«Воспитание нравственных качеств у дошкольников с использованием игрушек из серии «Умница»
статья (старшая группа) на тему
Аннотация: в статье говорится о роли игрушки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется серии игрушек «Умница».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Страница из
«Воспитание нравственных качеств у дошкольников с использованием игрушек из серии «Умница»
Ячменева Светлана Викторовна, воспитатель
МАДОУ №22 «Тополек», г. Бердск
Ключевые слова: ребенок, игрушки, сказка, воспитание, развитие.
Аннотация: в статье говорится о роли игрушки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется серии игрушек «Умница».
В дошкольном возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Восприятие сказки дошкольником становится специфической деятельностью ребёнка и является механизмом идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов.
Проблема нравственного воспитания с помощью сказки стояла перед педагогами всегда, но в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение
Актуальность - у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Страшное поражение детству наносит подмена традиционных жизненных ценностей чужими нашей культуре установками (современные игрушки, новомодные произведения детской литературы, современные издатели книг и создатели детских мультфильмов). Требуется обновление, совершенствование практики и поиска новых подходов в работе. Акцент - на знание истории и культуры, традиций нашего народа, к которым относятся и сказки. Разрешение проблем нравственного воспитания с помощью сказки требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Русская педагогика отзывается о сказках как о воспитательном, образовательном материале и педагогическом средстве, методе духовно- нравственного воспитания детей. Педагогический процесс должен быть мотивированным, занимательным, построенным на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГОС, с учетом интеграции образовательных областей; единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; введение культурных и региональных компонентов.
Современные развивающие игрушки для малышей впечатляют своим ассортиментом, многофункциональностью, яркостью, качеством и оригинальностью. Они развивают у маленьких непосед хватательные рефлексы, моторику, наблюдательность, память, реакцию, логику, концентрацию внимания. Дети учатся различать предметы, формы, цвета, познают окружающий мир.
Яркие игрушки привлекают внимание малышей. Через них дети естественным путем получают новую информацию и знания, которые легко и хорошо усваиваются.
Выбирая игрушку для малыша нужно учитывать его возраст, уровень развития, предпочтения. Чтобы интересно было играть, игрушка обязательно должна нравиться. Особое внимание уделяется материалу развивающих игрушек, потому что они очень многое познают благодаря осязанию различных поверхностей и структур.
Детям нравятся звуки игрушек, они привлекают внимание и несут новую информацию. Хорошие игрушки побуждают ребенка к действию, стимулируют развитие таких навыков как восприятие, мелкая и общая моторика, эстетика. Еще не забываем про развитие эмоциональности – игровая атмосфера способствует позитивному состоянию и настрою малыша, желанные новые игрушки приводят в восторг, а некоторые - становятся не просто любимыми, а настоящими друзьями.
Ребёнку требуется не так много игрушек, как может показаться. Малыш может быть счастлив и с самым минимальным количеством игрушек, если они подобраны правильно, соответствуют его возрасту и интересам. Ребёнок - существо социальное и многому обучается по подражанию. Детям нужно показывать, как можно играть с той или иной игрушкой, не лениться играть вместе с ним, тогда игрушка может стать и развлечением, и учителем, и настоящим другом для ребенка.
Вкусы малышей нелегко предугадать. Одним нравятся конструкторы, другим мягкие игрушки, третьим - машинки. Часто подаренная родственниками красивая кукла одиноко валяется в углу, а дешевый пластмассовый зайчик становится любимым другом. И предугадать отношение малыша к той или иной новой игрушке бывает подчас очень непросто.
Как правило, малыши проходят разные периоды развития, в которые им нравятся определенные игрушки. В течение нескольких месяцев ребенок может заниматься исключительно собиранием рамочек и пазлов. А потом, вдруг, охладевает к этому занятию и переключается на ролевые игры с мягкими игрушками. Через некоторое время исследовательские потребности малыша могут снова активизироваться, и он воспылает любовью к какому-нибудь конструктору.
