«Экологическое воспитание детей среднего возраста».
проект (средняя группа)

Мазанова Наталья Анатольевна

План по самообразованию воспитателя                                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя группа (от 4 до 5 лет)                                                                                                        План по самообразованию воспитателя                                                                                  Мазановой Натальи Анатольевны                                                                            Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».

2019-2020 учебного года.

Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».

Введение

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета , форм , разнообразие красок неба , листьев , воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

Целью экологического воспитания в нашем образовательном учреждении является становление начал экологической культуры у детейразвитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослыхих воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе,  как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Цели:

- повышение педагогического уровня;

 формирование положительного отношения к природе;

- формирование экологических знаний у детей;

- побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться её богатствами;

- развитие свободного общения с детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

Задачи:

-Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

-Осуществление систематической работы с детьми;

-Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

Актуальность темы:

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть осознанной и не противоречить основным законам природы. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать его не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

-Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

-Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

-Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе.

Выход темы:

- консультации для родителей

-консультация для педагогов

-картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей

-проведение родительского собрания "Природа глазами ребенка"

Формы и методы работы с родителями и детьми:

-Родители:

-сотрудничество через консультации

-родительское собрание

-беседы

-совместное изготовление и приобретение дидактического материала

- Дети

Формы

- наблюдения

-НОД

-экскурсии

-труд в природе

-экологическая тропа

-эксперименты и опыты

-дидактические игры

-проекты

-кружок «В гостях у лесовичка»

Наглядные методы:

-целевые прогулки;

-наблюдения;

-показа сказок (педагогом, детьми);

-рассматривание книжных иллюстраций;

-проведение дидактических игр;

Словесные методы:

-чтение литературных произведений;

-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

-проведение разнообразных игр (мало подвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

-загадывание загадок;

-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы

-организация продуктивной деятельности детей;

-оформление гербария растений, плодов;

-изготовление с детьми наглядных пособий.

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования учёных по экологическому воспитанию дошкольников.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап - информационно-аналитический и методическая работа.

2 этап - проектировочный.

3 этап - творческий.

Название блока

период

Работа с детьми

Работа с родителями

«Растительный мир»

Сентябрь-октябрь

Рассматривание иллюстраций, альбомов.

Наблюдение за уборкой урожая.

Беседы: «Деревья нашего двора»; « Во саду ли в огороде»;

Рассказ по картине Левитан « Березовая роща» (описание берёзы).

Чтение художественной литературы по теме.

Загадывание загадок.

Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке».

Занятие «Способы распространения семян в природе».

Изготовление гербария.

Разработка дидактических игр по теме.

«Животный мир»

Ноябрь-декабрь

Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы»

Чтение художественной и познавательной литературы по теме,

Загадывание загадок

Оригами-животные.

Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; « Кто где живет»; «Пищевые цепочки»

Речевые логические задачи « Кто где зимует»

Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные».


Подготовка стендовой информации для родителей.

«Мир птиц»

Январь —март

Наблюдение за птицами на кормушке.

Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.

Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»;

 «Зачем помогать птицам зимой»;

«Как живут наши пернатые друзья зимой»; «Пользу или вред приносят птицы?»; «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой».

Чтение художественной литературы.

Загадывание загадок.

Рассказывание по картине «Грачи прилетели».

Дидактические игры: «Где чье гнездо?», «Подбери птице клюв и ноги», «Собери картинку».

Рисование «Птицы на кормушке».

Изготовление кормушек.

Разработка рекомендаций для родителей по проблеме.

Изготовление альбома «Птицы».

Выставка работ «Птицы на кормушке».

«Комнатные растения»

Апрель — май

Беседы о цветах:

«Кто живет на подоконнике?»

Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения».

Дидактическая игра «Живая и неживая природа».

Рисование «Комнатный цветок».

Загадывание загадок

Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате».

Выставка работ.

                 

Отчет по самообразованию за 2019-2020 учебный год по теме:

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

 сформированы начала экологической культуры у детей;

 сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

 дети учатся практическим действиям по охране природы;

 развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

 у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Перспектива дальнейшего развития самообразования. Все то, что было достигнуто и создано для реализации моей цели в этом учебном году, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Для полной реализации необходимо провести еще ряд мероприятий, которые в свою очередь я планирую провести на следующий учебный год. На достигнутом не останавливаюсь и планирую продолжать и расширять свою тему.

Литература:

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М:. Издательский центр «Академия», 2001.

2. http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.

3. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Дом педагогики, 1998. – 56 с.

4. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

5. maam.ru>detskijsad.

