Проект «Создание в группе предметно-развивающей среды»
проект (старшая группа)
Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса дошкольного учреждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ «ЦРР «Дубравушка» - детский сад №31
Проект
«Создание в группе предметно-развивающей среды»
Вид проекта: практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой.
Характер контактов: воспитатели, родители, дети группы №12
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Заявитель: дети старшей группы.
Автор проекта: воспитатель Науменко Людмила Николаевна
2019 год.
Проблема.
Развивающая предметно – пространственная среда группы в полном объеме не отвечает требованиям ФГОС ДО детей старшего дошкольного возраста, не в полной мере реализует образовательный потенциал пространства группы.
Актуальность.
В соответствии с ФГОС ДО воспитательно - образовательная деятельность должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды, так чтобы каждый компонент был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса дошкольного учреждения.
Цель проекта.
Создание развивающей предметно-пространственной среды группы, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО. Привлечь внимание родителей к проблеме создания РППС в группе.
Задачи проекта.
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие дошкольников.
2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.
3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Этапы реализации проекта
- Организационный этап. Май 2019г.
Деятельность педагога.
- Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебных, методических и игровых материалов, современных научных разработок в области РППС для детей старшей группы. Создать банк нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебных, методических и игровых материалов.
- Мониторинг РППС материально- технической базы группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Выявить особенности планирования РППС с учетом возрастных особенностей развития детей группы, с учетом интересов, предпочтений детей.
- Выяснить отношение родителей к необходимости изменений в построении РППС. Анкетирование родителей. Анализ анкет. Разработать паспорт организации группового пространства.
Деятельность детей.
Проект: «Детский сад – мой дом», совместно с взрослыми.
Участие родителей.
- Участие в анкетировании.
- Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее». Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками и партнёрами в осуществлении данного проекта.
- Беседы, консультации.
2. Реализационный этап. Июнь – август.
Деятельность педагога.
Создание РППС в группе с учетом развивающих видов детской деятельности, согласно условиям ФГОС ДО.
- Приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели, отвечающие возрастным нормам развития детей дошкольного возраста, СанПиН 2.4.1.3049-13.
- Изготовление пособий. Разработка ситуативных бесед, игр, с детьми в созданной РППС; знакомство с художественной литературой.
- Практическая и экспериментальная деятельность. Стимулирование познавательной и продуктивной деятельности детей.
Деятельность детей.
- Поиск информации по заданию, совместно с родителями.
- Разучивание игр, стихов.
- Участие в практической и экспериментальной деятельности.
Участие родителей.
Участие в оформлении пространства, группового помещения, участка:
- сбор детской литературы,
- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм,
- ремонт игрового оборудования,
- изготовление семейных газет совместно с детьми,
- участие в мероприятиях совместно с детьми.
Заключительный этап. Сентябрь.
Ожидаемый результат.
- Создание модели современной развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Основной общеобразовательной программой дошкольного образования, реализуемой в дошкольном учреждении.
- Алгоритмы использования материалов и оборудования в центрах детской активности в группе.
- Позитивное отношение родителей к вопросам создания современной развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Продукт деятельности.
- Учебно - методический комплект по образовательной программе.
- Зона экспериментирования: песочные часы, весы, формы для льда, цветные и прозрачные стекла, микроскоп.
- Зона продуктивной деятельности: наборы для детского творчества «Гипсовые барельефы», Альбом «Портреты художников, архитекторов, скульпторов.
- Музыкально - дидактические игры и пособия, накидки, юбки, платки, костюмы разных персонажей. Аудиокассеты с записью детских песен, звуков леса, природы; музыки М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта, С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.
- Зона дорожного движения: безопасные маршруты «Дом – детский сад», стойка с рулем/штурвалом, дорожные знаки на подставке (большого размера).
- Оборудование для двигательной активности: кольцеброс напольный, бадминтон, дорожка для профилактики плоскостопия «Палочки-пуговицы», «Ладошки-коленки». Консультации для родителей «Здоровый образ семьи», «Выходные со своим ребенком», детские гантели.
- Дидактический материал: альбомы «Русская изба», «Кем я буду?»; символика Железногорска, России; методическое пособие «Народы России», энциклопедии.
