Занятие по экологическому воспитанию детей среднего возраста "Синичкин день"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Занятие по экологическому воспитанию детей среднего возраста "Синичкин день"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по экологическому воспитанию детей
средней группы
«Синичкин день»
Подготовила и провела
Е.В. Рябова
Пояснительная записка
Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.
И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.
Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие птицы.
С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Актуальность:
Для формирования обобщенных представлений о птицах, развития интереса к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обитания, а также для развития познавательных способностей детей я разработала занятие посвященное празднику «Синичкин день».
Цель -
Формировать у детей представление о жизни и особенностях строения и поведения птички синички (сильные лапки с острыми коготкам, крепкий клюв, густое и пушистое оперение и т.д.)
Задачи -Расширить представления детей о зимующих птицах, о разных видах синиц;
познакомить детей с народным праздником «Синичкин день»;
развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к народным праздникам;
вовлечь детей в практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц;
воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.
Методы и приемы проведения занятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.
Чтение стихов про синичек.
Выставка поделок «Синичка невеличка»
Оборудование: техническое оборудование для презентации иллюстраций зимующих птиц; различных видов кормушек; аудиозапись «Голоса птиц», корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, арбуза, несоленое сало, зерно), шоколад, чипсы.
Педагог:- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах.
- Птицы бывают перелётные и зимующие. Каких птиц мы называем перелётными? (ответы детей).
- Перелётные птицы, это птицы, улетающие зимовать в жаркие страны. А каких птиц мы называем зимующими? (ответы детей)
- Да, ребята, зимующие птицы остаются с нами зимовать.
Сегодня мы поговорим с вами об одной птице. Угадайте, кто это?
На кормушку к нам зимой,
Прилетает птица.
С желтой грудкой пуховой,
Шустрая …………(синица)
-Правильно, ребята, это синица.
Ей на месте не сидится:
Всё летает целый день
Суетится, суетится
Целый день звенит «тень- тень»!
Угадайте что за птица?
То весёлая …..(синица)
Педагог: Как вы уже догадались, наше занятие будет посвящено синицам и другим зимующим птицам. Люди заметили, что глубокой осенью – 12 ноября, птицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются эти пёстрые и нарядные птицы. В былые времена 12 ноября отмечали как «День синиц». Поэтому, именно этот день считается днем встречи зимующих птиц. Много на Руси памятных дней и праздников. В основе Синичкина Дня лежит русский народный праздник Зиновий-синичник, который назван так в память святого великомученика Зиновия покровителя зимующих птиц. А ещё 12 ноября праздник Зиновий – синичник считался днём рыбака и охотника. С этого дня на Руси начинался охотничий сезон.
Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города на зимовку.
В народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником:
Если сегодня прилетят к дому синицы, значит, скоро ударят первые морозы.
Свистит синица - на ясный день.
Синицы утром пищат - на ночной мороз.
Почему же птиц называют синицами?
Когда синичка поёт, слышится: «Синь – Синь».
Это маленькая птичка (её масса 20 грамм, а длина 15 см.). Весь длинный, летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. Найдёт червячка и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.
В наших парках и лесах живут 6 видов этих птиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек. В солнечный полдень они звонко и протяжно поют свою песню: синь-синь, а нам кажется: «Скинь кафтан».
Давайте послушаем, как поет синица (прослушивание аудиозаписи).
Кроме синиц с нами зимуют и другие птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:
(Загадки сопровождаются показом слайдов презентации)
1. В серой шубке перовой.
И в морозы он герой.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает (Воробей).
2.Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым-
лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)
3. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (Дятел)
4. Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
5.На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)
6. Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит. ( голубь)
7. Стойкий, стужам не подвластный
Песней славит он зарю,
Знать не даром, галстук красный
дан с рожденья… ( снегирю)
Педагог: Ребята, а сейчас игра «Птичьи разговоры». Я называю птицу, а вы говорите, как она «разговаривает»:
Голубь – воркует
Утка – крякает
Гусь – гогочет
Филин – ухает
Ворона – каркает
Воробей – чирикает
Курица – кудахчет
Педагог: А сейчас другая игра: «Угадай птицу по голосу».
(Дети слушают аудиозапись с голосом птиц и угадывают).
Педагог: А сейчас опять игра «Прилетели птицы»
- Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
Дети топают.
Педагог: Что неправильно?
Дети. Мухи!
Педагог: А мухи – это кто?
Дети. Насекомые.
Педагог: Вы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
Дети топают.
Педагог: Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы!..
Дети топают
Педагог: Куницы – вовсе не птицы.
Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи …
Дети топают
Педагог: Правильно. Ведь страусы летать не могут.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки …
Дети топают.
Педагог:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
воробьи, кукушки,
Черные грачи,
Лебеди, скворцы …
Все вы молодцы! Замечательно справились
с заданием
Знаете ли вы, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.
Педагог: Ребята, а сейчас вас ждёт следующее задание «Отбери корм для птиц». Детям предлагается отобрать корм для птиц (семечки, пшено, хлеб, сало, шоколад, чипсы, семена тыквы и т.д.), что можно, а что нельзя класть в кормушку.
С Синичкиного дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною». В этот день люди укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала. Зимой, в отсутствие насекомых, синички едят все — не только сало, но и семечки подсолнуха, крупу, семена растений.
Для разных видов птиц нужны различные корма. Например, дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами.
Для птиц, которые прилетят к вам на кормушку, корма другие. Семена подсолнечника едят практически все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам.
Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, -
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/24/picture-1257071-1592996930.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе тема занятия: «Яркое лето» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Задачи: - воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом. - закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к при...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/24/picture-1257071-1592996930.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО
Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-1242717-1587470837.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы по теме «В гости к осени»
конспект НОД по экологическому воспитанию детей в средней группе по теме "В гости к осени"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-1242717-1587470837.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы «О тех, кто умеет летать».
Конспект НОД по экологии в средней группе на тему "О тех, кто умеет летать"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-1242717-1587470837.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы по экологии «Я и планета моя – вместе мы одна семья».
Конспект НОД по экологии в средней группе по теме "Я и планета моя - вместе мы одна семья"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/12/picture-1049862-1691847976.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы «Угадай по описанию» по мотивам стихотворения С. Михалкова «Лесная Академия»
Познакомить детей со стихотворением С. Михалкова "Лесная академия". Обобщение знаний о насекомых, представлений о взаимосвязи их с природой.Расширять знания о насекомых, существенных признак...
Конспект итогового занятия по познавательному развитию(экологическому воспитанию) в средней группе. Тема: "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края"..
Цель: "Формирование у детей экологического ответственного отношения к природе по средствам ознакомления с природой Нижегородской области"....