Приложения

Диагностика экологических знаний детей

1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)

2. Какие животные домашние, какие дикие, назови

3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?

4. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)

5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?

6. Назови и покажи домашних птиц

7. Расскажи, как выросла птичка?

8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме

9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке

10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)

11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья

12. Узнай, с какого дерева лист (3-4 вида)

13. Назови, узнай растение по цветку (3-4 вида)

14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 вида)

15. Что нужно, чтобы растение росло?

16. Что произойдёт, если растение не поливать?

17. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)

Критерии оценки ответов:

1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается

2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов

3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы

Подсчёт результатов:

15 – 22 баллов – низкий уровень

23 – 35 – средний уровень

36 – 45 – высокий уровень

Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию "Природа глазами ребенка"

Форма проведения: деловая игра

Участники: родители, педагоги

Цель:

Повышение уровня экологической компетентности родителей; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Вступление. Воспитатель.

Сказка и прекрасная природа — неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).

Осень – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. И сегодня мы с Вами отправимся в «путешествие». Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.

                            Игра с родителями «Походная разминка»

( звучит любая ритмичная музыка)

1. «Надеваем рюкзаки» — круговые движения рук у плеча вперед и назад.

2. «Определим погоду» — поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.

3. «Собери ветки для костра» — наклоны влево и право.

4. «Завяжи шнурки на кедах» — наклоны то к правой, то к левой ноге.

5. «Перепрыгни через кочку» — прыжки вперед, назад, влево, вправо.

6. «Идем в поход» — ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.

Остановка 1: «Назови и расскажи"» (на столах  карточки с изображением животных и птиц).

Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают. За лучший рассказ — звание «Знатока природы».

Остановка 2: «Проблемные ситуации».

Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).

Вопросы:

«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;

«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;

«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;

«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал

«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.

Остановка 3: «Загадки о лекарственных растениях».

Воспитатель: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

-Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).

— Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).

— Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

— Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

— Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).

Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

Чайная пауза. Родителям предлагается фиточай из трав нашего региона и памятки как использовать лекарственные травы. Музыкальный фон «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Остановка 4: «Игровая».

                              Пальчиковая игра "Осенний лист"

Смотрите, смотрите падает лист,

А воздух осенний прозрачен и чист.

Весной разрывая мелкие почки,

На ветках взрывались хлопушки - листочки.

Смотрите, смотрите падает лист,

Желтый, сухой, он теперь неказист.

Листья писали мазками теней

Портреты июльских солнечных дней.

Смотрите, смотрите падает лист,

И лес пожелтевший не так голосист.

Деревья уснули и спят до весны.

Им снятся спокойные зимние сны.

                                Игра малой подвижности "Природа".

Мы природу уважаем, бережем и сохраняем.

Нас в любое время года учит мудрая природа.

Птицы учат пению, паучки терпению.

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

Отражение в воде учит нас правдивости,

Солнце учит доброте, ласке, справедливости.

Нас деревья всех пород учат крепкой дружбе.

У природы круглый год обучаться нужно.

ОКНО – очень короткие новости:

SOS новости:

Кострище не зарастает 5-7 лет;

Ландыш зацветает на 6-й год, купавница — на 8-й год;

Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.

Занимательные новости:

чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;

крокодил обладает самым сильным голосом;

змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;

крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;

у улитки около 25 000 зубов;

животное с самым большим мозгом по отношению к телу — муравей.

Остановка 5: «Поможем природе»

Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой. Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха.

Предлагается игра.

Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:

«Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я……»). При этом родители передают друг другу еловую или сосновую шишку.

           

 Мастер - класс по экологии с родителями "Сделаем планету чистой".

Изготовление необычных украшений для дома - рыбок, которые сделаны из бумажных салфеток.

Подведение итогов

Воспитатель: «Нельзя же вечно брать взаймы.

И долг природе должен быть оплачен,

Когда б язык природы знали мы,

Наверно, жизнь была б у нас богаче» (Л.Сорокин)

На этом наше путешествие закончилось. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание.

Дети исполняют песню "Лесная прогулка".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».

Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском садуЗадачи:-Овладение методами экологического воспитания, совершенствован...

Программа по самообразованию воспитателя. Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого н...

План работы по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».

Цели: - повышение педагогического уровня; - формирование положительного отношения к природе; - формирование экологических знаний у детей; - побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться...

план самообразования по экологическому воспитанию детей среднего возраста

Разработка годового плана самообразования по экологическому вопитанию с детьми среднего возраста...

Занятие по экологическому воспитанию детей среднего возраста "Синичкин день"

Занятие по экологическому воспитанию детей среднего возраста "Синичкин день"...