Консультация "Проектная деятельность в детском саду"
статья (средняя, старшая группа)
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ ЦРР детский сад №5 г. Россоши
Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».
Выполнила воспитатель
Толстун Ю. Н.
Россошь 2020
Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».
«Человек-это, прежде всего проект, который переживается
и развивается субъективно, а не мох, плесень и не цветная капуста»
Жан Поль Сартр (французский философ)
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов (проектное обучение), позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим признакам: по продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели), средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год).
По составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные)
По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов
В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют следующие виды проектов
- Исследовательско– творческий. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.
2. Ролево– игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
3. Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)
4. Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектами в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.
Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.
В практике выделяют следующие этапы работы над проектами:
- Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя.
2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителям);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
- с какими предметами научиться работать.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей
3. Выполнение проекта (практическая часть). Воспитатель оказывает ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
4. Подведение итогов: публичное представление продукта проектной деятельности. Дети помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия
Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. совместный проект обязательно должен быть доведен до конца (игра, книжка-малышка, макет, выставка, альбом, праздник и т.д.), ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.
Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде традиционного плана организованной образовательной деятельности с пометкой «Проект». В образовательной практике используется матрица проекта.
Структура проекта
- Тема.
- Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
- Возраст детей.
- Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
- Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Этапы реализации.
- Подготовительный этап. Сбор информации, подготовка оборудования. Указать список литературы, выделив методическую литературу и литературу для детей, а также оборудование, которое необходимо изготовить или прибрести до начала реализации проекта.
10. Основной этап. Описать последовательность организации:
- работа с родителями;
- работа с детьми;
- оснащение предметно-развивающей среды.
11. Завершающий этап. Систематизация материалов. Подведение итогов.
12. Ожидаемый результат.
Чаще в ДОУ используется в работе с детьми и используются такие виды проектов:
- комплексные;
- межгрупповые;
- групповые;
- индивидуальные;
- творческие;
- исследовательские
Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Начиная с младшего возраста используются ролево- игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками. Например: «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки».
В старшем возрасте появляются соответствующие виды проектной деятельности:
- Комплексные – это выставка творческих работ и праздники:( «Моя родина – Россия», «Космонавты живут на земле». «День птиц»).
- Индивидуальные :(«Моя семья»).
- Межгрупповые: («Если хочешь быть здоров», «Вместе с папой», «Мир-это главное слово на свете» и др.)
- Групповые: («В стране математики», «Мы любим спорт»).
- Творческие: (спектакль для малышей, вернисаж «Своими руками».)
- Практико-ориентированные: помощь при оформлении группы, оформлении и уходе за клумбой на участке детского сада.
- Исследовательские: («Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде?», «День и ночь», «Здоровое питание», «Как растет горох?» и др).
Вывод: Образовательная технология - метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Проект может использовать в своей работе каждый воспитатель, а также любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к общеобразовательным программам.
Литература.
1. О.И.Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. Проекты в работе с детьми. Сфера М.2012
2. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду....
Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"
Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...
Семинар-практикум для воспитателей детского сада "Использование возможностей конструирования в начальной образовательной деятельности в детском саду"
Семинар-практикум был организован в рамках проекта "Будущие инженеры". В начале занятия педагогам был предложен доклад по теме, а затем организовано практическое занятие, в ходе которо...
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...
Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период
Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...