Программа по экономическому воспитанию для старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Коваленко Оксана Николаевна

Программа дополнительного образования “Экономическое воспитание дошкольников” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.

Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_po_ekon.vosp_.doc283.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 муниципального образования «Город Донецк»

Утверждено

приказ № ______ от  ______________ г.

 

Рабочая программа по экономическому воспитанию дошкольников

(для детей старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста)

Составитель:

Коваленко Оксана Николаевна,

воспитатель,

1 квалификационная категория

2019 г.

Список детей  подготовительной группы:

1

Баринов Артем Денисович

2

Балуца Дарья Максимовна

3

Демиденко Варвара Евгеньевна

4

Гарбузова Яна Степановна

6

Горя Никита Игоревич

7

Годунова Вероника Дмитриевна

8

Кит Антон Николаевич

9

Конопкина Влада Вячеславовна

10

Литвинова Милана Дмитриевна

11

Малай Максим Денисович

12

Усачева Вера Сергеевна

13

Самарченко Мария Алексеевна

14

Суслова Дарья Дмитриевна

15

Павленко Софья Павловна

16

Виниченко Алёна Владиславовна

17

Кисела Артём Алексеевич

18

Плешакова Есения Алексеевна

19

Ситак Максим Николаевич

20

Германова София Владимировна


Пояснительная записка

Программа дополнительного образования “Экономическое воспитание дошкольников” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.

Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Данная программа базируется на основе авторской программы А.Д.Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А.Смоленцевой.

Цели программы:

-формирование у детей доступных экономических понятий;

-воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что

предоставляется детям для их счастливого детства;

-воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.

Этапы реализации программы:

Программа состоит из трех связанных между собой блоков: “Труд – продукт – товар”, “Реклама”, “Деньги”.

1. Труд – продукт – товар.

  • Педагогические задачи:
  • формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
  • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
  • стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.
  • 2. Реклама
  • Педагогические задачи:
  • развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
  • дать представление о рекламе, о ее назначении;
  • учить детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение”);
  • воспитывать разумные потребности.
  • 3. Деньги
  • Педагогические задачи:
  • формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
  • воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
  • дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

Условия реализации задач:

  • программа может быть реализована при условии достаточно высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском саду;
  • необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды: пособия, литература, иллюстрации, игры и игрушки, имеющие экономическое содержание, рекламные листки;
  • внедрение программы необходимо согласовать с родителями, чтобы заручиться их поддержкой и помощью;
  • успешной реализации программы способствуют:
  • чтение художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок;
  • решение логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных ситуаций, кроссвордов, ресурсов;
  • создание зоны “экономического игрового пространства” с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала.

Учебно-тематический план:

Прогнозируемые результаты.

1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.

2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.

3. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.

4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.

5. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.

6. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.

7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.

Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ДОУ.

Продолжительность практических занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятий в старшей группе (5-6 лет) – 25 мин. (всего 32 занятий), в подготовительной группе (6-7 лет) – 30 мин. (всего 32 занятия).

Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.

Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Формы и методы работы.

Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем обсуждение прочитанного и использование полученных знаний в играх. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых , настольно-печатных, дидактических игр.

Предметная среда

К теме “Труд-продукт-товар”

  • Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.
  • Посуда, книги разного качества (сорта).
  • Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.
  • Мелкие игрушки из киндер-сюрпризов (для магазина детских товаров).
  • Ценники.
  • Книга для детей “Профессии” Безруких М.Н., Филипповой Т.А.

К теме “Реклама”

  • Рекламные газеты “Клиент”, “Экстра-М” и др.
  • Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
  • Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей

К теме “Деньги”

  • Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
  • Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп. (примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого достоинства).
  • “Портреты” членов семьи.
  • Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
  • Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
  • Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.
  • Книга для детей “Деньги” (А.Д.Шатова, Ювента, 2003).

Список литературы для детей и родителей.

  • Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  • Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
  • Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
  • Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993.

Список использованной литературы.

  • А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
  • Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003.
  • Шатова А.Д. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001.
  • Дружные ребята/ Под ред. Р.С.Буре. М., 1977.
  • Казакова Н.В. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. С. 29-31.
  • Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
  • Козлова С.А. Я - человек: Авторская программа. М., 1995.
  • Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
  • Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.
  • Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.
  • Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Спб., 2001.
  • Смоленцева Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.



