Тематический конспект
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Санкт- Петербурга
Санкт – Петербургская академия
постдипломного педагогического образования
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
повышения квалификации
«Проектирование образовательного процесса в ДОО
В условиях развития ФГОС»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППФ ( 5-6 ЛЕТ)
НА ТЕМУ:
«ДЕНЬ СЕМЬИ»
Актуальность: Формирование представлений о ценности семьи очень важный и сложный процесс. Задача образовательного учреждения актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Цель: познакомить детей с праздником «Международный день семьи», продолжать формировать представления о семье, о родственных отношениях в семье, обязанностях.
Задачи:
- формировать у детей представление о составе семьи, своей принадлежности к ней;
- воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.
- создание атмосферы, радости, доброжелательности и взаимопонимания.
Предварительная работа: семейные рисунки «Моя семья», чтение художественной литературы: Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлева «Мама», Л. Воронкова «Что сказала бы мама».
Время Дня | Совместная деятельность педагога с детьми | Непрерывная образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Индивидуальная работа | Прогулка |
УТРО | Утренняя гимнастика ( приложение 1) КГН Цель:
Беседа с детьми о Международном дне семьи
Чтение стихотворений о семье ( поздравление «С Международным днем семьи») ( Приложение 2) Дидактическое упражнение «Как зовут членов семьи». Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье. Сюжетно-ролевая игра «Семья» ( Приложение 3) | Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Моя дружная семья». (Приложение 4) Аппликация «Красивый дом в подарок своим родителям ко Дню семьи». | Самостоятельная деятельность в центре творчества: «Обведи по точкам и раскрась». Задачи: вызывать интерес к выполнению задания, обращать внимание детей на то, как правильно держать карандаш, аккуратно раскрашивать. Игры по инициативе детей. | Беседа «Что тебе больше всего нравится делать дома?». Цель: формирование понятия «семья», воспитание уважительного отношения к родителям | Целевая прогулка в городской парк Цель: продолжать наблюдать как меняется парк в разное время года, развивать умение замечать новые изменения, развивать речь, наблюдательность. Развивать умение детей видеть красоту весенней природы и т.д. Прививать бережное отношение к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к растениям, животным. Дидактическое упражнение «Летает – не летает». Задачи: развивать у детей слуховое восприятие, способность концентрировать внимание. Ручной труд «Куколки для подруг». Задачи: учить детей изготавливать куколок из веточек , развивать мелкую моторику рук. Самостоятельная игровая деятельность. |
Время Дня | Совместная деятельность педагога с детьми | Непрерывная образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Индивидуальная работа | Прогулка |
ВЕЧЕР | Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам Д/и «Семья» (члены семьи, связь поколений), «Разложи по возрасту» (жизненный цикл человека), «Кто кому – кто». Цель: закрепить знания о составе своей семьи, о родственных отношениях. | Настольно-печатная игра «Моя семья». Строительный материал, бросовый материал, для создания «Дома для семьи». Рассматривание, иллюстраций и картинок «Семья», репродукций, фотографий с изображением различных семей, альбом «Моя семья». | Беседа с детьми на тему: «Весенние месяцы» Цель: закреплять знания месяцев весны. | Прогулка по территории детского сада. Обратить внимание на изменения в состоянии погоды на протяжении дня. Игра-эстафета «Замени предмет». Цель: совершенствовать умение детей правильно выполнять основные движения при беге на скорость, развивать скоростно-силовые качества. Труд. Наводим порядок в ящиках с игрушками. Цель: Формировать привычку поддерживать порядок в игрушках. | |
Работа С родителями | Папка – передвижка «15-мая – день семьи»; Папка – передвижка «Роль семьи в воспитании детей» |
Список литературы:
- Белоусова Л.Е. Удивительные истории: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста: [Методическое пособие] / Л. Е. Белоусова. – СПб.: Детство-пресс, 2000.-126с..
- Н.Ф. Губанова Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
- Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Для работы с детьми 2-7 лет Москва: Мозаика-Синтез, 2008
Приложение 1
Комплекс утренней гимнастики
Лексическая тема «Семья»
В деревню к старенькому деду
Мы любим летом приезжать.
Ни дня без дела не сидим мы —
Дедуле надо помогать!
Починим, сами мы забор,
Все гвозди молотком забьем.
А чтобы огород вскопать,
Лопаты в руки нужно взять.
В лесу рубили мы дрова,
К обеду справились едва.
Дрова распилим мы пилой,
Чтоб дед мог печь топить зимой.
I часть: Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба со сменой направления, бег со
сменой направления.
II часть: Комплекс ОРУ «В деревне у дедушки»
«Хорошо в деревне летом»
И. п. : ноги врозь, руки вниз. 1—2 — подняться на носки, руки через стороны за
голову — вдох; 3—4 — и. п., выдох. Повторить 6—8 раз.
