"Музеи в детском саду"
статья

"Для дошкольников гораздо полезнее,когда музей сам приходит в гости к ребенку"  Е.И.Тихеева

В статье представлены принципы организации мини- музея, цели и задачи, этапы создания мини- музея; работа с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey_v_dou.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание мини- музеев

в группах дошкольного    возраста»

Мини- музей в детском саду - особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении. Причины создания мини- музеев первоначально заключались в том, что многие дошкольные учреждения располагаются вдали от «настоящих» музеев. Несомненно, экскурсии в музее, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект. Даже в детских музеях обилие экспонатов, информации, яркие впечатления и эмоции могут утомить ребенка.

    «Для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку»

                                                                                                 Е.И Тихеева

В этом случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное- мини- музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой.

         Принципы создания мини- музея

  Несмотря на разнообразие мини- музеев, можно выделить ряд принципов, которые следует учитывать при организации этих элементов развивающей среды.

Принцип интеграции

Музей- это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, связанные между собой. Содержание мини- музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п. Кроме того, мини- музей способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.

Принцип деятельности и интерактивности

При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини- музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини- музее. Например, в музее кукол можно делать кукол из предложенного материала, в музее природы- поделки из природного материала и т.д.

Необходимо выделить уголок для самостоятельной деятельности ребенка: в мини- музее воздуха- провести опыты, поиграть со свистульками; в мини- музее хлеба- слепить изделия из теста и т.п.

Принцип научности

Экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне. Однако стремление к избыточной научности, слабая адаптация материалов к уровню развития дошкольника делают мини- музеи неинтересными для ребенка.

Принцип природосообразности

При организации мини- музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принцип культуросообразности

Мини- музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, культуре, к другим людям и себе) через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

Принцип гуманизации

Мини- музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности, и на индивидуально- ориентированный подход в образовании. Реализация принципа гуманизации требует создания условий для новых отношений в системе «ребенок- педагог» и переходы на диалоговую форму обучения.

Принцип динамичности и вариативности

Мини- музей детского сада периодически меняется- по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д. Если мини- музей расположен в группе, его содержание обновляется каждый год с учетом возрастных особенностях дошкольников. Одни экспонаты можно убирать, другие добавлять в экспозицию.

Принцип разнообразия

Независимо от темы мини- музея его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т.п. Экспонаты мини- музея отображают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.

Принцип экологичности

В экспозиции преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения. Может использоваться бросовый, но чистый материал. Все природные материалы необходимо собирать в экологически чистых местах.

Принцип безопасности

Оформление мини- музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини- музея. Сами экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.п. Необходимо помнить, что сухие травы и некоторые другие образцы могут вызвать у детей аллергические заболевания.

Принцип глобализм и регионализма

Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой. Например, в музее кукол могут быть собраны куклы разных народов и тех народов, которые проживают в данной области. Такой поход, с одной стороны, помогает детям усвоить идеи устойчивого развития, формирует основы толерантности, с другой- способствует реализации регионального компонента, формированию чувства патриотизма.

Принцип креативности

Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини- музея, в поддержке творчества детей и взрослых.

Принцип непрерывности

Мини- музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой образовательной и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нем отражает тематику образовательной деятельности, экскурсий, прогулок, праздников и т.п.

Принцип партнерства

Мини- музей является результатом сотрудничества взрослых и детей. Этот принцип связан с реализацией прав ребенка, дает возможность детскому саду наладить контакты с социумом.

            Цели и задачи мини- музея

Музейная педагогика в условиях детского сада:

        -позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные  

         программы;

        - является действенным модулем развивающей предметно- пространственной

          среды; средством индивидуализации образовательной деятельности;

        - способствует воспитанию у дошкольников музейной культуры; расширяет

          их кругозор;

        - помогает наладить сотрудничество педагогов с родителями и представителями

          социума за пределами детского сада.

            Этапы создания мини- музея

  Создание мини- музея может стать отдельным проектом детей, родителей, воспитателей. Удобно разбит организацию такого элемента развивающей среды на несколько этапов.

Подготовительный этап

Главные задачи подготовительного этапа- выбор темы мини- музея (совместно с детьми и родителями), определение путей создания системы мини- музея, подготовка к участию в проекте педагогов, детей, родителей

Выбор темы

Возможны несколько путей определения темы:

а) Создание мини- музея планируется заранее. В этом случае, как правило, преобладает мнение педагогов.

б) Тема определяется детьми и родителями и обсуждается с педагогом.

в) Тема определяется спонтанно. В этом случае большую роль играет инициатива ребенка. Например, дети приносят из дома фотографии своих домашних животных, рассказывают о них, после чего в группе появляется мини- музей домашних животных.

Сбор информации

После определения тематики педагоги обсуждают с детьми и родителями варианты оформления и пути сбора экспонатов. Можно составит перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители смогли его дополнить. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, а также материалы для уголков самостоятельной деятельности.

