Эколого-оздоровительный поход "Земля наш общий дом"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Конспект экологического похода, проводимого на открытом воздухе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_pohody_kak_innovatsionnaya_forma_realizatsii.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологические походы как инновационная форма реализации
ФГОС в ООП ДОО
ЭКОЛОГО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПОХОД
«ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
старший дошкольный возраст
(май)
Педагогическая цель: продолжать приобщать дошкольников к основам здорового образа жизни; совершенствовать навыки двигательной активности, умение ориентироваться в пространстве; закреплять знания о природе, многообразии природного мира Земли; воспитывать бережное отношение к природе; развивать наблюдательность, любознательность, выносливость; совершенствовать технику дыхания при ходьбе.
Целевые ориентиры образования: знаком с правилами здорового образа жизни; в двигательной деятельности проявляет выносливость, быстроту, силу, ловкость; соблюдает правила безопасного поведения в природе, на улицах города, в подвижных играх; способен к целенаправленному наблюдению за живыми объектами природы; интересно и с увлечением рассказывает о природных объектах, делится своими впечатлениями от общения с природой; успешен в творческой речевой деятельности; хорошо взаимодействует со сверстниками в игровой деятельности.
Осваиваемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Средства реализации: лупы, тетрадь для записи наблюдений за объектами природы, одеяла, цветные мелки, мячи, корзины, красные флажки, магнитофон.
Снаряжение: личное (рюкзак, одежда, обувь), общественное (аптечка, запас воды, одеяла, влажные салфетки, фрукты).
Предварительная работа: подготовить схему маршрута.
Примечание: следует выбрать нежаркий солнечный день.
Участники похода: воспитатель, помощник воспитателя, родители, дети, педагог-эколог, инструктор по физической культуре, учитель-логопед.
Организация
эколого-оздоровительного похода
I. Подготовка к походу.
Воспитатель проводит беседы в соответствии с порядком организации I этапа и сезоном.
II. Организация похода.
Воспитатель осуществляет действия в соответствии с алгоритмом организации похода.
III. Содержание эколого-оздоровительного похода.
Воспитатель. За многие тысячи и даже миллионы лег все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей природе. Сегодня мы с вами пойдем в поход и увидим многообразие живой и неживой природы. Каждого представителя живой и неживой природы мы будем описывать в тетради, а в конце подсчитаем, сколько всего увидели.
Инструктор по физической культуре перед выходом с территории детского сада организует выполнение упражнений.
- Ходьба на месте или с передвижением с размашистыми движениями рук, сжимая и разжимая пальцы, - 30 с.
- Стоя, ноги на ширине плеч. Левую руку через сторону вверх, правую за спину, прогнуться и потянуться, вдох; вернуться в и. п., выдох. Повторить, сменив положение рук. Темп средний.
- Стоя, подниматься на носки, руки поднять через стороны вверх, прогнуться - вдох; вернуться в и. п. - выдох.
- Стоя, подняться на носки, руки в стороны - вдох; выпад правой ногой, наклон вперед, руками коснуться пола - выдох; и. п. - вдох; то же с левой ноги. Темп средний.
- Стойка ноги врозь, руки вперед, пальцы переплетены. Поворот туловища влево - вдох; и. п. - выдох; наклон назад, руки за голову - вдох; и. п. - выдох. То же в другую сторону. Темп средний.
- Стоя, руки на поясе. Прыжки поочередно на правой и левой ноге. Дыхание произвольное. Темп средний.
- Стоя, ноги врозь, руки на поясе, руки вперед. Поднимаясь на носки, локти назад, прогнуться - вдох; и. п. - выдох.
Инструктор по физической культуре ведет участников похода в парк, показывая различные виды ходьбы.
- Обычная ходьба в умеренном темпе. При такой ходьбе нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок переходит в отталкивание (по возможности выпрямленной в колене ногой).
