Использование игровой терапии в работе с детьми дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Для детей игра один из основных инструментов становления в жизни. С помощью неё они учатся взаимодействовать с другими людьми, развиваются интеллектуально и физически, познают мир, расширяют кругозор. А главное, делают все это в интересной форме без принуждения. Игротерапия (ИТ) – психологический инструмент, направленный на работу с нарушениями психики у людей всех возрастов посредством участия в определённой игре.
Цели игровой терапии
Развитие. В этом ключе занятия могут проводиться не только с детьми, имеющими какие-либо психологические отклонения, но и со здоровыми. Психолог при помощи такой терапии поможет раскрыть потенциал, проработать определённые навыки.
Коррекция. Игротерапия в данном случае направления опять же не на лечение заболевания, а устранение какого-то небольшого поведенческого барьера.
Психотерапия. Устранение тревожности, страхов, помощь в преодолении тяжёлых психоэмоциональных проблем, например, развод родителей, появление младшего ребёнка.
Впервые начали использовать игротерапию в психоанализе. Зигмунд Фрейд, описывая детские игры, утверждал, что ребенок превращает в активную игру свои прошлые пассивные переживания.
М. Кляйн начала использовать в психоанализе детей игрушки. Это был первый подобный опыт в истории психологии. Кляйн считала игру ребенка аналогом свободных ассоциаций, открывающим доступ к бессознательному.
Позже игротерапию стали широко использовать и в других психологических подходах. На данный момент выделяют такие виды игротерапии:
• психоаналитически ориентированную;
• недирективную и директивную;
• построения отношений;
• поведенческую;
• терапию отреагированием;
• индивидуальную и групповую;
• и др.
Среди общих показаний к проведению игротерапии выделяют такие, как: замкнутость, необщительность, фобии, сверхпослушание, нарушения поведения, вредные привычки и др.
Основные принципы игротерапии:
игровая деятельность — не развлекательное мероприятие, а средство диагностики, коррекции, обучения и вспомогательного лечения;
тема игры значима для игротерапевта и интересна для клиента;
активизация самостоятельной инициативы участников;
директивные и недирективные игровые компоненты взаимодополняют друг друга;
соотношение спонтанности и конкретной направленности определяется не возрастом участников, а особенностями их психики;
игровой процесс может направляться, но не комментироваться взрослым;
психологическое и психотерапевтическое воздействие осуществляется через характеры персонажей.
Основные методы:
внушение наяву;
аутотренинг;
имаготерапия;
самостоятельные и ролевые игры;
импровизации.
Основные направления:
песочная игротерапия;
сказкотерапия;
куклотерапия;
шахматная;
музыкальная;
двигательная;
ролевая;
драматическая.
В зависимости от направлений определяются используемые приёмы:
рисование на песке;
сочинение и проигрывание сказок;
скульптура и конструирование с привлечением глины, алебастра, воска, мыла, дерева, проволоки, металла, бумаги, коробок и даже мусора;
игры с куклами;
шахматы помогают осознать и выполнить жизненные задачи (согласно гештальт-терапии, каждая шахматная фигура, создание собственной тактики и каждый ход демонстрирует какой-то новый аспект личности);
игры, в которые привлекаются музыка и танцы, — новый приём адаптивного воспитания дошкольников с ЗПР;
сценические постановки, когда в характере героя проявляется сам актёр, его страхи, переживания, комплексы.
В зависимости от имеющейся проблемы игротерапевт может выбрать для работы с человеком какую-то одну технику. Например, для деток с ЗПР наиболее эффективным вариантом станут музыкально-танцевальные игры. Но чаще всего специалисты комбинируют методики, направлениями и приёмы, чтобы добиться более всеохватывающего результата.
На практике
Для дошкольников
Для детей раннего возраста игровая деятельность является ведущей. Поэтому большинство занятий в детском саду строится именно на ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»
Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....
Теоретические основы использования арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
Арт-терапия - это один из самых созидательных и творческих методов психологической деятельности для дошкольников....
Мастер-класс: "Использование игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс: "Использование игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста"...
Мастер – класс «Использование игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: Распространение педагогического опыта по применению технологии игрового массажа в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:раскрыть значение здоровьесберегающей технологии;позна...
Статья "Использование игровой терапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность и т.д....
статья на тему: "Использования игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста".
laquo;Игра не пустая забава.Она необходима для счастья детей,для их здоровья и правильного развития»Д. В. Менджерицкая...
Использования игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
laquo;Игра не пустая забава.Она необходима для счастья детей,для их здоровья и правильного развития»Д. В. Менджерицкая Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятел...