Театрализованная деятельность как средство развития личности ребёнка
проект
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost_kak_sredstvo_razvitiya_lichnosti_rebyonka.docx | 109.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
Проект
«Театрализованная деятельность как средство развития личности ребёнка»
Разработчик:
Волкова Анна Аркадьевна
Воспитатель МБДОУ детский сад №11
«Золотая рыбка»
Таштагол 2018 год.
СОДЕРЖАНИЕ
5. Основные направления реализации проекта……………………....................8
6. Ожидаемые результаты……………………………………………………….10
7. Формы работы…………………………………………………………………10
8. Методы, приёмы и принципы реализации проекта…………………………11
9. Перспективы развития проекта………………………………………………13
10. Тематический план проекта…………………………………………………13
11. Промежуточная диагностика………………………………………………..22
Литература 23
Приложение 1 24
Приложение 2 31
Приложение 4 37
Введение
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б. М. Теплов)
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет в содержании разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: • дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, • осваивают способы их внешнего выражения, • осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
1. Паспорт программы
Тема проекта: | «Театрализованная деятельность как средство развития личности ребёнка» |
Адрес проекта: | 652992 Кемеровская область город Таштагол Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Золотая рыбка» улица Поспелова, 19А Тел. 3-22-58 |
Составитель: | Волкова Анна Аркадьевна, воспитатель МБДОУ детский сад №11 «Золотая рыбка». |
Участники проекта: | Дети 4-6 лет, воспитатели и родители. |
Срок реализации проекта: | 2 года. |
Тип проекта: | Познавательный |
Межпредметные связи: | Развитие речи, ознакомление с окружающим миром, театрализованная деятельность.. |
Вид проекта: | Долгосрочный (сентябрь 2018г – май 2020г.) |
Проблема | Дошкольники не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. Нельзя обучать детей общению, не включив его во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной, театрализованной и т. д.). |
Предмет исследования | Совокупность методов и приемов, средств для развития познавательных, творческих способностей детей дошкольного возраста. |
Объект исследования | Театрализованная деятельность детей среднего дошкольного возраста. |
Гипотеза исследования | При систематическом проведении игры драматизация и обеспечении ее целенаправленным руководством у детей дошкольного возраста сформируется интерес к игре драматизации, дети научатся общаться со сверстниками и взрослыми. |
Продукт совместной деятельности | Кукольные представления, игры, этюды, игры-импровизации, театральные физкультминутки, утренники, спортивные праздники. |
Механизм реализации проекта: | 1. Анкетирование. 2. Самоанализ. 3. Самообразование. 4. Диагностика детей. 5. Наблюдение за общением детей, беседы с детьми. 6. Диагностика мелкой моторики детей Распределение деятельности между участниками проекта: |
Новизна проекта | Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования. |
Практическая значимость | Данный систематизированный материал имеет направленность и может эффективно использоваться различными специалистами в процессе работы с детьми дошкольного возраста. Разработанный проект может быть реализован в рамках любого другого государственного/негосударственного учреждения в работе с детьми дошкольного возраста. Создание методических рекомендаций для педагогов и родителей по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. |
2. Актуальность проекта
Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать.
Театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет внешних образов. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.
3. Цель и задачи проекта
Цель проекта – формирование социального поведения ребенка через театральную деятельность.
Основными задачами проекта являются:
1. Добиться свободного общения между детьми.
2.Активизировать познавательные интересы детей, расширить горизонты познаний;
3. Создать комплексную систему оказания помощи ребенку в решении актуальных задач развития личности, нарушений эмоциональной сферы, сохранения психологического здоровья.
4. Заинтересовать родителей в необходимости сотрудничества, но не только в приобретении, изготовлении разных видов театра и костюмов, а также в отношении развития личностных качеств детей.
5.Выявить эффективность комплексной системы личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Этапы реализации проекта
Этап | Задачи |
1 Информационно-аналитический (подготовительный) | - знакомство с темой проекта; - изучение литературы; - выявление проблемы, цели, задачи; - составление перспективного плана работы; - разработка консультаций, тематического пособия для родителей; - создание условий для эффективного использования игр; - подбор дидактического материала и игр; - анкетирование родителей по развитию речи детей; - проведение Мастер-класса для родителей «Театрализованные игры для развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста» |
2. Творческий (основной) | - чтение художественных произведений, сказок, стихотворений; - обыгрывание этюдов, театрализованных игр; - показ сказок. |
3. Заключительный | диагностика детей; - проведение родительского собрания на тему проекта; - открытое занятие для педагогов ДОУ; - выступление с темой и презентацией проекта на педсовете. |
5. Основные направления реализации проекта
Практическая работа осуществляется по трём направлениям:
• Развивающая среда
• Дети
• Взрослые
Первое направление – формирование развивающей среды:
Совершенствование театрального уголка в группе, включающего в себя:
• ТСО (магнитофон, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).
• Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).
• Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
• Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, пальчиковый, резиновой игрушки, на крышечках, на прищепках, настольный, вареовый театр и др.).
• Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом» и др.).
Второе направление – это работа с детьми: Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми использовались следующие методы: музыкально-ритмическая разминка; дыхательная и речевая гимнастика; литературно-художественная практика (связная речь); игры, минута шалости, физическая минутка; театрализованная деятельность.
