Методическая разработка
методическая разработка
Нетрадиционные формы работы применяемые при организации совместной деятельнсти детей,родителей и педагогов, способствующие поддержке детской деятельности, инициативности и самостоятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_samostoyatelnosti_dlya_nsportala.pptx | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного , ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. На этом фоне всесторонний объективный анализ современных тенденций развития дошкольного образования позволяет выделить особо актуальные понятия : самостоятельность и инициативность дошкольников .
Характеристики инициативной личности дошкольника, определённые целевыми ориентирами ФГОС ДО:
Характеристики инициативной личности дошкольника, определённые целевыми ориентирами ФГОС ДО: проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способность к волевым усилиям; самостоятельное придумывание объяснения явлениям природы и поступкам людей; способность к принятию собственных решений. Инициативная личность развивается в деятельности, для которой характерен высокий уровень познавательной активности
Факторы , влияющие на проявление инициативы и самостоятельности детей:
Факторы , влияющие на проявление инициативы и самостоятельности детей: специально организованная развивающая предметно-пространственная среда (разнообразная по своему содержанию; стимулирующая развитие поисково-познавательной деятельности детей); культурные практики; - подбор содержания с учётом индивидуальных особенностей и интересов детей конкретной группы; - вовлечение родителей в образовательный процесс
Культурные практики Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни; обеспечивают активную и продуктивную образовательную деятельность ребенка. Вместе с тем они включают обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с окружающими и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка. Такие умения интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают: Содержание, качество и направленность его действий и поступков; Индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий; Принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок; Принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения. Данные культурные умения реализуются в образовательном процессе через разные виды образовательной деятельности ребенка и взрослого, группы детей.
Методы реализации культурных практик в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей делятся на несколько групп в зависимости от их направленности.
Первое направление – реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуации, явлений, способствующая: Накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть – целое); Рассмотрению их в противоречиях, обусловливающих их развитие; Моделированию явлений, учитывая их способности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития систем. Методы, используемые здесь: наглядно – практические, сериации и классификации (традиционные) и формирования ассоциаций, установления аналогии, выявления противоречий (нетрадиционные) и др. Основными формами работы с детьми являются образовательная деятельность и экскурсии. Второе направление – реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивающая накопление опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Выполнение заданий данной группы позволяет: Рассматривать объекты, ситуации, явления с различных точек зрения; Находить фантастические применения реально существующим системам; Осуществлять перенос функций в различные области применения; Получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем универсализации. В основном здесь традиционно используется словесные и практические методы. Нетрадиционно – целый ряд приемов в рамках игрового метода: аналогии, «оживления», изменения агрегатного состояния, «матрешки», «наоборот», обращения вреда в пользу, увеличения – уменьшение и др. Основные формы работы здесь – подгрупповые занятия и организация самостоятельной деятельности детей. Третье направление – реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, способствующая: Приобретению творческого опыта, а осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.); Изменению внутреннего строения систем; Учету при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалогической природы объектов, ситуаций, явлений. Среди традиционных методов работы – экологический опыты и экспериментирование с изобразительными материалами, среди нетрадиционных – методы фокальных объектов и синектики , усовершенствования игрушки, развития творческого мышления и конструирования. Основные формы работы – конкурсы детского – родительского творчества (традиционно), организация подгрупповой работы детей в лаборатории (нетрадиционно). Четвертое направление – реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений, обеспечивающая: Развитие умений создания оригинальных творческих продуктов на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности; Ориентирование при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы; Переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики Среди традиционных методов работы здесь выступают диалоговые методы и методы экспериментирования. Среди нетрадиционных - методы проблематизации , мозгового штурма, развития творческого воображения и др. основные формы работы – организация детских выставок (традиционно), организация проектной деятельности детей и взрослых (нетрадиционно). При этом существует целый ряд нетрадиционных техник создания творческого образа, в частности изобразительного.
Способы реализации культурных практик Обеспечивающие передачу информации педагогом и восприятие её детьми средствами слушания, наблюдения, практических действий (персептивный аспект): словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.), наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.), практический; Характеризующие усвоение нового материала детьми путем активного запоминания, самостоятельных размышлений или проблемной ситуации (гностический аспект): иллюстративно – объяснительный, проблемный, эвристический, исследовательский и др.; Характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала (логический аспект) : индуктивный (от частного к общему) и дедуктивный (от общего к частному); Характеризующие степень самостоятельности учебно – познавательной деятельности детей (управляющий аспект): работа под руководством педагога, самостоятельная работа детей
Развивающая предметно-пространственная среда
Несомненно, сейчас в большинстве ДО создана полноценная развивающая среда. Однако наличие среды и условий, о которых мы говорили выше, недостаточно, чтобы у детей повысился уровень инициативности, самостоятельности и познавательной активности. Здесь важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной деятельности.
Основные принципы организации работы
Основные принципы организации работы в данном направлении: стимулирования детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности; вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации. креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ
Основные приёмы: - моделирование ситуаций с участием персонажей, - индивидуально-личностное общение с ребенком, - поощрение самостоятельности, - побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности, - оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка - использование картосхем, алгоритмов, мнемотехники, перфокарт, моделей обследования предмета; Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность, самостоятельность и инициативность детей.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Наиболее эффективные формы работы: интегрированные занятия игры – путешествия игры – викторины игры – исследования экспериментирование экскурсии (в библиотеку, парк, пожарную часть, музеи) мастер – классы музыкальные развлечения литературно –музыкальные мероприятия совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование наблюдение и совместный труд совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы самостоятельная деятельность детей
Роль родителей в поддержке детской деятельности, инициативы и самостоятельности В дошкольном возрасте ребёнок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности. Поэтому, бесспорно , очень велика роль родителей в формировании полноценной личности ребёнка.
Принципы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения : единый подход к процессу воспитания ребенка; открытость дошкольного учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье; в равной степени ответственность родителей и педагогов
Работа с семьей по поддержке детской инициативы: Необходимо нацелить родителей на поддержание в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, поделки; оформляют альбомы, плакаты, разучивают стихотворения, песни , организуют фотосессии и многое другое.
Рекомендации по развитию детской инициативы и самостоятельности для родителей: Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной. Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям. Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — наличие стойкого интереса к ней. Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе. Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества. Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность. Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями. Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам — то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем — творить.
Заключение: Таким образом, многообразие эффективных методов и приёмов, тесное взаимодействие с родителями, создание благоприятной социальной ситуации развития при содействии и сотрудничестве детей и взрослых являются важными условиями поддержания и развития детской инициативы, самостоятельности и познавательной активности детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....