Содержание программы дополнительного образования

1-й год обучения

Педагогические задачи:

  • Формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий
  • Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги
  • Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым
  • Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

У каждого человека должно быть интересное дело

  • Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности
  • Воспитание уважения к профессиям близких им людей
  • Формировать представление о необходимости и важности труда, о том, что любая профессия украшает человека
  • Знакомство с экономическими категориями: «труд», «убыток», «своевременность (сроки) работы»
  • Формирование социально-нравственных качеств: трудолюбие – лень, умение планировать дела
  • Рассказ педагога о разнообразии профессий, знакомство с понятием профессия
  • Беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек
  • Знакомство детей с понятием «династия»

Сентябрь «Профессии людей»

1.Чтение стихотворения С.Михалкова «А что у вас?». Обсуждение прочитанного

2.Чтение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали»

Игра по картинкам «Назови профессию»

Октябрь «Почему все взрослые работают»

1. Беседа

-Закрепление понятия «профессия»

-Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности

-Воспитание уважения к профессиям близких им людей

-Расширить знания о разнообразии профессий, качестве продукции

-Развивать воображение, смекалку, сообразительность

-Знакомство с экономическими категориями: «труд», «качество», «умелость»

-Формирование социально-нравственных качеств: сообразительность, умение осознать свою вину, способность исправить ошибку

-Беседа о необходимости трудиться

-Знакомство с понятием «брак товара»

-Знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, милиционер)

-Игра «Кто больше назовет профессий»

2.Чтение РНС «Царевна-лягушка». Беседа по сказке. Рисование по теме «Профессии»

-Формировать представление о значении труда как средстве зарабатывания денег, положительного отношения к тем, кто трудится

-Знакомство с экономическими категориями: «труд», «деньги»

-Воспитание социально-нравственных качеств: трудолюбие, забота о ближнем, старательность, стремление к справедливости

3.Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль». Беседа по сказке.

4.Игровое занятие «Профессии»

  1. Закрепить знания детей о различных профессиях
  2. Расширить знания детей о новых профессиях
  3. Детям предлагается серия игр: «Угадай, о ком я говорю!» (педагог описывает профессию, не называя ее, а дети отгадывают название); «Подбери то, что тебе нужно для работы» (команда получает набор карточек с изображение предметов, необходимых человеку определенной профессии. Задача детей - угадать профессию).

Ноябрь

1. «Когда продукт труда превращается в товар»

-Знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи

-Знакомство с экономическими категориями: купля-продажа, обмен, торговля, прибыль

-Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав

-Формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность

-Экскурсия по группе, называем находящиеся в ней вещи – товары если бы это был магазин

-Обсудить процесс изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.)

Вспоминаем пословицы и поговорки о труде и результатах труда

2. «Когда продукт труда превращается в товар» (продолжение)

-Знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи

-Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав

-Формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность

-Презентация «Как пришли к нам игрушки»

3.Чтение сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек», обсуждение прочитанного

4. «Ценность и украшение товара – его качество»

-Формирование понимания, что каждый товар имеет свою цену

-Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой

-Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, ярмарка

-Воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени

-Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества)

-Беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях

-Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе» (Почему же вся посуда сбежала от Федоры?)

Декабрь

1.В гостях у сказки

Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой

Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, ярмарка

Воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени

Чтение истории 16 «Как Миша задумал ярмарку устроить» из книги Т.Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом»

Сюжетно-ролевая игра « Ярмарка»

2. «Менеджер – интересная профессия»

-Знакомство с профессией менеджера, с содержанием работы менеджера

-Воспитание интереса к данной профессии, желание узнать о ней как можно больше, уважение к людям труда

-Рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей

4.Игровое занятие

-Уточнить использование данных продуктов

-Подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения

-Закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий

-Игра «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся), «Кто что производит» (соединить стрелочкой, кто что производит), «кому что нужно» (разложить карточки в соответствии с профессией человека)

Январь

1.«Сколько заработал – столько купил»

-Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению

-Соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации

развитие творчества

-Активизация усидчивости, старательности, аккуратности, желания достигать качественного результата

-Художественная деятельность: рисование, аппликация на тему «Гжель», «Жестово», «Дымковская игрушка»

2. «Купля-продажа своего товара с участием гостей» (работники детского сада)

3.Путешествие в импровизированный магазин детских товаров за покупками

  • Обсуждение покупок

4.Игровое занятие

-Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями

-Научить определять разницу между «хочу» и «надо»

-Игра «Хочу и надо» - определить к какому понятию «хочу» или «надо», - относится изображенный на картонке предмет и приклеить картинку на соответствующее панно

Февраль

Педагогические задачи:

  • Развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе
  • Дать представление о рекламе, о ее назначении
  • Учить детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»)
  • Воспитывать разумные потребности.

1.«Что такое реклама» (блок из 4 занятий)

-дать знания о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи

- интерес к рекламе, рекламной деятельности

-расширить представления о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей

-экономические категории: реклама, привлекательность

-рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций

-чтение детям рекламных текстов, рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где его можно купить)

-чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе

2.

-рассматривание нового вида рекламы – рекламных буклетов, красочных

 рекламных листков, заранее заготовленных воспитателем

-рассказ детей о запомнившейся рекламе, где узнали о ней

-вспоминаем, с каким видом рекламы познакомились на предыдущем занятии

3.Чтение РНС «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя, выделение социально-нравственных качеств – хитрость, доверчивость

4.Закрепление понятия «реклама»

-рассказ детей о видах рекламы

-подбор материала к теме из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены»

Март

1.Реклама в сказках

-Уточнить представление о назначении рекламы

-Развивать понимание зависимости между спросом на товар и его ценой

-Развивать способность критически оценивать рекламу

экономические категории: реклама, выгода

-Формировать отрицательное отношение к глупости, обману, излишней доверчивости

-Чтение истории «Как Сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом»

2.Чтение сказок братьев Гримм «Три счастливца» и Г.-Х.Андерсен «Новое платье короля». Обсуждение прочитанного, ответы детей на вопросы воспитателя.

3.«Кто делает рекламу?»

-Закрепление понятия «реклама»

-Знакомство с понятием «рекламоизготовители», с профессиями людей, изготавливающих рекламу; «рекламное агентство»

-Воспитание осознанного отношения к явлению рекламы, интереса к профессиям рекламной деятельности

-Экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар

-Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы

-Чтение стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал», ответы детей на вопросы о прочитанном

-Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов

  1. «Распространители рекламы»

-Воспитание эстетического отношения к месту своего проживания: подъезду, дому, двору, улице, городу

-Осознание смысла соблюдения чистоты и порядка

-Беседа с детьми о том, как выглядит их подъезд, наклеена ли реклама на стенах и дверях подъезда. дать правильную оценку недопустимой деятельности рекламораспространителей

-Задание детям: принести в детский сад рекламные листки из почтового ящика. Беседа с детьми по содержанию принесенных ими рекламных листков.

Апрель

1.«Сказочный рекламный агент»

-Сформировать представление о профессии рекламного агента

-Экономические категории: реклама, рекламный агент, расчет

-Формировать положительное отношение к смекалке, расчетливости

-Чтение и беседа с детьми по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»

2.Работа с рекламными буклетами (детского содержания)

-Знакомство с понятием «Реклама товаров для детей»

-Формируем представление о целесообразности покупки

-Экономические категории: рекламодатель, реклама, выгода

-Беседа с детьми, рассматривание содержания рекламных листков и буклетов

-Чтение неоконченного рассказа «Пришла Маша в магазин игрушек…», придумывание конца рассказа

3.«Если бы у меня было собственное дело»

-Уточнение смысла предназначения рекламы

-Развитие творческого воображения у детей

-Беседа с детьми: Что такое «собственное дело» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия)

-Пробуем придумать рекламу своего предприятия

-Здание на дом придумать рекламу вместе с родителями

4.« Играем в рекламу»

-Продолжаем знакомить детей с новым социальным явлением – реклама

-Закрепляем знания о том, что реклама бывает разной: печатная, телевизионная, уличная и т.д.

-Учить детей составлять рекламу самостоятельно, в виде рисунков, стихов и т.д.

-Чтение стихотворения Э.Успенского «Реклама»

-Рассматривание реклам, выполненных детьми с родителями. Показ и «зачитывание» своей рекламы детьми

Май

1. «Играем в рекламу» (продолжение предыдущего занятия)

-Развитие воображения, творчества детей

-Чтение стихотворения А.Беспаловой «Реклама»

-Дети придумывают рекламу, используя разные ее средства изображения (устная, в стихах, в прозе, рисуют и т.д.)

2. Игровое занятие «Прогулка по сказочному городу»

-Формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе

-Выявить, как обогатились знания детей, выявить результат проведенной работы

-Путешествие ребят по «сказочному городу», разгадывание символики – рекламы сказочных домиков, ответы детей на вопросы педагога


Прогнозируемые результаты.

В конце I года обучения дети должны:

По блоку «труд-продукт-товар»

  • овладеть первоначальными представлениями:

- о профессиях людей (традиционных, новых профессиях)

- о цене

  • дифференцированными представлениями:

- об основных личностных качествах, позволяющих ценить результаты труда людей

  • обобщенными представлениями:

- о труде как основном виде деятельности людей, источнике их существования

- о продуктах труда людей разных профессий

- об элементарных связях между результатом труда и его стоимостью

- о связи между понятиями «продукт» - «товар» - «качество» - «цена»

  • элементарными умениями:

- проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения

- испытывает чувство неловкости, вины за поломку вещей, предметов и стремится устранить свою оплошность

Проявляет сопереживание, сочувствие, содействие в ситуациях непредвиденной поломки вещей сверстниками

- оказывает помощь взрослым в повседневных бытовых делах

  • осуждать:

- аморальное поведение: обман, жадность, утаивание игрушек, лень и др.


По блоку «реклама»

  • о владеть дифференцированными представлениями:

- о рекламе

- о ее предназначении

- о том, как ее воспринимать и относиться к ней

  • обобщенными представлениями (понятиями):

- о потребностях человека и его возможностях

  • элементарными умениями:

- чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи

  • проявлять интерес:

- к социо-культурным аспектам экономики

2-й год обучения

Педагогические задачи:

  • Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости
  • Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами
  • Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

Сентябрь

1.Знакомство детей с понятием «деньги»

  • знакомство с экономическими категориями: обмен, убытки, выгода, деньги, бартер
  • рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег
  • чтение сказки «Бобовое зернышко», понятие «обмен товарами»

2.« В гостях у сказки»

  • помочь понять суть натурального обмена (бартера)
  • уточнить знания об операции взаимообмена товарами
  • развивать умение рассуждать о выгодных и невыгодных сделках
  • формировать отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости
  • чтение РНС «Лисичка со скалочкой», «Мена»
  • диалог с детьми о прочитанном

3.«Какие бывают деньги»

  • дать понятие о деньгах как о средстве купли-продажи
  • знакомство с экономическими категориями: деньги, монеты, купюры, достоинство денег
  • воспитываем интерес к деньгам как к культурно-историческому явлению
  • рассказ педагога о деньгах, как о культурно-историческом явлении и средстве купли-продажи, демонстрация внешнего вида денег, понятия «купюры», «монеты», покупательная способность денег в зависимости от их достоинства

4.«Какие бывают деньги» (продолжение)

  • рассматривание с детьми изображения современных денег
  • рассуждения детей о том, почему монеты разного размера, а купюры разного цвета; что означают цифры, изображенные на деньгах
  • рассказ педагога о том, где изготавливаются деньги
  • выполнение детьми заданий в рабочих тетрадях

 Октябрь

1.Понятие «деньги»

  • закрепление понятий «монеты», «купюры», «деньги»
  • знакомство с новыми понятиями «дорогой», «дешевый»
  • рассказ педагога
  • диалог с детьми с использованием игр «Дороже-дешевле», «Оцените товар», «Сколько стоит?»

2.Игровое занятие «Денежные знаки»

  • знакомство с денежными знаками в процессе игры
  • продемонстрировать ребенку, что деньги служат средством обмена предметами (товарами) между людьми
  • занятие проходит в виде игр по подгруппам. Игры: «Знакомство с денежными знаками», «Обмен»

3.«Деньги счет любят»

  • расширить представление о деньгах, их ценности
  • развивать способность разумно расходовать деньги
  • экономические категории: затраты, прибыль
  • чтение истории 8 «Как Миша понял, что деньги счет любят» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»
  • беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога

4.«В гостях у сказки»

  • расширить представление о деньгах, их ценности
  • развивать способность разумно расходовать деньги
  • экономические категории: деньги, расход
  • воспитание экономности, бережливости
  • чтение сказки Г.-Х.Андерсена «Огниво»
  • беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога

Ноябрь

1.О том, как правильно деньгами распоряжаться

  • развивать способность разумно расходовать деньги
  • расширить представление о деньгах, их ценности
  • экономические категории: прибыль, потребление, накопление
  • воспитание экономности, бережливости
  • чтение истории 9 «Как Миша учился деньги делить» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»
  • беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога
  • выполнение детьми практических заданий по теме.

2.«Чем лучше качество, тем дороже вещь»

  • закрепление понятий «дорогой», «дешевый»
  • помочь понять связь цены и качества товара
  • экономические категории: цена, качество товара, сорт товара, брак
  • воспитание уважения к труду людей
  • демонстрация детям товаров одного вида, но разного качества, сравнение товаров, диалог с детьми
  • игра «Экскурсия по группе», разговор о необходимости вещей разного сорта и разной стоимости

3.«В гостях у сказки»

  • формировать понимание зависимости между качеством товара и его ценой
  • развивать у детей смекалку, сообразительность
  • знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, деньги
  • чтение РНС «Вкусный хлеб», «По копейке блестка»
  • диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы

4.« Откуда у людей берутся деньги»

  • формирование представления о значении труда, как средстве заработка денег
  • воспитание положительного отношения к тем, кто добросовестно трудится
  • воспитание трудолюбия, старательности, стремления к справедливости
  • экономические категории: зарплата, профессия, труд
  • рассказ педагога о том, что все взрослые работают и получают зарплату, о необходимости иметь профессию
  • чтение грузинской сказки «Заработанный рубль», ответы детей на вопросы по сказке

Декабрь

1.Практическое занятие

  • закрепление понятия необходимости труда как средстве зарабатывания денег
  • воспитание положительного отношения к тем, кто добросовестно трудится
  • воспитание трудолюбия, старательности, стремления к справедливости
  • диалог с детьми о разнообразии профессий, о том, как люди зарабатывают деньги в городе, в деревне

2.«Бюджет семьи»

  • знакомство дошкольников с понятием «бюджет семьи»
  • знакомство с экономическими категории: бюджет, зарплата, пенсия, стипендия, детское пособие
  • рассказ педагога с использованием пособий
  • игра «Если бы я был(а) папой, мамой»

