Образные игрушки в жизни ребёнка дошкольного возраста
консультация

Суржикова Елена Сергеевна

Какую игрушку лучше выбрать ребенку в том или ином возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл surzhikova_e.s._statya.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Образные  игрушки  в  жизни  ребёнка  дошкольного  возраста (из опыта работы)

Е.С. Суржикова, воспитатель МДОУ №30,

г. Железногорск, Курская обл.

Большая часть игрушек - это так называемые образные игрушки. Не точные копии, не уменьшенные модели людей, животных, различных предметов, а созданные профессиональными художниками или народными умельцами произведения, отражающие, часто условно, яркие, обобщенные образы реальной действительности или сказочные, фантастические образы.

Среди образных игрушек особое место всегда занимала кукла. Она призвана выполнять в играх детей функции человека.

Куклы чаще всего изображают детей разных возрастов, примерно до десяти двенадцати лет. В продаже имеются куклы в одежде и голыши. Одежда кукол может быть самой различной - детской, профессиональной, национальной. Различны и выражения их лиц, на них, как правило, отражаются те чувства, состояния, которые присущи детям. Есть лирические типы кукол, куклы - озорники, мямлики, серьезные и смешливые.

Обычно куклу для ребенка выбирают родители, но детям пяти и более лет лучше позволить сделать это самим. Нужно предложить ребенку хорошенько, не торопясь, рассмотреть всех кукол, сказать, какая кукла и почему ему понравилась больше других, какие игры с ней он мог бы затеять. Но взрослый может показать ребенку, какая кукла понравилась ему, объяснить, что, по его мнению, особенно хорошо в ней, как с ней можно будет играть. Если же выбор ребенка устойчив, лучше купить ему ту куклу, которую он предпочел.

Малышу двух с половиной - трех лет советую подарить только одну куклу, желательно тоже «не старше трех лет». Он станет постоянно заботиться о ней, как заботятся о нем самом родители. Для игры ему понадобятся некоторые самые простые предметы кукольной одежды, посуда из пластмассы, кроватка, коляска или саночки и обязательно куски ткани, чтобы пеленать «дочку». Для таких игр особенно хороши большие куклы-голыши. Одежда для них продается и отдельными предметами, и наборами.

Подрастет ребенок, появятся у него новые куклы, но первая часто остается самой любимой.

          Дети становятся старше, усложняются их игры, все полнее отражая жизнь окружающих людей - детей и взрослых.

С возрастом ребенку для игр с куклами необходимо большее количество предметов: мебели, посуды и т. п. Посуду можно купить не только столовую, но и кухонную, чайную, приобрести стул со стульями, гардероб, игрушечные музыкальные инструменты.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют маленькими куколками, так как их игры, требуют большого количества участников: «воспитанников детского сада», «школьников», «зрителей» в «театре» и «кино» и т. д. Ребенок в этих играх, управляя целым коллективом кукол, чаще всего выступает как режиссер (режиссерская игра).

В играх ребят отражается то, что они видят вокруг себя, о чем им рассказывают, читают, что показывают по телевизору. Жизнь и сказка, действительность и фантазия прекрасно уживаются в игре.

Содержание игр маленького ребенка основывается на его наблюдениях за жизнью семьи, домашним трудом матери, бабушки. Он качает свою куклу на руках, возит в коляске, готовит ей обед из травы и песка, наряжает на праздник, ведет в гости или на прогулку.

Круг впечатлений дошкольников, посещающих детский сад, неизмеримо шире. Естественно, что игры этих детей более содержательны. Они охотно играют не только с куклами-детьми, но и с различными фигурками людей, изображающими сказочных героев, представителей разных профессий.

Это тоже условные, обобщенные образы, причем ребенку, совсем не важно, насколько подробно нарисована на фигурке одежда, выписаны мелкие детали. Иногда можно видеть, как малыш, играющий в детский сад, выстраивает кирпичики из строительного материала в пары и ведет их на прогулку. Играя, он отличает шалуна от послушного, наделяет каждый кирпичик определенным характером и согласно этому ведет игру.

