Занимательные игры "пальчиковые"
учебно-методический материал (средняя группа)

Жилина Наталья Андреевна

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. пальчиковые игры содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению, стимулируют развитие мышления, внимания, воображения.Данный материал предназначе как  так и для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_palchikovye_igry_stali_populyarny_v_nashi_dni_1111.docx529.35 КБ

Предварительный просмотр:

Почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни?C:\Users\RedGrave\Desktop\75537_html_m4a8f53c6.jpg

Да потому, что с детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят. И редко что- то делают своими руками.

Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.

Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.

Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку – малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.

Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите малышей даже за самые маленькие успехи.
C:\Users\RedGrave\Desktop\75537_html_m4a8f53c6.jpg

 

C:\Users\RedGrave\Desktop\ребенок.png

 

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
    C:\Users\RedGrave\Desktop\75537_html_m4a8f53c6.jpg
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.


Игры и упражнения с пальцами: что они дают?

Стимуляция детских пальчиков и ладони ведет к совершенствованию мелкой моторики руки, что влияет на развитие речи малыша, его мышление и интеллект в целом. Рука имеет в головном мозгу большое представительство. Через миллионы нервных окончаний поступает к нему тактильная информация, обрабатывается и откладывается в виде приобретенного опыта, используемого в нужный момент.

Мамы, не ленитесь тренировать ручки ребенка! Это залог его физического и интеллектуального развития!

Помимо этого, ребенку важен телесный контакт, который можно обеспечить, проделывая движения совместно своими и его руками, посадив его во время игры себе на колени. Именно в эти моменты пальчиковые игры в стихах позволяют заложить хороший фундамент для обучения малыша чему-то новому, полезному, интересному (выучить овощи-фрукты, счет, зверушек и многое другое).

Классификация пальчиковых игр

Как таковой утвержденной классификации пальчиковых игр не существует. Условно их можно разделить таким образом:

По активности участников:

Сидячие, выполняемые за столом или сидя на полу (например, «Человечек» — имитация ходьбы указательным и средним пальцами, когда остальные сжаты в кулачок);C:\Users\RedGrave\Desktop\75537_html_m4a8f53c6.jpg

Активные, в которых помимо пальцев задействованы верхние и нижние конечности, голова, туловище.

Игра «Ножки»:

Большие ноги (дети осуществляют ходьбу на месте) шли по дороге (идут, можно по кругу).

Маленькие ножки (встают на носочки) бежали по дорожке (бегут).

Быстро наша крошка (останавливаются) хлопает в ладошки (хлопают в ладоши).

Рученьки устали (потряхивают кистями), на коленки упали (приседают, руки кладут на колени ладонями вниз).

По сопровождению:

с музыкой;

без музыки.

Независимо от того, сопровождается ли игра музыкой, она всегда сложена в стихотворной форме. Это позволяет ей быть интересной (дети лучше воспринимают информацию), лучше запомниться, подскажет, какие движения нужно выполнить.

По возрасту:

С рождения до года детям полезно ежедневно поглаживать, массировать и целовать пальчики, стимулировать центр маленькой ладошки;

количество раз каждый родитель определяет для себя сам, а вот время не должно быть меньше 2-х минут;

с года до 2-х лет важно дать малышам возможность перебирать пальчиками предметы разного размера (например, крупы, пуговицы), ткани различной фактуры и цвета, учить их манипулированию со шнурками, пальчиковому рисованию, играм;

с 2-х до 3-х лет ребенок уже может самостоятельно повторить движения руками, собрать несложную крупную мозаику;

с 3-х лет детская рука развивается посредством лепки и аппликации.C:\Users\RedGrave\Desktop\75537_html_m4a8f53c6.jpg

Прищепки — это отличная альтернатива мелким бусинкам. Их то ребенок точно не проглотит!

Разделение по возрасту не является жестко фиксированным. Каждый последующий возрастной этап включает в себя предыдущий, дополняет и усложняет его. Например, перед работой с пластилином ребенку можно сделать массаж руки и пальчиковую гимнастику.

По содержанию:

Массаж;

игры с пальцами потешки («Сорока Белобока», «Коза Рогатая», «Семья» и др.);

игры со спичками (счетными палочками). «Звери-строители» — перед детьми кладутся спички — «бревна». Им рассказывают, что зверушки задумали построить теремок, но так, чтобы использовать при переноске бревен только 2 пальца: мизинец и большой (большой и средний, два средних пальца обеих рук и т.д.);

игры с бумагой или пластилином (оригами, лепка, аппликация);

пальчиковый театр;

пальчиковая гимнастика («Мы писали», «Паровоз» и пр.).

Для того чтобы пальчиковые игры выполняли свои развивающие функции необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

Играйте чаще, с удовольствием, с личной вовлеченностью.

Стишки выучивайте наизусть.

Выполняйте все движения совместно, проговаривая слова и придерживаясь медленного темпа.

Заведите себе «памятку» — картотеку пальчиковых игр, возьмите оттуда 2-3 игры, хорошенько заучите их, затем добавляйте новые, более сложные.