- Развивающие, обучающие игры и игрушки, атрибуты для игр: контейнеры и сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «Космонавты «Ателье», ширма трехстворчатая, шашки, шахматы.
- Тематические альбомы: рассказы «Домашние питомцы», «Собаки разных пород», «Железногорск», «Портреты детских писателей».
- Игрушки.
- Информационный стенд «Безопасные маршруты», выставки рисунков, газеты «Мой выходной день», «Домашние питомцы», «Игры своими руками».
- Уличное оборудование: стол и скамейки.
Принципы построения развивающей предметно - пространственной среды:
- взаимосвязанная деятельность всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей;
- поощрение самостоятельной, конструктивной активности детей;
- стабильности, динамичности;
- комплексирования и гибкого зонирования;
- индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
- сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- открытости – закрытости;
- учёта половых и возрастных различий детей.
Организационные условия:
- среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;
- оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
- предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;
- размещение материалов должно быть функциональным;
- предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;
- среда должна быть полифункциональной;
- среда должна иметь подвижные границы.
Зоны активности, способствующие развитию исследовательской и самостоятельной деятельности детей:
- Зона познавательно-исследовательской деятельности.
- Зона продуктивной деятельности.
- Зона конструктивно-строительной деятельности.
- Зона двигательной активности.
- Зона музыкального творчества.
- Зона театрализованной деятельности.
- Зона сюжетно-ролевых и режиссерских игр.
- Зона патриотического воспитания и краеведения.
- Зона развивающих игр.
- Зона уединения и отдыха.
- Зона трудовой деятельности.
- Книжный уголок.
Компоненты предметно-развивающей среды по образовательным областям | пополнение центров |
Художественно-эстетическое развитие: | |
- центр творчества; - музыкальный центр; - творческая мастерская; - полочка красоты; - центр рисования; - центр конструирования; | - материалы для всех видов ИЗО, их разнообразие; -создание театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.); - изготовление масок, наголовников. - литература по искусству, открытки и альбомы для рассматривания; - музыкальные инструменты: саксофон, маракасы, - технические средства; - дидактические игры по возрасту. |
Социально-коммуникативное и познавательное развитие: | |
- цифровой фриз; - центр занимательной математики; - центр природы; - центр дидактических игр, - книжный центр, - полочка умных книг; - мини-лаборатория; - патриотический центр; - центр безопасности; - островок сокровищ; - мини-музей декоративно-прикладного творчества; - макеты; - огород на окне; - центр «права ребенка» | - коллекции; - атрибуты и пособия для исследовательской деятельности; - материалы для сенсорного развития - игры, пособий для ознакомления с окружающим миром; - энциклопедическая литература; - материалы по правилам безопасного поведения; - дидактические, развивающие игры; - фотографии, символы, отражающие жизнь группы, эмоции; - атрибуты для сюжетно - ролевых игр «Ателье», «Пограничники», «Космос», - мелкий конструктор и строительный материал, - природный и бросовый материал; |
Речевое развитие: | |
- буквенный фриз, - учите с нами; - центр речи и грамотности; - театральный центр; - центр общения; | - наборы предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам; |
Физическое развитие: | |
- центр двигательной активности; - книга рекордов; | - атрибуты для подвижных игр; - спортивное оборудование: городки, бадминтон, теннис; - изготовление дополнительной дорожки для профилактики плоскостопия; - нестандартное оборудование; - выносной материал для проведения подвижных игр на прогулке. |
Схема осуществления проекта.
Образовательные области | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодейст вие с родителями/ социальными партнерами | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность в режимных моментах | ||||
Групповая, подгрупп. | Индивидуальная | ||||
Социально –коммуникативное развитие | Проект «Все работы хороши». Продукт проекта: -Альбомы «Железногорск», «Кем я буду?» -методический материал по ОБЖ | - Материалы по сенсорному развитию. - по правилам безопасного поведения; - фотографии, символы, отражающие эмоции. | Изготовление атрибутов сюжетно – ролевых игр «Ателье», «Пограничники», «Космос» | -Изготовить папки -передвижки «Профессии мам и пап». -Информацион ный стенд «Безопасные маршруты». -приобретение игрушек. | |
Познавательное развитие | Проект «Домашние животные» Продукт проекта - презентация «Домашние животные» - Альбом «Собаки разных пород» | - Обновить игры и пособия по ознакомлению с окружающим миром | -Сделать стол для игр, экспериментов с водой, песком. | - стол для игры с песком, энциклопеди ческую литературу. | |
Речевое развитие | Проект «Домашние животные», Продукт проекта - творческие рассказы детей -Книга своими руками - «Домашние животные» | - Обновить дидактические игры, альбом по звуковой культ. речи | -Продуктивная деятельность: «мой четвероногий друг» | -Приобрести печатаные игры, - нформацион ный стенд «Игры своими руками» | |
Художест венно- эстетичес кое развитие | Проект «Земля – наш общий дом». Продукт проекта: -Альбомы: «Правила поведения в природе», «Русская изба», «Народы России», «Портреты художников». - Аудиокассеты с записью детских песен, звуков леса, природы; музыкальных произведений. | - Русские народные костюмы, - знакомство с произведениями фольклора, | -Обновить музыкаль но-дидакт. игры, -музыкальн. инструменты: шумелки, трещетки, - предметы ряжения | -Изготовить стенд «Кукла моей мамы, бабушки», -приобрести наборы для детского творчества, муз. инструменты | |
Физичес кое развитие | Проект «Здоровый ребенок» Продукт проекта: сборник дидактических игр; - оборудование для спортивных игр, - нетрадиционное оборудование. | - атрибуты для подвижных игр | -Обновить дорожку здоровья | Папка-передвижки «В здоровой семье-здоровый ребенок» |
Ожидаемый результат реализации проекта.
1. Новые подходы в организации РППС обеспечат полноценное развитие детей дошкольного возраста, максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.
2.Дети активно участвуют в преобразовании среды групповой комнаты, создавая условия для охраны и укрепления здоровья, развития воображения и творчества, получения положительных эмоций.
3. РППС будет отвечать условиям ФГОС ДО: способствовать полноценному развитию детей с учетом их возрастных индивидуальных особенностей, развитию активной позиции в формах преобразования, и поиска.
4. Родители проявят заинтересованность к созданию комфортной РППС в группе, повысится педагогическая компетенция родителей, они проявят активное сотрудничество с коллективом группы.
Выводы проекта
Правильно организованная РППС, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. РППС, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. В созданном групповом пространстве дети чувствуют себя свободно и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Работа по обновлению РППС объединила всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая РППС не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей. В ходе реализации проекта сформировались следующие ключевые компетентности у педагогов: умение ориентироваться в информационных источниках; умение делать выводы из полученной информации.
Родители активно участвовали в оформлении группы: изготавливали атрибуты для сюжетно-ролевых игр, помогали в пополнении дидактического и раздаточного материала для детей, участвовали в мероприятиях совместно с детьми, в украшении группы к праздничным мероприятиям.
Сравнительный анализ интегративных качеств воспитанников на различных этапах реализации проекта показал, что РППС благотворно влияет на развитие детей.
Литература
- Веракса Н.Е. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.
- ООП ДО МДОУ «ЦРР «Дубравушка» - детский сад № 31».
- Примерный перечень оборудования и материалов для образовательных организаций реализующих основную образовательную программу дошкольного образования на основе федерального государственного образовательного стандарта. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 03-877 о реализации приказа от 20 июля 2011г. № 2151.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание социокультурной и предметно-развивающей среды в детском саду
Создание театральных уголков в группах детского сада, основные требования знакомства с различными видами театра....
Механизмы создания и использования предметно-развивающей среды в ДОУ
Доклад для научно - практической конференции...
Механизмы создания и использования предметно-развивающей среды в ДОУ
Доклад для научно - практической конференции...
«Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в разновозрастной группе – предметно-развивающая среда».
«Создание условий для физкультурно-оздоровительнойработы в разновозрастной группе – предметно-развивающая среда»....
Мини - проект «Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды»
Художественно-эстетическое развитие – это важнейшая сторона воспитания ребенка, которое способствует обогащению опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны дейст...
ПРОЕКТ «Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды»
Проект посвящен актуальной проблеме – обучению детей первой младшей группы детского сада нетрадиционному рисованию....
«Создание оптимальной пространственной предметно - развивающей среды в группе ДОУ для детского экспериментирования»
Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе. Стимулирование независимой опытно-...