"Социальное партнерство ДОУ и семьи - основа развития личности ребенка"
статья (старшая группа)

Попова Любовь Александровна

Одной из главных задач ФГОС дошкольного образования является обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компентентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.Взаимодействие педагогов и родителей предполагает взаимоуважение, взаимодовериеи взаимопомощь, а также учет педагогом условий семейного воспитания, а родителям - условий воспитания в детсокм саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.Цель взаимодействия - установление партнерских взаимоотношений, которые будут основой для развития личности ребенка. В статье описываются разные формы взаимодействия, которые дают свой положительный результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_partnerstvo_dou_i_semi.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

  1.             «Социальное партнерство ДОУ и семьи – основа
  2.                                развития личности ребенка».

  1.                                                                        Выполнила: Попова Любовь
  2.                                                                                             Александровна.

                                           

                                   

                                         Санкт – Петербург

                                                 Май 2019год.

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.

Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции, их поведенческие стереотипы.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающим мире. В этот период закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям, к природе, «рукотворному миру». Чтобы воспитать здоровую, активную, общительную, в будущем успешную как в учебе, так и в самореализации личность, нужно приложить не мало усилий. Обязанность педагогов ДОУ помочь в этом ребенку, и его родителям.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с семьей. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям), в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого – педагогическим условием, является требование обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимоуважение, взаимодоверие и взаимопомощь, а также учет педагогом условий семейного воспитания, а родителям – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада, установление единых требований в детском саду и в семье, для успешного формирования личности ребенка.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагает его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе дошкольные учреждения постепенно превращаются в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс становится более свободным, гибким, дифференцированным, с другой стороны – педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

  • Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе дошкольного образования ДОУ, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченных в образовательную деятельность;
  • Обеспечить открытость дошкольного образования;
  • Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • Поддерживать родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • Создавать условия по поиску, использования материалов, обеспечивающих реализацию Программы.
  • Дать возможность родителям (законным представителям) детей активно обсуждать вопросы, связанные с реализацией поставленных задач.

Внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.

Поэтому я стараюсь постоянно совершенствовать содержание и формы этой работы, стремлюсь добиться органического сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности. Мною была поставлена задача по вовлечению родителей для их активного участия в педагогическом и творческом процессе развития детей. Считаю, что немаловажное значение имеет непосредственное участие родителей в процессе раскрытия духовного и творческого потенциала каждого ребенка.

Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:

«Давайте, познакомимся».

На первом этапе родители знакомятся с группой, с образовательными программами, с педагогическим коллективом группы. Знакомим с возрастными особенностями детей и задачами на учебный год. Раскрываем возможности совместной работы. Представляем родителям предметно – развивающую среду группы. Оформляем социальный паспорт.

Второй этап – «Давайте подружимся».

На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», игровые семинары.

Третий этап называется «Давайте узнавать вместе».

На этом этапе можно говорить о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (проектная, исследовательская деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок и музеев)

Вся работа с родителями содержит образовательные области, которые определены требованиями ФГОС к обучению, воспитанию и развитию детей в ДОУ:

«Познавательное развитие» - интеллектуальное развитие ребенка через подготовку ребенка к праздникам, развлечениям, конкурсам, совместные мероприятие в детском саду и в семье, участие в проектной деятельности;

- информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформление стендов, стенгазет, плакатов, буклетов;

- открытые занятия специалистов и воспитателей.

 «Социально – коммуникативное развитие» - знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях;

- участие в проектной деятельности;

- организация выставок детских работ и совместных работ детей и их родителей;

- вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в ДОУ;

- индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, семинары – практикумы по вопросам образования, участие в конкурсах;

- мастер – классы с участием родителей и детей.

«Физическое развитие» - знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, участие в конкурсах «Папа, мама, я – спортивная семья», привлечение к участию и помощи в проведении спортивных праздников внутри детского сада, консультирование по вопросам здорового образа жизни, оформление фотогазет «Наш семейный отдых».

- знакомство с эффективными средствами закаливания, профилактика заболеваний, безопасное поведение в различное время года через оформление стендов, индивидуальных консультаций.

- анкетирование по теме «Физическая культура в вашей семье»;

- семинар практикум «Как изготовить интересное физкультурное оборудование своими руками»

«Речевое развитие» - совместное чтение детей и родителей художественных произведений, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок, участие родителей в творческих встречах, посвященных детским поэтам Санкт – Петербурга, подготовка и помощь в проведении конкурса «Лучший чтец», совместное словотворчество родителя с ребенком.

«Художественно – эстетическое развитие» - совместные рисунки и поделки, музыкально – художественная деятельность в семейных праздниках, концертах «Минута славы», участие в детской театральной деятельности.

Такое вовлечение родителей в конкретные дела, занятия, проекты показывают, что это приносит пользу и детям, и детскому саду, и прежде всего, самим родителям:

Эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивным, энергичным, причастным к образованию своего ребенка, помогающими другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам;

Физическая вовлеченность позволяет им сформировать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми, посмеяться и повеселиться, увидеть и почувствовать физическую подготовку своего ребенка;

Непосредственное нахождение в группе помогает лучше разобраться в вопросах развития детей, научиться некоторым «премудростям» работы с детьми и дома применять полученные навыки;

Наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяют им понять, что все дети разные, что не нужно сравнивать одних детей с другими, а надо видеть развитие одного ребенка раньше и теперь;

В процессе вовлеченности в дело группы, родители убеждаются, насколько многому учатся дети через игру: общению, дружеским взаимоотношениям, через занятия в центрах активности и познавательную деятельность, учатся решать проблемы, замышляя и осуществляя вместе с другими детьми свои идеи и проекты, как учатся самооценки;

Родители оценивают важность предоставления ребенку права на выбор своих занятий для развития альтернативного мышления.

