Классные часы, тренинги
классный час
Уважаемые коллеги! Я хочу представить вам, мои классные часы и замечательные тренинговые занятия!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час Дружный ли наш класс | 49.05 КБ |
Тренинг Общение | 97.5 КБ |
Мой характер | 175.68 КБ |
Тренинг Общение с людьми | 1.39 МБ |
Тренинг Сплоченность детского коллектива | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка классного часа в 3 классе
Тема: «Мы- дружный класс».
Задачи: 1. Повысить уровень сплоченности класса.
2. Пробудить у детей положительные эмоции.
3. Воспитывать доверительное отношение к одноклассникам.
Ход классного часа.
В ходе этого классного часа по мере выполнения упражнений у детей высвобождается много энергии и они с радостью объединяются в большие группы. Шаг за шагом количество взаимодействующих друг с другом детей увеличивается, пока вся группа не станет одним целым.
Учитель: Сегодня у нас необычный классный час. Сегодня мы с вами будем играть.
Упражнение 1. «Фотография класса»
Учитель: Представьте, что к нам сегодня пришел профессиональный фотограф, чтобы сделать для школьного журнала общий снимок под название «Наш класс». Каждый из вас может принять ту позу, которая ему удобна. Внимание, снимаю!
Упражнение 2. «Паровозики».
Давайте разделимся на несколько групп по три- четыре человека в каждой и выстроимся паровозиками. В каждом паровозике все участники, кроме первого , закрывают глаза. Первый участник- рулевой. Он должен без единого слова довести свой паровозик до противоположной стены, минуя препятствия. Основная сложность в том, что «хвост» обычно виляет и натыкается на препятствия. Чтобы этого не происходило , каждый участник должен в точности повторять движение предыдущего. Первый паровозик- на старт! ( Упражнение можно усложнить , увеличив число вагончиков и количество препятствий на пути).
Упражнение 3. «Твистер».
Учитель: Ребята, давайте теперь поиграем в более спокойную, но не менее интересную игру. Правила этой игры вам всем знакомы. Ведущий крутит стрелку на специальной дощечке. На какую руку или ногу , на какой цвет попадет стрелка, на тот кружок и ставит участник руки и ноги. Выбывают те, которые падают на пол. Выигрывает тот, кто дольше всех продержался в неудобном положении.
Упражнение 4. « Фотография класса»
Учитель: Сейчас мы вместе постараемся выполнить рисунок нашего дружного класса. Каждый ученик рисует своего соседа по парте. Этот «снимок» мы назовем «Наш дружный класс». А теперь мы нарисуем свои ладошки в знак нашей дружбы и поддержке.
Классный час на тему «Дружба в нашем классе»
Цели: развитие умений вести рассуждения; формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу; на примерах из жизни своего класса показать важность и ценность дружеских отношений в коллективе.
Ход занятия:
1. Вступление.
-Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Сядьте парами по желанию.
2.Определение темы классного часа.
-Здесь зашифровано слово. Используя алфавит (цифра соответствует порядку номера буквы), разгадайте его.
5
18
21
8
2
1
(Дружба)
-Молодцы. Сегодня мы поговорим о дружбе и конкретнее о дружбе в нашем классе.
-Нужна ли дружба людям? (Ответы детей.)
-Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. Что же означает слово дружба?
(Зачитывает ученик):
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
3. Пословицы о дружбе.
- А сейчас, давайте вспомним пословицы о дружбе.
- Я буду начинать пословицу, а вы продолжать.
-Не имей 100 рублей, а…
-Старый друг лучше…
-Нет друга – ищи, а…
-Друг познаётся…
-Считаете ли вы наш класс дружным?
-Что нужно сделать для того, чтобы все в классе жили дружно?
-Что сможешь сделать для этого ты?
- Ребята, а у кого из вас есть друг?
- Кто такой друг?
- Кого можно назвать настоящим другом?
4. Работа с таблицей.
-Перед вами таблица. Заполните, пожалуйста, её качествами, которыми должен обладать друг.
ДРУГ
5. Работа в группах.
Разбейтесь на 2 группы. Перед вами карточки с заданиями. Вам даётся 5 минут на выполнение.
1группа. Твой друг обозвал одноклассника плохим словом. Твои действия.
2группа. Твой друг не сделал домашнее задание и просит списать. Твои действия.
(Обсуждение предложенных ситуаций).
6. Правила дружбы.
-Давайте жить по правилам дружбы:
1.Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу.
2. Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными книжками, игрушками.
3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить- значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чём-то не прав, скажи ему первый об этом.
4. Не ссорься с одноклассниками, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.
7. Итог.
- Ну а подвести итог нашего классного часа я хотела бы этими стихотворными строчками.
Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
Давайте будем ценить дружбу и своих друзей!!!
Тема: Дружный ли вы класс?
Цель: выяснить: дружный класс или нет.
Задачи:
1.Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга.
2.Учить дружно, жить в коллективе.
3. Развитие монологической речи, умения сравнивать, делать выводы, аргументировать свою позицию,
выступать публично и т.д.
Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Ход занятия
Разделить жетонами на 3 команды.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! ( Стоят в 5 кругах.)
Игра «Те кто ...»
-Топните левой пяткой те, у кого отличное настроение.
-Дотроньтесь до кончика носа те, у кого в классе есть друг.
-Поднимите обе руки те, кто любит свой класс.
-Хлопните в ладоши те, кто готов меня слушать.
-Садитесь на места
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
-Во все времена люди придавали большое значение дружбе и очень ценили её. Русский народ сложил
об этом много пословиц: “Дружба и братство дороже богатства”, “Нет друга – ищи, а нашел – береги”.
-А что для вас дружба?
-Мозговой штурм «Дружба – это…»
-В школе, где я работаю, в прошлом году проходил конкурс « Самый дружный класс». И мой 4 класс
победил среди учащихся начальной школы. Когда я собиралась к вам на классный час, я попросила
ребят рассказать вам о себе. Вот такое письмо они вам передали. (Слайд №2 Фото моего класса)
(Слайд №3)
«Здравствуйте, ребята! Мы учащиеся Шурыгинской школы. Хотим рассказать вам о своём классе. Наш
класс самый большой в школе. Но самый дружный и сплочённый, весёлый и озорной. У нас не бывает
больших ссор. Живём по закону: один за всех и все за одного. Мы несем ответственность друг за друга,
помогаем и поддерживаем друг друга, доверяем свои переживания и проблемы. На переменах мы
вместе играем в разные игры. Нам бы очень хотелось узнать о вас. Какой у вас класс: дружный или нет?
Как вам живётся в своём классе.»
-Значит, к концу занятия мы должны написать ребятам письмо и ответить на вопрос:
-дружный вы класс или нет?
А чтобы у нас получился правдивый ответ мы разделимся на 5 групп и выполним работу.
-1 группа будет приводить доводы, что ваш класс дружный.
( 2 группы)
-2 группа рассказать, что вы делаете, для того, чтобы в классе все дружили ( 2 группы)
-3 группа - составит правила дружбы для своего класса.