3.«В гостях у сказки»

  • формировать представление о том, что деньги, потраченные разумно, могут стать источником дохода, прибылью
  • воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям
  • чтение китайской сказки «Новогодний подарок»
  • диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы

4.«Что такое налоги и почему их надо платить»

  • знакомство с экономическими категориями: налог
  • формируем понятие истинного богатства человека
  • чтение истории 13 «Почему Миша платит налоги» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»
  • беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога

Январь

1.Практическое занятие по теме «Бюджет»

  • закрепляем понятие «бюджет семьи» через практическую деятельность
  • понимание связи между величиной бюджета и богатством семьи
  • рассуждения детей, ответы на вопросы

2.«Бюджет моей семьи» (закрепление понятия)

  • закрепление понятий «бюджет семьи», «богатые-бедные», «династия»
  • понимание связи между величиной бюджета и богатством семьи
  • воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям
  • занятие проходит в виде активного диалога между педагогом и детьми, закрепляем понятия, беседуем, отвечаем на появившиеся вопросы

3.Игра-занятие: «Бюджет семьи, доход, расход»

  • закрепить составляющие семейного бюджета: пенсия, зарплата, стипендия
  • углубить представления детей о доходе, его динамике
  • дать представление о сущности расходов, показать их многообразие
  • воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги
  • уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи
  • игра «Семейный бюджет»

4.«В гостях у сказки»

  • формировать представление о рациональной трате денег при совершении покупок
  • развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду
  • воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствия
  • чтение сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»
  • диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы

Февраль

1.«Меценаты. Благотворительная деятельность»

  • знакомим детей с формами благотворительности
  • воспитываем уважительное отношение к меценатам, спонсорам
  • формируем понятие истинного богатства человека
  • знакомство с экономическими категориями: богатство, благотворительность, щедрость, меценатство
  • рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся: сиротам, талантливым, но бедным детям, детским садам и школам.
  • Диалог с детьми по рассказанному, ответы на вопросы

2.«Благотворительность приносит не только добро, но и выгоду»

  • знакомим детей с формами благотворительности
  • воспитываем уважительное отношение к меценатам, спонсорам
  • формируем понятие истинного богатства человека
  • знакомство с экономическими категориями: спонсор, благотворительность
  • чтение истории 15 «Праздник в Мишином магазине» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»
  • беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога
  • выполнение детьми практических заданий по теме.

3.Благотворительность. Практическое занятие

  • воспитываем уважительное отношение к меценатам, спонсорам
  • формируем понятие истинного богатства человека

1

4.«В гостях у сказки»

  • формируем представление о разнообразии денежных знаков в определенной стране, понимание ценности денежных знаков в определенной стране
  • знакомим с экономическими категориями: монета настоящая (фальшивая), деньги, валюта, достоинство монеты
  • формирование социально-нравственного качества – стремление к справедливости
  • Чтение сказки Г.-Х.Андерсена «Серебряная монетка»
  • диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы

Март

1.Игровое занятие

научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка

  • дать понятие о накоплении денежных средств
  • воспитывать бережное отношение к деньгам
  • игра «Купи другу подарок» (выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену); игра «Копилка» (выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки – 5 рублей, для второй - 10).

2. Музей денег

  • закрепить знания о возникновении металлических денег, о валютах разных стран (презентация)
  • воспитывать интерес к истории других стран через культурное понятие «деньги»
  • стимулировать активность детей
  • обсуждение – что такое музей, для чего он нужен, что в нем хранится
  • рассматривание детьми выставки вместе с педагогом
  • беседа, активный диалог о деньгах, используемых в нашей стране и в других странах
  • игра «Назови какую-нибудь валюту»

3.Игровое занятие «Покупаем подарок бабушке - сказочнице»

  • закрепить знание детей о товаре и стоимости
  • закрепить навыки счета и знаний цифр
  • воспитывать уважение к чужому труду
  • дети «едут» в гости к бабушке – сказочнице, предварительно идут в «магазин» и выбирают подарок, покупают его.

4. Занятие «Где? Что? Почем?»

