Профилактика агрессивного поведения у детей 5-7 лет с ТНР. Рекомендации.
статья

Шабардина Виктория Константиновна

Уважаемые коллеги! К сожалению, нет универсальных способов профилактики агрессивного поведения, которые бы срабатывали и «защищали» от агрессии всех детей, поскольку агрессия возникает по разным причинам. Детская агрессия- это способ реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется так, как хочется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_profilaktike_agrssivnogo_povedeniya.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Практические рекомендации педагога-психолога Шабардиной Виктории Константиновны для педагогов

по профилактике агрессивного поведения детей 5-6 лет с ТНР

Задачи педагогов:

  • формирование эмоциональной культуры;
  • создание и соблюдение правил. Соблюдение здоровой настойчивости и принципа логических последствий;
  • обучение сотрудничеству;
  • повышение уровня самооценки, функций саморегуляции и контроля, снижение импульсивности и напряженности;

Уважаемые коллеги! К сожалению, нет универсальных способов профилактики агрессивного поведения, которые бы срабатывали и «защищали» от агрессии всех детей, поскольку агрессия возникает по разным причинам. Детская агрессия- это способ реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется так, как хочется. Источником агрессии могут быть ограничения, индивидуальные особенности, подражание реакции взрослых или эмоции.

Можно сформировать следующие рекомендации по профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Обсуждение эмоций. Формирование эмоциональной культуры. С агрессией в том или ином объеме встречается каждый человек. Наша задача-это помочь ребенку лучше узнать себя, свой темперамент и характер. Желательно, как можно раньше рассказывать ребенку об эмоциях, о том, зачем они нужны, почему важно их выражать, а также как они влияют на поведение, настроение и здоровье. Необходимо помогать ребенку определять эмоции «в моменте», называть их. Если у ребенка к моменту стрессовой ситуации уже будут инструменты по ее решению, высока вероятность выйти из нее без потерь.
  2. Правила в группе. Что «можно» и «нельзя». Можно попробовать ввести утренний ритуал, где каждый день будут напоминаться правила поведения в группе. Можно использовать метод сказкотерапии (рассказывать сказки про агрессию и социально приемлемые способы совладения). Дело в том, что только в этом случае мы даем возможность развивать навыки самодисциплины и личного выбора. Наказанием стыдом и чувством вины можно заставить вести себя «хорошо». Но дети будут вести себя так до тех пор, пока вы следите, чтобы вновь не испытать чувство стыда. Не говоря уже о том, как негативно этот способ воспитания влияет на самооценку;
  3. «Компромисс и договоренности». Если происходит «дележка» из-за какой-то игрушки, то необходимо заранее выстроить систему очередности. И так во всем. Наша задача- это обучать детей конструктивным способам коммуникации;
  4. Оценка действий «здесь и сейчас», а не личности. Совершенно ошибочно использовать утверждения из серии: «Будь хорошим мальчиком», «Ты же хороший мальчик», «Ты что хочешь быть плохим мальчиком?». Вместо этого лучше использовать подобные конструкции: «N, я вижу, что ты сильно злишься», «Меня расстраивает, когда размахивают кулаками/кричат/отнимают игрушки», «Ты хочешь показать силу?», «Скажи, ты злишься? Почему?», «Ты обижен?», «Я понимаю, ты не хотел его обидеть» (но в личной беседе объяснить, в условиях, когда никто не видит). «N, ты помнишь наши правила…»; Неработающие конструкции: «Ты опять за свое? Ты как всегда! Вот прошлый раз…» (это вызывает чувство обиды и невозможность оценить критично ситуацию), «Будет так, как я скажу!», «Рот закрой свой!», «Вы все одинаковые!», «N, ты как всегда».
  5. Самоконтроль и обучение. К сожалению, в обществе живет табу на «негативные» эмоции. Наша задача, как педагогов, показать, как можно совладать с негативными эмоциями и выразить их в социально приемлемой форме, не навредив никому вокруг. Поэтому необходимо отслеживать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с детьми. И что более важно- показывать детям, как можно выражать свои эмоции, в т.ч. негативные. В случае, когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции у педагога- раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Однако, когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он, как минимум, не подкрепляет агрессивное поведение ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста.

Материал содержит рекомендации для воспитателей и родителей, которые способствуют снижению детской агрессивности, а так же как в игре научить детей общаться со сверстниками....

песочная терапия,как метод профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Профилактика агрессии у детей подготовительных к школе групп ДОУ с помощью песочной терапии...

Игра как средство профилактики агрессивного поведения у детей раннего и младшего возраста.

Что такое агрессия, каковы причины агрессивного поведения у детей. Игра как средство профилактики агрессии....

Статья на тему «Профилактика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и п...

Профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо пс...

Рекомендации по устранению и профилактики агрессивного поведения у детей.

Прежде всего, проанализируйте собственное поведение и стиль отношений между членами семьи. Дети копируют поведение своих родителей....