Работа в группах. (Звучит песня Если с другом вышел в путь)
Выступление групп.
-Теперь, ребята, мы уверены, что класс действительно ваш дружный. Значит, то письмо, которое вы
составили можно передавать ребятам моей школы.
А на память о нашей беседе в ваш классный уголок я дарю вам законы, по которым мне бы хотелось,
чтобы вы жили.
(Слайд №3)
Десять законов дружбы для класса
Чтобы жить по законам дружбы, надо:
-Доверять другу.
-Уметь хранить чужие тайны.
-Делиться новостями, успехами или неудачами.
- Радоваться вместе с другом его успехам.
-Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
- Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций.
-Защищать друга (если кто-то говорит о нем плохо в его отсутствие).
-Не критиковать друга в присутствии других людей.
- Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя, не быть навязчивым.
-Всегда выполнять свои обещания.
Рефлексия:
Тема: Дружный ли вы класс?
Цель: выяснить: дружный класс или нет.
Задачи:
1.Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга.
2.Учить дружно, жить в коллективе.
3. Развитие монологической речи, умения сравнивать, делать выводы, аргументировать свою позицию,
выступать публично и т.д.
Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Ход занятия
Разделить жетонами на 3 команды.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! ( Стоят в 5 кругах.)
Игра «Те кто ...»
-Топните левой пяткой те, у кого отличное настроение.
-Дотроньтесь до кончика носа те, у кого в классе есть друг.
-Поднимите обе руки те, кто любит свой класс.
-Хлопните в ладоши те, кто готов меня слушать.
-Садитесь на места
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
-Во все времена люди придавали большое значение дружбе и очень ценили её. Русский народ сложил
об этом много пословиц: “Дружба и братство дороже богатства”, “Нет друга – ищи, а нашел – береги”.
-А что для вас дружба?
-Мозговой штурм «Дружба – это…»
-В школе, где я работаю, в прошлом году проходил конкурс « Самый дружный класс». И мой 4 класс
победил среди учащихся начальной школы. Когда я собиралась к вам на классный час, я попросила
ребят рассказать вам о себе. Вот такое письмо они вам передали. (Слайд №2 Фото моего класса)
(Слайд №3)
«Здравствуйте, ребята! Мы учащиеся Шурыгинской школы. Хотим рассказать вам о своём классе. Наш
класс самый большой в школе. Но самый дружный и сплочённый, весёлый и озорной. У нас не бывает
больших ссор. Живём по закону: один за всех и все за одного. Мы несем ответственность друг за друга,
помогаем и поддерживаем друг друга, доверяем свои переживания и проблемы. На переменах мы
вместе играем в разные игры. Нам бы очень хотелось узнать о вас. Какой у вас класс: дружный или нет?
Как вам живётся в своём классе.»
-Значит, к концу занятия мы должны написать ребятам письмо и ответить на вопрос:
-дружный вы класс или нет?
А чтобы у нас получился правдивый ответ мы разделимся на 5 групп и выполним работу.
-1 группа будет приводить доводы, что ваш класс дружный.
( 2 группы)
-2 группа рассказать, что вы делаете, для того, чтобы в классе все дружили ( 2 группы)
-3 группа - составит правила дружбы для своего класса.
Работа в группах. (Звучит песня Если с другом вышел в путь)
Выступление групп.
-Теперь, ребята, мы уверены, что класс действительно ваш дружный. Значит, то письмо, которое вы
составили можно передавать ребятам моей школы.
А на память о нашей беседе в ваш классный уголок я дарю вам законы, по которым мне бы хотелось,
чтобы вы жили.
(Слайд №3)
Десять законов дружбы для класса
Чтобы жить по законам дружбы, надо:
-Доверять другу.
-Уметь хранить чужие тайны.
-Делиться новостями, успехами или неудачами.
- Радоваться вместе с другом его успехам.
-Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
- Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций.
-Защищать друга (если кто-то говорит о нем плохо в его отсутствие).
-Не критиковать друга в присутствии других людей.
- Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя, не быть навязчивым.
-Всегда выполнять свои обещания.
Рефлексия:
Тема: Дружный ли вы класс?
Цель: выяснить: дружный класс или нет.
Задачи:
1.Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга.
2.Учить дружно, жить в коллективе.
3. Развитие монологической речи, умения сравнивать, делать выводы, аргументировать свою позицию,
выступать публично и т.д.
Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Ход занятия
Разделить жетонами на 3 команды.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! ( Стоят в 5 кругах.)
Игра «Те кто ...»
-Топните левой пяткой те, у кого отличное настроение.
-Дотроньтесь до кончика носа те, у кого в классе есть друг.
-Поднимите обе руки те, кто любит свой класс.
-Хлопните в ладоши те, кто готов меня слушать.
-Садитесь на места
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
-Во все времена люди придавали большое значение дружбе и очень ценили её. Русский народ сложил
об этом много пословиц: “Дружба и братство дороже богатства”, “Нет друга – ищи, а нашел – береги”.
-А что для вас дружба?
-Мозговой штурм «Дружба – это…»
-В школе, где я работаю, в прошлом году проходил конкурс « Самый дружный класс». И мой 4 класс
победил среди учащихся начальной школы. Когда я собиралась к вам на классный час, я попросила
ребят рассказать вам о себе. Вот такое письмо они вам передали. (Слайд №2 Фото моего класса)
(Слайд №3)
«Здравствуйте, ребята! Мы учащиеся Шурыгинской школы. Хотим рассказать вам о своём классе. Наш
класс самый большой в школе. Но самый дружный и сплочённый, весёлый и озорной. У нас не бывает
больших ссор. Живём по закону: один за всех и все за одного. Мы несем ответственность друг за друга,
помогаем и поддерживаем друг друга, доверяем свои переживания и проблемы. На переменах мы
вместе играем в разные игры. Нам бы очень хотелось узнать о вас. Какой у вас класс: дружный или нет?
Как вам живётся в своём классе.»
-Значит, к концу занятия мы должны написать ребятам письмо и ответить на вопрос:
-дружный вы класс или нет?
А чтобы у нас получился правдивый ответ мы разделимся на 5 групп и выполним работу.
-1 группа будет приводить доводы, что ваш класс дружный.
( 2 группы)
-2 группа рассказать, что вы делаете, для того, чтобы в классе все дружили ( 2 группы)
-3 группа - составит правила дружбы для своего класса.
Работа в группах. (Звучит песня Если с другом вышел в путь)
Выступление групп.
-Теперь, ребята, мы уверены, что класс действительно ваш дружный. Значит, то письмо, которое вы
составили можно передавать ребятам моей школы.
А на память о нашей беседе в ваш классный уголок я дарю вам законы, по которым мне бы хотелось,
чтобы вы жили.
(Слайд №3)
Десять законов дружбы для класса
Чтобы жить по законам дружбы, надо:
-Доверять другу.
-Уметь хранить чужие тайны.
-Делиться новостями, успехами или неудачами.
- Радоваться вместе с другом его успехам.
-Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
- Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций.