  • в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания: деньги, товар, покупатель, продавать, стоимость, знание о магазинах и их назначении
  • воспитывать у детей интерес к экономике, такие качества как экономность, рациональность
  • играют две команды, отвечают на вопросы и зарабатывают деньги, затем обе команды идут в «магазин игрушек», где на заработанные деньги дети «покупают» понравившиеся игрушки

Апрель

1.Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки»

  • Закрепление полученных знаний в различных видах деятельности
  • Научить соотносить стоимость покупки с заработанными деньгами (желаемое и возможное)
  • Воспитывать у детей желание качественно выполнять работу
  • Закрепить понятия: покупка, распродажа, дорого, дешево
  • Рассказ педагога о том, кто такие купцы, почему их так называют
  • Творческая деятельность детей (рисование изделий наподобие изделий гжельских мастеров, чтобы продать их купцам)

2.Продажа «купцам» своих изделий (купцы – воспитатели, сотрудники детского сада). Детям дается установка на то, что с купцами можно торговаться, если им кажется, что цена изделия занижена. Дети получают «деньги», складывают их в свой кошелек

3.Игровое занятие

В импровизированном магазине игрушек дети покупают понравившуюся игрушку. Задача ребенка – соотнести стоимость игрушки с заработанными деньгами (желаемое и возможное)

4.Практическое занятие

Создание игровых ситуаций для решения задач морального плана: купить вскладчину игрушку для детей всей группы; купить подарок няне на день рождения


Прогнозируемые результаты.

В конце II года обучения дети должны:

  • овладеть первоначальными представлениями:

- о бюджете

- о доходах

- о расходах

  • дифференцированными представлениями:

- о деньгах

- о процессе их зарабатывания

  • обобщенными представлениями:

- о потребностях человека и его возможностях

- о закономерности влияния материальных возможностей на благополучие семьи

  • элементарными умениями:

- чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи

- руководствуется общественно-значимыми мотивами расходования денег (например, накопленных в копилке), желанием доставить радость близким людям (родным, друзьям)

- обращается с вопросом к родителям, хватит ли у них денег приобрести желаемое

- спокойно воспринимает ситуации отказа от требуемой или желанной вещи (не кричит, не плачет и т.п.)

  • проявлять интерес:

- к социокультурным аспектам экономики (деньги, реклама, богатые, бедные, благотворительность, щедрость и др.)

  • осуждать:

- аморальное поведение: воровство, обман, жадность и др.

  • Выражать:

- эмоциональную удовлетворенность благополучием (материальным) своей семьи.


Для взрослых

1.Пояснительная записка

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-эко-

номическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность,

щедрость, экономность.

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать

и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения.

Способность к осознанности и волевой саморегуляции — это одна из опреде-

ляющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой

сложной области человеческой деятельности, как экономика.

Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш»,  эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».

Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации:  готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить

ребенка с миром экономики, как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни.

При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

 Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена — «детского бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта нечестного обмена. В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка оказываются вне нравственного поля. Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном детстве.

Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет другого, воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др.), когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. Задача взрослых — объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.

Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания — ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье — реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.

Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры, СМИ и т. д. — представляют еще более широкий спектр для познания реалий современного мира, в том числе экономических. Надо иметь в виду, что дети, особенно дошкольники, воспринимают события, происходящие в широком социальном контексте, через призму семейного отношения к ним.

В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают,

получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.

Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудо-

вого и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже

должна быть эта взаимосвязь.

Программа экономического воспитания дошкольников (далее — Программа) предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, освоить смысл понятия «брак в работе» и уразуметь, почему он не нужен никому — ни детям, ни взрослым.

Данная Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее — ПООП дошкольного образования), а также материалов книги А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (2015).

Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти

в социально-экономическую жизнь, способствовать

формированию основ финансовой грамотности у детей

данного возраста.

Основные задачи Программы

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат

труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость про-

дукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рацио-

нальность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство,

честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной вза-

имопомощи, поддержки и т. п.);

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректиро-

вать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспек-

тиву реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях

В результате освоения Программы дети:

- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками

и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии

с используемой Программой);

- знают и называют разные местаи учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего

зарубежья;

- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают

родители, как ведут хозяйство и т. д.);

- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;

- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания

помощи другим людям.

Программа может быть реализована как в течение одного

года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет

(в старшей и подготовительной к школе группах)

Оптимальный режим работы с детьми по Программе — не реже одного раза в месяц.

При этом необходимо в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные во время занятий (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее), в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.).

2.Содержание программы

2.1. Труд и продукт труда (товар)

Труд — основная деятельность человека, источник

средств для его существования.

Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист и др.).

Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умею-

щему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, которым следует дорожить.

Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет,

изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас.

Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п.

Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней

производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые.

За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям.

Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается

в современном мире.

Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее

место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.

Педагогические задачи:

• формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых

и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы

детского сада;

• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью,

помогать взрослым;

• стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

2.2. Деньги и цена (стоимость)1

Понятие «деньги»

Что такое деньги и зачем они нужны:

• Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.).

• Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).

• Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.

• Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).

• Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.

• Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии,

пособия, стипендии.

• Деньги как средство платежа, накоплений.

• Обмен денег (причины, правила).

Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты,

купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.

В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют

по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег (валюты) одной страны на деньги (валюту) другой: когда и зачем он производится.

Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство).

Зачем людям нужны деньги.

Цена (стоимость)

• Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос

и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).

• Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле».

Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше

(дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит

ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье

(мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др.), взрослые

понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту

вещь приобретают.

Торговля и торг

• Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресур-

сами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).

• Хозяин товара и продавец.

• Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка

новичка, местного предпринимателя и т. п.).

Бюджет (на примере бюджета семьи)

• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».

• Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.

• Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.

Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей:

за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными.

Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что мжно купить сейчас, а что в следующий раз (приоритетность, планирование).

Разве можно быть хорошим хозяином, не владея элементарными знаниями счета,

не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет к издержкам? (Например, дети обсуждают вместе с педагогом, что можно купить на 50 и на 300 рублей).

Смысл поговорок: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь — один раз

отрежь», «Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит» и др.

Источники дохода

Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и

 государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель — не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом — особенно, если соберутся, что называется, «всем миром».

Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и различия.

Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле;

покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно,

не выгодно, обмен.

Педагогические задачи:

—— познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение

к деньгам как к части культуры каждой страны;

—— воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях,

связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание

разумного финансового поведения);

—— дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты

труда людей, деньги являются средством и условием материального

благополучия, достатка в жизни людей.

2.3. Реклама: правда и ложь, разум

и чувства, желания и возможности

Основная задача воспитательно-образовательной

работы по данному блоку — воспитание взвешенного,

осознанного отношения детей к рекламе.

Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.

Что такое реклама

Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).

Беседы о рекламе, запомнившейся детям.

Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такаявкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»).

Сочиняем рекламу

Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр,

в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные про-

мыслы» и т. п.

Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.

Педагогические задачи:

—— дать представление о рекламе, ее назначении;

—— поощрять объективное отношение детей к рекламе;

—— развивать у детей способность различать рекламные уловки;

—— учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;

—— учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде

чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется)

2.4. Полезные экономические навыки

и привычки в быту

Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт(товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной

жизни, на которые педагог обращает внимание детей.

Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для

формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние

на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения

(не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособия-

ми, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др).

Предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет,

в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старание, усилия.

Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как живут сейчас (музеи). Вещами следует пользоваться по назначению, а ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не бережно, не бережливо), выбрасывать их зря — недостойно, это осуждается всеми.

Представления о своем, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать и т. п.) самостоятельно, когда необходимо совместное решение (например, семейный бюджет, т. е. общие деньги семьи, обсуждается на семейном совете).

Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.).

Хороший хозяин (хозяйка) — тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, исполь-

зовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. Хороший хозяин в семье — одно из условий ее благополучия.

Правильное распределение семейных доходов — целое искусство. Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что — позднее; предусматривать все предстоящие расходы —такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, обедов в школе, продуктов питания и т. д.;способность заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения,подарки, крупные покупки. Копилка —полезная игрушка: как ею пользоватьсяи ради чего.

В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их

закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещами пр.). Почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность.

Воспитание у детей следующих привычек:

—— бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим взрослым, сверстникам;

—— разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);

—— экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется);

—— нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.

Если экономить и беречь — хорошо, то почему же жадничать — плохо?

Что же важнее денег?

Представление о честном труде — в противоположность воровству, тунеядству.

Почему люди ценят доброту, честность, благородство, способность сочувствовать,

милосердие, стремление помогать тем, кто в этом действительно нуждается. Понятия жертвы, жертвенности (отдать свое тому, кому нужнее).

Полярные категории и поиски баланса. Жадность и щедрость. Трудолюбие и леность.

Представление о нравственном выборе как задаче, не имеющей готового ответа. Всегда ли обязательно делать выбор? Многовариантность решений (на примере нехватки того, что требуется всем): поделить поровну; разыграть; отдать тому, кому нужнее; сделать так, чтобы хватило на всех и т. п. (разыграть в лотерею последний кусок пирога — или испечь новый пирог, которого хватит на всех; поделить игрушки, играть всем вместе, наделать еще игрушек и т. п.)

Основные понятия: бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный,

щедрый, добрый, честный, запасливый и др.

Педагогические задачи:

—— формировать представление о том, что к вещам надо относиться

с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд,

старание, любовь;

—— воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия

с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;

—— воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между

удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных,

эгоистических и альтруистических потребностей;

—— дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо

компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного

выбора и др.

Календарно-тематическое планирование

Сентябрь

Моя семья.

Цель: Ознакомление детей с семейной экономикой.

В играх дети знакомятся с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, искусством, ведением домашнего хозяйства.

Решаются педагогические задачи:

  • формируются понятия о бюджете семьи (доход и расходы);
  • даётся представление о труде взрослых: каждый человек должен работать на работе - почему нужны все виды труда;
  • ребёнок умеет выделять первоочередные потребности своей семьи, делать выбор;
  • поясняется причина существования ограниченности;
  • сравнивать и оценивать товары (качество, цена), соотносить с этим потребности и возможности семьи;

Используются игры «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные помощники».

