Консультация для родителей "Трудовая деятельность дошкольников 3-5 лет"
консультация (младшая группа)
ТрудовТрудовое воспитание- это вовлечение детей в различные виды трудовой деятельности ,развитие трудовых навыков и умений, воспитание любви к труду и потребности к трудовой деятельности.ое воспитание- это вовлечение детей в различные виды трудовой деятельности ,развитие трудовых навыков и умений, воспитание любви к труду и потребности к трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_trudovaya_deyatelnost_doshkolnikov_3-5_let.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Трудовая деятельность дошкольников 3-5 лет»
Трудовое воспитание- это вовлечение детей в различные виды трудовой деятельности ,развитие трудовых навыков и умений, воспитание любви к труду и потребности к трудовой деятельности.
Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения.
Многообразен труд детей в детском саду. Отношение детей к труду во многом определяются его руководством. «Нет ленивых детей, а есть только наше неправильное руководство детским трудом».
Для того, чтобы все дети хотели трудиться с удовольствием и выполняли любые трудовые задания, необходимо найти правильный подход к каждому ребенку.
Многолетний опыт работы дошкольных учреждений в нашей стране и за рубежом показывает, что наиболее приемлемыми для дошкольников были и остаются четыре вида труда:
1) Самообслуживание;
2) Хозяйственно-бытовой труд;
3) Труд в природе;
4) Ручной труд
Эти вида труда не только доступны, значимы для дошкольников, но и привлекательны, могут иметь место в каждом детском саду, в любой семье, не требуют создания особых условий. Виды детского труда отличаются друг от друга не только содержанием, но и своим назначением.
Первым ребенок овладевает самообслуживающим трудом. Характерной его особенностью является направленность на себя, а содержанием - умение обслужить себя. На необходимость этого вида труда для детей дошкольного возраста обращала внимание еще Н. К. Крупская. Общественная значимость его состоит в том, что ребенок освобождает других от обслуживания себя. Кроме того, в процессе самообслуживания он овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и в результате становиться самостоятельным, удовлетворяет свою потребность в деятельности, накапливает знания о предметах, приучается к трудовому усилию.
Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте – самообслуживание.
Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей элементарных навыков самообслуживания и желания к посильному труду.
Со средней группы объем задач по трудовому воспитанию увеличивается. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками самообслуживания.
Хозяйственно-бытовой труд предлагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и учебной деятельности (повесить чистые полотенца, накрыть на стол, приготовить групповую комнату к занятию, произвести уборку групповой комнаты, участка и т. д). Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность-удовлетворение потребностей других детей или взрослых.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: «Кирилл и Верочка хорошо помогали нашей няне, какие молодцы!» «Ксюша – заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
В средней группе содержание хозяйственно – бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д. Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, воспитатель приучает детей к тому, что в периоде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активность, инициативу в выполнении порученных дел.
Труд в природе требует от детей известного круга знаний о жизни растений и животных, умение контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Он складывается из процессов кормления животных, поливки и мытья растений, протирания подоконников, рыхления почвы, посадок, посева и т. д. Этот вид труда характерен тем, что с одной стороны он направлен на удовлетворение потребности детей, группы в целом, с другой – на охрану природы. Дети приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопаты, грабли, лейки и т. д) ,желание добиваться результата. Труд в природе ,в последующим, перерастает в один из видов производительного труда. В этом его особое значение.
В младших группах дети с помощью взрослых поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия, это расширяет детский словарь, активизирует его.
В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай). Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений от ухода.
Художественное слово в самых разнообразных формах – стихотворение, пословица, поговорка и т. д – издавна используется как одно из действенных средств воспитания детей дошкольного возраста ,как в семье так и в детском саду. Среди сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки, стихи занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать нарицание, осудить неверное или грубое действие. Пословицы поговорки стихи стали верными помощниками в формировании трудолюбия.
Большое значение имеют пословицы поговорки стихи в воспитании трудолюбия у детей. Их можно использовать в различных ситуациях. Например, дети играют, рассматривают книги, Леня и Кирилл, не найдя себе занятия, сидят на ковре. «От скуки бери дело в руки» - говорит воспитатель и предлагает протереть пыль с игрушек. Они охотно приступают к делу. После того как работа закончена, хвалит мальчиков и спрашивает: «Как вы думаете, почему так говорится в пословице?»Дети объясняют: нужно заниматься делом, тогда не будет скуки, время проходит быстрее и с пользой.
Значительную роль в воспитании трудолюбия играют и те пословицы, которые заключают в себе порицание. Например, ребята стирали кукольное белье. Сделали все быстро, но белье оказалось не очень чистым. Надо обратить внимание на это. «Стирала – не устала, выстирала – не узнала»- и тут же задать вопрос: «Почему так говорят?» Дети не сразу поймут смысл этой пословицы. С помощью наводящих вопросов (Долго вы стирали? Устали или нет? Чисто выстирали или белье осталось грязным?) помочь им осмыслить пословицу, а также, и результат своего труда. Дети сами должны понять и попросить разрешения перестирать белье. Работа с пословицами поговорками и стихами способствуют воспитанию трудолюбия.
3.1 Пословицы поговорки стихи о труде
«Тот труда не боится, кто умеет трудиться».
«Поспешишь – людей насмешишь».
«Много трудиться, а толку не добился».
«Каков мастер, такова и работа».
«Долг день до вечера, коли делать нечего».
«Без труда не вытащить и рыбку из пруда».
«Что посеешь, то и пожнешь».
«Труд земледельца велик и почетен».
«Весенний день – год кормит».
«Нет хлеба, так нет обеда».
«Труд – всему отец».
«Работа трудна, да трудовой хлеб слаще меда».
«Кто работает, тот и хлеба поест».
Веселая работа
Папа для мамы сажает цветок.
Мама для бабушки вяжет платок.
Бабушка гладит Катины платья.
Катя стирает панамки для братьев.
Братья для всех мастерят самолет.
Весело в доме работа идет.
А почему?Это дело понятное:
Весело делать.
Друг другу приятное. Б. Белова.
Помощник
Мама усталой с работы придет,
Маме и дома хватает забот.
Веник возьму я и пол подмету
Дров наколю и сложу под плиту.
Свежей воды принесу два ведра
Ну а теперь за уроки пора!
Мама сегодня с работы придет.
Будет у мамы по меньше хлопот. П. Жанэ
И мы будем трудиться
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каравай хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарим людей,
Придет пора, придет час,
И мы трудиться будем! В. Ливмиц
Не мешайте мне трудится
Не мешайте мне работать
Я водицы притащу
Из колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте!
Не жалейте!
А хотите в лейку лейте –
Поживайте огород
Он ведь тоже воду пьет!
Загадки
Рос сперва на воле, в поле
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто
Вырос он, под синим небом
И пришел на стол он. (Хлеб)
Вырос в поле дом
Полон дом зерном. (Колос)
Не лошадь, не вол,
Да плуг повел. (Трактор)
В огороде у дорожки стоит
Солнышко на ножке
Только желтые лучи
У него горячи. (Подсолнух)
В поле сеют и растят,
Убирают, сыплют в склад.
И на хлеб идет оно,
А зовут его. (Зерно)
Широко, а не море
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра - на столе. (Хлеб)
Один льет, другой пьет, а третий растет. (Дождь, земля, хлеб)
На протяжении дошкольного возраста у детей постепенно формируются трудовые умения и навыки в разных видах труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой и ручной труд, труде в природе. Все эти трудовые умения и навыки, приобретенные в детском саду и семье, являются той основой, на которой строится трудовое обучение в начальных классах школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерност...
Консультация «Игра — ведущая деятельность дошкольника»
Консультация «Игра — ведущая деятельность дошкольника»...
Консультация «Самостоятельная изобразительная деятельность дошкольников»
Самостоятельная изобразительная деятельность дошкольников...
Консультация: "Развитие познавательной деятельности дошкольников с помощью логических игр"
Формирование логического мышления-важный этап в развитии ребенка. Логические игры научат детей сопоставлять, сравнивать предметы, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы....
Консультация "Игра – ведущая деятельность дошкольника"
младший возраст...
Консультация "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников"
Значение и этапы познавательно-исследовательской деятельности...
Консультация " Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников"
позновательно-исследовательскаядеятельность в условиях ФГОС...