Адаптация для первой младшей группы
консультация (младшая группа)

Что такое адаптация и как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:


Что такое адаптация и
как помочь ребенку
адаптироваться к детскому саду .

Воспитатели:

Рудометова Т.М.

Детский сад является новым, важным периодом в жизни каждого ребенка и его родителей. С приходом  в дошкольное учреждение жизнь малыша существенно меняется: новая среда, соблюдение режима дня, новые требования к поведению, отсутствие рядом родителей, тесный контакт с новыми незнакомыми людьми (сотрудниками ДОУ и сверстниками). Все это создает стрессовую ситуацию, которая может привести к  страхам, капризам, истерикам, отказу от еды, частым болезням, психической агрессии. Помочь в сложившейся ситуации — дело взрослых: родителей и воспитателей. Поэтому адаптация  должна проходить без дополнительных нагрузок на ребенка. 

Адаптацией называют приспособление организма и личности ребёнка к новой обстановке и новым условиям. Опыт показывает нам - чем старше ребенок, тем легче проходит его адаптация к новым условиям.

Проблема адаптации детей второго - третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно.

Характер адаптации зависит от нескольких факторов:

1.возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни детей от 10-11 месяцев до полутора лет) ;

2. состояние здоровья и уровня развития ребенка;

3. биологического и социального анамнеза (протекание беременности, осложнения при родах; условия после рождения и т. п.)

Чтобы адаптация ребенка произошла быстрее мы в своей работе делаем следующее:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления

ребенка в детский сад.

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационной

период, направленной на формирование эмоциональных

Контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок» и обязательно  включающей

игры и упражнения.

4.  Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ситуативны и не имеют мотивационной основы. Они больше связаны с реактивностью человека, нежели с его активностью. Активность представляет собой целенаправленное поведение, опосредованное желаниями, потребностями, устремлениями человека. Реактивность - непосредственную реакцию на ситуацию или стимул.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.

Для этого мы создаем атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

 Практически любой малыш в первое время испытывает

 дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома.

Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад мы стараемся «одомашнить» группу.

Делаем более уютным.

Необходимо создать в группе и спортивный уголок, который

 удовлетворял бы потребность

 2— 3 –х  летних детей в движении.

Психологи установили, что изо - деятельность для ребенка не только и не столько художественно - эстетическое действие, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства.

Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами на

прикрепленном к стене листе бумаги.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой, а в

 период адаптации оказывают и расслабляющее действие.

 Для игр в нем используем небьющиеся формочки, сита, воронки,

 баночки.

 Дети любят купать в ванночки пупсиков, пускать кораблики,

вылавливать сачком и крючком шарики, колечки.

Ласковое обращение с ребенком,

периодическое пребывание его на

руках взрослого дает

ему чувство защищенности,

помогает быстрее адаптироваться.

Эмоциональное общение возникает на основе

 совместных действий,

сопровождаемых улыбкой,

ласковой интонацией, проявлением заботы к

каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает воспитатель. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей,

места проведения и т. д. Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день.

Например: « Иди ко мне», « Прячем мишку», « Передай колокольчик» и т.д.

Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за нашей деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры

Работа и советы родителям.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Поэтому наша задача - успокоить прежде всего взрослых: приглашаем их осмотреть групповые помещения, показываем кровать, игрушки, знакомим с режимом дня, вместе обсуждаем, как облегчить период адаптации. В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к нашим советам, принимать к сведению наши консультации, наблюдения и пожелания.

Мы советуем родителям рассказать родным и знакомым в присутствии ребёнка, что вы уже ходите в детский сад. Какой он молодец. Ведь он теперь взрослый, совсем как мама и папа ходит на работу. Придумайте традицию – прощания или приветствия (пожатия руки, поцелуй в носик, «Пока, скоро увидимся») эти простые, но регулярно повторяющиеся мелочи позволят малышу прогнозировать ситуацию (мама всегда приходит за мной. Когда говорит : «Пока, скоро увидимся!») Расставание не следует затягивать, прощайтесь легко и быстро. Не вызывайте у ребёнка тревогу. Ваше спокойствие, уверенность, улыбка говорят малышу, что все в порядке и можно смело отправляться в группу.

Выделяют три степени адаптации. Лёгкую, среднюю и тяжёлую.

Период легкой адаптации длится 1–2 недели. У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес  к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и к концу второй-третьей недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 30–40 дней, настроение неустойчиво, в течение месяца значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, практически не разговаривает. Эти изменения могут длиться до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.

Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль. Другой вариант тяжелого протекания адаптационного периода — неадекватное поведение ребенка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Ребенок плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.

Факторы влияющие на успешность привыкания ребенка к детскому учреждению?

1.Физическое состояние как фактор, влияющий на адаптацию.

Прежде всего характер адаптации связан с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями, он лучше справляется с трудностями. Дети нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и плохой сон, испытывают, как правило, большие трудности в период адаптации.

 2.Возраст ребенка как фактор, влияющий на адаптацию.

Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к маме и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет трудно адаптируются к яслям, но особенно это заметно в возрасте от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев, т.е. в период, когда совпадают беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.

 3.Степень сформированности общения и предметной деятельности.

Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах.

 4.Отношение ребенка к ровесникам.

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к детскому учреждению, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. 

 5.Характер взаимоотношений в семье.

Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры, — всё это может явиться причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.

Успешная адаптация:

-Хороший аппетит

- Спокойный сон

 -Охотное общение с другими детьми

- Адекватная реакция на любое предложение воспитателя

- Нормальное эмоциональное состояние

Средства быстрой адаптации:

- Сформированные навыки самообслуживания

- Умение самостоятельно играть

- Сформированный навык общения с детьми и взрослыми

- Культурно- гигиенические навыки

Только сотрудничество

- Адаптация к детскому саду — тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. 

Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации.

Спасибо за внимание!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты адаптации в первой младшей группе.

Адаптация – это есть вживание в новую среду, акклиматизация в новых чужих условиях. Поначалу всё кажется непривычным, всё волнует, а иногда даже и пугает это; большие комнаты, чужие дети вокруг,...

Совместная деятельность взрослых и детей в период адаптации в первой младшей группе «В гости к Солнышку».

создание положительной эмоциональной обстановки в группе;-развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;- развитие умения действовать соответственно правилам;-сн...

ПРОЕКТ По адаптации детей первой младшей группы «Здравствуй, детский сад!!!»

ПРОЕКТ  По адаптации детей первой  младшей группы «Здравствуй, детский сад!!!»...

Отчёт по адаптации в первой младшей группе

Традиционно под адаптацией понимается, процесс вхождения ребенка в новую среду и приспособление к ее условиям....

Рекомендации родителям в форме презентации на тему «Адаптация детей первой младшей группы к детскому саду »

При  проведении  первого  родительского  собрания  в  первой  младшей  группе  целесообразно  ознакомить  родителей  с  рекомендациями ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Адаптация  детей к условиям дет. сада.Знакомство  с детским садом как ближайшим соц. окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр. предметами...

Адаптация в первой младшей группе

Адаптация -это сложный процесс приспособления организма к новой среде....