Использование игровой терапии в работе с детьми дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Широкова Виктория Дмитриевна

Для детей игра один из основных инструментов становления в жизни. С помощью неё они учатся взаимодействовать с другими людьми, развиваются интеллектуально и физически, познают мир, расширяют кругозор. А главное, делают все это в интересной форме без принуждения. Игротерапия (ИТ) – психологический инструмент, направленный на работу с нарушениями психики у людей всех возрастов посредством участия в определённой игре.

Цели игровой терапии

 Развитие. В этом ключе занятия могут проводиться не только с детьми, имеющими какие-либо психологические отклонения, но и со здоровыми. Психолог при помощи такой терапии поможет раскрыть потенциал, проработать определённые навыки.

Коррекция. Игротерапия в данном случае направления опять же не на лечение заболевания, а устранение какого-то небольшого поведенческого барьера.

 Психотерапия. Устранение тревожности, страхов, помощь в преодолении тяжёлых психоэмоциональных проблем, например, развод родителей, появление младшего ребёнка.

Впервые начали использовать игротерапию в психоанализе. Зигмунд Фрейд, описывая детские игры, утверждал, что ребенок превращает в активную игру свои прошлые пассивные переживания.

М. Кляйн начала использовать в психоанализе детей игрушки. Это был первый подобный опыт в истории психологии. Кляйн считала игру ребенка аналогом свободных ассоциаций, открывающим доступ к бессознательному.

Позже игротерапию стали широко использовать и в других психологических подходах. На данный момент выделяют такие виды игротерапии:

• психоаналитически ориентированную;

• недирективную и директивную;

• построения отношений;

• поведенческую;

• терапию отреагированием;

• индивидуальную и групповую;

• и др.

Среди общих показаний к проведению игротерапии выделяют такие, как: замкнутость, необщительность, фобии, сверхпослушание, нарушения поведения, вредные привычки и др.

Основные принципы игротерапии:

игровая деятельность — не развлекательное мероприятие, а средство диагностики, коррекции, обучения и вспомогательного лечения;

тема игры значима для игротерапевта и интересна для клиента;

активизация самостоятельной инициативы участников;

директивные и недирективные игровые компоненты взаимодополняют друг друга;

соотношение спонтанности и конкретной направленности определяется не возрастом участников, а особенностями их психики;

игровой процесс может направляться, но не комментироваться взрослым;

психологическое и психотерапевтическое воздействие осуществляется через характеры персонажей.

Основные методы:

внушение наяву;

аутотренинг;

имаготерапия;

самостоятельные и ролевые игры;

импровизации.

Основные направления:

песочная игротерапия;

сказкотерапия;

куклотерапия;

шахматная;

музыкальная;

двигательная;

ролевая;

драматическая.

В зависимости от направлений определяются используемые приёмы:

рисование на песке;

сочинение и проигрывание сказок;

скульптура и конструирование с привлечением глины, алебастра, воска, мыла, дерева, проволоки, металла, бумаги, коробок и даже мусора;

игры с куклами;

шахматы помогают осознать и выполнить жизненные задачи (согласно гештальт-терапии, каждая шахматная фигура, создание собственной тактики и каждый ход демонстрирует какой-то новый аспект личности);

игры, в которые привлекаются музыка и танцы, — новый приём адаптивного воспитания дошкольников с ЗПР;

сценические постановки, когда в характере героя проявляется сам актёр, его страхи, переживания, комплексы.

В зависимости от имеющейся проблемы игротерапевт может выбрать для работы с человеком какую-то одну технику. Например, для деток с ЗПР наиболее эффективным вариантом станут музыкально-танцевальные игры. Но чаще всего специалисты комбинируют методики, направлениями и приёмы, чтобы добиться более всеохватывающего результата.

На практике

Для дошкольников

Для детей раннего возраста игровая деятельность является ведущей. Поэтому большинство занятий в детском саду строится именно на ней.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....

Теоретические основы использования арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Арт-терапия - это один из самых созидательных и творческих методов психологической деятельности для дошкольников....

Мастер-класс: "Использование игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс: "Использование игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста"...

Мастер – класс «Использование игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: Распространение педагогического опыта по применению технологии игрового  массажа  в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:—раскрыть значение здоровьесберегающей технологии;—позна...

Статья "Использование игровой терапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность и т.д....

статья на тему: "Использования игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста".

laquo;Игра не пустая забава.Она необходима для счастья детей,для их здоровья и правильного развития»Д. В. Менджерицкая...

Использования игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

laquo;Игра не пустая забава.Она необходима для счастья детей,для их здоровья и правильного развития»Д. В. Менджерицкая Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятел...