие в музее для воспитателей Гбоу Школа №1352 "Жаворонки прилетите, весну красну принесите"

Лепка обрядового печенья "Жаворонки прилетите - весну красну принесите!"...