Творчество детей в театрально-игровой деятельности: продуктивное - сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета; исполнительское (речевое, двигательное) - актёрские способности; оформительское (декорации, костюмы и т. д.)
Дыхательная и речевая гимнастика. Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).
Связная речь: в литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д., а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
Театрализованная деятельность: В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. Непосредственная образовательная театрализованная деятельность включает в себя:
—просмотр спектаклей и беседы по ним;
— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
— отдельные упражнения по этике;
— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
— игры-драматизации.
При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации (для показа на ноутбуке или проекторе)
Третье направление – взрослые:
Работа с родителями, она включает в себя:
организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;
совместное выступление детей и их родителей;
6. Ожидаемые результаты
1.умение владеть навыками выразительной речи;
2. умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
3. проявлять интерес, желание к театральному искусству;
4. передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
5. взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
6. умение последовательно высказывать свои мысли;
7. умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
8. выразительно читать стихотворный текст;
9. умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;
10.умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
7. Формы работы
Формы работы, направленные на развитие речи:
- Чтение и совместный анализ сказок
- Проигрывание отрывков сказок
- Прослушивание сказок, стихотворений
- Режиссерская игра
- Словесные, настольные и подвижные игры
- Этюды и упражнения
- Хороводные игры, музыкотерапия
- Дыхательная и артикуляционная гимнастика
- Пальчиковые игры с проговариванием
- Разучивание чистоговорок
Формы работы, по речевому развитию в театрализованной деятельности
- Просмотр спектаклей и беседы по ним
- Просмотр видеоматериала
- Игры-драматизации
- Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
- Упражнения по развитию мимики, пантомимики, моторики
- Игры и ситуации по произведениям
- Подвижные речевые игры с персонажами сказок
Виды театров используемых в работе: настольный кукольный пальчиковый теневой на палочках, театр на фланелеграфе костюмированный масочный.
Педагогические технологии:
Здоровье-сберегающие
Развивающее обучение (развивающая среда)
Исследовательская деятельность
Игровая
Интегрированное обучение
ИТК
Проектная деятельность
Взаимодействие с семьей
8. Методы приёмы и принципы реализации проекта
Методы и приёмы:
- организационные;
- мотивирующие;
- словесные;
- игровые;
- наглядные.
Принципы реализации проекта:
Принцип развития индивидуальности каждого ребенка .
Деятельность должна активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе работы ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.
2.Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности.
Это значит способствовать усвоению детьми социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение быть самостоятельным. Кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих саморазвитию.
3. Принцип деятельностной основы занятий.
Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
4. Принцип реальности и практического применения.
Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку, как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.
5. Систематичности и последовательности – материал к занятиям подобран в определенном порядке, системе.
6. Наглядности – большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, посещение театров, встреча с артистами, наблюдения в зоопарке за повадками животных, использование моделей, схем.)
7. Комплексности работы – театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагогов. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей. Уважение к личности каждого ребенка.
9. Перспективы развития проекта
- дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
- дополнение системы необходимыми играми и материалами;
- продолжение работы по использованию проектных технологий по развитию театрализованной деятельности
10. Тематический план проекта
10.1 Тематический план сентябрь 2018г. май 2019г. Средняя группа
Месяц | Содержание работы | Программное содержание | Работа с родителями | Результат | |
Сентябрь | Подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Репка», »Теремок»,»Колобок»,» Курочка Ряба»,стихотворений, потешек, загадок о героях сказок. | Знакомить детей с русскими народными сказками.Развивать интерес к слушанию произведений. | Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста». | Совместная работа с родителями по оснащению картотеки аудиозаписей русских народных сказок. | |
Октябрь | Прослушивание звукозаписей сказок: «Волк и семеро козлят»,»Кот,петух и лиса»,»Три медведя». Театрализованная игра «Зверята». Показ детям сказки «Колобок». | Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.Развивать фантазию,инициативу.Учить детей находить средства выражения образа в мимике,в жестах. | Изготовление родителями пальчиковых театров. | Пополнение театрализованного уголка видами пальчиковых театров | |
Ноябрь | Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам.Показ кукольного театра «Теремок»,»Репка».Пальчиковая игра «Жил-был зайчик-длинные ушки». | Вызвать желание участвовать в театрализованной игре | Опрос родителей «Какое значение играет сказка в жизни вашего ребенка?» Консультация «Развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам театрализованной деятельности». | Анализ опроса родителей. Подбор консультаций по данной теме. | |
Декабрь | Русская народная сказка «Зимовье зверей». Театрализованная игра «Что ты видишь-покажи».Пальчикова игра «Этот пальчик». | Вызвать положительный эмоциональный настрой. Воспитывать умение общаться без конфликтов. | Распределение заданий между родителями (сшить костюмы,сделать маски,пополнить уголок различными театрами:настольный,пальчиковый,кукольный) | Подготовка к новогоднему утреннику,Изготовление атрибутов к празднику. | |
Январь | Мини-сценка «Кот на печку пошел». Изучение потешек :»Наш козел»,»Ножки,ножки,где вы были?»,»Сидит,сидит зайка». | Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.Развивать воображение и творческую инициативу. | Оформление информационного стенда по теме «Игра-драматизация». | Подготовка к Рождественскому празднику. | |
февраль | Постановка сказки Ш.Пьерро «Красная Шапочка». Игры с настольными театрами: «Три поросенка»,»Кот в сапогах». | Закрепить умение детей самостоятельно играть настольным театром. | Краткосрочный проект «Нарисуем детям сказку» | Формирование картотеки иллюстраций к сказкам. | |
Март | Инсценировка сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,»Лисичка -сестричка и волк». | Тренировать четкое произношение звуков.Развивать память,внимание. | Анкетирование родителей «Умеете ли вы организовать досуг ребенка дома?» | Подбор информации для консультации по данному вопросу. | |
Апрель | Игры-драматизации детей с игрушками | Учить детей самостоятельно придумывать сюжет,развивать воображение,фантазию. | Отчет для родителей о проделанной работе с детьми. | Офрмление выставки «Мы режиссеры и артисты». | |
Май | Проект по проделанной работе. Фотоотчет. | Подготовка отчета о проделанной работе. | Оформление стенда с фотографиями «Наш театр». |
10.1 Тематический план сентябрь 2019г. май 2020г. Старшая группа
Сентябрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации | |||
1.«Пока занавес закрыт» | Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность. | Игра «И я тоже!». Игра на знание театральной терминологии. Игра «Птицы, на гнезда!». Игра на развитие внимания. «Слушай хлопки» | ||||
2. Сказку ты, дружок, послушай и сыграй | Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. | Упражнения Мыльные пузыри», «Веселый пятачок». Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат». Сказка «Зайчик и ежик». Игра на развитие внимания. «Будь внимателен» | ||||
3. Сказка «Зайчик и Ежик» | Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. | Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке». Скороговорка «Палкой Саша шишки сшиб» Репетиция сказки «Зайчик и ежик». Игра на развитие памяти. «Художник». Упражнение «Я ем» | ||||
Сентябрь | 4. Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок на новый лад») | Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека. | Чтение сказки Беседа о прочитанной сказке.Скороговорка «Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали!» Игра: «Прогулка» | |||
Октябрь | 1.Мы актёры | Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми. | Упражнение для голоса «Воробьи». Беседа о театральной терминологии. Игра “Пантомима” Скороговорка «Кукушка кукушонку купила капюшон» Упражнение на развитие выразительной мимики «Мое настроение» | |||
2.Драматизация сказки «Теремок на новый лад» | Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. | Работа над дикцией. Скороговорка «Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку». Упражнение на развитие воображения «Оживи предмет» | ||||
3. Ритмопластика (отработка движений) | Развивать чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. | Работа над дыханием, артикуляцией. Упражнения на дыхание «Паровоз», «Аист» Работа над голосом. Скороговорка «Орёл на горе, перо на орле» | ||||
4.Театральные игры | Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память. | Игра «Веселые обезьянки». Игра «Поварята». | ||||
Ноябрь | 1.Действия с воображаемыми предметами | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно. | Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами». Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем». | |||
2.Премьера спектакля «Теремок на новый лад» | Вызвать у детей симпатию к героям сказки. Воспитывать у детей желание выступать. | |||||
3. «Сказка о глупом мышонке» | Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. | Упражнения на дыхание, на артикуляцию «Капризуля», «Колокольчики». Работа над скороговорками «Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу». Этюд «изобрази животное» | ||||
4.Игра на действие с воображаемыми предметами | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно | Упражнение со штангой. Игра «День рождения». Работа над скороговорками « Щетинка — у чушки, чешуя — у щучки». Упражнение на развитие воображения «Слушаем звуки» | ||||
декабрь | 1.Разыгрывание этюдов | Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | Беседа на тему «Что такое этюд?» Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение». Упражнение на силу голоса «Многоэтажный дом» Этюд «Изменюсебя друзья, угадайте, кто же я?» | |||
2.Репетиция сказки о глупом мышонке (театр кукол бибабо) | Учить владеть куклой, согласовывать движения и речь. | Работа над скороговорками «— Расскажите про покупки.» Упражнение для развития речевого дыхания «Вырасти большой», «Пастушок» | ||||
3.Разыгрывание этюдов | Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга. | Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение. «Вкусные конфеты», «Новая кукла", «Лисенок боится».Работа над скороговорками «Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком». | ||||
4.Ритмопластика | Учить детей произвольно реагировать на сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение. | Беседа о театре. Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга». Игры на дыхание «Дрессированные собачки» | ||||
январь | 1.Театрализованная игра «Угадай, что я делаю» | Развивать память, воображение детей. | Беседа о театрализованной игре. Игра «Угадай, что я делаю?» Скороговорка «Тары- бары, растабары, У Варвары куры стары» Этюды на выразительность жеста. «Тише », «Иди ко мне ». | |||
2.Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель» | Воспитывать интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений. Учить детей владеть куклами марионетками. | Упражнения на дыхание «Эхо», «Пьем чай», «Колокольчики» Этюд на развитие выразительной мимики Игра «Волшебное зеркало» | ||||
3.Показ сказки о глупом мышонке (театр кукол би-ба-бо) | Воспитывать интерес к театру, желание выступать перед детьми. | |||||
февраль | 1.Этюд «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил» | Учить детей выражать основные эмоций. | Скороговорка «Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель». Этюд на выражение основных эмоций «Ваське стыдно ». | |||
2.Культура и техника речи (игры и упражнения) | Совершенствовать чёткость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация) | Игра «Весёлые стихи»или «Забавные стихи»Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Задуй упрямую свечу», «Паровоз», «Каша» | ||||
3.Театральная игротека: «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки») | Игры на расширение диапазона Упражнять во владении куклой. | Игры на расширение диапазона «Чудо – лесенка», «Самолёт» | ||||
4.Сказка «Морозко» | Познакомить детей со сказкой «Морозко» | Чтение сказки. Беседа о прочитанной сказке. | ||||
март | ||||||
1.Репетиция сказки «Морозко» | Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). | Упражнение для голоса «Воробьи». Беседа о театральной терминологии. Репетиция сказки «Морозко» Этюд «Уходи» | ||||
2. Репетиция сказки «Морозко» | Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. | Работа над дикцией. Скороговорка «Три сороки-тараторки тараторили на горке». Репетиция события «Ленивица и Рукодельниа» Упражнение на развитие воображения «Фантазеры» | ||||
3.Репетиция сказки «Морозко» | Совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать над голосом. | Работа над дыханием, артикуляцией «Самолётики», «Часики», «Трубач» Работа над голосом «Муха». Репетиция событий «Рукодельница в лесу». Упражнение «Мое настроение» | ||||
4.Свет мой зеркальце скажи | Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое | Игра: «Зеркало». Скороговорка «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» | ||||
апрель | 1. Репетиция сказки «Морозко» | Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства. | Упражнение на дыхание и на артикуляцию согласных «Комар», Капризуля». Репетиция эпизодов «рукодельница с подарками» Упражнение на развитие воображения «Слушаем звуки» | |||
2. Репетиция сказки «Морозко» | Продолжать работу над эпизодами сказки. | Упражнения на дыхание «Бабочка», на артикуляцию «Паровоз». Работа над скороговорками «Слишком много ножек у сороконожек». Репетиция события «Ленивица с подарками». | ||||
3.«Игрушки» Агнии Барто | Развивать творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами. | Знакомство с понятием «Интонация». Беседа. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности. Диалогическая скороговорка « Краб крабу сделал грабли, Подал грабли крабу краб: — Грабь граблями гравий, краб». Выразительное чтение стихов А.Барто | ||||
4.Репетиция сказки «Морозко» | Добиваться сведения всех эпизодов сказки «Морозко» в единый спектакль. Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел. | Работа над техникой речи. Скороговорки «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот», «Наш Полкан попал в капкан». Репетиция спектакля «Морозко». | ||||
май | 1.Показ сказки «Морозко» | Творческий отчет по театральной деятельности. | ||||
2.Театральная игра | Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма. | Беседа о спектакле «Морозко». Работа по технике речи: упражнения на дыхание и дикцию, игра «Японская машинка». | ||||
3.Театральная игра «Любитель-рыболов» | Развивать воображение, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами | Этюд «Любитель-рыболов». Скороговорка «Улов у Поликарпа — три карася, три карпа" |
11. 1Промежуточная диагностика за сентябрь 2018г.-май 2019 г. Средняя группа
11. 2Промежуточная диагностика за сентябрь 2019г.-май 2020 г. Старшая группа
Литература
1.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г
2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000г
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.
4. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.
Приложение 1
Конспект театрального развлечения
Программное содержание: Развивать интерес к театрально-игровой деятельности. Добиваться правильного и четкого произношения звуков и слогов. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции и чувства. Воспитывать чувство товарищества. Совершенствовать у детей интонационную выразительность.
Материал: кукла - образ клоуна, чудесный мешочек, колпачки, зеркала, коврик, аудиозапись звуков леса, музыка “Клоуны” Д. Кабалевского.
Ход занятия:
Под музыку “Клоуны” Д. Кабалевского в групповую комнату входит Клоун Тяп-Ляп (напольная кукла – образ) с большим мешком на спине, здоровается, приглашает детей к себе поближе.
Клоун: – Я с мешком к вам торопился,
Только очень утомился! (Кладет мешок около ног). Такой тяжелый мешок! Я так устал, я очень устал… (Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.) Ребята, покажите, как сильно я устал (дети показывают). Ой, да я же забыл представиться! А может быть вы и так знаете, кто я? (Ответы детей).
Клоун: – Да, я Клоун, я смешу людей и имя у меня смешное – Тяп-Ляп. А теперь давайте я с вами познакомлюсь. Каждый назовет свое имя с разной силой голоса, а я его запомню. Только называйте себя ласково. Вот меня, например, друзья зовут ласково Тяп-Ляпочкой. А вас как? (Ответы детей). Вот и хорошо, всегда называйте друг друга ласково и нежно, по-дружески, ведь мы с вами – друзья. А друзья никогда не ссорятся, не обижают друг друга, а наоборот, помогают. Вот и я хочу, чтобы стали моими помощниками. Я – Клоун, а вы будете клоунята, согласны? (Достает из мешка колпаки и надевает их детям).
Клоун: – Какие вы красивые! Настоящие клоунята! Хотите полюбоваться на себя? А как это сделать? (Дети отвечают, Клоун предлагает взять со стола зеркало каждому ребенку). Правильно, можно использовать зеркало. Правда, зеркало это не простое, а волшебное. Оно умеет плакать, улыбаться, сердиться. Давайте посмотрим. Покажите, как вы умеете радоваться? (Дети изображают на лице улыбку, а воспитатель комментирует их действия: губы растянуты, уголки губ приподняты вверх, глаза веселые. Затем Клоун предлагает детям нахмуриться, дети рассматривают себя в зеркало).