«Чтобы деду помогать, мышцы нужно укреплять»
И. п.: о. с., руки в стороны, ладони вверх. 1 — руки к плечам, сжимая пальцы в кулак;
2 - и. п. Повторить 8 раз.
«Мы дрова в лесу рубили, топоры в лесу забыли»
И. п. : ноги шире плеч, руки вверх, пальцы рук в «замок». 1—2 — наклон вперед, руки
пронести вниз назад между ногами, произнести «у-у-ух»; 3—4 — вернуться в и. п.
Повторить 6—8 раз.
«А потом дрова пилили и в поленницу сложили»
И. п. : о. с., руки на пояс. 1—2 — присесть, колени врозь, руки вверх, ладони вперед;
3—4 — и. п. Повторить 6—8 раз.
«С братом мы забор чинили, гвозди все в забор забили»
И. п.: о. с., руки в стороны. 1—3 — поднимать и опускать кисти рук; 4 — руки вниз.
Повторить 6—8 раз.
«Все мы сделали дела, ехать нам домой пора»
И. п. : о. с., руки на пояс. Ритмичный бег на месте, высоко поднимая колени,
оттягивая носки. Темп средний. Бег выполнять в течение 8—10 секунд, затем
непродолжительная ходьба на месте (12—16 шагов). Повторить 2—3 раза.
«До свиданья, не грустите! Летом снова в гости ждите! »
И. п. : ноги врозь, руки вниз. 1—2 — плавно поднять руки через стороны вверх,
выполнить 3—4 перекрестных движения руками над головой; 3—4 — вернуться в и.
п. III часть: Быстрый бег, ходьба.
Приложение 2
С Международным днем семьи
Вас мы поздравляем!
В этот чудесный день
От всей души желаем:
Для сердца – праздника тепла
И радости в общении,
Желаем с близкими всегда
Быть в лучших отношениях!
***
Семья – это радость, тепло и уют,
Семья – это дом, где тебя всегда ждут!
***
Семья - это мама, и папа, и дед,
Бабуля готовит нам вкусный обед.
В семье еще братья и сестры бывают.
Приложение 3
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Игровой материал: игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты
(передники, косынки), куклы, конструктор.
Подготовка к игре: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Игры – занятия: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Игровые роли: дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра.
Ход игры: с целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Где работают родители». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Далее воспитатель побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки (куклы, мебель, посуду и др.), игровые атрибуты (передники, косынки).
После этого воспитатель совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Когда мамы и папы нет дома», «Встречаем гостей», «Я помогаю маме», «Наш выходной день» и т. д.
Игра «Когда мамы и папы нет дома» должна научить детей распределять роли, планировать игру, играть самостоятельно.
Игра «Встречаем гостей» должна научить детей, как правильно приглашать в гости, встречать гостей, вручать подарок, вести себя за столом.
В игре «Я помогаю маме» воспитателю необходимо вносить в нее элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, ремонт книг, уборка помещения. По ходу игры педагог должен подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Также воспитатель может объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность длительных коллективных игр, например: «Семья» и «Школа», «Семья» и «Магазин».
Приложение 4
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему:
«Моя дружная семья».
Цель: развивать представления о семье, вызвать положительные эмоции во время беседы о родных и близких людях.
Задачи:
1.Образовательные:
-формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей;
- формировать понятие: мой дом, моя семья.
- формировать навык аккуратной работы.
2. Развивающие:
-развивать умение создавать коллективную работу, наклеивать готовые детали на лист бумаги,
-развивать внимание и мышление, речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя
3. Воспитательные: -воспитывать любовь и уважение к своим родным;
-воспитывать у детей умение радоваться созданному ими изображению, желание сделать еще лучше.
Предварительная работа: беседа на тему «Моя семья», рассматривание семейных фотографий, пальчиковая гимнастика «Семья».
Материал и оборудование: картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, ладошка двусторонняя с лицами грустными и весёлыми, бумажный белый дом, вырезанные из цветной бумаги разные фигурки.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится. Кто же это пришёл к нам в
гости? (Входит ёжик)
Ёжик: Здравствуйте, ребята! Я принёс вам письмо, тут написан ваш адрес.
Вот возьмите. (Передаёт воспитателю)
Воспитатель: Здравствуй, ёжик! Большое тебе спасибо, проходи, будь нашим
гостем.
Ёжик: Некогда мне, у меня ещё много дел. В следующий раз обязательно
погощу у вас, ребята!
Все: До свидания, ёжик. Приходи к нам ещё.
2. Загадки. Беседа о членах семьи.