- Ходьба на носках. Выполняется на более прямых ногах. Шаги короткие, туловище выпрямлено, подтянуто. Нога ставится на переднюю часть стопы (на полупальцы), пятка не касается поверхности.
- Ходьба на пятках. Этот вид ходьбы выполняется почти на прямых ногах. Шаги короткие, живот подтянут, спина выпрямлена. Нога ставится на пятку, носки подняты вверх, при этом не следует сильно разворачивать их в сторону.
Участники похода останавливаются в парке.
1-я остановка «Мир вокруг нас».
Педагог-эколог. Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами общая голубая «крыша» - небо. У нас под ногами один общий «пол» - земная поверхность. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. Всем живым существам нужны воздух, тепло, вода, для того чтобы жить.
Давайте осмотримся вокруг, и каждый назовет мне по одному объекту живой и неживой природы. (Один из родителей ведет запись.)
Сейчас мы с вами пойдем на верхнюю террасу реки (берег любого водоема), а по дороге будем преодолевать препятствия.
Инструктор по физкультуре. Давайте с вами превратимся в разных животных. Я буду называть животных, птиц, насекомых, рыб, а вы будете изображать, как они передвигаются:
- кузнечик - прыгает с продвижением вперед;
- орел - грациозно парит в небе;
- бабочка - быстро машет крыльями;
- черепаха - медленно двигается;
- кенгуру - прыгает вверх и вперед;
- кошка - двигается, мягко ступая, и т. д.
Педагог-эколог проводит словесную игру возле деревьев.
Словесная игра «Вспомни, кого увидел».
Ход игры: дети делятся на две команды; одна называет представителей растительного мира, которые встретились по пути, другая - представителей животного мира.
Инструктор по физкультуре организует передвижение отряда со сменой вида бега. Напоминает детям технику бега:
- При обычном беге бежать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем локти отводятся назад - в стороны.
- При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы.
- При беге на носках ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко не поднимать. Можно поставить руки на пояс.
- При беге с высоким подниманием колен бежать, поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначительным продвижением вперед. Корпус прямой, слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс.
Участники похода бегут, сменяя виды бега.
2-я остановка «Набережная реки».
Остановиться на берегу любого водоема.
Инструктор по физической культуре организует подвижные игры.
Подвижная игра «Капкан».
Ход игры: несколько участников берутся за руки и образуют круг. Остальные изображают птичек и насекомых, например бабочек, пчел, мух, комаров, синичек и т. д. Ведущий дает сигнал, и «капкан» открывается: дети в круге поднимают руки вверх. В это время всем «птичкам» и «насекомым» можно ходить, бегать и прыгать в «капкане». Издается следующий сигнал, и «капкан» закрывается. Все, кто не успели выбежать из «капкана», оказываются в ловушке и встают в круг, заменяя других участников, а те становится «птичками». В этой игре нет победителей. Здесь главное - веселье и смех!
Подвижная игра «Поймай меня».
Ход игры : из детей выбирают двух самых ловких. Их задача - поймать других игроков. Для этого они должны взяться за руки, чтобы получился круг (кольцо), и ловить других детей в этом кольце. Пойманный игрок отходит в сторону.
Воспитатель. Мыс вами находимся возле нашей любимой реки. К какой природе она относится? Сейчас вам раздадут цветные мелки, и вы нарисуете на асфальте объекты неживой природы. (Если нет асфальта, то можно использовать палочки для рисования на земле.)
Участники похода бегут, сменяя виды бега.
3-я остановка «Исследовательская».
Остановиться на косогоре.
Педагог-эколог раздает детям лупы и просит каждого найти растение (самое красивое), но предупреждает, что рвать и ломать его нельзя. Участники похода по очереди рассматривают каждое растение, вспоминают и уточняют названия, определяют особенности стебля, листьев, цветков, сравнивают их.
Воспитатель предлагает вспомнить, какие растения они уже находили сегодня, делает вывод о разнообразии и красоте диких растений.
Дети описывают представителей живой и неживой природы в тетради.
Участники похода бегут, сменяя виды бега.
4-я остановка «Аллея тополей».
Участники похода располагаются на одеялах. Организуется привал.
Учитель-логопед проводит словесные игры.
Словесная игра «Природа и человек».
Ход игры: «Что сделано человеком?» - спрашивает педагог и передает одному из играющих мяч. После того как ответили на первый вопрос, задает новые вопросы: например, «Что создано природой?».
Словесная игра «Найди предмет той же формы».
Ход игры: педагог показывает геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник и т. д.), а играющие должны назвать как можно больше предметов, сделанных руками человека, этой же формы.
Словесная игра «Бывает - не бывает».
Ход игры: воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро правильно ответить.
Иней летом ... (не бывает).
Снег зимой ... (бывает).
Мороз летом ... (не бывает).
Капель летом ... (не бывает).
Словесная игра «Что будет, если..?».
Ход игры: педагог задает ситуацию для обсуждения, дети приходят к выводу о необходимости соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: «Что будет, если в реку кто-то бросит банку из-под колы? А если две? А много?».
Инструктор по физической культуре организует игры-забавы.
Игра-забава «Попади в цель».
Ход игры: дети бросают мячи в корзину, взрослые стараются корзиной поймать летящие мячи.
Игра-забава «Танцы с прикосновениями».
Ход игры: все танцуют по одному. При остановке музыки дается одна из команд: «Голова к голове», «Нос к носу», «Щека к щеке», «Плечо к плечу», «Ухо к уху», «Рука к уху», «Пятка к носку», «Спина к груди», «Рука к колену», «Голова к носку туфли» и т. д. Все должны быстро с ближайшим соседом выполнить команду. (Если число участников четное, то команду отдает ведущий. если нечетное - то оставшийся без пары.)
Игра-забава «Крокодил».
Ход игры: играющие делятся на две команды. С помощью жестов члены одной команды показывают другой команде какие-либо предметы. Другая команда должна отгадать.
После полезного завтрака (фрукты) воспитатель напоминает детям правила поведения в природе.
Участники похода бегут, сменяя виды бега.
5-я остановка «Островок деревьев».
Остановиться рядом с участком, на котором растут деревья разного вида.
Педагог-эколог. Мы с вами назвали представителей растительного мира, объекты неживой природы, а теперь давайте поищем представителей живой природы (называют разнообразных птиц и насекомых).
Беседа о бережном отношении к природе.
Все знают, и вы, конечно, тоже, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют определенные правила поведения. Правила вежливости нужны для того, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда ты приходишь к ним в гости.
Если ты отправился в гости к природе, помни, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты тоже в гостях, в гостях у природы, у тех, кто здесь живет: птиц, зверей, жуков и бабочек, суетливых муравьев и шустрых ящериц, колючих ежей и прыгучих кузнечиков.
Здесь тоже нельзя вести себя как взбредет на ум. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, если ты пришел в гости к природе. Они очень простые, но очень важные. Не трогайте, не обижайте зверей, которых встретите: ни скользкую пучеглазую лягушку, ни ползущего ужа, ни паука в паутине, даже если они вам кажутся некрасивыми, неприятными.
Помните: они здесь хозяева, а вы - гости!
Участники похода бегут, сменяя виды бега. На территории детского сада инструктор по физкультуре проводит дыхательную гимнастику.
«Комары».
Дети, делая резкий выдох ртом, бьют себя по спине встречными движениями рук-«плетей», как будто отбиваются от комаров.
«Одуванчик».
Дети делают спокойный вдох, не поднимая плеч, затем задерживают дыхание и по знаку ведущего продолжительно выдыхают (будто на пушистую головку одуванчика).
«Ветер».
На вдох - плавно поднимают руки вверх, на выдох - опускают вниз, произнося «ф-ф-ф...».
IV. Подведение итогов похода.
Беседа по вопросам.
- Понравился ли вам поход?
- Что интересного вы запомнили во время похода?
