проект по нравственному воспитанию в средней группе "Добро и доброта!"
проект (средняя группа)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ДОБРО И ДОБРОТА!»
Воспитатель:
Дырда Елена Сеергеевна
Образовательные области:
- Социально коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Направленность проекта: формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром.
Актуальность проекта:
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.
Не обошла стороной эта проблема и данную группу детей в ДОУ. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые направления, которые необходимо сформировать уже в этом возрасте. Воспитатели группы заинтересованы в воспитании высокоразвитой неповторимой личности.
Сроки проведения: март-апрель 2022 г. (6 недель).
Участники проекта:
Дети группы «Дочки-Сыночки», родители детей, воспитатели ДОУ.
Возраст детей: 4 - 5 лет.
Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный, среднесрочный.
Формы работы: игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, взаимодействие с родителями.
Гипотеза проекта: дети будут проявлять доброжелательность к окружающему и совершать добрые поступки, если будут созданы специальные условия и развивающая среда в группе.
Цель проекта: воспитание у детей положительных качеств характера.
Задачи:
- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
- Развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло». Их важности в жизни людей.
Предварительная работа:
- Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.
- В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию того, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг.
- Доброта украшает наш мир, и чем ее больше, тем красивее и светлей мир вокруг нас.
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей».
- Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».
- Акция «Полечите книжку». (ремонт книг дома совместно родителей и детей).
Ожидаемый результат:
- Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
- Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.
- Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.
- Дети стали бережнее относится к живому миру природы.
- У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
- Для родителей оформлены рекомендации по коррекции социальных отношений у детей.
- У родителей повысился интерес к жизни группы.
Формы организации проекта:
1. Образовательная деятельность:
ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.
2. Совместная деятельность:
дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры.
3. Самостоятельная деятельность:
трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.
Этапы осуществления проекта
Первый этап. Целеполагание.
Раздел «Нравственное воспитание». Включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.
Второй этап. Разработка проекта.
1. Довести до участников важность данной темы.
2. Подбор методической литературы.
3. Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.
4. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.
5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
6. Разработка НОД, определение тематики бесед.
7. Подбор музыкального репертуара.
8. Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.
9. Подборка материалов для консультаций «Вежливость воспитывается вежливостью».
10. Изготовление папки-передвижки «Как воспитать ребенка вежливым».
Третий этап. Выполнение проекта.
Март
1-ая неделя.
Беседа «Добрые слова улучшают настроение».
Д/и «Путешествие по сказкам».
Рассказ воспитателя «Как отличить хороший поступок от плохого».
Ситуативный разговор «Чем порадовать друга».
Разучивание стихотворения «Петушки».
Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».
Лепка «Подарок для друга».
Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».
Прослушивание песни из мультфильма про Фунтика «Дорогою добра».
Хороводная игра «Игра с «Петушком»».
2-ая неделя
Словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии».
Д/и «Скажи наоборот».
Чтение сказки «Лиса-лапотница» В. Даль.
Аппликация «Подари прохожему улыбку».
Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».
Прослушивание песни из мультфильма «Кот Леопольд».
Беседа «Что такое доброта».
Игровая ситуация «Ищем добрые слова».
Труд «Уход за комнатными растениями».
Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников».
Игра малой подвижности «Большой круг»
Апрель
3-ья неделя
Беседа «Какими могут быть добрые дела?»
Этюд «Скажи доброе слово другу».
Конструирование из бумаги «Цветок добра».
Рисование «Ракеты добрых пожеланий».
Чтение сказки «Три сына».
Репетиция драматизации сказки «Лиса-лапотница» В. Даль.
Д/и «Оцени поступок».
П/и «Не сердись, улыбнись».
Просмотр познавательного фильма тётушки Совы «Уроки доброты».
Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников».
Игра малой подвижности «Ручеёк».
4-ая неделя
Беседа «К чему ведут ссоры».
Рисование «Улыбчивые ромашки»
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей».
Чтение В. Осеевой «Добрые слова».
Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев.
Разучивание стихотворения «Доброе утро».
Репетиция драматизации сказки «Лиса-лапотница» В. Даль.
Прослушивание песни группы «Барбарики» «Доброта».
Игровая ситуация «Помогаем другу в беде».
Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте.
Игра малой подвижности «Зеркало».
5-ая неделя
Беседа «Почему нужно уметь уступать».
Словесная игра «Как помочь другому человеку».
Аппликация из салфеток «Первые цветы».
Д/и «Хорошо плохо».
Чтение В. Катаев «Цветик-семицветик».
Рисование «Цветик-семицветик».
П/и «Круг пожеланий и благодарений».
Репетиция драматизации сказки «Лиса-лапотница» В. Даль.
Слушание звуков природы.
Хороводная игра «Маки»
6-ая неделя
Беседа «Добрый человек не оставит в беде».
Труд «Лечим книжки» (ремонт книг).
Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки».
Составление рассказа «Мой любимый сказочный добрый герой».
Д/и «Хорошо - плохо».
Чтение пословиц и поговорок о добре.
