Воспитание нравственных качеств старших дошкольников в ДОО
статья (старшая группа)
Аннотация: в статье анализируется воспитание нравственных качеств старших дошкольников в ДОО.
Ключевые слова: воспитание нравственных качеств, дошкольники, дошкольная образовательная организация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Ширковская Е.А., воспитатель МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 3» | |
Свердловская область, п.г.т. Пышма |
Воспитание нравственных качеств старших дошкольников в ДОО
Аннотация: в статье анализируется воспитание нравственных качеств старших дошкольников в ДОО.
Ключевые слова: воспитание нравственных качеств, дошкольники, дошкольная образовательная организация.
Воспитание нравственных качеств в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания.
Вопросы воспитания нравственных качеств начали волновать человеческое общество очень давно. Еще в Древней Греции считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Но в наши дни проблема воспитания нравственных качеств встала наиболее остро. Нравственные идеалы, накопленные за века русским народом, глубоко содержательные, оберегающие человека от неверных мыслей, дурных поступков и неправильного поведения, в наши дни отошли на второй план и постепенно и неуклонно заменяются и вытесняются ценностями других культур и наций, а чаще и исчезают вовсе, оставляя место для взращивания безнравственности.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в воспитании нравственных качеств, в становлении личности дошкольника в целом. Воспитание нравственных качеств старшего дошкольника способствует созданию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети этого возраста начинают понимать смысл нравственных качеств, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным[4].
Вопросы воспитания нравственных качеств нашли своё отражение в трудах отечественных педагогов А. С. Макаренко, Б. Т. Лихачёва, Р. И. Жуковской, В. А. Сухомлинского, Н. Ф. Виноградовой. М. Д. Маханевой, А. С. Белкина, С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, И. Ф. Харламова.[6;11].
Старший дошкольный возраст - конечный из периодов дошкольного возраста. В это время в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и др. Произвольность психических процессов - это способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами: восприятием, вниманием, памятью и др.[2].
Е.В. Субботский выделял, что активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 5-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил. У них развивается способность предвидеть результаты своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. У дошкольников развиваются такие качества, как ответственность за свое поведение, самоконтроль и организованность [11, с. 85].
У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой для саморегуляции. Сначала эти слова-нормативы ребенок прокручивает в мыслях, а потом постепенно формирует умение учитывать их в собственном поведении. А также в поведении другого человека он начинает учитывать его чувства и мысли.
Вместе с «осознаванием» себя, у ребенка старшего дошкольного возраста начинается процесс «самооценивая», т.е. оценка личных поступков с точки зрения общественных норм. Так как ребенок не знает своих возможностей, он первоначально искренне принимает оценку себя другими людьми, отношение к себе и уже оценивает себя со слов других людей.
О важности проблемы нравственного воспитания дошкольников говорится в государственных документах: ФГОС ДО (17.10.2013), Закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012), Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (30.12.2015) и др. В ФГОС ДО отмечается, что сегодня процесс обучения и воспитания строится на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества[12].
Проблема воспитания нравственных качеств дошкольников была актуальна во все времена.
Т.С. Комарова говорит, если дошкольник наглядно видит последствия соблюдения или нарушения общепризнанных мер, то ему легче понять ее содержание и отнести к себе. Норма проще осознается, если она ближе к собственному опыту ребенка [9]
Не случайно одним из самых негативных качеств у дошкольника является жадность. Главная причина конфликтов между детьми в желании заполучить какую-то определенную вещь или игрушку. Если игрушка достается другому, то ребенок переживает и проявляет сильные отрицательные эмоции. Дошкольник не только узнает и осознает норму, но и относит ее к конкретной категории: «хорошо» или «плохо».
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста характеризуется тем, что это сложный многогранный процесс развития ребенка, где формируется достаточно широкий круг о некоторых нравственных качествах личности и проявлениях этих качеств (об ответственности, вежливости, добре и зле и т.п.).
Воспитание - это целенаправленный процесс, организованный и реализуемый человеком, сущность которого состоит в формировании и развитии личности ребенка, для его последующей социализации в обществе.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых (В. И. Смирнов)[10].
Л.А. Григорович трактует понятие «нравственные качества» следующим образом: «нравственные качества – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [4, c. 81].
Под нравственностью понимается личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, и обеспечивающая добровольное соблюдение существующих норм, правил, принципов поведения по отношению к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, самому себе, труду и т. д. Моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т. д. [1].
Многие дети неохотно помогают сверстникам, чаще делают это по просьбе воспитателя, нередко выполняют совместную работу недобросовестно, небрежно, жадничают, избирательно общаются со сверстниками, часто ссорятся, не могут мирно поделить игрушки. Лишь некоторые дети проявляют взаимопомощь и дружелюбие, отзывчивость и сопереживание, ответственность [1].
В целом, под нравственными качествами понимается личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, и обеспечивающая добровольное соблюдение существующих норм, правил, принципов поведения по отношению к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, самому себе, труду и т. д.
Применительно к старшему дошкольному возрасту должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой.
К концу дошкольного возраста, воспитание нравственных качеств личности ребенка должно выражаться в определенных навыках. Так, дети [3]:
-умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;
-умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;
-правильно используют понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;
-могут правильно выбрать слово (из предложенных), наиболее точно характеризующее поступок героя;
-при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);
объясняют смысл знакомых пословиц;
-могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.
Вместе с тем, непосредственно нравственные качества старших дошкольников являются следующими [6]:
1. Вежливость.
2. Ответственность.
3. Соблюдение правил нахождения в группе.
4. Умение понять окружающих и сопереживать им.
5. Аккуратность.
6. Доброта.
7. Честность.
Каждая следующая стадия развития нравственных качеств по теории Л. Кольберга основывается на предшествующей.
Анализ содержания, форм, методов воспитания нравственных качеств в дошкольных образовательных организациях показал, что педагоги преимущественно ориентированы на ознакомление детей с нормами поведения и формированием у них нравственных качеств и недостаточное внимание уделяют развитию нравственных чувств, мотивов поведения [7].
Высокий уровень воспитанности нравственных качеств личности ребенка представляет собой систему устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах.
Итак, воспитание нравственных качеств ребенка дошкольного возраста рассматривается, как система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребенка ко взрослым, к сверстникам; в его поведение, основанном на нравственных эталонах и нормах; проявляется в нравственных качествах: вежливость, честность, ответственность, доброта и т.д.
Дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Целью ДОО является воспитание, обучение, охрана и укрепление здоровья и физического развития ребенка, обеспечение условий для формирования здорового образа жизни.
Задачами ДОО выступают:
Целостное развитие ребенка как личности;
1.Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов детей;
2.Развитие у детей способности к анализу, самоконтролю и самооценке.
3.Формирование бережного, уважительного отношения к старшим и ровесникам.
4.Воспитание любви к различным видам искусства, развитие художественного вкуса.
5.Совершенствование трудовых умений и навыков, развитие трудолюбия.
6.Формирование у детей готовности к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
Согласно с работами Л.С. Выготского, нравственное развитие детей - это важнейшее направление профессиональной деятельности педагога. Эмоции - это «центральное звено» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.
Как отмечается в работе С. М. Зырьяновой, Н. А. Каратаевой, Г. М. Киселевой, О. В. Крижевских, Л. Л. Лашковой, и Е. А. Шанц, дошкольные образовательные учреждения должны выполнять функцию обеспечения необходимых ребенку условий по развитию у детей доброжелательного отношения к себе, окружающим, а также усвоению социальных норм и правил, а также навыков регуляции поведения [8].
С целью воспитания нравственных качеств, педагогам необходимо предусмотреть гармоничное воспитание разных чувств и эмоций, а также формировать у ребенка необходимые навыки управления своими чувствами и эмоциями (гнев, беспокойство, страх, вина, стыд, сострадание, жалость, эмпатия, гордость, благородство, любовь и другие) научить ребенка понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие [5].
Как отмечает С. А. Козлова, нравственное воспитание ребенка старшего дошкольного возраста заключается, прежде всего, в развитии в нем понимания и осмысления отношений, связывающих его с другими людьми [6].
Важным показателем нравственной воспитанности является нравственная направленность личности дошкольника.
Методы воспитания нравственных качеств - это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Они определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей [10, с. 55].
Предложенная В.И. Логиновой классификация построена на активизации механизма нравственного воспитания. Автор предлагает объединить все методы в три группы:
• методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
• методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);
• методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания) [7, с. 157].
В качестве форм воспитания нравственных качеств дошкольников могут выступать [10]:
1.Этические беседы.
2.Применение сказок в качестве средства воспитания нравственных качеств.
3.Игровые средства воздействия.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что методы и формы воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации - это своеобразный инструмент педагога. Поощрение и наказание, личный пример, убеждение, упражнение, приучение, разъяснение, внушение - все эти методы оказывают огромное влияние на сознание и поведение ребенка, на формирование его морального облика. Одним из действенных и важных форм воспитания нравственных качеств, особенно у детей старшего дошкольного возраста, являются игры, этические беседы, чтение художественной литературы. В процессе данных методов и форм формируются такие качества, как чувство ответственности, доброты, честности, дружбы. Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они воспитывались. По общему признанию воспитание детей и привитие хороших манер с детства требуют терпения и сил. Если бы эта задача была легкой, то мы бы не видели такой разницы между воспитанными и невоспитанными людьми. Человек, конечно, развивается сам по себе, но этого не достаточно. Способности нравственные качества человека, в целом зависит от воспитания.
Список использованной литературы
- Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя. 2014. № 8. С 12 -13.
- Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров // Г.В. Бороздина. Люберцы: Юрайт, 2016. 477 c.
- Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 377 c.
- Григорович Л.А. Педагогика и психология. М.: Питер, 2001. 340 с.
- Катриченко В.М. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. Уфа: Лето 2015. С. 68-72.
- Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание. 2001. №9. С. 98-101.
- Обухова. Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2016. 460 c.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования // Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика синтез. 2014. 315с.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. 2-е исправленное дополнение издание 2005. 333с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Наука. 2012. 390 с.
- Фролова П. И. Психолого-педагогическое развитие личности человека в современных. Омск: Сибирская гос. автомобильно-дорожная академия. 2014. 403 с.
- Федеральный Государственный Стандарт Российского образования (ФГОС ДО):Разработка авторами программы. М.: У Ц Перспектива, 2014-32 е
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Презентация методической разработки "ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...
Методические рекомендации и опыт работы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников в сотрудничестве с родителями.
Основной задачей в решениии этого вопроса является создание механизма тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями, создание разнообразных форм работы с сеемьей.Высшей целью нашего...
«Воспитание нравственных качеств у дошкольников с использованием игрушек из серии «Умница»
Аннотация: в статье говорится о роли игрушки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется серии игрушек «Умница»....
Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности дошкольника
Пословицы - это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально-...
Педагогический опыт работы на тему: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"
Нравственное воспитание подростающего поколения в процессе экологического воспитания....
Презентация педагогический опыт работы: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"
Экологическое воспитание старшего дошкольника как средство формирования нравственных качеств...
Статья "Пословицы и поговорки источник воспитания духовно-нравственных качеств старших дошкольников"
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) закрепляет приоритетным духовно – нравственное воспитание дошкольников, выделяя пять основных направлений: восп...