- Скажите, все ли язычки у вас проснулись? Тогда давайте сделаем зарядку для язычка.
Язычок проснулся. (язык внутри рта шевелится)
Выглянул в окошко. (высунуть изо рта)
Посмотрел направо. (повернуть язык вправо)
Посмотрел налево. (повернуть налево)
Умылся. (облизнуть верхнюю губу)
Причесался. (облизнуть верхнюю губу)
И пошел гулять. (быстрое движение языком вправо и влево)
- Ну, что все языки готовы работать дальше?
Ребята, кто мне скажет, что такое скороговорка, и для чего она нужна.
Ответы детей.
Клоун: Правильно, скороговорка – это маленькое стихотворение, которое нужно говорить быстро, а нужно это для тренировки техники речи.
И сейчас мы с вами будем говорить такую скороговорку:
Заяц, заяц, чем ты занят?
Кочерыжку разгрызаю.
А чему ты заяц рад?
Рад, что зубы не болят.
Клоун: – Молодцы, ребятки, а теперь давайте научим зеркальце говорить (Выполняются упражнения на постановку звуков).
За-за-за, на лугу стоит коза.
Зы-зы-зы, колокольчик у козы.
Зу-зу-зу, очень любим мы козу.
- Хорошо, теперь я вижу, что вы умеете дружить, смеяться и грустить как настоящие клоуны, поэтому я предлагаю вам поиграть в настоящую клоунскую игру.
Проводится хороводная игра “Клоун”.
Ход игры:
Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга сидит грустный клоун-ребенок. Дети поют:
Клоун, клоун! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной!
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот, конфетку получи! (2 раза)
Получи и попляши!
- Что должен уметь делать артист?
(Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться и др.)
- А вы хотите стать артистами?
- Я предлагаю вам сегодня попробовать стать артистами. Давайте представим, что мы попали в театральную мастерскую.
Начнем с того, что восстановим правильное дыхание. Садитесь все, выпрямили спину, положили руку на живот.
Артикуляционная гимнастика.
Актёру необходимо чётко, ясно произносить текст, а чтобы губы и язык были подвижны и чётко произносили текст, необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, развивающей речевой аппарат. Речевой аппарат-инструмент актёра.
Вдохнули носом и медленно выдыхаем через рот. (1 раз)
Вдохнули – выдыхаем со звуком с-с-с-с-с (так свистит ветер).
Вдохнули – выдыхаем со звуком ш-ш-ш-ш (так шумят деревья).
Представим, что на ладошке перышко. Вдохнули и медленно выдыхаем так, чтобы перышко осталось на ладошке.
А сейчас мы сделаем гимнастику для губ и язычка.
Упражнения для жевательно-артикуляцнонных мышц
Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) четко произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
Клоун: А артистом стать не так-то просто! Скажите пожалуйста, какими навыками надо обладать, чтобы стать артистом?
Дети: Владеть мимикой, жестами, интонацией, чётко и правильно выговаривать слова.
Клоун: Ребята, что такое мимика? Правильно. А умеете ли вы определять правильно эмоцию и соотносить ее с мимикой мы сейчас и узнаем. Давайте мы с вами ребята поиграем в театр! Наши ладошки окажутся занавесом.
(Дети закрывают лицо. Клоун называет “эмоции”, а дети открывают лицо и изображают мимикой поочерёдно: грусть, радость, злость, гордость, испуг, усталость.)
Клоун: “Заячий дом”.
Был у зайца дом как дом, под развесистым кустом.
И доволен был косой, (Дети улыбаются)
Дети:
Крыша есть над головой. (Показывают над головой руками крышу)
Клоун:
А настала осень, куст листочки сбросил. (Дети опускают руки)
Дождь как из ведра полил. (Дети бьют руками по коленкам – быстро)
Зайцу шубу промочил (Изображают грусть на лице, и обнимают себя руками)
Мёрзнет заяц под кустом. (Трясут руками перед грудью, как лапки у зайцев)
Дети:
Никудышный этот дом. (Разводят руками).
"Эмпатия"
Клоун:
Представьте себя:
1. Ты - уставший кузнечик, заблудился на лугу. Что ты чувствуешь? (Что ощущают твои ножки? Усики?)
2. Ты - цветочек на солнечной поляне. Очень хочешь пить. Давно не было дождя. Что ты чувствуешь? Расскажи.
3. Я - злой мальчишка, а ты - красивая ромашка. Я хочу тебя сорвать. Уговори меня этого не делать.
Клоун: (Берёт коврик) Ребята! А вы знаете, что это такое?
Дети: Коврик!
Клоун: А это не простой коврик. Он называется ковёр – самолёт! Хотите прокатиться?
Дети: Да!!!
Клоун: Ну, тогда садитесь на ковёр, закрывайте глазки и полетели!
"Дети, мы с вами попали в лес. Идем по широкой дорожке парами. Теперь друг за другом по узкой тропинке. Поднимаемся в гору. Бежим с горы. Перепрыгиваем по камушкам через ручеек. Идем под низкими веточками (наклоняясь). Идем босиком по колкой траве. И остановились на лесной опушке".
Образно-пластическое творчество детей
Воробушек.
Выполнять движения и действия по ходу чтения стихотворения.
У воробушка головушка болела.
