«ВОСПИТАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ ТРУЖЕНИКУ И РУЗУЛЬТАТАМ ЕГО ТРУДА: МЕТОДЫ, СРЕДСТВА, ФОРМЫ, ПРИЕМЫ».
статья
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Трудовое воспитание - это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду как основной жизненной потребности через формирование привычки к труду. Привычка к труду - это включение личности в активную трудовую деятельность, которая способствует формированию удовлетворенности ее процессам и результатам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №148 |
ДОКЛАД НА ТЕМУ: |
«ВОСПИТАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ ТРУЖЕНИКУ И РУЗУЛЬТАТАМ ЕГО ТРУДА: МЕТОДЫ, СРЕДСТВА, ФОРМЫ, ПРИЕМЫ». |
ВОРОНЕЖ 2016 |
ПОДГОТОВИЛ:
ВОСПИТАТЕЛЬ МОСКАЛЕВА 0.В.
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Трудовое воспитание - это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду как основной жизненной потребности через формирование привычки к труду. Привычка к труду - это включение личности в активную трудовую деятельность, которая способствует формированию удовлетворенности ее процессам и результатам.
Задачи трудового воспитания:
1. Помочь ребенку в овладении трудовой деятельности:
формирование трудовых навыков и умений;
овладение навыками трудовой деятельности;
2. Развитие личности ребенка в труде:
воспитание нравственно-волевых качеств личности;
воспитание отношения к труду, закладок основ трудолюбия;
воспитание отношения к труду взрослых.
Средства трудового воспитания:
1. Собственная трудовая деятельность - это необходимое средство трудового воспитания. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания: дети обучаются конкретным трудовым навыкам и умениям, удовлетворяя свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых.
2. Ознакомление с трудом взрослых - это расширение представлений детей о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, отношении к труду.
Ознакомление детей с трудом взрослых может решаться разными подходами:
- знакомство с процессом труда, созданием разных продуктов труда;
- ознакомление с человеком-тружеником, с его отношением к труду.
3. Художественные средства - это художественная литература, музыка, изобразительное искусство.
Все художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.
Содержание труда реализуется в разных формах организации.
1. Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.
Это первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть:
по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие);
по продолжительности;
по содержанию.
Трудовые поручения в старшем дошкольном возрасте сложны по содержанию, выполнению и степени ответственности за результат.
Педагог может помочь, подсказать, показать, как выполнить поручение.
Очень важно в конце выполненного ребенком трудового поручения сделать оценку результата труда.
2. Дежурство - это труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.
В дежурстве выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота одного или нескольких детей о других.
Дежурства:
- в уголке природы;
- по подготовке к занятиям.
Дежурство способствует систематически включению детей в трудовую деятельность.
Задачи, продолжительность и содержание зависит от взрослых и детей.
Основной смысл дежурства - забота о других.
3. Общий, совместный, коллективный труд.
Нельзя вводить в содержание этого труда то, что еще не умеют делать дети.
Общественно направленная цель результата такого труда - польза для всех. Общий труд - это когда при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.
Совместный труд - это взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других при общей цели труда.
Коллективный труд - это труд, в котором решаются трудовые и нравственные задачи (воспитанию коллективных взаимоотношений).
Основными методами трудового воспитания дошкольников являются:
· показ;
· объяснение;
· обсуждение процесса труда и его результатов;
· оценка;
· обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
В дошкольной педагогике существует мнение, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, начнет воспитываться уважение к труду. Необходимо знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней. Особенности отношения к трудовой деятельности ребенка в раннем возрасте заключаются в том, что его больше привлекает процесс труда, чем конечный результат. Поэтому для дошкольника важна связь между трудом и игрой.
Основные методы и приемы трудового воспитания:
помочь ребенку в определение цели труда;
обсудить в чем значение данной работы, для чего и для кого она необходима;
научить разбивать работу на этапы выполнения;
продемонстрировать и объяснять, как лучше это сделать;
пробудить и поддерживать в ходе работы интерес к предстоящему делу;
обсудить, что уже сделано, а что еще можно сделать, чтобы достичь лучшего результата;
поощрять старания, интерес ребенка и стремление справиться с трудностями, добиваясь обозначенной цели;
проверять и оценивать вместе с ребенком ход и результаты работы;
привлекать ребенка к совместному труду, подавать пример ответственного отношения к делу, при этом помогая советом или делом, если возникли затруднения;
пробуждать инициативу у ребенка к самостоятельным решениям.
По содержанию труд детей дошкольного возраста делится на 4 вида.
1. Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание - раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры.
2. Хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка.
3. Труд в природе - это особый вид труда. Содержанием этого труда являются: уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т.д.
4. Ручной и художественный труд. Это вид труда направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека.
В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, такни, дерева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция "Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Концепция городской экспериментальной площадки по работе с родителями в ДОУ по теме "Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ"Семейн...
Разработка и реализация концепции воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ как условие взаимодействия вуза и общеобразовательной практики
Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного ...
Из опыта работы ГЭП "Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников"
Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного ...
Воспитание уважительного отношения к старшим.Традиции казачества.
По настоящему непререкаемым у казаков было отношение к своим родителям и прародителям. Они были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу....
Консультация для родителей: «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям»
Важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы, является семья. Родителям принадлежит главная роль в воспитании ребенка. Наряду с такими особенностями семьи, как ...
«Воспитание уважительного отношения к труду взрослых у детей младшего и среднего дошкольного возраста».
Опыт работы по ознакомлению детей с трудом взрослых и воспитанию уважительного отношения к нему....
Консультация «Воспитание уважительного отношения к труду взрослых у детей младшего и среднего дошкольного возраста».
Консультация «Воспитание уважительного отношения к труду взрослых у детей младшего и среднего дошкольного возраста»....