Статья: РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)
Основной деятельностью детей в младшем возрасте является игра и наша задача сделать игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересы ребёнка. В этом на помощь приходят развивающие игры.
В том числе и игры для развития мелкой моторики рук.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста актуально развивать мелкую моторику пальцев малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_mladshego_vozrasta.docx | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Основной деятельностью детей в младшем возрасте является игра и наша задача сделать игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересы ребёнка. В этом на помощь приходят развивающие игры. В том числе и игры для развития мелкой моторики рук.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста актуально развивать мелкую моторику пальцев малыша.
В 2018 году начала свою деятельность с детьми 1 младшей группы (вновь прибывшие в детский сад). Для выявления полноценной картины уровня моторного развития рук воспитанников, набранной группы, мною было проведено обследование ребят, которое показало, что у ребят низкий уровень развития общей моторики и речи. Обследование проходило, через использование различных инструментов - застегивание и расстегивание застежек, зашнуровать ботинок, закрутить пробки, пользование лопаткой, трудно собрать рассыпавшие детали конструктора и др., и т.д.).
После обследования я прочла много литературы по развитию мелкой моторики рук и поставила цель развивать пальчиковую моторику рук, используя традиционные и нетрадиционные методы.
Для развития мелкой моторики рук с детьми я применяла следующие варианты работы:
1. Пальчиковая гимнастика (статические и динамические движения), пальчиковый и теневой театр.
Известные забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:
- «Сорока-белобока…»,
- «Ладушки-ладушки…»,
- «Идет коза рогатая…»,
- «Пальчик-мальчик, где ты был?…»,
- «Этот пальчик - дедушка…» и другие.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Дети, выполняя упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь становилась более четкой, ритмичной, яркой. Малыши учились концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Развивалась память, так как они учились запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У детей развивалась воображение и фантазия.
Эти игры дают возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Такие игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.
2. Игры с прищепками.
- Конструирование из прищепок. С помощью прищепок делали иголочки на спинке ежика, лучики у солнышка и т.п.
- Сортировали прищепки по цвету.
- Также с помощью прищепок можно учиться перекладывать разные материалы. Это кажется очень простым занятием, но не для детей 2 лет – очень редко кому удается все правильно сделать с первого раза!
3. Развивающие игрушки:
- игрушки-шнуровки;
- деревянная пирамидка;
- кубики;
- конструкторы;
- рамки и вкладыши;
- фигурки на магнитах;
- пазлы;
- мозаика;
- нанизывание бусин и другие.
Перечисленные варианты игрушек развивают мелкую моторику рук (последовательность и точность движений), координируют работу глаз и кистей рук (развивают точность глазомера, чувство симметрии), способствуют развитию пространственного, образного, логического и ассоциативного мышления, развивают память, внимание, воображение и творческие способности ребенка, фантазию, восприятие цвета, формы и размера предмета. Развиваются и тактильные ощущения на базе разного размера, формы и материала игрушек. Подобные игры тренируют способность анализировать информацию и принимать решение с учетом условий, способность действовать по образцу и самостоятельно, тренируют усидчивость, терпеливость, сосредоточенность на деятельности, аккуратность и способность получать эстетическое удовольствие от конечного результата. Все это оказывает формирующее влияние на умственное и личностное развитие ребенка.
3. Массаж при помощи массажного мяча, а также ежедневный тщательный массаж кистей рук без использования вспомогательных средств (мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья).
4. Игры с бумагой.
Бумагу рвали, мяли, складывали. Эти игры и упражнения помогали детям узнавать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
5. Рисование (красками, гуашью, при помощи кисти или пальчиками, ватными палочками, а также и карандашами, мелками).
6. Лепка (в качестве материала может быть пластилин, глина, тесто).
7. Бытовые манипуляции - застегивание-расстёгивание пуговиц, сортировка круп, зёрен (гречка, горох, фасоль, бобы), цветные клубки нитей для перематывания.
Результативность моего опыта заключается в совместной деятельности педагога с воспитанниками. Я считаю, что в результате такой деятельности я добилась поставленной цели.
Работая по данной системе с целью развития мелкой моторики рук детей младшего возраста, я добилась определённых результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.
Кисти пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания.
Полученные результаты, помогли решить и ряд других задач:
- Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.
- Ярче и интереснее стала жизнь в группе.
- Дети стали более эстетически развиты.
- Улучшились партнерские отношения педагога с детьми.
- Укрепилось сотрудничество педагога и родителями.
- Разучены с детьми пальчиковые игры.
Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве, воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приёмы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
материал о развитии мелко мотроики рук дошкольников и ее влияние на развитие речи детей....
Статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Данная статья является хорошим вспомогательным материалом для воспитателей дошкольных учреждений. В ней хорошо и понятно выложены приемы, которые можно использовать в работе с дошкольниками для развит...
Статья «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры»
Данная статья раскрывает раскрывает необходимость развития мелкой моторики рук через пальчиковые игры....
Статья на тему " Значение развития мелкой моторики у детей младшего возраста и игры на ее развитие"
Многие родители не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием речевых навыков.Почему же тогда родители за...
Статья."Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста."
Статья-консультация для родителей...
Статья "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27621072","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 100px; width: 150px; float: left;"}}]] Разви...