Открытое занятие по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение «Детский сад «Кораблик» п. Провидения»
Конспект занятия по развитию речи:
«Краденое солнце»
Составила:
Мирзаева Татьяна Сергеевна
п. Провидения, 2020г.
Цель:
Задачи:
1. Закреплять правильное произношение звуков с-ш, формировать четкую дикцию, регулировать силу голоса; продолжать учить детей определять и называть первый звук в слове. Учить правильно, выполнять движения в соответствии с текстом;
2. Развивать умение составлять короткий рассказ- загадку по картинке, используя модели, учить составлять сложные предложения, работать над формированием грамматического строя речи;
3. Расширять запас слов названиями предметов, качеств, действий, активизировать словарь; упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.
4.Развивать логическое мышление и внимание, мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.
5.Воспитывать у детей отзывчивость, сопереживание к героям сказки «Краденое солнце». Воспитывать вежливость, культуру общения, умение выслушивать друг друга.
Тип занятия:
(Определяется целью организации занятия, т.е. целью его проведения).
Продолжительность: 20 минут
Участники: Воспитанники средней группы
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Оборудование и материалы: картинки: воробей, зайчики, ежик, медведь, крокодил. Воздушный шарик, конверт с письмом, набор карточек с картинками животных для формирования направленного выдоха, макет солнышка, лучики. Картинки на звук «с». Модели для составления загадок.
Предварительная работа: Ознакомление с произведениями К. Чуковского, знакомство со сказкой «Краденое солнце».
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, прошу, подойдите ко мне. Я предлагаю нам всем встать в круг и взяться за руки.
Встанем все в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно:
Здравствуй левая рука,
Здравствуй правая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг!
Здравствуй наш веселый круг!
Воспитатель:
Ребята, какое сейчас время года? (весна) Да, наступила весна. Посмотрите в окно, но солнышко совсем не светит и от этого всем становиться грустно. Давайте позовем солнышко.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»:
«Солнышко, солнышко,
Погуляй у речки (Шевелят пальцами обеих рук).
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(Делают хватательные движения щепотью).
Покатаем, поваляем (Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).
И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).
(Раздается стук в дверь, влетает воздушный шарик на нем конверт с письмом.)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это? От кого же нам письмо? Не подписано оно! А чтобы нам узнать нужно загадку отгадать:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это (Солнце.)
Воспитатель: Правильно, ребята, это солнце. Но кто же нам письмо прислал? Давайте, откроем и узнаем: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я прошу вас о помощи, злой Крокодил Солнце в небе проглотил! Наступила темнота не ходи за ворота! Кто на улицу попал, заблудился и пропал! Вы сможете помочь вернуть Солнышко, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными. Герои сказки «Краденое солнце»
Воспитатель: Вы готовы к путешествию? Вы хотите отправиться в гости в сказку?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда нам нужно отправляться в сказку.
Воспитатель: А на чем мы можем отправиться?
Дети: На машине, автобусе, поезде.
Воспитатель: А приходилось вам путешествовать на облаках?
Дети: Нет!
Воспитатель: Ну, что же, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие на облаках!
«В облака мы превратимся,
Высоко мы все помчимся,
Чтоб увидеть с высоты,
Деревья, травы и кусты!»
Воспитатель: Но, чтобы наши облака полетели, нам нужна помощь ветерка:
«Песенка ветерка»
Мы подуем высоко: ш-ш-ш (встаём на носочки).
Мы подуем низко: с-с-с (присесть).
Мы подуем далеко: ш-ш-ш, (встать)
Мы подуем близко: с-с-с. (руки ко рту).
Воспитатель: Полетели! (Дети проговаривают чистоговорки)
Чистоговорки:
Са-са-са – вижу я леса.
Су- су - су- тихо в лесу.
Са-са-са – вот бежит леса.
Си – си - си – в пруду живут караси.
Лес –лес-лес – полон сказок и чудес!
Воспитатель: Ребята, вот мы и прилетели в сказку «Краденое солнце».
Воспитатель: Посмотрите ребята, кто это тут на веточке плачет?
Дети: воробей
Воспитатель:
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!»
Воспитатель: Ребята,поможем воробью? А задание такое- собрать зернышки в корзинку! Но зернышки не простые, это слова на звук «С».
Игра «Собери слова в корзинку» (дети собирают кружочки с картинками, которые начинаются со звука «С»)
За выполненное задание получают лучик и прикрепляют к солнышку на мольберте.
Воспитатель: Но не только воробышку плохо без солнышка.
Плачут зайки На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.
Воспитатель: Давайте с зайчиком поиграем и найдем еще лучик.
Игра «Закончи предложение»
• У зайца хвост короткий, а уши …
• Заяц пушистый, а ёжик …
• Ёж маленький, а медведь …
• Медведь живёт в берлоге, а белка …
• Заяц летом серый, а зимой …
У лисы – лисята, а у волка -, у зайца -, у медведя -, у ежа-
Воспитатель: Молодцы, дети, справились с заданием. (берут лучик солнца и прикрепляют к солнышку)
Воспитатель и дети двигаются дальше и встречают Ежа.
Воспитатель:
Ежик, ежик, ты нам помоги.
Как помочь нам солнышку, скажи?
Ежик: Давайте сначала поиграем! А то что-то скучно мне без солнышка.
«Вышли на полянку,
Сели все в кружок
Угадай картинку,
Милый мой дружок».
• Игра «Отгадай загадку».
Правило игры: Упражнение на формирование направленного длительного выдоха. Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанный тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками – отгадками.
Воспитатель: Ребята, поднесите спрятанную картинку к своим губам и подуйте на нее так, чтобы картинка открылась. (следить, чтобы дети не надували щеки).
Хочется ли вам узнать у кого какая картинка? Показывать картинки нельзя, но про них можно рассказать (составление загадки по модели).
Воспитатель: Посидели – поиграем – мы разминку начинаем!
Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики «Ёжик»
Ходит ёжик по полянке, ищёт он грибы - опятки.
(ходьба на месте, повороты головы вправо и влево)
Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.
(прищуриться и открыть глаза, развести руки в стороны)
Вверх смотрел он, вниз глядел,
(посмотреть вверх- вниз)
Сам тихонечко пыхтел.
(произнести «пых», «пых», «пых»)
Смотрел влево, смотрел вправо,
(голова неподвижна, посмотреть влево – вправо)
Вдруг увидел гриб на славу!
(закрыть и широко открыть глаза)
Оглянулся он ещё через левое плечо,
(руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)
Через правое ещё.
(повернуть голову вправо, посмотреть назад)
Ёж затопал по тропинке, и грибок унёс на спинке.
(ходьба на месте, высоко поднимая ноги)
Воспитатель: Спасибо, Ежик, за игры, но нам пора идти дальше! (берут лучик солнца и прикрепляют к Солнышку)
Воспитатель:
Днем зверята веселятся,
Днем зверята все резвятся,
Так как весело при свете,
Это знают даже дети!
А наступит темнота –
Звери, прячьтесь кто куда!
Воспитатель: Что же делать, как нам быть. Как нам солнце воротить? Ребята, а вы помните, кто в сказке помог вернуть солнышко?
Ответы детей.
Воспитатель: Побежали скорее к медведю в берлогу,
Позовем мы его на подмогу!
Воспитатель: Попросим Мишку нам помочь?
Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти,
И тогда оно опять
Будет на небе сиять!
Медведь: Нет у меня силы без солнышка, сон всё одолевает. Лучше разбудите меня, сон прогоните.
Игра «Большой - маленький»
- Ребята, как вы думаете, медведь какой? Значит все предметы у него какие?
- А Маша? (маленькая)
- Давайте назовём эти предметы
У медведя – ложка, у Маши – ложечка;
У медведя – тарелка, у Маши – тарелочка;
У медведя – стул, у Маши – стульчик;
У медведя – кровать, у Маши – кроватка;
У медведя – стол, у Маши – столик;
У медведя – чашка, У Маши - чашечка.
У медведя – корзинка, У Маши - корзиночка.
У медведя – книга, У Маши - книжечка.
У медведя – диван, У Маши - диванчик.
Воспитатель:
И встал Медведь,
Зарычал Медведь,
И к Большой Реке
Побежал Медведь.
А в Большой Реке
Крокодил Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит —
Солнце красное,
Солнце краденое.
Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
“Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
Пропадает целый свет,
А тебе и горя нет!”
И ответил крокодил:
- Всё, что я проглотил,
Я обратно отдам вам с радостью!
Я не вредный не злодей
Очень я люблю детей
Вы меня не обижайте
И со мною поиграйте!
Воспитатель: Ребята оказывается крокодил, проглотил солнышко от обиды ему одиноко и грустно. Поиграем с крокодилом?
Игра «Разбудим ослнышко» (дети прикрепляют лучи и говорят, какое Солнышко: теплое, ласковое, доброе, приветливое, золотое, круглое, лучистое).
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться. Давайте, представим, что мы на облаках:
«В облака мы превратимся,
Высоко мы все помчимся,
Чтоб увидеть с высоты,
Деревья, травы и кусты!»
Воспитатель: Мы все – ребята и зверята – победили зло, вернули солнышко. Когда вместе, дружно, любое дело по плечу. Пусть светит солнышко, цветут цветы, радуются люди, звери и птицы. На этом наше занятие окончено. Что вам понравилось? Ребята, вы все сегодня отвечали правильно и были молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста 5 года жизни (средняя группа) Тема: «В гостях у сказки «Колобок»
Программное содержание: Учить выделять и называть характерные признаки персонажей сказки «Колобок». Вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей.С...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Азбука безопасности»
Развитие речи посредством изучения правил безопасности жизнедеятельности....
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Животные и их детёныши»
Цель: Расширение представление детей о животных и их детенышах.Задачи:- Учить детей различать взрослых животных и их детёнышей.- Способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: прои...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Любимые герои сказок и мультфильмов»
Создать условие для развития всех компонентов устной речи детей ,на примере любимых сказок и мультфильмов....
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе компенсирующего назначения « В гости к Зимушке - зиме»
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе компенсирующего назначения « В гости к Зимушке - зиме» Цель: По...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «Азбука безопасности»
Цель: Развитие речи посредством изучения правил безопасности жизнедеятельности.Задачи:1.Образовательные. Закреплять знания детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об опасных...
Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ…»
Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста«Путешествие по сказкам…»Цель: создать условия для речевого развития детей средствами театрализован...