- С кем из старых знакомых (растений) встретились?
- О чем бы вы хотели рассказать друзьям?
Педагог по изобразительной деятельности предлагает участникам похода сделать аппликацию «Живая и неживая природа».
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Правила друзей природы
- Запрещается разорять муравейники. Муравьи - санитары природы. Они защищают деревья от насекомых-вредителей. Если бы природа осталась без муравьев, то урон, нанесенный вредителями, мог сравниться с пожаром.
- Запрещается ловить насекомых. На цветах они отыскивают нектар, которым питаются, а перелетая с цветка на цветок, опыляют растения. Среди них могут оказаться редкие виды, занесенные в Красную книгу. Отлов таких насекомых уменьшит их численность в природе. Снижение количества насекомых приведет к сокращению опыляемых ими растений.
- Запрещается рвать паутину и уничтожать пауков, которые поедают кровососущих насекомых и мух.
- Запрещается трогать птичьи гнезда с яйцами, подходить к ним близко. Помните: вынуть яйцо из гнезда - все равно что убить живого птенца.
- Запрещается трогать птенцов в гнезде и на земле. Их родители не оставят свое потомство без защиты.
- Запрещается убивать лягушек, жаб, червей: лягушки поедают комаров и других кровососущих насекомых; жабы - единственные животные, поедающие слизней на огородах; черви рыхлят почву, повышая ее плодородие.
- Запрещается ломать ветки деревьев.
- Запрещается повреждать ягодные кусты и вырывать их с корнем. Лекарственные растения нужно рвать без корня и в небольшом количестве.
- Запрещается повреждать кору деревьев. Тот, кто вырезает надписи на деревьях, расписывается в своем бескультурии. Нанесенные раны служат входными воротами для различных болезней.
- Запрещается рвать цветы. Растения живые, и им тоже больно. Не обязательно срывать цветы, чтобы рассмотреть их. Растения, лишившиеся цветков, не дают семян. На следующий год этих растений уже не будет. Собирая букет из полевых или лесных цветов, вы присваиваете красоту, которая по праву принадлежит не только вам, но и другим людям. Для букетов цветы выращивают специально.
- Запрещается шуметь, включать громко радиоприемники и магнитофоны. Научитесь ценить музыку природы! Громкие звуки распугивают все живое и мешают общению животных.
- Запрещается оставлять после себя мусор. Он губит, отравляет почву. Брошенная бумага может лежать до полного разложения более двух лет, консервная банка - более 90, полиэтиленовый пакет - более 200, стекло - более 1000 лет. Закапывать мусор в землю - не самый лучший выход. Известный норвежский путешественник Тур Хейердал писал, что закапывание отходов в землю очень напоминает привычку нерадивой хозяйки заметать мусор под ковер. Ненужную бумагу, обертку, полиэтиленовые мешки, консервные банки нужно уносить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эколого-оздоровительная работа с детьми.
Работая по эксперементальной площадке "Край родной" Т.А. Серебряковой, разработаны мероприятия по ознакомлению дошкольников с природой родного края, а именно, близлежащими объектами природоохранного з...
Конспект эколого-оздоровительного досуга « О чем поведал Новогодний сундучок»(для детей с нарушением зрения, старший возраст)
Конспект авторский, в основу взята идея мульфильма "Маша и медведь", тематика материала зимняя,Новогодняя, с сюрпризами.Капризная девочка Маша, является главным героем ., ей надо в лесу срубить ...
Конспект эколого-оздоровительного занятия в старшей группе « По туристическим тропам Урала»
- уточнение представлений о природе Уральского края (животные, растения, типы местности);- развитие общей выносливости, игровых умений и навыков самостоятельно выполнять задания;- совершенст...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
эколого -оздоровительный проект «Где живу я, отгадай!»
эколого -оздоровительный проект...
Эколого-оздоровительный поход "День леса"
Туристические походы в природу представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности. Они создают благоприятные условия для оздоровления детей, познания нового, воспитани...