Игры на развитие мыслительных процессов
картотека (подготовительная группа)
Мышление ребенка развивается по мере его роста от наглядно-действенного (связанного с практическими действиями над предметами, с реальным преобразованием ситуации в процессе действий с ними) к наглядно-образному (характеризующемуся опорой на представления и образы ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности), а затем к словесно-логическому или абстрактному (осуществляемому с помощью логических операций с понятиями). Кроме того, различают теоретическое (познание законов, правил) и практическое мышление, т. е познание определенной цели путем выполнения нужных мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения, абстракции, конкретизации, среди которых основными являются анализ и синтез.
Анализ - это разделение сложного предмета на составляющие его части или характеристики.
Синтез - мысленный переход от частей к целому.
Сравнение - установление сходства и различия между предметами.
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Абстракция - выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных.
Конкретизация - выделение нужного признака, свойства предмета или явления среди других, похожих на него или сходных с ним.
В процессе выполнения мыслительных операций могут проявляться индивидуальные качества мышления, являющиеся своеобразными свойствами личности: ширина, глубина, самостоятельность мышления, гибкость (постановка цели, создание плана, проекта для преобразования действительности), интуитивное (основанное на безусловных рефлексах) и логическое (опирающееся на жизненный опыт, суждения и точку зрения человека на разные предметы и явления) виды мышления.
Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и бессознательно, характеризуясь сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели.
Любая мыслительная деятельность - это познание человеком окружающего мира для достижения мысли, быстрота и критичность ума, а также некоторые их нарушения. Первоначально мышление ребенка тесно связано с наглядными образами предметов и практическими действиями.
С началом активного овладения речью мышление ребенка вступает в новую, более совершенную стадию развития - речевое мышление. Взрослый человек мыслит словами, которые произносятся вслух или про себя. Мышление в дошкольном возрасте характеризуется ярко выраженной конкретностью, образностью и сохраняет тесную связь с практической деятельностью.
Интенсивное развитие абстрактного мышления осуществляется в школьном возрасте, когда в процессе обучения дети целенаправленно, сознательно учатся умению слушать, смотреть, выделять главное, существенное, связывать предметы, явления по смыслу. Постепенно у ребенка формируются 3 основные формы мышления. Понятие, в котором отражаются главные и существенные свойства предметов и явлений. Суждение содержит утверждение или отрицание каких-либо данных относительно предметов, явлений или их свойств. Умозаключение возникает в результате сопоставления и анализа различных суждений, на их основе делаются необходимые выводы.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления детей с расстройствами речи. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Помимо этого, у них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения и суженный объем.
При относительно сохранной смысловой памяти у детей снижена произносительная память, страдает результативность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Все качества мышления нуждаются в тренировке, так как только в деятельности происходит их совершенствование. В развитии мышления и других психических процессов дошкольников и младших школьников большое значение имеет игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностями), произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.
Важное значение для развития мышления имеют занятия рисованием, лепкой, конструированием, которые включают в себя постановку ребенком задач, наблюдение, требуют внимательного и организованного отношения. Постепенно, с обогащением жизненного опыта ребенка, накоплением знаний, Развитием его мыслительной деятельности, умения сравнивать, обобщать и анализировать развивается наблюдательность ребенка, мышление становится более полным, гибким, обогащенным деталями, целенаправленным.
Предлагаемые игры на развитие мыслительных процессов помогут совершенствовать мыслительные операции ребенка с нарушением речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_myslitelnykh_protsessov_-_podgotovitelnaya_gruppa.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ
Игра «Что не подходит?»
Задача: научить детей выделять среди нескольких других предмет, отличающийся от остальных по какому-либо главному признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.
Оборудование: ряд из 3-4 знакомых ребенку предметов или карточка с 3-4 предметными картинками, среди которых два-три предмета (картинки) относятся к одной группе, а один предмет (картинка) не подходит к остальным по какому-либо признаку.
Описание. Взрослый показывает ребенку ряд предметов или карточку с 3-4 предметными картинками и задает вопрос: «Какой предмет в этом ряду не подходит к остальным?» Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить j почему он так думает.
Например: «Здесь лишняя кукла, потому что она относится к игрушкам, а все остальные предметы - к мебели».
Игра «Мои первые цифры»
Задача: отработать навыки прямого и обратного та в пределах 1-10, познакомить детей с изображениями соответствующих цифр.
Оборудование: карточки-пазлы, на одной половинке которых цифры от 1 до 10, на другой - животные, соответствующие им по количеству.
