Конспект музыкального занятия в старшей группе "Краски весны"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Гутор Любовь Дмитриевна

Занятие знакомит с понятием "музыкальные краски"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 11»

                                                                   

                                                                                              Конспект музыкального занятия

в старшей группе

«Музыкальные краски весны»

                                                                                 

  Разработал: музыкальный руководитель

                                             МБОУ «Гимназия № 11»

Гутор Л.Д.

                                                                                 

                                                                                    г. Бийск

                                                                                        2024

Возрастная группа: старшая 5-6 лет
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Направление: «Музыкальная деятельность».

Цель: Создание условий для развития музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить с понятием «музыкальные краски»; «ритм»

-формировать способность самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения, выразительные особенности, расширять словарный запас;

 -продолжать учить двигаться легко, ритмично и четко исполнять движения, ориентируясь в пространстве.

Развивающие:

-продолжать совершенствовать ансамблевые навыки игры на ДМИ: точно передавать ритмический рисунок произведения;

-развивать певческие навыки: добиваться звуковысотного, ритмического ансамбля, петь легко, не форсируя звук;

-развивать ритмическое, тембровое, динамическое и звуковысотное восприятие;

-развивать двигательные навыки, ритмические способности, умения согласовывать музыку и движения в играх с музыкальным и стихотворным сопровождением;

-совершенствовать двигательную активность детей, способность к творческому воображению, импровизации;
-развивать умение согласовывать свои действия с действиями других.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе;

-воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.

Оборудование и атрибуты: ноутбук, муз.центр, магнитная лоска, презентация, пано с нотным станом, нотки трех цветов, цветок-подснежник, музыкальные инструменты, краски, кисточка, макет следов.

Демонстрационный материал-картина весны

Предварительная работа: чтение ритмических схем, разучивание текстов песен; беседа о весне.

Методические приемы: слушание музыки, показ, объяснение, беседа, прием контраста, игровая ситуация, проблемная ситуация

Музыкальный материал:

  1. Приветствие.
  2. Музыкально –ритмическое движение: «Подскок и хороводный шаг"
  3. Слушание музыки: «Подснежник» П.И. Чайковского.
  4. Распевание "Совушка-сова".  Песня «Кончается зима»
  5. Ритмическое упражнение «Весенняя телеграмма»
  6. Шумовой оркестр.
  7. Танец «Полька»
  8. Игра «Капли и ручейки»»

Вход детей зал. Марш.

Организационный  момент.

М.Р.: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

М.Р.: Здравствуйте, девочки!

Девочки: Здравствуйте!

М.Р.: Здравствуйте, мальчики!

Мальчики: Здравствуйте!

М.Р.: – Ребята, а давайте с гостями по музыкальному поздороваемся.
Дети — «Здравствуйте, гости!»

Дети заходят под марш и встают в круг.

Дети здороваются (поют)

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечания

Создание проблемной ситуации:

М.Р.: Молодцы! Всем пожелали здоровья, но мне ребята, что – то тревожно на душе. Сегодня я пришла в музыкальный зал и заметила, что здесь кто-то был: во – первых, на полу я нашла вот эти следы

 во-вторых, на столе с музыкальными инструментами я вижу лишние предметы. Посмотрите внимательно и скажите, какие из них лишние?

– Верно, ребята я с вами согласна, что краски и кисточка среди музыкальных инструментов лишние. А как вы думаете, кто мог оставить здесь эти предметы? Я тоже так думаю, что кисточку и краски здесь забыл художник. Но что же он здесь делал?

Целевая установка:

М.Р.: Да, наверно, художник здесь рисовал картины, и какую — то картину не успел дорисовать. Интересно какую?

Слайд 1 (нераскрашенная картина весны)

-Посмотрите на экран, может быть там вы найдёте ответ.

 Кто догадался, какую картину не успел дорисовать художник?

- Правильно, это картина о весне. Почему вы так решили?

 Ребята, я думаю, что мы с вами можем сделать сюрприз художнику – раскрасить весеннюю картину. Вы согласны помочь ему? А как? (ответ детей).

Мотивация к деятельности:

М.Р.: Я предлагаю раскрашивать её не только обычными красками, но и музыкальными красками. Для начала давайте добавим картине разного настроения.

Музыкально-ритмические движения.

М.Р.: при помощи движений изобразите разный характер музыки.

1. Подскок и хороводный шаг

М.Р.: Ну вот, у нас все получилось, при помощи движений вы изобразили разный характер музыки: давайте посмотрим на картину. Что изменилось?

Слайд 2 (раскрашено солнце)

М.Р.:  Ну вот, что то начало проясняться. Что изменилось?  

