Проект "Да здравствует мыло душистое!" (формирование гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста)
проект (младшая группа)
Краткосрочный проект по формированию у младших дошкольников простейших гигиенических навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_da_zdravstvuet_mylo_dushistoe.docx | 723.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 17 общеразвивающего вида» г. Печора
Проект
«Да здравствует мыло душистое!»
(формирование гигиенических навыков
у детей раннего и младшего дошкольного возраста).
Разработала
Гаврюшева Е.В.
воспитатель I категории
2020 год.
Проект «Да здравствует мыло душистое!»
Актуальность проекта.
ФГОС и Образовательная область «Здоровье» требует от педагога создать предпосылки для формирования у воспитанников привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья. Обучение дошкольников гигиене - задача родителей и воспитателей, поэтому желательно обеспечить полную согласованность требований ДОУ и семьи ребенка. Воспитание у детей раннего дошкольного возраста навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Почему же актуальность воспитание и формирование у детей навыков гигиенических процедур возникает уже на ступенях в группах раннего возраста в ДОУ?
Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание маленьким дошкольникам о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.
Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Тип проекта: краткосрочный – 1 месяц.
Вид проекта: познавательно-практико-ориентированный, индивидуально - подгрупповой.
Цель проекта: Привитие детям раннего возраста культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Участники проекта: воспитанники ДОУ от1,5 до 2,5 лет, их родители (законные представители), педагоги.
- Задачи проекта ( для воспитанников) :
*Образовательные:
-Обучать доступным возрасту детей навыкам самообслуживания;
-Систематизировать знания о необходимости проведения гигиенических процедур;
*Развивающие:
- Формировать представления о правилах личной гигиены;
- Учить использовать в игровых действиях ( в играх рядом со взрослым, ситуативных играх) полученные знания и умения.
*Воспитательные:
-Воспитывать интерес к гигиеническим процедурам, желание выглядеть опрятным, чистым;
- Задачи проекта для родителей (законных представителей):
-Вызывать желание участвовать в совместной проектной деятельности с педагогами для обучения и воспитания у детей навыков гигиенической культуры.
- Задачи проекта для педагогов :
- Пополнение (обогащение) ППРС в группе по теме проекта;
Принципы работы над проектом:
-Развивающий характер обучения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка;
-Системный подход, планомерность и непрерывность;
Интеграция образовательных областей:
-Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Методы работы:
- Практические:
- Игровая образовательная деятельность;
- Создание проблемных игровых ситуаций;
- Практические игры с водой (включает в себя исследовательскую деятельность);
- Дидактические игры и упражнения;
- Ситуативные игры (игры рядом).
- Словесные:
- Объяснения, беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора малых форм по теме проекта;
- Наглядные:
- Внесение и рассматривание картин по теме проекта «Мы умываемся», «Купаем куклу» и т.д.;
- Рассматривание иллюстраций в книгах, журналах по теме;
- Просмотр мультфильмов из серии «Азбука здоровья. Смешарики», «Лунтик», подборка короткометражных познавательных мультфильмов (песенок), используя Интернет.
Материалы и оборудование:
Игровые атрибуты по теме, игрушки-заместители, сюжетные картинки, альбомы для рассматривания, гигиенические принадлежности, мини-центр для исследовательской деятельности с водой.
Предполагаемый результат:
Для воспитанников:
Овладение простейшими культурно-гигиеническими навыками и навыками
самообслуживания;
Овладение умением мыть руки перед едой и по мере загрязнения, использование личного полотенца;
Желание выглядеть чистым, обращать внимание на чистоту рук.
Для родителей (законных представителей) воспитанников:
Желание сотрудничать с коллективом ДОУ, повышение педагогической грамотности и компетенции по данной теме. Повысится заинтересованность родителей в образовательной деятельности детей,
Для педагогов:
Повышение педагогической компетенции за счёт проектной деятельности, представление опыта работы для педагогов ДОУ, разработка игр и упражнений по данной теме, самореализация и профессиональный рост. Разнообразятся формы сотрудничества с семьёй.
План работы по проекту:
I этап (организационный):
- Определение уровня умений и знаний (мониторинг) в области культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего дошкольного возраста через наблюдения, беседы с родителями;
- Разработка содержания проекта, изучение методической литературы, консультация со старшим воспитателем ДОУ;
-Подборка художественных произведений, фольклора малых форм по теме, словесных игр, использование средств ИКТ;
- Составление плана работы по проекту;
- Разработка конспектов игровых ситуаций, исследовательской деятельности, бесед;
-Консультирование родителей (законных представителей) воспитанников по теме проекта, пополнение информационных стендов, создание брошюр;
-Создание картотеки пальчиковых, дидактических, словесных игр по теме;
- Подготовка и изготовление оборудования, атрибутов, дидактического материала.
II этап (основной):
- Выполнение плана по работе с детьми и родителями (законными представителями) воспитанников;
-Образовательная деятельность с воспитанниками группы;
-Проведение «круглого стола» с родителями (законными представителями) воспитанников на тему «Обучение и развитие у малыша культурно-гигиенических навыков».
III этап (заключительный):
-Развлечение с детьми «Водичка, водичка, умой моё личико!»;
- Использование нетрадиционных форм работы с родителями: «День открытых дверей – ″В гостях у Капитошки″».
-Мониторинг по проекту на заключительном этапе;
-Подведение итогов проекта.
План реализации проекта «Да здравствует мыло душистое!».
Срок проведения | Тема и форма проведения | Задачи |
I неделя | С детьми: Наблюдение за имеющимися гигиеническими навыками. С родителями: беседа «Какие гигиенические умения развиты у Вашего ребенка? Кто в семье занимается решением этого вопроса?» | Выяснить уровень умений выполнения гигиенических процедур детьми. Выяснить уровень педагогической компетенции родителей (законных представителей) по данному вопросу. |
Понедельник | ||
Вторник | С детьми:
С родителями: предложить варианты игр с водой во время купания. | Познакомить детей с предметами гигиены и их использованием. Знакомить с фольклором малых форм, поддерживать интерес к выполнению гигиенических процедур. Повышать уровень знаний по теме. |
Среда | С детьми:
2.Дыхательная гимнастика во время умывания «Сдуй мыльные пузыри с ладошки» (индивид-но) | Учить намыливать ладошки мылом, соблюдать осторожность при намыливании (не касаться лица, глаз). Вызывать интерес к умыванию. |
Четверг | С детьми:
2.Игра на развитие движений «Вылови шарик». | Познакомить детей со свойством пены, развивать познавательную активность и любознательность. Развитие словаря: легкая, мягкая, воздушная. Развивать точность движений, мелкую моторику, аккуратность, ловкость. Вызывать интерес к играм с водой. |
Пятница | С детьми:
С родителями: Консультация старшего воспитателя ДОУ «Родитель-пример для ребенка». | Воспитывать негативное отношение к неряшливости, желание быть чистым, опрятным. Повысить Д/А детей, развитие ловкости, вызывать интерес к играм с мыльной пеной. Помочь родителям (законным представителям) формировать у малыша основы гигиены. |
II неделя | С детьми: 1.Игра с движениями «Мы умеем чисто мыться, мы водицы не боимся…». 2.Игры с водой и губкой. С родителями: Консультирование по личным вопросам по теме. | Учить выполнять действия умывания. Учить находить и показывать у себя части лица, тела. Развитие точности движений, воспитывать интерес к играм с водой. Создавать условия для сотрудничества с семьями воспитанников. |
Понедельник | ||
Вторник | С детьми: 1.Игра-ситуация «Купаем куклу». 2.Дыхательная гимнастика «Открываем колпачки, выдуваем пузыри» | Учить воспроизводить знакомые действия умывания и купания в игре. Развитие длительности выдоха, поддерживать интерес к играм с мыльными пузырями. |
Среда | С детьми: 1.Игра «Пену-по формочкам». 2.Словесные игры с движениями с использованием песенок и потешек. | Развивать представления малышей о свойствах пены, развивать точность движения, тактильные ощущения. Учить самостоятельно производить действия, имитирующие умывание и вытирание. |
Четверг | С детьми: 1.Рассматривание алгоритма умывания в умывальной комнате, выполнение действий с контролем педагога (индивидуально). 2. Д/упражнение: «Найди свое полотенце». С педагогическим коллективом ДОУ: Встреча-обсуждение «А как у Вас?» | Побуждать к самостоятельному выполнению процессов умывания и мытья рук. Развивать умение находить свой шкафчик для полотенца, пользоваться личными предметами гигиены. Обмен педагогическим опытом с педагогами ДОУ по теме «Формирование у дошкольников основ гигиенической культуры на начальном этапе». |