Находить правильные сочетания помогут замки пазлов и подобие окраски животных и цифр.
Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком изображения животных, затем показывает ему, как составить из них цепочку, чтобы на каждом последующем было на одно животное больше, чем на предыдущем.
Затем вместе с ребенком с помощью замка и подходящего цвета к животным подбирают соответствующие цифры.
По мере тренировки ребенок выполняет задание самостоятельно, затем тренируется считать с их помощью в прямом и обратном порядке.
Игра «Подбери по форме»
Задача: закрепить у детей понятие об основных геометрических формах: круг, квадрат, треугольник (3-4 года), плюс овал, прямоугольник (5 лет), соотносить с ними окружающие предметы.
Оборудование: геометрические формы, предметные картинки с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной, овальной, прямоугольной формы.
Описание. Взрослый формирует кучки, обозначая их каждой из геометрических фигур, и показывает, как раскладывать картинки, похожие на одну из них.
Например, мяч кладут к круглым предметам, пирамиду - к треугольным, огурец - к овальным, дверь - к прямоугольным и т. д. Затем ребенок раскладывает картинки самостоятельно.
Игра «Разложи по цвету»
Задача: закрепить у детей понятие об основных цветах предметов: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный (3-4 года), их оттенках: оранжевый, розовый, фиолетовый, коричневый (5 лет), соотносить с ними окружающие предметы.
Оборудование: карточки - образцы цветов, картинки с изображением предметов разного цвета.
Описание. Взрослый показывает ребенку картинки и называет изображенные на них предметы. Затем начинает формировать из них кучки по цвету, а ребенок должен разложить все предметы по этому образцу.
Игра «Назови всех одним словом»
Задача: научить детей объединять подходящие предметы в группу и называть их одним обобщающим понятием.
Оборудование: ряды картинок с изображением овощей, фруктов, игрушек, птиц, животных, предметов одежды, обуви, посуды, мебели и т. д.
Описание. Ребенок должен рассмотреть картинки и назвать ряд предметов одним словом.
Например: вместе лежат огурец, помидор, лук, морковь - это овощи; стул, стол, шкаф, диван - сюда положили мебель и т. д.
Игра «Подбери картинку»
Задача: закрепить в речи детей обобщающие понятия: для 3-5 лет такие, как овощи, фрукты, посуда, мебель, грибы, одежда, обувь, птицы, дикие и домашние животные, игрушки; развить умение классифицировать предметы по группам и объединять их вместе одним обобщающим названием.
Оборудование. I вариант: большие карты, разделенные на части, или одна картинка, на которой изображены предметы, относящиеся к одной группе, маленькие карточки с изображением отдельных предметов разных групп,
II вариант: лото, состоящее из картинок с изображением знакомых ребенку предметов, относящихся к разным обобщающим группам.
Описание.
I вариант. Можно играть вдвоем с ребенком или группой детей из 3-4 человек. Если используются большие карты с пустыми клетками, то они раздаются игрокам, которые в ходе игры должны будут выбрать себе картинки с предметами определенной группы.
На отдельных маленьких карточках изображены различные овощи, фрукты, животные, предметы посуды, мебели, одежды и т. д.
Взрослый, показывая маленькую карточку, спрашивает: «Кому нужен огурец (чашка, платье, стол и т. д.)?» Один из играющих должен ответить: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи (посуду, одежду, мебель и т. д.)».
Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше других закроет свою карту, не допустив при этом ни одной ошибки в ответах.
II вариант. Взрослый играет с одним ребенком, показывает ему, как разложить на кучки (или в ряд) картинки, которые можно назвать одним обобщающим словом.
Например, огурец, помидор, лук, перец, капуста, морковь и т. д. - это овощи; платье, шорты, пальто, кофта, юбка, брюки и т. д. - это одежда; стол, стул, кресло, диван, шкаф, кровать и т. д. - это мебель.
Игра «Разрезные картинки (кубики, связанные одним сюжетом)»
Задача: развить мышление и воображение детей, мелкую моторику.
Оборудование: в зависимости от возраста ребенка картинка может быть разрезана: для 3-4 лет -на 4 части (картинка из 4 кубиков), для 5 лет -на 6 частей (картинка из б кубиков).
Описание. Ребенок старается сложить целую картинку из частей, следуя образцу или своей фантазии. На начальном этапе, если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно класть разрезанные части картинки на образец, чтобы научить ребенка видеть эти части на целой картинке.
Игра «Что перепутано?»