Рисование «Какого цвета доброта».
Просмотр мультфильма «Крошка Енот».
Акция «Полечите книжку». (ремонт книг дома совместно родителей и детей).
Игра малой подвижности «Ручеёк».
Репетиция драматизации сказки «Лиса-лапотница» В. Даль.
Работа с сюжетными картинками «Правила для добрых детей».
Хороводная игра «Подарки»
Четвертый этап. Продукт проектной деятельности.
7-ая неделя
Итог работы.
Оформление фотовыставки «Наши добрые дела».
Оформление выставки детских работ «Страна доброты».
Драматизация сказки «Лиса-лапотница» В. Даль.
Список используемой литературы.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада Воронеж: ТЦ «Учитель». 2004.
- Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
- Островская Л.Ф."Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.nrav_.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Нравственное воспитание детей»
«Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей»
Л.Н. Толстой.
Что же это такое - нравственное воспитание ребенка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема Воспитания. Ведь, в конечном итоге, от того, каким в нравственном отношении формируется ребенок, зависит, состоится ли он вообще, как ЧЕЛОВЕК. Именно нравственность включает в себя такие понятия, как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм — то есть самые ценные, самые главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны ежедневно, ежечасно и ежеминутно воспитывать их в ребенке. Кто-то может сказать: «Ерунда! Какая может быть нравственность у такой крохи, как дошкольник?» Это большое заблуждение! Воспитывать нравственность необходимо с самых первых шагов ребенка.
«Все начинается с детства», — так говорил авторитетный психолог детских душ, писатель С. Михалков. Очень важно, чтобы человек как можно раньше узнал, как надо поступать в трудные моменты жизни. И не только знал, но уже и поступал, пробовал себя в разных ситуациях. И мы, родители и воспитатели, обязаны помочь ему делать правильный, достойный выбор поведения, должны научить его налаживать человеческие отношения.
В зоне нашего пристального внимания должно быть не только то, как сыто и обуто наше чадо, не только то, как оно развивается физически и интеллектуально, но и то, каков ребенок в коллективе, как он себя ведет. Отзывчив он или жесток, общителен или замкнут, может ли оставаться собой в трудной ситуации, спорить, отстаивать себя или будет страдать от одиночества, умеет ли он заботиться о других, жалеть слабых, радуется ли успехам друзей или завидует им. Настоящий педагог обязательно сделает акценты на таких моментах.
Стараясь как можно полнее раскрыть творческий потенциал детей, мы обязаны подумать и о том, как и для чего они будут употреблять в дальнейшем свои способности? Будут ли понимать разницу между добром и злом, и не только понимать, но и руководствоваться этими принципами?
Нравственное воспитание — это процесс непрерывный и всеобъемлющий. Вряд ли наши дети будут с удовольствием выслушивать доклады и лекции на эту тему, поэтому следует искать наиболее понятные и интересные ребенку формы общения, где можно ненавязчиво, без скучных нотаций, заострять его внимание на нравственных аспектах. Здесь педагогу лучше всего помогут: художественная детская литература, фольклор (сказки, стихи, потешки), доверительные беседы, ролевые игры, игры-забавы — то есть все, что делает детскую жизнь счастливой и наполненной.
Чтение художественной литературы
Искусство многому учит и даже способно перевоспитать людей, так велика его волшебная сила! Поэтому чтение художественной литературы детям необходимо. Наша отечественная литература, особенно детская, чрезвычайно нравственна по сути своей (Пантелеев, Чуковский, Барто, Житков, Маршак, Михалков и др.)! Много в плане нравственного воспитания дают произведения русских и мировых классиков, написанные специально для маленьких детей. Здесь, кстати, надо отметить и отечественную анимацию. Россия вполне оправданно гордится красочными, очень добрыми мультфильмами и экранизациями сказок для юного поколения. А вот от того огромного вреда, который сегодня наносит голубой экран, плотно заполненный низкосортными боевиками и ужастиками, детей необходимо оберегать - эта лавина жестокости и агрессии может навсегда испортить нежную, восприимчивую детскую душу.
Положительное и яркое воздействие оказывает на ребенка фольклор. Первые народные произведения, с которыми знакомится ребенок - это колыбельные песни и потешки. Их музыкальность и радостный несложный ритм легко запоминается детьми. Через народную сказку — прелестную, волшебную, умную и опытную, ребенок усваивает основные представления о добре и зле, скупости и щедрости, смелости и трусости, то есть приобретает некий эталон, образец для подражания. Также свой особый вклад в духовное воспитание детей вносит пословица. Ее меткое, мудрое слово обогащает юные сердца бесценным даром золотого опыта взаимоотношений людей разных поколений и национальностей. Пословица — «учебник жизни», затрагивающий все общечеловеческие проблемы. Она, отточенная самим временем, приобрела не только своеобразную нравственную мораль, но и речевую ценность, емкость выражения, звучность, юмор — что, безусловно, помогает вдумчивому воспитателю-педагогу широко использовать ее для обогащения души, мыслей и речи ребенка. Необходимо знакомить детей и с такой гранью народного творчества как национальные праздники, игры и забавы, где каждый народ ярко и полно раскрывает лучшие стороны своей души. Пусть наши маленькие дети живут в радости и учатся добру.