Пятница | С детьми: 1.Просмотр развивающего м /ф «Развивающие мультики для малышей про умывание, мытье рук» https://www.youtube.com/watch?v=ZHfEIDEenak 2. Театрализация «В гостях Степашка и Хрюша: «Зачем мы моем руки?» | Продолжать обучать малышей правильно мыть руки, желание содержать их в чистоте. |
III неделя | С детьми: 1.Рассматривание картины «Мы умываемся». 2.Игры с водой «Переливание жидкости». С родителями: Пополнение информационных стендов по теме, индивидуальные консультации. | Вызывать интерес к рассматриванию картин, следить за рассказом воспитателя, выполнять действия по показу, находить и показывать предметы гигиены. Поддерживать интерес к играм с водой, развитие точности движений, мелкой моторики. Поддерживать благоприятный микроклимат для сотрудничества. |
Понедельник | ||
Вторник | С детьми: 1.Практические упражнения по обучению мытью рук и умыванию. 2.Рассматривание иллюстраций к художественным произведениям по теме. С родителями: опрос «С какими трудностями Вы встречаетесь при обучении ребенка гигиеническим навыкам?» | Формировать умение намыливать ручки, мыть руки, смывать пену с рук, пользоваться индивидуальным полотенцем. Развивать умение понимать выполняемые действия, следить за объяснениями воспитателя, находить и показывать на картинке предметы гигиены. Подготовка к проведению «круглого стола» по теме «Обучение и развитие у малыша культурно-гигиенических навыков». |
Среда | С детьми: 1.Игры с водой и пеной «Водные прятки». 2.Пальчиковые и словесные игры с действиями. | Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, поддерживать интерес к играм с водой и пеной. Развивать умение повторять действия по показу, понимать речь, развитие движений, обогащение словаря понимаемых слов. |
Четверг | С детьми: 1.Игровая проблемная ситуация «Малыш (пупс) садится за стол, не вымыв руки». 2.Исследовательская деятельность: «Тонет, не тонет» | Побуждать принимать участие в решении проблемной ситуации, уточнить представления детей, что за стол можно садиться только с вымытыми руками. Провести игру с предметами из разных материалов (шарик, мяч, кирпичик деревянный, металлическая машинка), определить, что держится на поверхности воды. Давать первые представления о материалах, из которых сделаны предметы. Развивать тактильные ощущения. |
Пятница | С детьми : 1.Игровая ситуация «Нехочуха не хочет мыться». 2.Игры с мыльными пузырями. С родителями: Проведение «круглого стола» по теме «Обучение и развитие у малыша культурно-гигиенических навыков» совместно со старшим воспитателем. | Воспитывать негативное отношение к неряшливости, поддерживать желание самостоятельно умываться и мыть ручки. Поддерживать интерес к играм с водой и пеной, проведение дыхательной гимнастики в занимательной форме. Обмен мнениями и опытом по проблеме формирования у ребенка гигиенических навыков, поддерживать интерес к сотрудничеству между родителями (законными представителями), педагогами ДОУ. |
IV неделя | С детьми: 1.Дидактические упражнения: «Покажи, как ты моешь руки?» (индивидуально). 2.Создание и решение проблемной ситуации «Садимся за стол, а руки помыть не можем, потому что нет воды». | Развивать умение самостоятельно намыливать руки мылом, класть мыло на место, тщательно смывать пену с рук, пользоваться индивидуальным полотенцем. Учить пользоваться гигиеническим влажными салфетками, объяснять, что нельзя садиться за стол с невымытыми руками. |
Понедельник | ||
Вторник | С детьми: 1.Практические упражнения «Мы моем руки». 2.Игры с водой и губкой «Перенеси воду из одного ведерка в другое». С родителями: Консультирование по личным вопросам по теме проекта. | Используя алгоритм, предложенный педагогом, учить самостоятельно мыть руки, закрывать кран, сушить руки личным полотенцем. Поддерживать интерес к играм с водой, развивать точность движений, формировать представления о воде. Поддерживать модель сотрудничества в группе. |
Среда | С детьми: Развлечение «Водичка, водичка, умой моё личико!». | Развивать интерес к театрализованной деятельности, развивать и закреплять представления о воде, ее свойствах и назначении. Побуждать к выполнению движений по показу под музыку. |