Ох, как болела!
Ох, как болела!
(Обхватить голову обеими руками и покачать ею из стороны в сторону, показывая, как у воробья болит голова.)
У воробушка спинушка болела.
Ох, как болела!
Ох, как болела!
(Положить руки на спину и раскачиваться.)
У воробушка крылышко,
Ох, как болело!
Ох, как болело!
(Погладить левой рукой правую руку.)
У воробушка ноженька,
Ох, как болела!
Ох, как болела!
(Разглаживать рукой «больную» ногу.)
Выходит ребенок, он проводит игру с детьми.
Только в лес мы вошли, появились комары.
- Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем и назад в гнездо кладем.
- На полянку мы заходим, много ягод мы находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
- Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.
- На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Лапками шлепали, лапками хлопали.
Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,
Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!
Развитие речевого дыхания и голоса
Птицы поют.
Удод: «Уп-уп-уп-уп».
Щегол: «Пить-пиль-пить».
Снегирь: «Фью-фью-фью».
Осоед: «Кине-е-кине-е».
Перепелятник: «Кик-кик-кик».
Коростель: «Крэк-крэк-крэк».
Камнешарка: «Тюке-тюке, тюке-тюке».
Вальдшнеп: «Хорк-хорк-хорк-хорк».
Поморник: «Кри-кри-кри, кр-р-р».
Клуша (чайка): «Га-ак-аг-аг, гре, гри ».
(Быстрое проговаривание).
Клоун: Ребята, а сейчас мы вернемся в детский сад и вы нарисуете мне на память рисунок, кому что больше понравилось в этом занятии.
Приложение 2
Театральная постановка по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Ведущий: Жили-были в одном лесу лиса да заяц. Построили они себе на зиму по домику. У зайца была избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Лиса всё ходит вокруг своей избушки, любуется. Лиса: Ой, какая - же у меня избушка. Просто загляденье. Вся так и сверкает на солнце. А у зайца-то, у зайца глянуть не на что. Ведущий: Вот лиса над зайцем смеется:
Лиса: - Эх, заяц! Смотри, какая у тебя избушка темная! То ли дело у меня: светлая, да яркая, словно брильянт переливается! Ведущий: И нечего зайцу сказать на это. Но вот, пришла весна красна, у лисы избушка, конечно, и растаяла. Вот и пришла лиса к зайцу просится:
Лиса: - Заянька, пусти меня погреться хоть на дворик к себе! Ведущий: А заюшка ей в ответ: Заяц: - Нет, лисонька, я тебя к себе не пущу, потому что ты дразнилась! Лиса: -Ну, пожалуйста, заюшка, я не буду больше! Пусти погреться! Ну, пусти, пусти! Ведущий: Так упрашивала, что заяц ее к себе на двор пустил. Переночевала лиса во дворе денёк. На следующий день лиса опять к зайцу просится: Лиса: - Заюшка, пусти меня к себе на крылечко.
Ведущий: А заюшка ей в ответ: Заяц: - Нет, лисонька, я тебя к себе не пущу, потому что ты дразнилась! Лиса: -Ну, пожалуйста, заюшка, я не буду больше! Пусти погреться! Ведущий: Так упрашивала, что заяц ее к себе на крылечко пустил. Переночевала лиса на крылечке. А на следующий день опять лиса зайца просит:
Лиса: - Заюшка, пусти меня к себе в избушку. Ведущий: А заюшка ей в ответ: Лиса: - Нет, лисонька, я тебя к себе не пущу, потому что ты дразнилась! Лиса: - Ну, пожалуйста, заюшка, я не буду больше! Пусти погреться! Ведущий: Лиса-плутовка так упрашивала, что заяц ее пустил к себе в избушку. Долго ли коротко живёт лиса у зайца. Стало ей тесно вместе с зайцем под одной крышей жить. И решила она его из избушки выгнать. Лиса: - Пошел вон, косой! Не буду я с тобой в одной избушке жить! Заяц: - Как же так лисонька, ведь это моя избушка?! Лиса: Была твоя, а стала моя. Пошёл вон косой, а то худо будет. Ведущий: Испугался зайчик и ушёл из своей избушки. Сидит заяц на дороге и горько плачет, слезы лапками утирает. Мимо собаки бегут, увидели зайку и спрашивают: Собаки: - Гав, гав, гав! О чем, плачешь, заюшка? Кто тебя обидел? Заяц: - Как же мне, собаки, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Весна пришла весна, у лисы избушка и растаяла. Она попросилась ко мне жить, да потом меня же и из моей избушки и выгнала. Собаки: - Ах, плутовка! Не плачь, зайчик, мы лису выгоним. Заяц - Как же вы ее выгоните? Собаки: - Выгоним – и все! Гав, гав, гав! Ведущий: Пошли они к заюшкиной избушке. Собаки: - Гав, гав, гав! Пойди вон, лиса! Уходи из заюшкиной избушки. Ведущий: А лиса им с печи отвечает: Лиса: - Сейчас как выскочу, как выпрыгну — полетят клочки по закоулочкам! Собаки: -Ой, зайчик, да не лиса там , а зверь какой-то невиданный. Ты, уж извини, пойдём мы. Как-нибудь сам справишься. Гав, гав, гав! Ведущий: Собаки испугались и убежали. Снова сел зайка на дорогу и заплакал. Откуда не возьмись волк бежит, увидел зайца и спрашивает: Волк: - О чем, плачешь, косой? Какое горе с тобой