-Защищать друга (если кто-то говорит о нем плохо в его отсутствие).
-Не критиковать друга в присутствии других людей.
- Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя, не быть навязчивым.
-Всегда выполнять свои обещания.
Рефлексия:
Тема: Дружный ли вы класс?
Цель: выяснить: дружный класс или нет.
Задачи:
1.Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга.
2.Учить дружно, жить в коллективе.
3. Развитие монологической речи, умения сравнивать, делать выводы, аргументировать свою позицию,
выступать публично и т.д.
Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Ход занятия
Разделить жетонами на 3 команды.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! ( Стоят в 5 кругах.)
Игра «Те кто ...»
-Топните левой пяткой те, у кого отличное настроение.
-Дотроньтесь до кончика носа те, у кого в классе есть друг.
-Поднимите обе руки те, кто любит свой класс.
-Хлопните в ладоши те, кто готов меня слушать.
-Садитесь на места
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
-Во все времена люди придавали большое значение дружбе и очень ценили её. Русский народ сложил
об этом много пословиц: “Дружба и братство дороже богатства”, “Нет друга – ищи, а нашел – береги”.
-А что для вас дружба?
-Мозговой штурм «Дружба – это…»
-В школе, где я работаю, в прошлом году проходил конкурс « Самый дружный класс». И мой 4 класс
победил среди учащихся начальной школы. Когда я собиралась к вам на классный час, я попросила
ребят рассказать вам о себе. Вот такое письмо они вам передали. (Слайд №2 Фото моего класса)
(Слайд №3)
«Здравствуйте, ребята! Мы учащиеся Шурыгинской школы. Хотим рассказать вам о своём классе. Наш
класс самый большой в школе. Но самый дружный и сплочённый, весёлый и озорной. У нас не бывает
больших ссор. Живём по закону: один за всех и все за одного. Мы несем ответственность друг за друга,
помогаем и поддерживаем друг друга, доверяем свои переживания и проблемы. На переменах мы
вместе играем в разные игры. Нам бы очень хотелось узнать о вас. Какой у вас класс: дружный или нет?
Как вам живётся в своём классе.»
-Значит, к концу занятия мы должны написать ребятам письмо и ответить на вопрос:
-дружный вы класс или нет?
А чтобы у нас получился правдивый ответ мы разделимся на 5 групп и выполним работу.
-1 группа будет приводить доводы, что ваш класс дружный.
( 2 группы)
-2 группа рассказать, что вы делаете, для того, чтобы в классе все дружили ( 2 группы)
-3 группа - составит правила дружбы для своего класса.
Работа в группах. (Звучит песня Если с другом вышел в путь)
Выступление групп.
-Теперь, ребята, мы уверены, что класс действительно ваш дружный. Значит, то письмо, которое вы
составили можно передавать ребятам моей школы.
А на память о нашей беседе в ваш классный уголок я дарю вам законы, по которым мне бы хотелось,
чтобы вы жили.
(Слайд №3)
Десять законов дружбы для класса
Чтобы жить по законам дружбы, надо:
-Доверять другу.
-Уметь хранить чужие тайны.
-Делиться новостями, успехами или неудачами.
- Радоваться вместе с другом его успехам.
-Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
- Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций.
-Защищать друга (если кто-то говорит о нем плохо в его отсутствие).
-Не критиковать друга в присутствии других людей.
- Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя, не быть навязчивым.
-Всегда выполнять свои обещания.
Рефлексия:
Тема: Дружный ли вы класс?
Цель: выяснить: дружный класс или нет.
Задачи:
1.Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга.
2.Учить дружно, жить в коллективе.
3. Развитие монологической речи, умения сравнивать, делать выводы, аргументировать свою позицию, выступать публично и т.д.
Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Ход занятия
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече!
Знакомство с классом игра «Назови своё имя, необычным способом»
Игра «Те кто ...»
-Топните левой пяткой те, у кого отличное настроение.
-Дотроньтесь до кончика носа те, у кого в классе есть друг.
-Поднимите обе руки те, кто любит свой класс.
-Хлопните в ладоши те, кто готов меня слушать.
-Садитесь на места
Сегодня тема нашего урока: Дружный ли вы класс?
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
- Принятие правил работы в группе.
Наше с вами занятие отличается от обычных уроков, к которым вы привыкли. Чтобы наши встречи были продуктивными, нам необходимо установить правила!
Правила выписываются на лист ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте.
Список правил (каждый пункт правил поясняться педагогом-психологом):
- внимательно слушать, когда говорят другие
- уважать чужое мнение
- начинать свою речь словами «я»
- быть активными
- говорить по одному
Нельзя:
- шуметь когда кто-то говорит, перебивать
- угрожать, драться, обзываться, гримасничать
- ставить другим оценки, давать определение и критиковать.
-Во все времена люди придавали большое значение дружбе и очень ценили её. Русский народ сложил об этом много пословиц: “Дружба и братство дороже богатства”, “Нет друга – ищи, а нашел – береги”.
-А что для вас дружба?
-Мозговой штурм «Дружба – это…»
-Значит, к концу занятия мы должны ответить на вопрос:
-дружный вы класс или нет?
Считаете ли вы наш класс дружным?
-Что нужно сделать для того, чтобы все в классе жили дружно?
-Что сможешь сделать для этого ты?
- Ребята, а у кого из вас есть друг?
- Кто такой друг?
- Кого можно назвать настоящим другом?
-Упражнение «Молчанка»
Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в классе.
Оборудование: лист А4, карандаши.
Педагог-психолог, используя метод деления на группы, разбивает участников на пары и предлагает сесть за стол рядом друг с другом.
Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один лист бумаги и один карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть важное правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.
Обсуждение упражнения:
Что ты нарисовал, работая в паре?
Сложно ли вам было рисовать молча?
Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?
Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?
- Упражнение с элементом аутотренинга «Я – в группе».
Цель: расслабиться, прочувствовать друг друга.
Педагог-психолог: «Закройте глаза... Пусть теперь каждый возьмет правой рукой руку соседа... Подержит его руку в своей... Постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит свое внимание на том, что слышит, что бы это ни было, пусть некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него долетают (1 минута)... А теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей слева и справа, ладонях, которых вы касаетесь... Постарайтесь понять, какая ладонь теплее, какая – холоднее, и запомните это ладонь соседа справа или слева (30 секунд)... А теперь, по-прежнему, с закрытыми глазами, разнимите руки и сосредоточьтесь на своем дыхании, почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движется грудная клетка и живот при каждом вдохе выдохе (1 минута)... А теперь попробуйте посчитать каждый вдох и на пятом откройте глаза».
- Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.
Обучающимся раздаются листы бумаги, в центре которых нарисован круг с надписью «Я могу!». Школьники должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записать то, что они могут сделать для своих одноклассников.
По завершению упражнения все записи зачитываются участниками занятия, а затем листочки красиво оформляются на ватмане с надписью «Портрет класса».
Обсуждая итоги работы, важно подчеркнуть то, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим элементом, которое делает класс более сплоченным.
- Игра «Счёт до десяти»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
По моему сигналу вы закроете глаза, опустите головы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость этой игры состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение упражнения:
Что вы чувствовали?
Если не получилось, то почему?
-Теперь, ребята, мы уверены, что класс действительно ваш дружный. Значит, то письмо, которое вы составили можно передавать ребятам моей школы.
А на память о нашей беседе в ваш классный уголок я дарю вам законы, по которым мне бы хотелось, чтобы вы жили.
Десять законов дружбы для класса
Чтобы жить по законам дружбы, надо:
-Доверять другу.
-Уметь хранить чужие тайны.
-Делиться новостями, успехами или неудачами.
- Радоваться вместе с другом его успехам.
-Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
- Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций.
-Защищать друга (если кто-то говорит о нем плохо в его отсутствие).
-Не критиковать друга в присутствии других людей.
- Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя, не быть навязчивым.
-Всегда выполнять свои обещания.
Рефлексия:
- Скажите – это хорошо, что ваш класс дружный? Хорошо, что есть в классе друг?
Игра «Минутка желаний»
-Давайте напоследок встанем все в один круг, возьмёмся за руки и, смотря соседу в глаза, подарим ему молча самую добрую улыбку (каждому по очереди).
-Надеюсь, вы и дальше будете оправдывать звание “Самый дружный класс”.
Занятие обязательно завершается рефлексией:
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали о себе, о классе?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие на сплочение классного коллектива
Цель: создание благоприятного психологического климата в классном коллективе, сплочение обучающихся, преодоление барьеров в межличностных отношениях, построение эффективного взаимодействия детей друг с другом, развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
- создание благоприятного психологического климата;
- сплочение обучающихся, формирование доверия друг к другу;
- преодоление барьеров в межличностных отношениях,
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать выражения чувств окружающих людей и адекватно выражать свои чувства;
Возраст: обучающиеся 11 – 14 лет.
Количество участников: 20-25 человек
Оборудование: ручки, карандаши, маркеры, листы бумаги, ватман, бейджи.
Время занятия: 1– 1,5 часа.
Ход занятия
- Приветствие
Цель: установление контакта с участниками тренинга.
Здравствуйте, ребята! Нам предстоит совместная работа, и поэтому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. На нашем занятии нам предоставляется прекрасная возможность, которая обычно недоступна в реальной жизни, - выбрать себе имя. Бывает так, что кому-то не очень нравится то имя, которое дали ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих. У вас есть несколько минут для того, чтобы представить себе, что вы все – важные деятели: политики, бизнесмены, артисты и т.д., и вам необходимо правильно презентовать себя. Для этого необходимо оформить бейдж. На нем, кроме имени, которое должно быть написано крупно и ярко, нарисуйте какой-нибудь рисунок, который будет вашим символом.
Настало время представиться друг другу. А сделаем мы это так, каждый, по часовой стрелке, одевает бейдж и представляется. Обязательно скажите, с каким настроением вы пришли на занятие и чего ожидаете от тренинга.
Последним представляется педагог-психолог и предлагает разработать правила работы в группе.
- Принятие правил работы в группе.
Наше с вами занятие отличается от обычных уроков, к которым вы привыкли. Чтобы наши встречи были продуктивными, нам необходимо установить правила!
Правила выписываются на лист ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте.
Список правил (каждый пункт правил поясняться педагогом-психологом):
- внимательно слушать, когда говорят другие
- уважать чужое мнение
- начинать свою речь словами «я»
- быть активными
- говорить по одному
Нельзя:
- шуметь когда кто-то говорит, перебивать
- угрожать, драться, обзываться, гримасничать
- ставить другим оценки, давать определение и критиковать.
- Упражнение-разминка «Те, кто…»
Цель: поднять настроение и активность участников тренинга, настроить на дальнейшую работу, сплотить участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Те, кто…»
- хлопните в ладоши те, кто любит сладкое;
- поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;
- поднимите правую руку те, кто любит играть в футбол;
- хлопните в ладоши те, у кого есть кошка;
- улыбнитесь те, у кого сейчас хорошее настроение;
- поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
- поднимите левую руку тем, кто хорошо знает своих одноклассников;
- хлопните в ладоши те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;
- поднимите высоко руки и скажите «Я» те, кто является учеником 5 класса (называется тот класс, в котором проводится тренинг).
- помашите мне рукой те, кто хочет узнать, что мы будем сегодня делать на занятии.
Основная часть
Сегодня на нашем тренинговом занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.
Цель нашего тренинга – сплочение классного коллектива и построение наиболее эффективного взаимодействия друг с другом.
Сплочение – это возможность стать единым целым в достижении поставленных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимают, иногда даже без слов, и поддерживают твои друзья и товарищи, оказывают помощь, когда это необходимо.
- Игра «Солнце светит для тех, кто...»
Цель: развитие чувства сплоченности.
Обучающиеся усаживаются в тесный кружок. Один из участников, водящий, убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится в середине круга.
Задача водящего – получить стул, на который можно сесть.
Обучающийся стоящий в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из участников игры, то он (или они) встает и меняется местами с водящим.
Речь водящего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для тех, кто...». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для тех, кто носит джинсы». Можно называть индивидуальные пристрастия и антипатии. («Солнце светит для тех, кто... любит отдыхать на море... любит играть в футбол... любит смотреть фантастику...»).
Игра продолжается до тех пор, пока члены группы сохраняют активность.
Обсуждение игры:
Что стало для меня неожиданностью?
Чувствую ли я, что нашел достаточно «родственных душ»?
Радует ли меня, что между нами так много общего?
- Упражнение «Молчанка»
Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в классе.
Оборудование: лист А4, карандаши.
Педагог-психолог, используя метод деления на группы, разбивает участников на пары и предлагает сесть за стол рядом друг с другом.
Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один лист бумаги и один карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть важное правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.
Обсуждение упражнения:
Что ты нарисовал, работая в паре?
Сложно ли вам было рисовать молча?
Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?
Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?
- Упражнение с элементом аутотренинга «Я – в группе».
Цель: расслабиться, прочувствовать друг друга.
Педагог-психолог: «Закройте глаза... Пусть теперь каждый возьмет правой рукой руку соседа... Подержит его руку в своей... Постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит свое внимание на том, что слышит, что бы это ни было, пусть некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него долетают (1 минута)... А теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей слева и справа, ладонях, которых вы касаетесь... Постарайтесь понять, какая ладонь теплее, какая – холоднее, и запомните это ладонь соседа справа или слева (30 секунд)... А теперь, по-прежнему, с закрытыми глазами, разнимите руки и сосредоточьтесь на своем дыхании, почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движется грудная клетка и живот при каждом вдохе выдохе (1 минута)... А теперь попробуйте посчитать каждый вдох и на пятом откройте глаза».
- Игра «Пустой стул»
Цель: понять друг друга без слов.
Для проведения данного упражнения необходимо нечетное количество участников. В случае необходимости педагог-психолог включается в игру.