-Продолжим раскрашивать картину? А что мы начнем раскрашивать, узнаете, когда послушаете красивую музыку. Не забудьте отметить для себя характер музыки и настроению.

«Видео и слушание П. Чайковского «Подснежник»

Слайд 3 (композитор П. Чайковский)  

Как называется эта пьеса?

-Как вы думаете, какая звучала музыка по характеру, настроению?

-Да, музыка то ласковая, нежная, то тревожная, трепетная. Подснежник тянется к солнцу, и мелодия поднимается все выше, растет. Хотя в музыке нет слов, но она выразительно рассказывает о нежном подснежнике.  Музыка похожа на вальс и хочется покружиться в плавном, небыстром танце или закрыть глаза и помечтать. Давайте представим, что мы маленькие подснежники, которые просыпаются и изобразим их.

 «Подснежник» (2 слушание-импровизация «Подснежники просыпаются»)

-Молодцы, ребята! Вы смогли с помощью движений передать нежность первого весеннего цветка.

Слайд 4 (раскрашены подснежники)

М.Р.: Посмотрите, что произошло с нашей картиной? –

- А какие музыкальные краски встречались в этом произведении?

-А вы заметили, что музыка звучала тогромко, то тихо, то высоко, то низко, то быстро –то медленно. Ребята, это тоже музыкальные краски.

-Наша картина становится ярче.  Давайте вспомним, какие еще изменения в природе весной бывают?

-Молодцы, давайте споем песню «Кончается зима»

Распевание. Пение.

Но сначала надо подготовить наши голосочки

Распевание "Совушка-сова"

Песня «Кончается зима»

Слайд 5  (раскрашено дерево)

-Ребята, посмотрите, какая красивая картина у нас получается.

Только везде тишина, тишина, тишина.

Вдруг звонким стуком сменилась она

Слайд 6 (дятел)

Смотрите на дереве дятел сидит

И клювом своим телеграмму стучит. (стих)

Ребята, дятел рассылает всем весеннюю телеграмму всем птицам в виде ритмического рисунка. Какие звуки бывают по длительности?

Как зовут долгий (длинный)  и короткий звук? (ТА и ти)

Когда чередуются длинные и короткие звуки, это называется ритм

Посмотрите внимательно на ритм, и давайте его прохлопаем.

Слайд 7 (ритмосхемы на экране)

                           Упражнение «Весенняя телеграмма»

Цель: Развивать чувство ритма. Закреплять умение исполнять ритмический рисунок хлопками  (индивидуально и  все вместе)

М.Р.Молодцы! Я думаю, что с вашей помощью телеграмма очень быстро дойдёт до тёплых стран, и совсем скоро мы увидим новых пернатых друзей и услышим их трели.

Слайд 8 (раскрашена верба)

Продолжим раскрашивать картину? помните, что нашу картину можно раскрашивать красками музыки, а это настроение, ритм. А какие еще краски мы не использовали?

 А сейчас, сыграем оркестр

Давайте вспомним, какие инструменты звучат в нашем оркестре? -

-Да, и у всех у них разное звучание. Эти инструменты будут украшать нашу музыку. Какие инструменты играют ритм? Давайте его прохлопаем.

Возьмите инструменты.

                                     Оркестр

Слайд 9. (раскрашены сосульки)

Что изменилось? Что помогло? Какая краска?

М.Р.:Ребята, наша картина почти готова, осталось совсем немного. А теперь предлагаю станцевать нашу веселую польку. Давайте вспомним ритм, когда мы хлопаем и топаем. (ТА-ТА-хлопки, ти-ти-ТА –притопы) Значит, какую музыкальную краску мы будем использовать?  

Встаньте, пожалуйста, по кругу со своей парой.

                                  Танец –«Полька»

Слайд 10. (раскрашены  птицы).

М. Р.:- Здорово вы танцевали, хлопали и топали ритмично. Что изменилось в картине? Какие птицы прилетели?

Слайд 11 (на экране-грач, скворец, ласточка, жаворонок)

-Давайте все вместе прохлопаем название птиц.

- Ребята, вот наконец то, мы закончили раскрашивать картину.

Слайд 12

- Теперь пришла пора поиграть. А поиграем мы сегодня с вами в игру «Капли и  ручейки».

                                Игра «Капли и ручейки»

М.Р.:: А теперь давайте встанем в большой круг.  

М.Р.:Вы очень старались и я, думаю, когда вернется художник, он очень обрадуется.

А вот и он (на экране) — 

Слайд 11 (Художник)

Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети!

Здоровья всей-всей разноцветной планете!

Все запомните друзья, в сером мире жить нельзя!

Я рад, что картина моя ожила

Весеннюю радость она принесла.

