Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»
методическая разработка
Содержание. формы и методы организации двигательной активности детей с элементами логоритмики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»
для педагогов ДОУ
инструктор по физической культуре: Акимова Юлия Михайловна
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений.
Задачи:
∙ Познакомить участников семинара-практикума с методами и приёмами, применяемыми на занятиях и в повседневной жизни с использованием логоритмики.
∙ Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
∙ Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.
План проведения семинара-практикума:
- Обоснование проблемы, понятие «логоритмика в детском саду».
- Содержание, формы и методы организации двигательной
активности детей с элементами логоритмики.
- Практикум «Логоритмические упражнения в повседневной практике педагога».
- Рефлексия.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снижают их творческую активность, замедляют физическое и психическое развитие, вызывают отклонения в социальном поведении.
В ДОУ поступают дети с врожденной патологией (сердечно-сосудистой системы, почек, ЖКТ), с нарушением различных компонентов речи (ОНР, ФФНР, стертая форма дизартрии).
В этой связи занятия физическими упражнениями с элементами логоритмики должны способствовать коррекции не только двигательного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворный текст, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Еще в начале прошлого века филолог Н.В. Корнейчуков (К. Чуковский) отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам: «Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме… Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка».
Рифмованная речь очень важна для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособности растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Благоприятное воздействие на организм оказывает только та двигательная активность, которая находится в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка.
Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием.
Логопедическая ритмика позволяет:
- использовать методы и приемы, которые помогают ребенку выдержать занятие в одном темпе;
- заинтересовать ребенка так, чтобы у него не пропадал интерес на протяжении всего занятия, что способствует поддержанию одинаковой интенсивной подвижности на протяжении всего занятия;
- активизировать речь детей;
- избежать усталости и переутомления.
Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая средства логопедического, музыкалльно-ритмического и физического воспитания (речь, музыка и движение).
Именно посредством логопедической ритмики происходит становление не только физически развитого и здорового ребенка, но и психических процессов, воспитание пластичности, формирование словаря, развитие речи детей.
В работе с детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве.
Логоритмика позволяет сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развивать произвольное внимание.
Содержание, формы и методы организации двигательной
активности детей с элементами логоритмики.
Логоритмические занятия проводятся как педагогами группы, так и специалистами (логопедом, музыкальным руководителем, физическим инструктором). Упражнения могут являться частью группового занятия, или же предлагаться ребенку в индивидуальном порядке – в зависимости от степени и характера речевого нарушения, возраста и настроения малыша.
Хорошо, если во время игр взрослые будут использовать любимые игрушки, яркие иллюстрации из книг, предметные картинки (к примеру, на детских кубиках) – это поддержит интерес ребенка к занятиям. Если взрослый не умеет петь, можно использовать фонограммы песен, попевок, хороводных и ритмических игр: ими поделится музыкальный руководитель. Помогут в проведении логоритмических упражнений и записи классической музыки, детские песни из популярных мультиков и сказок.
Начинать занятия можно с простых заданий: показать, как дует ветер, как взлетает самолет, как капают капли дождя, проиллюстрировать движениями и звукоподражаниями знакомое стихотворение. Позже, когда у дошкольника уже сформируется определенный речевой опыт, а в его копилке будет несколько выученных стихотворений и песен, можно использовать их или разучить новые, сопровождая их пальчиковой гимнастикой или соответствующими движениями рук, ног, головы, туловища.
Методы и приемы логоритмики позволяют сделать занятия интереснее, более насыщенными, решать оздоровительные задачи, что помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Методы логоритмики позволяют в доступной и интересной форме развивать у детей речевые и коммуникативные навыки.
Методы и приемы физкультурных занятий с элементами логоритмики:
1.Словесный:
- объяснение;
- заучивание текстов;
- четкое проговаривание слов текста и звуков;
- напоминания, указания;
- логоритмическое сопровождение упражнений;
- образные называния упражнений;
- поощрение.
2.Наглядный:
- показ карточек-картинок;
- показ упражнений педагогом;
- показ упражнений ребенком;
- подражание действиям птиц, насекомых, животным, явлениям природы;
- использование зрительных и звуковых ориентиров.
3.Практический:
- выполнение упражнений педагога вместе с детьми;
- выполнение упражнений детьми без участия педагога;
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- разучивание сложных упражнений по частям.
Основу организации занятий с детьми определяют следующие принципы:
1.Системность. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка.
2.Комплексность. Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяется и дополняет развитие других функций.
3.Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.
4.Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий. Это способствует оптимизации занятий и повышению эффективности, дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном подтягивании дефицитарных функций.
5.Постепенность и систематичность в освоении и формировании значимых функций. Следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
6.Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
7.Повторность материала позволяет формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Логоритмическая работа в течение дня
Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совместной деятельности всех педагогов ДОУ в этом направлении.
Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду.