Рассчитайтесь, пожалуйста, на «первый», «второй». Все вторые номера сядьте на стулья, первые станьте за спинками стульев, оставшийся без пары обучающийся стоит за спинкой свободного стула. Его задача - пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего нельзя.
Обучающиеся, которые сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев, – удержать своих «подопечных». Для этого надо взять игрока за плечи в тот момент, когда он собирается пересесть. Ведущий должен следить, чтобы руки не держались все время над «подопечными». Через некоторое время участники меняются местами. При этом один из участников остается стоять за стулом.
Обсуждение:
Как приглашали кого-то на свой стул?
Как вы понимали, что вас пригласили на стул?
Что больше понравилось: стоять за стулом или сидеть на стуле?
- Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.
Обучающимся раздаются листы бумаги, в центре которых нарисован круг с надписью «Я могу!». Школьники должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записать то, что они могут сделать для своих одноклассников.
По завершению упражнения все записи зачитываются участниками занятия, а затем листочки красиво оформляются на ватмане с надписью «Портрет класса».
Обсуждая итоги работы, важно подчеркнуть то, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим элементом, которое делает класс более сплоченным.
- Игра «Счёт до десяти»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
По моему сигналу вы закроете глаза, опустите головы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость этой игры состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение упражнения:
Что вы чувствовали?
Если не получилось, то почему?
- Упражнение «Спасибо за приятное занятие»
Цель: развитие умения благодарить и выражать дружеские чувства.
Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я предлагаю вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Если представится возможность, педагог-психолог старается тоже оказаться в центре круга.
Занятие обязательно завершается рефлексией:
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали о себе, о классе?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Организационный момент.
Ребята, спасибо за занятие. Я надеюсь, что вы над чем-то задумались, и будете работать в этом направлении, а полученные навыки обязательно пригодятся в дальнейшем. До новых встреч.
МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб»
Конспект занятия- тренинга
в 6 классе
«Общение»
подготовила
педагог-психолог
Нарежная Л.Н.
2021
Цель: формирование и развитие умений и навыков конструктивного общения.
Задачи:
- познакомить с понятием “общение”, с представлениями о способах общения;
- формирование навыков, невербальной коммуникации и координации совместных действий;
- способствовать овладению правил и приемов ведения беседы и дискуссии.
Содержание занятия слайд 1
- Упражнение – активатор «Дождь»
Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
- В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
- Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
- Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
- Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
- А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
- Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
- Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
- Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
- Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
- Солнце! (Руки вверх).
- Мозговой штурм “Что такое общение?”слайд 2
Дорогие друзья тема сегодняшней встречи – это общение. А что такое общение?
Общение – сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизни, оно может происходить в разных формах, из которых выделяются три стороны. Слайд3
- обмен информацией между людьми;
- взаимодействие между людьми;
- установление взаимопонимания.
Как это происходит?
1 этап – «Встреча» слайд 4
В народе говорят «Встречают по одежке, а провожают по уму». Что можно сказать про этих людей?
Ребята дают характеристику по внешнему виду людей. Слайд 5
Слайд 6
2 этап – «Знакомство». Слайд 7
Это обмен мыслями, чувствами, переживаниями. «Лучший не тот, кто говорит, а тот, кто умеет слушать».
Мы будем учиться тому, как быть хорошими слушателями
Что вы чувствуете, когда вы говорите, а вас не слушают:.
Человек, умеющий общаться, знает, как важно быть внимательным слушателем. Вспомните кого-либо из своих знакомых, кто, общаясь с вами, внимательно слушает вас. Что делает этот человек, чтобы дать вам почувствовать, что он вас слушает
Искусство слушать требует практических умений. Давайте вместе попрактикуемся быть хорошими слушателями прямой сейчас
Раздаем учащимся листки бумаги и просим сложить их пополам.
Инструкция: Пусть дети сделают на одной половине листа рисунок, используя для этого три фигуры: круг, треугольник, квадрат. Они могут использовать любые из трех предложенных фигур, располагая их по своему выбору. Слайд 8
Выполняя задание, дети не должны показывать свои работы друг другу. По окончании попросите их сложить листки пополам, закрыв, таким образом, рисунок.
Пусть каждый ученик найдет себе пару и сядет с ней спина к спине. Один из этой пары будет «слушателем», другой – «объясняющим». «Объясняющий» будет затем объяснить «слушателю» как нужно рисовать, чтобы «слушающий» воспроизвел копию его рисунка. «Слушатель» следует указаниям, не заглядывая в рисунок «объясняющего». «Слушатель» может задавать вопросы, которые должны помочь ему нарисовать картинку, как можно точнее. Предоставьте детям несколько минут для выполнения этой работы.
Теперь пусть партнеры поменяются ролями и повторят упражнение. По прошествии нескольких минут пусть пары сравнят свои рисунки, обратив внимание на то, насколько они совпадают или различаются.
Обсуждаем результаты
- Трудно ли было рисовать, основываясь только на том, что вы слышали?
- Трудно ли было давать указания?
- Что мне помогало рисовать?
- Чем вы можете помочь тому, кто слушает вас?
Вывод: Хороший слушатель – это тот, кто может быть внимательным и задаёт дополнительные вопросы, чтобы лучше понять собеседника.
3 этап - «Взаимодействие» или выстраивание отношений». Слайд 9
Способы общения могут быть как вербальные- используя речь, так и невербальная- с помощью жестов, мимики.
Упражнение “ Пойми меня”
Участники занятия-тренинга сидят . Ведущему дается задание изобразить с помощью жестов и мимики, то что написано, угадавший становится ведущим.
- Я не люблю плавать, у меня много друзей, мне нравится ухаживать за животными.. и.т.д.
Обсуждение.
- Легко или трудно было изобразить мысль?
- А в чем были трудности?
- Легко или трудно было отгадывать мысль?
- А в чем заключались трудности?
Не маловажным является как мы общаемся, существуют приемы активного слушания, которые помогут вам выстроить хорошие отношения с людьми.
- Доброжелательное кивание
- Поддакивание ( фразы типа «ага», «да- да», «точно», « понимаю»
- Пересказываете то, что Вам сообщил собеседник.
Приведите примеры того как «работают» эти приемы?
Факторы, влияющие на восприятие
- выражение Вашего лица
- Наше эмоциональное состояние в момент восприятия другого человека
- Важна ситуация, в которой происходит встреча
- Вкусы
- Возраст
- Пол
Упражнение в парах.: Сядьте парами, друг против друга. Попробуйте сделать комплимент с грустным выражением лица, и наоборот замечание с улыбкой. Обменяйтесь мнениями.
Предлагаю Вам поделится впечатлениями :
- Что Вы почувствовали выполняя задание?
- Что вы почувствовали когда были слушателями?
Способы общения. Слайд 10
- Вербальный (с помощью слов, речи)
- Невербальный ( мимика, жесты, поза, качество голоса)
Какие бывают виды общения? Классификаций много. Но основные мы перечислим. Слайд 11
Анонимное общение — это взаимодействие между незнакомыми людьми или же не связанными личными отношениями людьми. Это могут быть временные связи между людьми, ( жители одного микрорайона, пассажиры транспорта, зрители одного зала). Они встречаются, вступают в контакт друг с другом и расходятся. Партнеры по общению остаются анонимными.