приключилось? Заяц: - Как же мне, волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Весна пришла весна, у лисы избушка и растаяла. Она попросилась ко мне жить, да потом , меня же из моей избушки и выгнала. Волк: - Не плачь, косой! Я твоему горю помогу. Выгоню лису из избушки. Заяц: Да, нет волк , не выгонишь. Собаки гнали, гнали, не выгнали, да и ты не выгонишь. Волк: Ну, это мы ещё посмотрим. Пойдём косой, не трусь. Ведущий: Вот пошли они к заюшкиной избушке с волком. Волк: УУУУ. ! Пойди вон, лиса! Уходи из заюшкиной избушки. Ведущий: А лиса им с печи отвечает: Лиса: - Сейчас как выскочу, как выпрыгну — полетят клочки по закоулочкам! Волк: Ой, заяц не лиса там , а зверь какой-то невиданный. Ты, уж извини, пойду я своей дорогой, а ты своей иди. Ведущий: Вот и волк не помог зайке выгнать лису. Идёт зайка по дороге и плачет, а на встречу ему сам Михайло Патапыч идёт. Увидел , что заяц плачет. И спрашивает: Медведь: Что, случилось? Что ты заяц плачешь? Кто тебя обидел? Заяц: - Как же мне, Михайло Патапыч, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Весна пришла весна, у лисы избушка и растаяла. Она попросилась ко мне жить, да потом меня же и из моей избушки и выгнала. Медведь: - Не порядок! Надо бы разобраться. Пойдём заяц , выгоним лису из твоей избушки. Заяц: Да, нет Михайло Патапыч, не выгонишь. Собаки гнали, гнали, не выгнали, волк гнал, гнал, не выгнал, да и ты не выгонишь. Медведь: - Я, да не выгоню?! Пойдём, заяц со мной. Освободим твою избушку от незваных гостей. Ведущий: Вот опять пошли они к заюшкиной избушке, теперь, с Михайло Патапычем. Медведь: - А, ну лиса пойди вон! Ведущий: А лиса им с печи отвечает: Лиса: - Сейчас как выскочу, как выпрыгну — полетят клочки по закоулочкам! Медведь: Ой, заяц не лиса там , а зверь какой-то невиданный. Ты, уж извини, пойду я своей дорогой, а ты своей иди. Ведущий: Вот и медведь не помог зайке выгнать лису. Идёт зайка по дороге и плачет, а на встречу ему Петушок-золотой гебешок. Увидел он зайку и спрашивает: Петушок: Кукареку, что зайчик плачешь? Заяц: - Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Весна пришла весна, у лисы избушка и растаяла. Она попросилась ко мне жить, да потом меня же и из моей избушки и выгнала. Петушок: -Я помогу, твоей беде. Прогоню лису-плутовку. Заяц: Ой, что ты Петя, где тебе с Лисой справиться. Собаки гнали, гнали, не выгнали, волк гнал, гнал, не выгнал, Михайло Патапыч гнал,гнал не выгнал, да и ты не выгонишь. Петушок: -А, я выгоню. Ведущий: Идут Петушок с Зайкокой по дороге, а Петушок кричит во всё горло: Петушок: - Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи, поди Лиса вон! Ведущий: Испугалась Лиса. А Петушок , знай своё кричит. Петушок: - Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи, поди Лиса вон! Лиса:- С печи слезаю. Петушок: - Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи, поди Лиса вон! Лиса:- Шубу одеваю. Петушок: - Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи, поди Лиса вон! Ведущий: Ещё пуще испугалась лиса. Выскочила из избушки и побежала, куда глаза глядят. Заяц: Спасибо, тебе Петушок. Выручил ты меня из беды. Давай вместе жить. Гостей встречать и горя не знать. Ведущий: Так и стали жить Зайка с Петушком вместе. Стали жить поживать да добра наживать и гостей принимать.
Приложение 3
Игры, упражнения, потешки по театрализованной деятельности
Программные задачи:
- Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, связную образную речь.
- Учить обыгрывать небольшие потешки, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
Обыгрывание потешки «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележку,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Заиньке усатому,
Мишке толстопятому,
Волченку-зубастому,
Петушку горластому
Ку-ка-ре-ку.
Игра «В огород мы пойдем»
Вот идет в огород, развеселый народ (дети идут по кругу)
Надо репку посадить, всех в округе удивить
Мы лопату все возьмем, грядки вскапывать начнем (копают землю)
Дружно все копаем, репку мы сажаем (присесть и положить зерно в землю)
Не успели посадить, надо репочку полить
В руки лейки взяли, репку поливали (поливают репку)
Солнышко припекай (руки вверх и покачать ими над головой)
Нашу репку согревай (опустить руки и показать на репку)
Репка вырастет большой (показать большую репку)
Будем кушать мы с тобой (дети гладят себя по животу)
Игра- драматизация «Кошки – мышки!»
Эта ручка – Мышка,
Эта ручка – Кошка,
«В кошки – мышки поиграть,
Можем мы немножко».
Мышка лапками скребёт,
Мышка корочку грызёт.
Кошка это слышит
И крадётся к Мыши.
Мышка, цапнув Кошку,
Убегает в норку.
Кошка всё сидит и ждёт,
«Что же Мышка не идёт?»