Выбор места для мини- музея

1. Групповое помещение

Этот вариант предоставлять возможность выставлять материал постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность в любое время обратиться к материалам музея. Дети группы могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты, задавать вопросы педагогу, пользоваться дидактическими играми, проводить самостоятельные исследования. Однако расположение мини- музея в группах имеет и свои минусы. Во- первых, постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Во- вторых, удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по поводу музейных тем.

2. «Раздевалка» (приемная)

Вариант размещения мини- музея в приемной имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки- те же.

3. Территория

На территории детского сада можно расположить музеи под открытым небом.

Например, национальная изба, ферма (фигурки животных), ветряная или водяная мельница, музей сказок с различными фигурками сказочных персонажей и предметов. В музее под открытым небом проводятся осенние выставки овощей, летние выставки цветочных композиций, знакомство с лекарственными растениями и т.п.

Работа с детьми и родителями

На подготовительном этапе проводится работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи. Дети и родители готовят небольшие сообщения о тех музеях, которые они посещали.

Практический этап

Главная задача второго этапа- совместная (педагоги, дети. родители) реализация идей первого этапа.

Оформление мини- музея

Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогают стеллажи и настенные  полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы, размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев. Если для музея отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку два- три небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами (спираль, гирлянда) и т.п.

Название мини- музея

Название должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание. Так, буквы в названии «Мини- музей песка» могут быть сделаны из песка, приклеенного основе, фольклорный мини- музей украсит название, выполненное в народном стиле.

Дополнительная информация

В мини музее вывешиваются схемы экспозиции, карты путешествий по ней, рисунки, знаки, отражающие нормы поведения. Для поддержания интереса детей к экспозиции в разных местах мини- музея могут периодически появляться различные «секретики» - задания, необычные экспонаты, сюрпризы. Задания для детей и родителей можно размещать в разных местах. Например, в музее «Волшебная вода» загадки об экспонатах можно написать на бумажных снежинках и капельках и др.

                      Работа с детьми

В работе с детьми применяются как традиционные, так и инновационные технологии. Так традиционная форма- беседа, рассказ- нередко сопровождаются использованием мультимедийных средств. Важно помнить о некоторой специфике работы на базе мини- музеев.

1. Длительное стояние детей на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

2. Иногда целесообразней разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые «беседы- пятиминутки».

Игры для мини музея

Поскольку ведущей деятельностью дошкольников является игра, в каждом мини –музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Содержание и виды игр обычно зависят от тематики музея(сюжетно- ролевые, игры- драматизации, дидактические) и т.п. Дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить на стендах.

«Универсальные» игры, которые можно использовать при работе в любом мини- музее:

  • Лото
  • Бродилки
  • Солнышко
  • Ящик ощущений
  • Четвертый – лишний
  • Найди пять отличий
  • Разрезные картинки
  • Угадай, что в мешочке
  • Лабиринт
  • Чья тень? (узнай по силуэту) и др.

Заключительный, обобщающий этап

Проводится торжественное «официальное» открытие мини- музея с приглашением родителей, детей других групп.

Разрабатываются и проводятся экскурсии со взрослыми для детей, детьми для детей и детьми для взрослых), организуются праздники, спектакли, дни музеев, выставки рисунков, поделок. Особое внимание следует обратить на разработку оригинальных экскурсий, экскурсий- путешествий (во времени, в лес, по земному шару).

Среди педагогов проводится конкурс на лучший мини- музей. Можно приурочить проведение конкурса к Международному дню музеев- 18 мая.

Критерии оценки:

  • Место расположение музея, его сочетание с интерьером
  • Оформление ( с эстетической точки зрения)
  • Соответствие содержания названию
  • Оценка экспонатов:
  • Целесообразность
  • Качество
  • Разнообразие
  • Соответствие возрасту детей
  • Оригинальность оформления
  • Визитка музея
  • Участие родителей в создании музея
  • Участие детей в создании музея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей в детском саду. Из опыта работы ГБОУ детский сад № 1951

Именно в детском саду наши дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прош...

«Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников».

Статья из опыта работы МБДОУ ЦРР детский сад №6 "Колокольчик" г. Луховицы. В статье рассказано о создании муни музеев в ДОУ усилиями сотрудников и родителей. Статья предназначена для тех, кт...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Цель: Обогащение воспитательно-образовательного  пространства новыми формами работы  с детьми и их родителями. Задачи:     ·...

"Я поведу тебя в музей..." и мы пошли! Мы с детьми посетили музей нашего детского сада! Увидили большую карту России и нашли небольшие точки на ней, узнали, что эти точки - это целые города! А одна из них наш родной город Калининград!

"Я поведу тебя в музей..." и мы пошли! Мы с детьми посетили музей нашего детского сада! Увидили большую карту России и нашли небольшие точки на ней, узнали, что эти точки - это целые города! А одна из...