Ролевое общение Партнеров в этом общении связывают взаимные обязанности по отношению друг к другу: врач — больной, руководитель — подчиненный, лектор — слушатель, педагог — учащийся. В основном ролевое общение обусловлено должностью. Так, на производстве мастер выполняет распоряжения начальника цеха и исполняет роль подчиненного, а вернувшись домой, в отношениях “отец — дети” он же занимает ведущую роль.
Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений. Это, например, общение между друзьями.
Каковы же правила ведения беседы? Предлагаю детям самим составить эти правила.
Возможный вариант
Правила ведения беседы. Слайд 12
Предлагаются участникам назвать основные условия ведения беседы и дискуссии. В ходе коллективного обсуждения принимаются правила ведения дискуссии:
— покажите свое дружеское расположение к собеседнику;
— умейте выслушать мнение другого, не перебивайте говорящего;
— не отвлекайтесь, когда говорят другие;
— не избегайте взгляда собеседника, смотрите в глаза говорящего или слушающего вас;
— не бойтесь высказаться;
— четко и кратко излагайте свою мысль, избегайте многословия и отклонения от темы;
— проявляйте уважение к мнению другого, признавайте его право иметь свою точку зрения, возможно, и отличную от вашей;
— будьте вежливы и тактичны;
В заключении я предлагаю Вам упражнение
Упражнение-разминка “Островок безопасности”.
Ребята, представьте, что ваш корабль потерпел крушение, вы остались с группой на плотах (стулья), вам необходимо попасть на берег (на другой конец аудитории), переставляя стулья со стульев сойти нельзя.
Обсуждение. Слайд 13
- Какие чувства возникали у Вас при выполнении данного упражнения?
- Что помогало, а что мешало справиться с заданием?
- Было ли данное взаимодействие общением между вами?
- Какие виды общения вы использовали?
Рефлексия.
- Что понравилось во время проведения занятия-тренинга?
- Что нового узнали по данной теме?
- Какие важные “открытия” для себя вами сделаны?
- И где, когда вы их сможете применить?
Спасибо всем за активное участие в нашем занятии.
Литература
1.Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих.-М., 1989.
2. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. –М.,1989.
3. Психологические проблемы юности. (Сборник статей). Под ред. Чл. кор. АПН СССР проф. А.В. Петровского. М., 1985.
5. Хрестоматия по истории психологии/ под редакцией П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Издательство МГУ, 1980.
6. Развитие личности учащегося в процессе общения. / (Подго. М.И. Боришевский и др.). Киев: Высшая шк., 1985.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уроки в школе закончились. Друзья, два мальчика из 7 класса, Денис и Олег, шли после занятий в хорошем настроении. Они разговаривали об оценках, о контрольной по математике и обо всём, что интересно ребятам в 12 лет. Подойдя к большой автомобильной дороге, которую нужно переходить очень внимательно, Денис заметил маленькую старушку на тротуаре и понял, что ей трудно одной перейти дорогу. Олег продолжал рассказывать о своих делах. Когда загорелся зелёный свет, Олег побежал через дорогу, не обращал ни на кого внимания. Денис тут же предложил помощь старой женщине, помог перейти на другую сторону дороги. Олег посмотрел и спросил: «Это что твоя родная бабушка?» «Нет». «Тогда это твоя соседка?» «Нет. Это просто старушка!» — ответил Денис
Черты характера ЛЕНЬ ИСКРЕННОСТЬ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ (ЖЕСТОКОСТЬ) СОЧУВСТВИЕ РАВНОДУШИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРУБОСТЬ НЕБРЕЖНОСТЬ АККУРАТНОСТЬ ТРУДОЛЮБИЕ ВЫСОКОМЕРИЕ ГОРДОСТЬ ЗАВИСТЬ БЕРЕЖЛИВОСТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА
Характер Характер — индивидуальные особенности человека, которые определяют его отношение: к себе к другим отношение к труду, деятельности (к результатам труда)
Злой, хвастливый, заботливый, оптимистичный, задиристый, грубый жадный, застенчивый, смелый, ответственный; готовый помочь, вежливый, неуверенный, трудолюбивый, совестливый, старательный, честный, доверчивый, беззлобный, бережливый.
Г.Р. Державина Живи и жить давай другим, Но только не за счет другого Всегда доволен будь своим! Не трогай ничего чужого! Вот правило, стезя прямая Для счастья каждого и всех.
Выбери фигуру
Список качеств аккуратность гордость завистливость мечтательность нежность обаяние развязанность пунктуальность грубость капризность искренность упорство активность обидчивость нервозность вдумчивость решительность заботливость злопамятность мстительность стыдливость терпеливость уступчивость жизнерадостность застенчивость медлительность настойчивость подозрительность трусость доброжелательность нерешительность.
Подведение итогов «Я хочу быть хорошим человеком» «Я могу быть хорошим человеком» «Я стану хорошим человеком”
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общение – сложный процесс установления и развития контактов между людьми.
Взаимодействие Обмен информацией Восприятие и понимание людьми друг друга
Первый этап – Встреча
Второй этап – Знакомство Лучшим собеседником считается не тот, кто много , красиво и интересно говорит, а тот кто умеет СЛУШАТЬ
Третий этап Взаимодействие или выстраивание отношений семья учителя друзья соседи одноклассники родственники
Способы общения Вербальный (с помощью слов, речи ) Невербальный ( мимика, жесты, поза, организация пространства и времени общения, качество голоса)
Виды общения Анонимное Ролевое Неформальное
Правила ведения беседы. — покажите свое дружеское расположение к собеседнику; — умейте выслушать мнение другого, не перебивайте говорящего; — не отвлекайтесь, когда говорят другие; — не избегайте взгляда собеседника, смотрите в глаза говорящего или слушающего вас; — не бойтесь высказаться; будьте вежливы и тактичны — четко и кратко излагайте свою мысль, избегайте многословия и отклонения от темы; — проявляйте уважение к мнению другого, признавайте его право иметь свою точку зрения, возможно, и отличную от вашей;
ВОПРОСЫ - Какие чувства возникали у Вас при выполнении данного упражнения? - Что помогало, а что мешало справиться с заданием? - Было ли данное взаимодействие общением между вами? - Какие виды общения вы использовали?
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Психологические игры для детей по развитию доброжелательности и толерантности
Классный час - тренинг для учащихся 5-6 классов
Цели и задачи:
· развить у детей понимание чувств других людей, возникающих в проблемных ситуациях;
· дать обобщенное представление о доброжелательности и толерантности;
· воспитывать доброе отношение к окружающим людям;
· прививать навыки вежливости с друзьями и родными.
Форма проведения: практикум
Методы работы: беседа, игра, практико-ориентированный, методы мотивации: поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, подбадривание, доброжелательность, открытость), методы контроля и коррекции: наблюдение, коррекция, беседа, самоанализ, рефлексия, самоконтроль.