Четверг | С детьми: 1. Практическая деятельность «Мы умылись как большие, вот мы чистые какие!». 2.Игровая ситуация «Купаем куклу (зайку и т.д.)» | Закреплять умение умываться, намыливать руки, смывать пену водой. Развивать умение отображать в игровых действиях простые гигиенические процедуры. |
Пятница | С детьми и родителями: Проведение «Дня открытых дверей» - ″В гостях у Капитошки″». Просмотр презентации «Да здравствует мыло душистое!» | Развивать интерес к совместной деятельности между родителями (законными представителями) и сотрудниками ДОУ. Знакомить с проводимой работой по формированию у детей основ гигиенической культуры. Обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи. Способствовать развитию у родителей (законных представителей) и детей умения настраиваться друг на друга в совместной деятельности. Установление доверительных отношений между родителями законных представителей) и педагогами, определение дальнейших задач совместного воспитания детей и их реализация. |
Итоги реализации проекта «Да здравствует мыло душистое!»
Начало проекта Итог проекта
Самостоятельно выполняют простые гигиенические процедуры.
Владеют простыми гигиеническими умениями, нуждаются в небольшой помощи взрослого.
Не владеют простыми гигиеническими умениями, полностью нуждаются в помощи взрослого.
Согласно проведенной диагностике по окончанию проекта был достигнут следующий результат:
- проводена планомерная деятельность по привитие детям раннего дошкольного возраста культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
- созданы у детей положительные эмоции от совместного общения с взрослыми;
- созданы условия для развития познавательной деятельности воспитнников;
-достигнут контакт с целью сотрудничества между педагогами ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников группы, для успешной реализации проекта использованы традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями);
-показанные и освоенные во время ОД действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности создали предпосылки для формирования устойчивых гигиенических навыков у воспитаников.
Делая вывод, можно сказать о том, что в результате проведенной работы дети раннего возраста постепенно овладевают культурно-гигиеническими навыками и, что не маловажно, процесс умывания и мытья рук, выполнение простейших гигиенических процедур, вызывает у малышей удовольствие.
Список методической литературы:
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/Авт.-сост. Белкина Л.В.-Воронеж «Учитель», 2014.-236с.
- Григорьева Г.Г. КРОХА: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/ Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др.-3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2000.-256с.
- Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект / Е.Ю. Конина. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 12 с.
- Теленчи В.И. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. для работников дошк. учреждений/ Е.М. Белостоцкая, Т.Ф.Виноградова, Л.Я.Каневская, В.И. Теленчи; Сост. В.И. Теленчи.-М.:Просвещение,1987.-143с.
Интернет – ресурсы:
- https://www.adme.ru/zhizn-nauka/8-volshebnyh-opytov-kotorye-zastavyat-detej-ahnut-1073560/
- https://www.baby.ru/blogs/post/133621582-75614841/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей:"Формирование хозяйственно- навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей " Формирование хозяйсвенно-бытовых навыков"у детей раннего и младшего дошкольного возраста"( из опыта работы)...
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста со сверстниками.
Электронный методический сборник статей, конспектов, игр, консультаций для воспитателей и родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста со све...
Консультация для родителей "Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Культурно-гигиенические навыки - это не что иное, как привычки. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, вот почему так важно с самого раннего возраста...
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Работа содержит материал по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Широко раскрыт вопрос об особенностях формирования навыков с учето...
Статья: Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста ...
Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья — первое общество, г...
Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Данная статья посвящена развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего возраста в дошкольной организации....