Спасибо ребята! До свидания, до новых встреч!

 Подведение итогов.

М.Р.:  Наше занятие подошло к концу. Мы сегодня с вами открыли секрет: какой? Как можно изобразить картину весны?

Правильно, картину весны  можно изобразить не только   красками, но и музыкой (музыкальными красками) А какие краски музыки вы теперь знаете? (настроение, музыкальные инструменты,  ритм). Красок музыки много и мы будем продолжать с ними знакомиться на следующих занятиях.

Рефлексия.

М.Р.:Вы все очень хорошо работали. А сейчас определим, с каким настроением вы уйдёте с занятия. Вот эти нотки помогут нам. Если сейчас у вас хорошее, весеннее, солнечное настроение, то возьмите красную нотку и поместите на самую высокую линейку нотного стана. Если, у вас что-то не получилось сегодня, не огорчайтесь, возьмите синюю нотку и поместите чуть-чуть пониже. А если вы уходите с грустным настроением, вам совсем не понравилось, то поместите желтую нотку на самую нижнюю линейку нотного стана.

М.Р.:А теперь встанем в круг. Какие вы молодцы,!Передавайте  подснежник друг другу  и расскажите, что понравилось на нашем занятии. 

Ответы детей-кисточка, краски

ответ детей-художник

ответ детей-рисовал картину

Ответы детей- картину «Весна»

-на картине подснежники, верба, сосульки,  птицы

0твет детей

Дети выполняют движения под соответствующую музыку.

Ответы детей-солнце раскрасилось.

«Подснежник»

Ответы детей.

Импровизация детей-«подснежники»

Дети садятся на стулья.

Ответы детей-раскрасились подснежники.

Ответ детей-разное настроение

Ответы детей-висят сосульки, снег темнеет, капели, снег тает, бегут ручейки, с теплых краев прилетают птицы

Дети поют

Ответ детей.

дети прохлопывают ритмический рисунок

Ответы детей-музыкальные инструменты

Ответы детей  -ложки, бубенцы, свистульки, колокольчики, маракасы, трещетка

Ответ детей-ложки, свистульки, маракасы.

Дети хлопают ритм

Дети выходят и берут инструменты.  

Исполняют шумовой оркестр с сопровождением на экране.

ответ детей-раскрашены сосульки

ответы детей-музыкальные инструменты

Ответы детей-ритм

Дети встают парами и исполняют польку

ответ детей-прилетели птицы

ответы детей-грач, скворец, ласточка, жаворонок

дети хлопают

дети играют в игру

Ответы детей-музыкальными красками

Дети располагают нотки на нотном стане.

Дети передают по кругу подснежник и рассказывают, что понравилось на занятии

Дети прощаются и выходят из зала.

 Музыкальный руководитель показывает макет следа и обращает внимание детей на предметы, лежащие на столе.

Музыкальный руководитель задает вопросы в ходе беседы

Вопросы музыкального руководителя

Воспитатель обращает внимание на правильную осанку.

-Вопрос музыкального руководителя.

напоминание

Беседа о пьесе «Подснежник» и характере музыки.

Объяснение музыкального руководителя.

Рассказ  музыкального руководителя. Вопросы

Вопросы и пояснение

Музыкальный руководитель объясняет правила игры

Подведение итогов

Музыкальный руководитель предлагает разместить нотки трех цветов (красную, желтую, синюю) на нотном стане в зависимости от настроения.

Музыкальный руководитель поет ДОСВИДАНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные краски весны»

Цель: Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности....

Конспект музыкального занятия в старшей группе "Звуки и краски весны"

Конспект музыкального занятия в старшей  группе "Звуки и краски весны"...

Конспект музыкального занятия в старшей группе "Здравствуй, милая весна"

Разработка музыкального занятия в старшей группе на начало весеннего периода с использованием всех видов музыкальной деятельности....

Конспект музыкального занятия в старшей группе "Здравствуй,милая весна"

Цель:развивать творческие способности детей,средствами музыкальной деятельности.Развивать музыкальные способности детей ,звуковысотный слух,чувство ритма....

Конспект музыкального занятия в старшей группе " Благовещение весной!!! " Музыкальный руководитель: Цоколова И.В.

Конспект музыкального занятия в старшей группе"Благовещение весной!!!"Музыкальный руководитель: Цоколова И.В....

Конспект музыкального занятия для старшего дошкольного возраста "Музыка весны"

Ход занятия:Сегодня мы будем говорить о музыке одного времени года, а какого, отгадайте.Солнце пригреваетСнег повсюду таетПтицы прилетаютВсе оживает – когда это бывает? (Ответы детей)Весна &nda...