Ролевые игры
Большую помощь воспитателю в нравственном воспитании детей оказывают сюжетно-ролевые игры. Они очень хорошо раскрывают характеры детей. Играя, дети копируют поведение взрослых в похожих ситуациях. Так, в игре «Дочки-матери» они стараются общаться друг с другом с пониманием и заботой. В «играх-путешествиях» на первый план выходит дружба, взаимовыручка. Милосердию, сопереживанию научит игра в «Больницу».
В старшей группе детского сада в такие игры дети играют уже самостоятельно. Но бывают ситуации, когда воспитатель обязательно должен вмешаться. Например, если вдруг замечаешь у кого-то из детей проявление жестокости или равнодушия (девочку, у которой «очень сильно заболела кукла» не пускают без очереди), следует сказать: «Ой-ой! Какая температура высокая у твоей дочки, ей срочно надо к врачу! Т.е. необходимо вызывать у всех детей чувство сострадания, желание помочь своим друзьям. Поэтому стоит серьезно и с большим вниманием относиться к сюжетно-ролевой игре. Всегда можно придумать новые игры, где дети, подражая взрослым, не только знакомятся с какими-либо профессиями, но и учатся правильно выстраивать линию своего поведения.
Беседы
Доверительная беседа в воспитательной работе имеет гораздо большее значение, чем постоянные и нудные нотации. Любой шалун и непоседа все равно прислушивается к мнению старших, особенно если чувствует доброжелательность взрослого. Разговаривая с детьми таким образом, можно донести до них много нужной информации, и, недокучливо, исподволь, учить их гуманности. Так, при случае, надо осудить тех, кто смеется над старым беспомощным человеком, и похвалить того, кто бросился помочь упавшему карапузу. Много самых разных случаев того или иного поведения людей можно обсудить с детьми в такие доверительные минуты. Эти беседы глубоко и навсегда западают в душу ребенка и помогают определиться со сложными в его возрасте вопросами - «что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО».
Природа
Когда мы говорим об экологическом воспитании детей, то подразумеваем опять же нравственное воспитание. Роль Природы в формировании личности ребенка очень велика. Одна из задач воспитателей детского сада — научить детей видеть ее красоту, охранять и беречь ее — то есть воспитывать любовь к окружающему миру. Что и как можно сделать в этом направлении? Педагог, который действительно переживает за духовную жизнь своих питомцев, не только со всей ответственностью будет проводить специальные занятия по изучению природы, но и всегда выберет подходящий случай, чтобы поговорить о ней, зафиксировать уже полученные знания и добавить новые. Можно, например, после выходных дней «вдруг» заметить и «громко расстроиться» из-за того, что засыхают комнатные цветы — несколько самых отзывчивых детишек обязательно побегут к лейкам. Нужно добиваться того, чтобы дети сами кормили рыбок в аквариуме. На прогулках необходимо обращать внимание детей на красивые пейзажи, на удивительные очертания облаков, на распустившиеся прекрасные цветы, на бабочек, стрекоз, букашек, муравьишек. Если вдруг встретится сломанная веточка, надо посетовать вместе с детьми над бедным деревцем, осудить злое сердце того, кто это сделал, а потом с помощью своих маленьких помощников «вылечить» деревце, перевязав больную веточку. Если вместе с дошколятами слушать и радоваться чириканью простого воробья и восхищаться веселым треньканьем синицы, тогда в будущем у них уже никогда не поднимется рука, чтобы кинуть камнем в маленькую птичку.
Именно так, терпеливо и настойчиво и очень бережно нужно стучаться в детское сердце, чтобы оно открылось для добра и любви. Да, здесь опять говорится о прописных истинах, которые, к счастью, знают все, но, к сожалению, в действительности не всегда уделяют этому вопросу должного внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Мир доброты»
Совершенствовать коммуникативные навыки....
Проект по нравственному воспитанию для средней группы «Сказки о медведях»
проект "Сказки о медведях"...
Проект по нравственному воспитанию для средней группы «Сказки о медведях»
проект "Сказки о медведях"...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Мир доброты»
Вызывать у детей стремления совершать добрые поступки....
Проект по нравственному воспитанию в средней группе «Наши любимые бабушки и дедушки»
Чем раньше мы познакомим ребенка с его корнями, научим его уважать и помогать своим бабушкам и дедушкам, чаще с ними общаться, тем больше в мире станет доброты и уважения людей друг к другу....
Проект " Духовно – нравственное воспитание детей средней группы на тему: «Дружба народов»
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям той или иной национальности, культуры. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм проникают через средства массовой инфо...
Музыкальное занятие по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Мир доброты»
Конспект открытого музыкального занятия для детей среднего возраста по духовно нравственному воспитанию "Мир доброты". Главная цель занятия Вызывать у детей стремления совершать добрые ...