Задача: научить детей рассуждать и сопоставлять возможное и невозможное, находить на картинках ситуации, которых не бывает в жизни, развить связную речь детей.
Оборудование: сюжетные картины с изображением несуществующих, нелепых ситуаций, фишки.
Описание. Взрослый говорит детям: «Я покажу вам картинку, а вы посмотрите на нее внимательно и найдите то, чего не бывает на самом деле».
Дети находят несуществующее на картинке и рассказывают о нем полным предложением.
Например: «Морковь растет не на дереве, а на грядке»; «Ежик должен быть под деревом, а не летать в небе». За каждую исправленную ошибку ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.
Игра «Машины разные нужны»
Задача: познакомить детей с основными видами машин, научить их самостоятельно рассуждать, сопоставлять, анализировать.
Оборудование: карточки-пазлы, включающие воздушный (самолет, вертолет, ракета), водный (корабль, пароход, катер, лодка) и наземный (автобус, легковой автомобиль, грузовик, трамвай, поезд и т. д.) виды транспорта.
Описание.
I вариант. Ребенок должен найти и правильно назвать заданные машины среди нескольких других.
II вариант. Взрослый кладет перед ребенком карточки с сюжетными рисунками (небо - для воздушного вида транспорта, море или река - для водного, дорога - для наземного). Отдельно лежат карточки с изображением машин. Например, лодка - к какой из обобщающих карточек ее можно отнести?
Если ребенок сделал правильный выбор, то замки на пазлах совпадут и все карточки образуют единую цепочку. После этого можно задать ребенку дополнительные вопросы.
Например, что объединяет машины в каждой цепочке? Все они относятся к водному виду транспорта. Какие машины относятся к наземному виду транспорта? (Легковая машина, автобус, поезд и т. д.) Как называются машины, которые летают по небу? (Воздушный вид транспорта).
Игра «Расставим картинки по порядку»
Задача: развить логичность мышления, умение располагать картинки последовательно в зависимости от их признаков.
Оборудование: сюжетные картины с изображением времен года, картинки с изображением членов семьи, серии картин, связанных единым сюжетом.
Описание. Взрослый дает задание ребенку:
I вариант. Разложить времена года друг за другом по порядку.
II вариант. Разложить членов семьи от самого старшего до самого младшего.
III вариант. Разложить по порядку картины с одними и теми же героями: что было сначала, что потом, что в конце (без составления рассказа).
Игра «Чего не хватает у предмета?»
Задача: научить детей находить недостающую часть (деталь) предмета, развить связную речь детей, тренировать их в образовании форм родительного падежа существительных.
Оборудование: предметные картинки с каким-либо недостающим элементом, поломанные игрушки.
Описание. Взрослый предлагает ребенку найти, чего не хватает у предмета или сломанной игрушки, и правильно ответить на этот вопрос, употребив существительное с правильным окончанием.
Например: «У машины не хватает колеса»; «У куклы не хватает рук»; «У стула не хватает спинки».
Игра «Разложи по размеру»
Задача: закрепить у детей понятие о размере предметов.
Оборудование: картинки с изображением предметов крупного, среднего и маленького размера.
Описание. Взрослый показывает ребенку картинки, называет их и начинает формировать из них кучки по размеру, а ребенок должен разложить по образцу взрослого все предметы.
Игра «Лото геометрических фигур»
Задача: научить детей соотносить предметные картинки с цветом и формой геометрических фигур, развить зрительное внимание.
Оборудование: большие карты с геометрическими фигурами разных цветов, карточки с изображением предметов, подходящих к ним по форме и цвету.
Описание. Ребенок раскладывает карточки с предметами на геометрические фигуры большой карты в соответствии с их формой и цветом.
Игра «Угадай по контуру»
Задача: развить пространственные представления детей, научить их узнавать предметы по внешним очертаниям.
Оборудование: карточки с вырезанными предметами посередине.
Описание. Перед ребенком раскладываются карточки с вырезанными посередине контурами предметов. Предметы предлагается вложить в соответствующие контуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Игры и упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков....
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7 лет Сроки реализации 4 года.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ...
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Игра «Что не подходит?» Задача: научить детей выделять среди нескольких других предмет, отличающийся от остальных по какому-либо главному признаку, тренировать их в обосновании своего отве...
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...
игры на развитие мыслительных процессов
Картотека развивающих игр для детей подготовительной группы на развитие мыслительных процессов у дошкольников....
Игры на развитие мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Уважаемые родители, предлагаю вам некоторые игры на развитие мыслительных процессов у детей. Играйте и развивайтесь!...