Возраст детей – 5-6 класс
Ход занятия:
Игра-приветствие «Здравствуй».
Цель: создать особую комфортную, доверительную атмосферу.
Классный руководитель: - Здравствуйте, ребята! Друзья мои, когда вы встречаетесь, какое самое первое слово говорите при встрече? (Здравствуйте.)
- Что желаем мы, когда говорим слово "здравствуйте”?
(Здоровья)
- Какими еще словами можно поздороваться? (Добрый день.)
- А что желаем, когда говорим: добрый день? (Желаем добра.)
- Сейчас мы поучимся друг друга ласково приветствовать – встанем в круг, и я буду передавать игрушку рядом стоящему со словами: «Здравствуй, Ольга!», а вы все вместе повторять ласковое имя: «Здравствуй, Оленька!» и так далее». (Игра заканчивается, когда игрушка вновь окажется у учителя).
Упражнение «Мое настроение»
Классный руководитель: - Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Сейчас я вам покажу картинки. Что это? (Облака). Посмотрите на облака. Что с ними? (У них разное настроение). А по каким признакам вы определили, что одни облака веселые, а другие грустные? (По улыбкам). Молодцы! Выберите облачко, у которого такое же настроение, как у вас.
Обучение навыкам самоанализа.
Классный руководитель: - Ребята, как вы думаете, почему мы все такие разные? Да потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности - у нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями, дружили с разными людьми – все это отложило на нас особый отпечаток. Каждый человек уникален и по–своему неповторим. И хотя мы такие разные, нужно научиться сосуществовать, дружить, общаться и терпимо относиться к особенностям характера и внешности других людей. Это важно помнить и в семье, и в обществе. Ребята, я бы хотел узнать в связи с этим, а как вы понимаете слово "конфликт" или какие ассоциации вызывает у вас это слово?
Конфликт - это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и подробностей одного человека.
Упражнение «Мы разные, но похожие»
Классный руководитель: - Нас всех что-то объединяет, а в чем-то мы отличаемся. Давайте подумаем, в чем наше сходство, а в чем различие. Попробуем ответить на такие вопросы: Национальность влияет на взаимоотношения людей? Как общаются между собой пожилые и молодые люди? Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
- А теперь – задание. Нужно разделяться на пары и назвать по 2 схожие черты и 2 отличающие вас черты. После этого за 30 секунд нужно объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т.д.
- Бывает так, что наше мнение и мнение окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов. Как вы думаете, почему возникают конфликтные ситуации?
(Ответы детей):
· не понимают друг друга;
· не уступают друг другу;
· не умеют сдерживаться;
· не принимают чужого мнения;
· хотят всегда быть главным;
· не умеют слушать других;
· делают назло и т.д.
Вывод: самое важное при общении с другими людьми - это владеть собой при общении, принимать чужое мнение, уметь слышать других, очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, и тогда многих проблем можно избежать. Все это есть черты толерантности, т.е. терпимости. Давайте проверим себя – насколько каждый из вас обладает чертами толерантной личности.
Упражнение «Насколько я терпимый?»
Цель: дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности.
Участники получают бланки
| А | В |
1. Бескорыстие | ||
2. Снисходительность | ||
3. Терпение | ||
4. Чувство юмора | ||
5. Чуткость | ||
6. Доверие | ||
7. Способность к сопереживанию | ||
8. Терпимость к различиям | ||
9. Умение слушать | ||
10. Доброжелательность | ||
11. Умение не осуждать других | ||
12. Гуманизм |
Бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.
Классный руководитель: - Ребята, вы видите здесь 12 характеристик, свойственных толерантной личности.
Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех черт, которые у Вас наиболее выражены; «0» напротив тех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех черт, которые наиболее характерны для толерантной личности. На заполнение опросника - 3 минуты.
- Теперь помогите мне заполнить бланк опросника, прикреплённый на доску. Поднимите руки те, кто отметил в колонке В первое качество. (Число отметивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности. Таким образом, участники получают возможность сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.
Игра "Комплименты".
Цель: повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка.
Классный руководитель: - А теперь давайте немного разомнемся и поиграем. Вы же все любите, когда вас хвалят и говорят приятные вещи, не так ли? Предлагаю вам игру «Комплименты»!
Дети, встав в круг, бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников группы. Имя соседа произносят в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится (Например, «У Леночки красивые длинные волосы», «Надюша прекрасно рисует», «Димочка – хороший друг, он очень добрый»).
Обсуждение:
1. Что вы испытывали, произнося комплименты?
2. Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?
3. Испытывали ли вы какие-то сложности в ходе придумывания комплементов? Какие?
Ответы детей
Классный руководитель: - Ребят, вот я услышал комплимент про доброту. А есть ли, на ваш взгляд, разница между словами «добрый» и «добренький»?
(Добренький только кажется добрым. На самом деле он не будет бескорыстно совершать хорошие поступки.)
Рефлексия
Цель: Создание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.
Классный руководитель: - Ребята, вот и заканчивается наше занятие, попробуем подвести итог:
· Что нового, интересного узнали на занятии?
· Что было самым трудным?
· Что понравилось - не понравилось сегодня?
· Какие приёмы для вас наиболее приемлемы для решения в жизни проблемных ситуаций?
Классный руководитель: - А напоследок выполним такое творческое задание – вырастим волшебное Доброе дерево! Пусть на нем распустятся яркие разноцветные листочки. Напишите на листочках свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности и доброжелательности. А теперь приклеим их на дерево. (Звучит негромкая лирическая музыка для создания необходимой атмосферы. Дети пишут на заранее заготовленных разноцветных кленовых/дубовых/каштановых и т.п. листочках примерные варианты и прикрепляют их на доску к нарисованному дереву):
- Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых
- Не ссориться, стараться понять друг друга
- Не обращать внимания на национальность, религию, внешность, привычки
- Больше общаться, узнавать друг друга
- Уважать друг друга, стараться самому стать лучше
Классный руководитель: - Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами. Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте. Будьте надежными: честными, правдивыми, выполняйте свои обещания. Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными. Будьте щедрыми. И все это вам поможет жить в мире!
Анкета «Мой класс»
1. В нашем классе:
а) большинство ребят хорошие;
б) есть всякие — и хорошие, и малоприятные;
в) большинство ребят неприятны мне.
2. Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоего класса и ты, жили бы недалеко друг от друга?
а) да;
б) мне все равно;
в) нет.
3. Ты можешь рассказать, чем увлекаются, что коллекционируют ребята из твоего класса?
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
4. Если бы тебя попросили, мог бы ты рассказать о ребятах из твоего класса?
а) да;
б) не знаю;
в) нет.
5. Оцени, насколько нравится тебе твой класс:
1 балл — совсем не нравится;
2 балла — не нравится;
3 балла — и нравится и не нравится;
4 балла — нравится;
5 баллов — очень нравится.
6. Если бы тебе представилась возможность всем классом поехать на месяц летом отдыхать вместе, как бы ты к этому отнесся?