1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
3. Речевые игры перед едой.
4. Логоритмические паузы на занятиях.
5. Динамические паузы между занятиями.
6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.
7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
8. Подвижные игры с пением (на прогулке).
9. Игры малой подвижности (в группе).
10. Логоритмические досуги.
Логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.
Практикум
«Логоритмические упражнения в повседневной
практике педагога».
Форма организации педагогов – малые группы по 3-4 человека.
Упражнение «Котенок – шалун» | |
Котенок мамочку зовет: - Мяу-мяу, мяу-мяу. Он не напился молока: - Мало-мало, мало-мало. Покормит мама молочком: - Мур-мур-мур, Мур-мур-мур. Свернется маленьким клубком: - Ур-ур-ур, ур-ур-ур. Потом с клубочком поиграет Цап-цап-цап, цап-цап-цап. И нитку быстро размотает. Ап-ап-ап, ап-ап-ап | Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук. Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы. Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой. Ритмично потирают кулачок о кулачок. Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук. Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга. |
Упражнение «На качелях» | |
Кач-кач-кач – летят качели. Так захватывает дух! Все сильнее бьется сердце: Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук. Вверх и вниз и снова к солнцу. Словно птица ты летишь. - Выше, выше, выше, выше! – Вновь друзьям своим кричишь. | Дети ритмично покачивают руками из стороны в сторону. Ритмично постукивают кулачками друг о друга. Ритмично поднимают перед собой руки вверх. |
Логоритмическое упражнение «Капельки»
Дождик, дождик, веселей. (вытянуть руки ладонями вверх, подставив под «капли дождя»). Капай, капай, не жалей! («кап-кап-кап») Брызни в поле пуще - Станет травка гуще. (присесть на корточки и потрогать «травку») Только нас не замочи, (сидя на корточках, соединить руки над головой, закрываясь от дождя) Зря в окошко не стучи! (погрозить пальчиком)
Логоритмические комплексы не нуждаются в музыкальном сопровождении, поэтому их легко выполнять дома. Упражнения под музыку более динамичны и включают в себя ходьбу (паровозиком, приставными шагами, с высоко поднятыми коленями и т.д.), бег (медленный, быстрый), прыжки.
Дыхательная гимнастика способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.
«Ворона». Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «кар!».
«Воробей» И.п. ноги на ширине плеч руки опущены. 1-вдох, подняться на носки, руки через стороны вверх. 2-и.п. на выдохе произносить «чик-чирик! Чик-чирик!»
Двигательно-речевые игры развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес детей к занятию, физиологическую потребность в движениях. Кроме того речевые игры помогают совершенствовать основные виды движений.
Подвижная игра «Снегири»
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят,
— Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы. Частое потряхивание руками. Один хлопок по бокам. По 2 поворота головы в стороны.
Дети разбегаются по площадке, взмахивая руками, как крыльями.
Подвижная игра «Воробьишка»
Воробьишка по дорожке Прыжки на правой (левой) ноге
Скачет, вытянувши ножки.
Чики-рики, чики-рик! Стоя на двух ногах, поворот
Видно, он скакать привык. туловища вправо-влево,
Чив-чив, чив-чив, взмахи руками.
Он и ловок и красив.
Весел, словно праздник, выполняя взмахи руками
Воробей-проказник. воробушек машет крылышками.
Результативность
Таким образом, взаимодействие в работе воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога и родителей способствует сохранению и укреплению здоровья детей, позволяет не только совершенствовать обучение и развивающий процесс, но и помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка.
Рефлексия
Методика «Неоконченное предложение».
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…
В ходе семинара мне было…
Я оцениваю семинар …
Литература
- АлябьеваЕ.А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2008.-208с.
- Хацкалева Г.А. Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики: метод.пособие.–СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»
Консультация для педагогов во второй младшей группе...
«Рекомендации для педагогов по организации двигательной активности дошкольников на прогулке зимой "Снежные фигуры для здоровья и радости"
Важным направлением в формировании у детей интереса к двигательной активности является правильно организованная двигательная предметно-развивающая среда на участке. Она должна носить...
«Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики на коррекционно- развивающих занятиях» (из опыта работы)
Выступление на педагогическом совете об использовании логопедической ритмики на коррекционно- развивающих занятиях учителя- логопеда....
Семинар-практикум «Квест - игра как средство повышения двигательной активности дошкольников».
Цель: формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности квест - технологии в условиях реализации ФГОС ДО.Задачи:Сформировать у участников семинара - практикума представлени...
Консультация для педагогов по организации двигательной активности дошкольников
В статье даны рекомендации об организации оптимальной двигательной активности детей дошкольного возраста...
«Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач....
Семинар-практикум для родителей «Организация двигательной активности дома с использованием подручных материалов».
Семинар-практикум для родителей «Организация двигательной активности дома с использованием подручных материалов»....