Очень результативной оказались выставки и «мастер – классы» совместного творчества. Они очень сплачивают ребенка с родителем, а также и воспитателя, так как при выполнении работы возникает много вопросов, в результате чего педагог с родителями начинает взаимодействовать.

 Самое главное надо донести до родителей, что изготовление поделок совместно с детьми развивает у ребенка художественные способности, а также и личность ребенка. В совместном творчестве взрослый может обрести новое видение мира, а ребенок – свою личность. Результат любого воспитательного воздействия на ребенка будет зависеть от силы воздействия и способности ребенка гибко принимать его. Укрепляя личность ребенка, взрослый придает ей устойчивость в будущем взрослом творчестве. Родители активно участвуют во всех выставка, которые организуются как в ДОУ, так и в группе: «Осенняя фантазия», гербарии растений, «Рукавичка для деда Мороза», «Рукоделие наших мам», «Пасхальная открытка». За участие в выставках все награждаются благодарностями. Очень эффективный метод в работе с родителями – фотоколлажи, в которых отражается работа по лексическим темам «Осень в городе», «Моя семья», «Полезные и вредные продукты», «Прогулки по Санкт – Петербургу», «Вот какие наши мамы» и другие. Родители с удовольствием участвуют в создании этих коллажей.

В нашем саду стало традицией проводить «День открытых дверей», для родителей тех детей, которые посещают наш детский сад. Составляется программка, в которой указываются все режимные моменты, мероприятия, которые могут посетить родители. А как это важно – ощутить атмосферу детской жизни, своими глазами увидеть работу педагогов. В этот день можно посетить разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, познакомиться с организацией и содержанием режимных моментов, прогулок, с предметно – развивающей средой группы, художественно – творческой деятельностью, получить необходимые консультации специалистов. Как важно своими глазами увидеть работу педагогов, которых объединяет желание – понять ребенка, помочь ему быть самим собой, раскрыть его уникальность и неповторимость. Ведь только от нас зависит, будет ли жизнь ребенка удивительной и интересной. Все это позволяет детскому саду стать более открытым для родителей и общественности, способствует распространению опыта работы педагогического коллектива в социуме.

Во время проведения «дня открытых дверей» наша группа показала спектакль, который является итогом проекта «Мир театра». Родители получили позитивные эмоции от спектакля, каждый родитель увидел в своем ребенке маленького артиста, творческую личность. Благодаря совместной деятельности укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительные,

раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах и не боятся выступать перед зрителями. В лице родителей мы нашли поддержку в подготовительной работе (изготовление атрибутов костюмов), а также воспитателей своих детей. Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего малыша, его темперамент, особенности его характера и конечно же, его мечты и желания, что при решении каких - либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества. Проект «Мир театра» позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыл скрытые возможности в разных видах театрализованной деятельности.

Особое внимание хотелось бы уделить такой форме работы с родителями, как взаимосвязь посредством информационных компьютерных технологий. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества без ИКТ. Вся информация о работе ДОУ представлена на сайте детского сада в интернете. А также ведется непосредственное общение с родителями на страницы группы в контакте.

Использование ИКТ позволяет:

  • Создавать видео - консультации для родителей
  • Консультировать родителей по интересующим их вопросам воспитания и развития вне детского сада
  • Давать рекомендации в вопросах обучения и воспитания детей
  • Проводить анкетирование и тест- опросы на странице группы
  • Создавать презентации по закреплению лексических тем.
  • Создавать фильмы «Выходной с папой», «Вот какая моя мама».

Создание презентаций в Power Point способствует эффективной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей. Уровень педагогической культуры родителей во многом зависит от их педагогического просвещения. Многие родители нуждаются в оказании им не только педагогической помощи в коррекции отклонений в развитии их детей, но и в установлении эмоционального контакта с ребенком. Не все родители посещают собрания и консультации специалистов, поэтому нами была разработана дистанционная форма взаимосвязи с родителями в виде презентаций, основанных на лексических темах для закрепления и обобщения пройденного материала, также направленных на развитие внимания, памяти, восприятия и мышления детей.

Использование компьютерных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно эффективным, откроет новые возможности обучения не только самого ребенка, но и его родителей.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьей дает положительные результаты. Все своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хотят специалисты и воспитатели, а потому, что это необходимо для развития личности их собственного ребенка.

Литература:

1.Богомолова З. А. «Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ// Дошкольная педагогика. – 2010 №2

2. Пастухова И.О. «Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи» М. 2007г.

3.Островская Л. Ф. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников» М. Просвещение 1990г.

4.Хабибулина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни - как основа развития личности ребенка.

Выступление на августовской конференции в августе 2015 года в детском саду № 10...

Социальное партнерство ДОУ и семьи — основа развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО

Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и...

«Социальное партнерство детского сада и семьи — основа развития личности ребенка ».

Воспитание  социально-коммуникативных норм у детей младшего возраста путем взаимодействия семьи и д/с....

Консультация для родителей Социальное партнерство ДОО и семьи — основа развития личности ребенка

Социальное партнерство ДОО и семьи — основа развития личности ребенкаДошкольная образовательная организация и семья - два общественных института, которые стоят у истоков социально-личностно...

Социальное партнерство ДОО и семьи — основа развития личности ребенка

Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю ...

Социальное партнерство ДОО и семьи — основа развития личности ребенка

Дошкольная образовательная организация и семья - два общественных института, которые стоят у истоков социально-личностного развития детей. Поиски новых подходов к организации...