Игра: «Отгадай настроение».
Цель: Совершенствовать умение изображать эмоции радости, грусти, страха, злости.
Игра: «Скажи о друге ласково».
Цель: Упражнять детей в проговаривании фраз и слов с различной интонацией.
Игра с пальчиками: «Дружная семья».
Цель: Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.
Приложение 4
Диагностика развития артистических способностей у детей (по методике Григорьевой Т. С.
Диагностика уровней умений и навыков по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
4. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
6. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации
Ход проведения.
1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.
4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
5. Показ спектакля гостям.
Протокол диагностики детей за сентябрь2018г.-май 2019г. Средняя группа
Список детей | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Общий балл |
1 Бадан Софья | 4 | 4 | 4 | 12 |
2 Бахарев Данил | 3 | 4 | 3 | 10 |
3 Боровских София | 4 | 4 | 4 | 12 |
4 Волегова Дарья | 4 | 4 | 4 | 12 |
5 Васильев Степан | 3 | 3 | 4 | 10 |
6 Глумов Степан | 3 | 4 | 3 | 10 |
7 Дадочкина Валентина | 4 | 4 | 4 | 12 |
8 Иванова Надя | 4 | 3 | 3 | 10 |
9 Ищутин Арсений | 4 | 3 | 3 | 10 |
10 Казарина Александра | 4 | 4 | 4 | 12 |
11 Остроухова Аксинья | 3 | 3 | 4 | 10 |
12 Красилова Диана | 4 | 4 | 4 | 12 |
13 Кузнецов Виктор | 3 | 4 | 3 | 10 |
14 Лебских Эмилия | 4 | 4 | 4 | 12 |
15 Маметьева Дарья | 4 | 4 | 4 | 12 |
16 Пономарёва Нелли | 3 | 3 | 4 | 10 |
17 Павлова Ева | 3 | 3 | 4 | 10 |
18 Пикельная Арина | 3 | 3 | 4 | 10 |
19 Проскурина Валерия | 4 | 3 | 4 | 10 |
20 Смирнов Никита | 3 | 3 | 4 | 10 |
21 Упадышев Роман | 3 | 3 | 3 | 9 |
22 Челбогашев Макар | 4 | 4 | 4 | 12 |
23 Черепанова Мария | 4 | 4 | 4 | 12 |
24 Черненко Виктория | 3 | 4 | 4 | 9 |
25 Шабанова Софья | 4 | 4 | 4 | 12 |
26 Шулбаева Полина | 4 | 4 | 4 | 12 |
27 Хохлова Ксения | 3 | 4 | 4 | 11 |
Итого: | 3,6 | 3,7 | 3,8 |
Протокол диагностики детей за сентябрь 2019г.-мац 2020г. Старшая группа
Список детей | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Общий балл |
1 Бадан Софья | 4 | 4 | 4 | 12 |
2 Бахарев Данил | 3 | 4 | 3 | 10 |
3 Боровских София | 4 | 4 | 4 | 12 |
4 Волегова Дарья | 4 | 4 | 4 | 12 |
5 Васильев Степан | 3 | 3 | 4 | 10 |
6 Глумов Степан | 3 | 4 | 3 | 10 |
7 Дадочкина Валентина | 4 | 4 | 4 | 12 |
8 Иванова Надя | 4 | 3 | 3 | 10 |
9 Ищутин Арсений | 4 | 3 | 3 | 10 |
10 Казарина Александра | 4 | 4 | 4 | 12 |
11 Остроухова Аксинья | 3 | 3 | 4 | 10 |
12 Красилова Диана | 4 | 4 | 4 | 12 |
13 Кузнецов Виктор | 3 | 4 | 3 | 10 |
14 Лебских Эмилия | 4 | 4 | 4 | 12 |
15 Маметьева Дарья | 4 | 4 | 4 | 12 |
16 Пономарёва Нелли | 3 | 3 | 4 | 10 |
17 Павлова Ева | 3 | 3 | 4 | 10 |
18 Пикельная Арина | 4 | 3 | 4 | 11 |
19 Проскурина Валерия | 4 | 4 | 4 | 12 |
20 Смирнов Никита | 3 | 3 | 4 | 10 |
21 Упадышев Роман | 3 | 3 | 3 | 9 |
22 Челбогашев Макар | 4 | 4 | 4 | 12 |
23 Черепанова Мария | 4 | 4 | 4 | 12 |
24 Черненко Виктория | 3 | 4 | 4 | 9 |
25 Шабанова Софья | 4 | 4 | 4 | 12 |
26 Шулбаева Полина | 4 | 4 | 4 | 12 |
27 Хохлова Ксения | 4 | 4 | 4 | 12 |
Итого: | 3,9 | 4,1 | 4,2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка
Театральная педагогика обеспечивает самовыражение ребенка в творческо-продуктивной деятельности. В ее арсенале активно используются и гармонично интегрируются методы и приемы, тяготеющие и к детской и...
Публикация на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития личности ребёнка"
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциона...
Программа профессионального самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка»
Программа профессионального самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка»...
«Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка»
laquo;Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь и...
Презентация "Театрализованная деятельность как средство развития личности"
Презентация об организации театрализованной деятельности в группе....
Отчет по теме самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка»
Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а основой художественного творчества – детская игра. Игра – наиболее доступный ребенку и...