а) хорошо;
б) равнодушно;
в) плохо.
7. Можешь ли ты уверенно сказать, кто кому в твоем классе помогает?
а) да;
б) не замечал;
в) нет.
8. Оцени, насколько дружный у вас класс:
1 балл — cовсем не дружный;
2 балла — недружный;
3 балла — когда как;
4 балла — дружный;
5 баллов — очень дружный.
9. Летом или после окончания школы захотелось бы тебе увидеть снова ребят из твоей группы и встречаться с ними время от времени?
а) да;
б) нечто среднее;
в) нет.
Оценка
Засчитай себе три балла за каждый ответ «а», 1 балл — за каждый ответ «б» на вопросы 1,2,3,4,6,8.
Подсчитай сумму баллов.
Прибавь к сумме оценки, которые ты поставил своему классу в ответах на вопросы 5 и 7.
Подсчитай общую сумму.
Сопоставь полученную тобой сумму баллов с оценкой результатов
0—9 баллов — Тебе не очень нравятся ребята в классе. Подумай, почему так получается. Может быть, это связано с тем, что ты не очень интересуешься ими? Может быть, если ты внимательно посмотришь вокруг, то увидишь, какие интересные люди тебя окружают. Мы проводим в школе 11 лет. Жалко, если за это время мы не научимся ценить людей, которые нас окружают.
10—18 баллов — Кто-то в классе тебе нравится, кто-то нет. Так часто бывает. Но попробуй внимательно присмотреться к тем, кто не нравится тебе. Может быть, среди них окажутся очень интересные люди.
19—25 баллов — Судя по ответам, тебе повезло. Ты учишься в очень дружном классе. Ты ценишь одноклассников, а они ценят тебя. Тебе можно позавидовать. Такая школьная дружба часто остается на всю жизнь.
Анкета «Сплоченность класса»
Прежде всего обсудим, что такое «сплоченность», и зачем она нужна в процессе школьной жизни. К числу важных характеристик сплоченности можно отнести наличие у большинства ребят таких ценностей как: сотрудничество, взаимопомощь, поддержка, желание делать все творчески, уметь найти компромисс, решать поставленные задачи и др. В сплоченном классе человек чувствует себя более защищенным. Наиболее значимым для него является чувство «Мы». При этом важно, чтобы он не прятался за спины других, проявлял свою индивидуальность, уважая индивидуальность других. И чувствовал ответственность за общее дело.
Ниже приводятся характеристики класса как малой группы. Каждая дана в трех вариантах. Твоя задача — выбрать один из трех предлагаемых вариантов (а, б или в), который, по твоему мнению, больше всего подходит к твоему классу.
1
а) Думаю, что всем ребятам тепло, уютно и комфортно в классе, мы в кругу друзей;
б) далеко не всем уютно в нашем классе;
в) в классе есть ребята, с которыми никто не дружит.
2
а) В основном ребята дорожат нашим классом;
б) большинство ребят не задумываются о том, что значит класс в их школьной жизни;
в) думаю, что есть ребята, которые хотели бы перейти в другой класс.
3
а) В нашем классе внимательно относятся к каждому ученику;
б) наш класс заботиться не только о себе и нашей школе, мы внимательны ко всем людям, которые нас окружают;
в) ребят из нашего класса больше волнуют дискотеки, школьные вечера, чем проблемы каждого из учеников.
4
а) В нашем классе интересная жизнь, мы любим все делать вместе;
б) жизнь в нашем классе могла бы быть интереснее;
в) в нашем классе скучно, чтобы жизнь класса была интересней, все надо полностью изменить.
5
а) Мы часто ходим куда-нибудь все вместе, и нам это нравится;
б) хотелось бы чаще ходить куда-то всем классом;
в) не надо никуда ходить вместе всем классом.
6
а) Думаю, что наш класс дружный;
б) в нашем классе есть несколько дружеских компаний, несколько групп, а общей дружбы нет;
в) дружба в классе невозможна.
7
а) Думаю, что каждый из нас может проявить в классе свои способности и интересы;
б) далеко не все могут проявить свои способности и интересы в классе;
в) мало кто из ребят может проявить в классе свои способности и интересы.
Обработка результатов
Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы Номер вопроса
Ответы в баллах
а б в
1 10 2 -10
2 10 2 -10
3 10 20 -10
4 10 5 -10
5 20 10 -10
6 10 6 -5
7 30 20 -10
Подсчитайте сумму полученных баллов
Интерпретация результатов
76—100 баллов — ваш класс — сплоченный коллектив, в нем ценится и уважается каждый ученик.
46—75 баллов — В вашем классе средний уровень сплоченности, в нем существуют отдельные группировки по симпатиям, взаимным интересам.
30—45 баллов — В вашем классе низкий уровень групповой сплоченности, есть лидеры и аутсайдеры, многим ребятам в классе плохо, неуютно.
Ниже 30 баллов — В вашем классе очень низкий уровень групповой сплоченности, каждый сам по себе, ребята друг другу не интересны.
После получения индивидуальных результатов важно представить общую картину. Можно использовать доску, разделив ее на 4 части. Один из учеников записывает в каждую колонку количество голосов (голоса подсчитываются поднятием руки). В результате можно увидеть наглядную картину представления ребят о сплоченности своего класса.
Далее следует провести обсуждение полученных данных. Сделать это нужно корректно, не требуя от каждого обоснования своей позиции. Можно разбить класс на две группы (выбор происходит добровольно). Одна группа – представляет позицию «за», другая – «против». Каждая группа выдвигает свои аргументы. Члены экспертной группы (2–3 человека) выносят решение о том, кто более четко обосновал свою позицию. В конце каждой группе предлагается внести свои предложения по улучшению жизнедеятельности класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа посвящённого празднику Масленица
Классный час. МасленицаЦель: знакомить со старинным народным праздником-Масленицей, пока- зать...
Сценарий классного часа «Чтоб счастливо жить – нужно здоровым быть!»
Сценарий классного часа «Чтоб счастливо жить – нужно здоровым быть!»Цель: способствовать формированию у детей здорового образа жизни.Оформление: иллюстрации, картинки по теме, плакаты о здоровом образ...
МАТЕРИАЛЫ КЛАССНОГО ЧАСА, ПОСВЯЩЕННОГО 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ НА ТЕМУ: «ШАГНУВШИЕ В БЕССМЕРТИЕ».
Рассказать обучающимся о героической обороне г.Севастополя в годы Великой Отечественной войны; стараться донести до сознания все тяготы и лишения, испытанные советскими людьми в дни осады Севастополя...
Материал к классному часу.День Святого Валентина- праздник любви.
День Святого Валентина- праздник любви....
Конспект классного часа в подготовительном классе Тема: Блокадный Ленинград
1. Цели: Формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом, чувства сопереживания к блокадным детям2....
Сценарий классного часа «Россия – хранительница православия».
Форма проведения: тематическая лекция с элементами художественного творчества. Участники студенты ОБПОУ "Обоянский педагогический колледж"...