Хвалите ваше чадо, даже если он еще неуклюжий, а вместо слов у него получаются только нечленораздельные звуки.C:\Users\RedGrave\Desktop\75537_html_m4a8f53c6.jpg

Никогда не заставляйте ребенка играть, если он этого не хочет в данный момент. Переключите его внимание, поддержите интерес.

Не расстраивайтесь, если вы не знаете или не помните ни одной потешки, которую можно было бы использовать для игры. Читайте малышу любые детские стихи, сочиняйте свои движения, напевайте мелодии, побуждайте его к повторению за вами и этот творческий процесс порадует вас обоих.

Пальчиковые игры — это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Для малышей в возрасте 2-3 года нужные особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики, которые проводятся в режимных моментах в течение дня. Пример любимых игр детей — специально для вас, родители, ниже.

Детки.

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать —

Крепкие, дружные,

Все такие нужные…

(3. Александрова)

Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачек.

Шалун.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки ругаем большой пальчик.
C:\Users\RedGrave\Desktop\75537_html_m4a8f53c6.jpg

 

У Оленя.

У оленя (изображаем рога, приставив к голове руки с растопыренными пальцами)

Дом (соединяем под углом кончики пальцев на ладонях, изображая крышу над головой)
Большой (разводим руки в стороны, показывая какой большой у него дом)

Он глядит в свое окно. (держим одну руку горизонтально на уровне груди, ладонью второй руки подпираем голову, локоть стоит на первой руке)

Зайка по лесу бежит (пальцами изображаем бегущего зайца)

В дверь к нему стучит:

-Тук-тук, дверь открой, (изображаем стук в дверь)

Там в лесу (показываем через плечо за спину большим пальцем сжатого кулака)

Охотник (показываем, как охотник целится из ружья)

Злой (корчим страшную рожицу)

— Поскорее забегай, (имитируем открывание двери)

Лапку мне давай. (жмем малышу руку)

Алые цветки.

Наши алые цветки,

Распускают лепестки.

(Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно раскрывайте пальцы.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Покачивайте кисти рук)

Наши алые цветки

закрывают лепестки,

(Медленно соедините пальцы, образуя цветок.)
Тихо засыпают,

Головой качают.

(«Цветок» снова покачивается на ветру)

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.

 (Дети выполняют движения по тексту за воспитателем)
C:\Users\RedGrave\Desktop\75537_html_m4a8f53c6.jpg

Перчатка.

Весёлая мышка
Перчатку нашла, 
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. 
Гнездо в ней устроив, 
Складываем ладоши «ковшом» 
Мышат позвала. 
Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест) 
Им корочку хлеба
Дала покусать, 
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков. 
Погладила (отшлёпала) всех 
Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному). 
и отправила спать. 
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Котята.

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. 
У кошечки нашей есть десять котят, 
Покачиваем руками, не разъединяя их. 
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых. 
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
 C:\Users\RedGrave\Desktop\75537_html_m4a8f53c6.jpg

Кролик.

Маленький кролик с большими ушами,
Кисти прижать к голове, как ушки.
Розовым носом,
Указательными пальцами дотронуться до носа.
Смешными усами
Указательные пальцы прижаты к губам.
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
Роем норку (колени).
Чистит он шёрстку себе
«Чистим шёрстку».
Или спит.
Руки складываем, кладём под щёку.
Кролик ушами всегда шевелит.
Шевелим «ушами».
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов.
Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки

Черепашка.

Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Моя черепашка в коробке живёт,
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне,
Волнообразные движение кулаком в воздухе.
По полу ползёт.
«Черепашка» ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я буду носить,
Руки возвращаются в исходное положение.
Она не захочет меня укусить
Отрицательный жест головой.

C:\Users\RedGrave\Desktop\75537_html_m4a8f53c6.jpg

Подготовила: воспитатель Жилина Н.А.

Использованные ресурсы:

  1. Электронный ресурс URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/04/25/konsultatsiya-dlya-roditeley-palchikovye-igry-dlya
  2. Электронный ресурс URL: http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konsultatsiiadliaroditielieinatiemupalchikovaiaighrarazvivaiemriech


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная азбука дошколят"

Пальчиковый игротренинг помогает приобщить родителей к образовательногму процессу, ознакомлению их с нетрадиционными методами и приемами по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Создани...

Занимательные опыты для дошколят

Подробное описаны опыты, как их проводить, что использовать...

Знакомство с буквой Б с помощью занимательных упражнений.

Лексическая тема: Электроприборы. Звук и буква Б б ....

Занимательная математика

ети приглашаются в музыкальный зал, не подозревая зачем (в зале обстановка сказочного леса). Воспитатель: "Дети, посмотрите, куда мы попали! (осматриваемся) Интересно для чего мы здесь?" ( В это врем...

Занимательное занятие по ФЭМП в средней группе ОНР

Это занятие может быть проведено как в логопедической группе, так и в массовой....

Занимательные игры, как средство развития элементарных математических представлений. Требования к занимательному материалу.

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания.Обучению дошкольников основам м...

Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»

     « Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...