Не следует мешать детям играть с предметами, заменяющими игрушки, нарушать их замыслы, подменять игрушками те предметы, между которыми они сами распределили роли. Неумелое вмешательство только погасит детскую фантазию, спутает план игры. Нужно быть очень осторожным с детской мечтой, внимательным к детскому замыслу, приходить на помощь лишь в случаях затруднений, с которыми малыш не в силах справиться. И когда ребенок играет в пароход или автомобиль, передвигая положенный плашмя кирпичик или коробку, когда вместо человечков в его игре участвуют деревянные брусочки, не следует вмешиваться, навязывая вместо символов настоящие игрушки. Пластмассовый пароход и игрушечные фигурки могут нарушить созданные ребенком образы.

Значит ли это, что в игре можно обойтись без игрушки? Нет, игрушка поможет не только расширить тематику игр, обогатить их содержание, но и вызвать новые игры, новые ситуации в них. Начиная с двух лет, малыши строят для своих человечков домики из строительных материалов, песка, снега. В этом возрасте не игрушка определяет возможность применения ее в игре, а круг впечатлений, полученных ребенком в результате знакомства с доступными ему явлениями окружающей жизни.

Наряду с человеческими фигурками детям нужны и фигурки животных. Годовалый ребенок относится одинаково и к игрушечному зайчику, и к Красной Шапочке, он сажает их рядом за стол, кормит кашей, кладет в кровать. Различать и называть их он начнет на втором году жизни. Но эти игрушки будут еще долго выполнять одни и те же функции в игре.

В возрасте около трех лет дети только под руководством взрослых могут воспроизвести в игре короткие сценки из народных сказок «Колобок, «Теремок», «Репка». Но и здесь, если не найдется подходящей игрушки, они могут сказать: «Ничего, что мышки нет, пусть медведь тянет репку!»

На четвертом году жизни ребята становятся требовательнее к набору игрушек, они обязательно ищут нужную для задуманной игры и знают, что собака сторожит построенный дом, а живет в нем матрешка или резиновая куколка.

Еще взыскательнее дети от пяти до семи лет. Они уже просят родителей купить им недостающую игрушку, причем не удовлетворяются сочетанием, в котором масштабные отношения резко нарушены: «Не могу я так играть!»

Смотри - волк такой маленький, разве его испугается такая огромная Красная Шапочка?»

Поэтому старшим дошкольникам лучше покупать игрушки именно набором. Игрушечные звери в играх маленьких детей участвуют не только как герои сказок, они живут обычной детской жизнью: капризничают, шалят, ходят в кино, учатся в школе.

Большинство таких игрушек изготавливается из мягких материалов ткани, искусственного меха. Это приближает игрушку к ребенку, он словно прикасается к живому существу.

Любимой детской игрушкой считается плюшевый мишка. Объяснить это можно только тем, что медведь - очень древний и традиционный образ. В новейших и самых старых сказках он наделен рядом привлекательных человеческих черт. Постепенно игрушечный медведь становится все более условным, сохранились лишь наиболее выразительные черты облика: толстолапость, неуклюжесть, большеголовость.

Все другие животные - игрушки гораздо точнее передают внешний облик зверей.

Видимо, поэтому они менее охотно принимаются детьми в игру, чем медвежонок. Это мягкое, ушастое существо с толстыми лапами для ребенка не зверь, а пришедший из сказки любимый герой.

Зная настоящее животное, слушая о нем рассказы, малыш узнает его и в сказке, хотя там оно ведет себя совершенно иначе, часто одето в человеческий костюм, поет песни, обманывает людей, хитрит, важничает...

Знакомство с миром дает ребенку ряд представлений, понятий, оставляет след в мыслях и чувствах. Наиболее близкое, яркое, интересное, захватившее ум и воображение, он вносит в игру.