Воспитатель: Дети, а давайте посмотрим, что же за письмо принёс нам ёжик.
Ребята, да тут загадки. А вот послушайте загадку:
Излучает она свет,
От улыбки ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная…
Дети: Мамочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!(Показывает картинку с
изображением мамы).
Беседа (опрос 2-3 детей):
- Как зовут твою маму?
- Кто ты для мамы?
- Как мама называет тебя ласково?
Воспитатель: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:
Угадайте, кто же это?
Добрый, сильный, ловкий, смелый.
Жду ответа я, ребята,
Молодцы! Конечно…
Дети: Папа.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
(Показывает картинку с изображением папы).
Беседа (опрос 2-3 детей):
- Как зовут твоего папу?
- Кто ты для папы?
Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:
Всё хозяйство: лебеда,
Да хохлатка Рябушка,
Но ватрушками всегда
Нас накормит…
Дети: Бабушка.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно!
(Показывает картинку с изображением бабушки).
Беседа (опрос 2-3 детей):
- Кто ты для бабушки?
Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка:
Мочит в тёплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый…
Дети: Дедушка.
Воспитатель: Да, ребятки, правильно!
(Показывает картинку с изображением дедушки).
Беседа (опрос 2-3 детей):
- Кто ты для дедушки?
Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы.
(Показывает картинку с изображением всей семьи).
А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. Ребята, а давайте
покажем свою семью на ладошке.
3. Пальчиковая гимнастика «Семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
А этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья!
(Выставляется ладошка с грустными лицами).
Воспитатель: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие
они грустные. Как вы думаете, что же могло произойти?
Дети: Они поссорились.
Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем сделать?
Дети: Надо семью помирить.
Воспитатель: Конечно, ребята, семью надо помирить!
4. Подвижная игра «Помирились»
Плохое настроение у нас в семье с утра,
И потому в семье у нас не ладятся дела.
(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)
У дедушки у нашего весь день болит спина,
(наклониться вперёд, руки за спину)
У бабушки у старенькой кружится голова,
(круговые движения головой)
Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал
(стучим кулачками друг о друга)
У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал
(смотрим на раскрытые ладони)
Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.
Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся
(взяться за руки и улыбнуться друг другу)
Дружно все обнимемся и тогда помиримся!
(Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них
хорошо, они помирились. А как, вы думаете, где же живёт семья?
Дети: В своём доме.
(На ладошку накладывается бумажный белый дом, с окошками для каждого
пальчика).
5. Аппликация «Красивый дом в подарок своим родителям ко Дню семьи».
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, какой дом грустный. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы дом стал весёлым и красивым? (Дети высказывают свои предположения.) Давайте украсим его и сделаем красивым. Дети и воспитатель украшают дом.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый и праздничный
получился дом для семьи. Давайте послушаем стихотворение о доме.
Воспитатель:
Дома бывают разные: кирпичные, каркасные, с балконами железными;
Бывают даже снежные,
Совсем как настоящие.
Но самый лучший – это мой,
Я в нём живу
С моей семьёй.
Воспитатель: Эти открытки мы подарим своим родителям ко Дню семьи.
5. Рефлексия.
- Ребята, кто к нам приходил в гости?
- Кого, мы с вами мирили?
- А для, кого мы так красиво украсили дом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие "Путешествие в город музыки"Конспект тематического занятия
Конспект тематического занятия для детей разновозрастной группы...
Конспект тематического часа «Блокада Ленинграда. Дорога Жизни!» в рамках тематического плана к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне для детей средней и старшей группы.
Формирование патриотических чувств у дошкольников, воспитание общественной позиции в поддержку мира....
Тематический конспект посвященный ко дню рождения К.Л.Хетагурова "Наш Коста".
Тематический конспект посвященный ко дню рождения К.Л.Хетагурова...
Пять комплексно тематических конспектов
Пять комплексно развивающих тематических конспектов с использованием новых технологий, элементами ТРИЗ, как пример конспектов для атестации https://www.litres.ru/natalya-sergeevna-krylova/...
Тематический конспект образовательной деятельности «Этих дней не смолкнет слава…» Конспект № 1. «Вставай, страна огромная…»
Цель: направлять внимание детей на нравственно - эстетическую оценку музыкального содержания....
Тематические конспекты занятий (НОД) по логомузыкальной пластике с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Конспекты игровых занятий включают в себя различные виды гимнастик (дыхательную, артикуляционную,пальчиковую, тематическую), а также чистоговорки, элементы игропластики, музыкально-ритмическую игру,во...
Музыка_Тематические конспекты ОД по музыкальному развитию
Данные занятия проводились в рамках творческого проекта "Сказка в мире музыке". Знакомство с характером героев и с музыкальными средствами, которые рисуют образ героя....