статья "Игры и игрушки в жизне детей дошкольного возраста"
консультация

В статье подробно раскрыта тема, которую можно представить родителям в рамках "Школы ответственного родительства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_igrushki_v_zhizne_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игрушки в жизни детей дошкольного возраста

Толмачева Юлия Валерьевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №27»

В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Большинство педагогов, педиатров, нейрофизиологов разных стран приводят все новые доказательства того, что игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии ребенка, что депривация игровой деятельности в детском возрасте разрушительна для нормального развития. Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.

Между тем культура игры в современном мире теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства. Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование. Утрачивается передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям. Современная система воспитания и обучения не только выделила детей из мира взрослых, но и отделила их друг от друга.

Характерным явлением современности стала маркетизация детства. Изобилие товаров и развлечений для детей формируют установку на потребление. Так игрушки все чаще перестают быть средством игры и превращаются в товар, который взрослые приобретают для детей. Игрушки становятся просто имуществом ребенка, предметами обладания, которые заполняют физическое пространство, а не побудителями внешней и внутренней активности детей.

Таким образом, тема актуальна для рассмотрения как для педагогов ДОУ, так и для родителей.

Вопросы для рассмотрения:

  • Причины ухода игры из дошкольного детства
  • Отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения
  • Что такое игра для ребенка-дошкольника?
  • Виды игр
  • Принципы организации сюжетно-ролевой игры
  • Игра полезна для ребенка или это - пустое времяпровождение?
  • Надо ли родителям играть со своими детьми?
  • Какие игрушки соответствуют (достоинства и недостатки игрушек)

С педагогами возможно проработать эту тему на мероприятиях, проводимых как в традиционной форме (например, педагогический совет), так и в нетрадиционной (например, деловая игра, семинар-практикум, мастер-класс).

Для родителей будут интересны родительские собрания, проведенные в игровой форме, с элементами тренинга. Так же можно включить этот материал в работу тренинговой группы «Школа ответственного родительства». Созданные игровые ситуации позволят родителям «прожить» их с позиции своего ребенка. Пониманию родителями темы будет способствовать показанный им видео и фоторяд, раскрывающий возрастные и индивидуальные особенности детской игры.

Важно донести до родителей, что время совместных игр создает глубокую эмоциональную связь между родителями и ребенком. Это связь, которая устанавливает путь для радостного, творческого и дружеского времени, проводимого вместе. Родители могут попытаться вспомнить игры, в которые играли они, будучи детьми, и в которые могут научить играть своих детей. Создав здоровые отношения со своими детьми сегодня, они запомнят их на всю свою оставшуюся жизнь.

Целесообразно подготовить для родителей памятки по выбору игр и игрушек, которые помогут установить более тесные детско-родительских взаимоотношения.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–75.
  2. Смирнова Е.О. Сюжетная игра как фактор развития межличностных отношений дошкольников // Культурно-историческая психология. 2011. № 4. С. 38–44.
  3. Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Игра и произвольность современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 12–20.
  4. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 15–24.
  5. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 5–11.
  6. Соколова М.В. Исследование домашней игровой среды ребенка дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. 2012. № 6. С. 7–13.
  7. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 300 с.

Электронные ресурсы:

  1. https://psy.su/feed/4116/
  2. https://studexpo.ru/216506/pedagogika/osnovnye_problemy_igry_sovremennyh_doshkolnikov
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/10/09/problemy-igry-detey-doshkolnogo-vozrasta
  4. https://doncova-ozr-dou30.edumsko.ru/articles/post/1398919

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в группе раннего возраста "Игры и игрушки в жизни детей раннего возраста".

Представлен конспект родительского собрания в группе раннего возраста по теме "Игры и игрушки для детей раннего возраста"....

Образные игрушки в жизни ребёнка дошкольного возраста

Какую игрушку лучше выбрать ребенку в том или ином возрасте....

СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ИГРЫ И ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ИГРЫ И ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»....

Консультация на тему «Игры и игрушки в жизни детей раннего возраста».

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ «ИГРЫ И ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».            Раннее детство- период интенсивного физического и психического развития ребен...

Консультация для родителей ,,Игры и игрушки в жизни детей раннего возраста,,

Консультация для родителей. ,,Игры и игрушки в жизни детей раннего возраста,,  Игра – самое главное занятие для маленького человечка, его постоянная деятельность (вплоть до ш...

Консультация для родителей на тему «Игрушки в жизни детей раннего возраста»

В консультации помещён материал для родителей по подбору игрушек для детей раннего возраста....

Консультация для родителей на тему «Игрушки в жизни детей раннего возраста»

        Игрушки в жизни детей имеют огромное значение, именно они способны развивать сообразительность, воображение, учат самостоятельно думать....