Для многих малышей любимые игрушки - это книги. Они готовы часами рассматривать картинки и обожают их перечитывать вместе с мамой. К тому же, если ребенок любит книги, он учится фантазировать словесно, без помощи игрушек, а это развивает абстрактное мышление.
« Сказкотерапия – такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими» -И.В. Вачков
В нашем детском саду реализуется проект Муниципальной инновационной площадки «Арттерапия и сказкотерапия как средство сохранения и формирования психологического здоровья участников образовательного процесса». В своей работе использую игрушки и сказки из серии «Умница». Сказки разбиты по блокам, которые отражают определенные нравственные качества «Доброта», «Мышление», «Воля»,«Лидер». «Антикапризин» для малышей.
От обычных сказок этот метод отличается тем, что история рассказывается от игрушки (тигренок или волчонок), весь сюжет сказки построен вокруг конкретного ребенка. Если имя ребенка «Миша», то эти «сказки про Мишу». Если рассказываем сказку про то, как Миша путешествует и побеждает всех великанов, значит, игрушка рассказывает о ребенке, как о добром и сильном герое. В результате настоящий Миша всеми силами хочет походить на своего героя. У ребенка появляется желание совершать хорошие поступки и преодолевать препятствия. Все это происходит без назойливости со стороны взрослого, ведь для ребенка сказка гораздо интереснее, чем нравоучительная лекция. В результате воспитания сказкой, у ребенка формируется внутренний невидимый стержень – характер. Сильный характер поможет ребенку достичь любых высот. Услышав о своих хороших поступках и их последствиях из персонализированных сказок, ребенок перенесет правильное поведение в жизнь, или сможет оценить свои поступки со стороны и избавиться от капризов. Если ребенок не согласен с чем-либо по сюжету сказки, то свое несогласие он обращает к игрушке. Воспитатель с ребенком ищет выход из ситуации через обращение к игрушке. Здесьигрушка является посредником между взрослым и ребенком. Когда найден выход из сложной ситуации, мы (игрушка и взрослый) одобряем ребенка за проявление находчивости и смекалки.
Язык сказок близок и понятен ребенку, нежели скучные нотации и замечания. Сказка не вызывает внутреннего сопротивления, поэтому малыши прислушиваются к ней и делают из них свои выводы. Сказка может очень многое: помогает избавиться от страха темноты и спокойно заснуть; учит, как правильно вести себя и приобретать новых друзей; объясняет, как преодолеть тревоги и конфликты. Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни и стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими трудностями. Используя игрушки и сказки из серии «Умниц» главным героем является сам ребенок. Сказка способна вселить в ребенка надежду, а значит, у малыша появятся силы снова идти к успеху.
Таким образом, влияние игрушек и сказок на гармоничное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования нравственных представлений происходит формирование социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, эстетическому. Сказки и игрушки является важным и неотъемлемым звеном в воспитании нравственных и чувств. Только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ с помощью игрушки и сказки проявит положительные результаты. У детей формируются такие качества, как: творческая и познавательная активность, осознанное отношение к различным видам искусства, воспитание духовно-нравственных ценностей, умение строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Презентация методической разработки "ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...
Методические рекомендации и опыт работы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников в сотрудничестве с родителями.
Основной задачей в решениии этого вопроса является создание механизма тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями, создание разнообразных форм работы с сеемьей.Высшей целью нашего...
Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности дошкольника
Пословицы - это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально-...
ФОРМЫ РАБОТЫ ДОУ С СЕМЬЁЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛОНОГО ВОЗРАСТА1.1 Анализ современных исследова...
Роль семьи в воспитании нравственных качеств личности дошкольников
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольниковВоспитание ребенка - это процесс вечный, непрекратимый. Важнейший фактор, влияющий на формирование личности ребенка - его семья. Каждый знает, как вели...
Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника»
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от дан...