Октябрь

Мир денег.

Цель: Ознакомление с деньгами, ценами. Получают представление о производстве денежных знаков, их покупательской силы.

В играх устанавливаются зависимость между качеством товара и прибылью при продаже, узнают, что деньги служат средством обмена товара между людьми

Решаются педагогические задачи:

  • формируется правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости;
  • воспитывается начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
  • даётся представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

Используются игры «Банк», «Банкомат», «Золотая денежка», «Монетный двор», «Универсам», «Пункт обмена валюты».

Ноябрь

Мой город

Цель: Познакомить детей  с экономикой города (населённого пункта проживания обучаемых детей),  установление цен, производство товаров, основные и современные профессии. Это учит детей уважать людей, которые честно трудятся и зарабатывают деньги.

Решаются педагогические задачи:

  • формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
  • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
  • стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.

Используются игры «Кондитерская фабрика», «Завод Горизонтик», «Ателье «Маленькая красавица»», «Фермер», «Шофёр»

Игра «Шофёр»

Декабрь, январь

Мир товаров  

Цель: Познакомить детей с азами маркетинга и рекламы. Дети узнают о разных формах сбыта продукции: рынки, магазины, ярмарки, аукционы. А также узнают о специфике купли – продажи, учатся бережно относиться к вещам.

Решаются педагогические задачи:

  • воспитывать разумные потребности.
  • развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
  • дать представление о рекламе, о ее назначении;
  • учить детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение”);

Используются игры «Рынок», «Аукцион», «Ярмарка», «Реклама», «Агенство», «Магазин», «Дом книги», «Детская лотерея».

Февраль

Моя страна

 Цель: Познакомить детей с ресурсами своей страны, края. Дети получат знания о разнообразии и ограниченности природных ресурсов. Это позволяет осознать зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационально и экономически использовать природные богатства (отношение к воде, газу, нефти), ориентироваться в экономических явлениях.

Решаются педагогические задачи:

  • получение знаний о первоочередных потребностях человека (еда, вода, жилье, безопасность и т.д.);
  • знание о личных потребностях самого ребенка, окружающих людей, растений, животных, птиц;
  • знания про основные ресурсы и их ограниченность;

Используются игры «Путешествие товаров», «Мастерская гнома эконома», «Почта гнома Эконома», «Строительство дома».

Прогнозируемые результаты.

  • Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
  • Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
  • Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
  • Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
  • Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
  • Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
  • Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.

Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию.        

Продолжительность практических занятий: 2 раза в неделю. Длительность занятий в 5 - 7 лет – 25 мин. (всего 32 занятия).

Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.

Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Формы и методы работы.

Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем обсуждение прочитанного и использование полученных знаний в играх. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр.

Занятие 1. 

Тема занятия: чтение сказки «Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать»

Задача – объяснить детям понятия: сберегательный банк, что в нем нужно сберегать, с помощью использования данной сказки.

Тип занятия -  урок изучения и первичного закрепления новых знаний (1й урок из 2х)

Форма занятия – урок изучения новых знаний.

Методы – рассказ, беседа.

План – конспект (приложение 1)

Занятие 2.

Тема занятия: Закрепление полученной информации на предыдущем уроке в виде повторения изученных понятий в форме игры  

Задача – закрепить полученную информацию на предыдущем занятии через игру.

Тип занятия -  закрепление знаний

Форма занятия – урок закрепления знаний.

Методы – беседа, игра.

План – конспект (приложение 2)

Нравственные ориентиры в социально-экономической сфере

Примеры народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок

«Труд и продукт (товар)»

• Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш. Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко», сказки К.И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка».

• Пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не зарься на чужое, свое береги».

«Деньги и цена (стоимость)»

• Сказка К.И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А.Н. Толстого «Золотой клю-

чик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г.Х. Андерсена «Дюй-

мовочка».

• Пословицы и поговорки: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозя-

ина деньги — черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже

дальнего рубля».

«Реклама»

• Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г.Х. Андерсена «Новое платье короля»,

сказка С.В. Михалкова «Как старик корову продавал».

Обеспеченность методическими

материалами и средствами обучения

и воспитания

Нормативные документы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена

решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http//fgosreestr.ru.

Рекомендуемая литература

1. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование

как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова;

М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

2. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.

3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

4. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8.

С. 349–351.

5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса

в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.

6. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях

детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII

Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.

7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты

занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество

России, 2005. 256 с.

«Экономика для дошкольников» авторы Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова

«Экономический сказочный словарь» Смирнова Т.В.

Интернет-ресурсы

www.cbr.ru — официальный сайт Банка России

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»

минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования

и науки Российской Федерации

вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Наташа: Доброе утро, уважаемые коллеги!

Поздравляем всех с 5-летним юбилеем  образования команд ЮПИД. Желаем всем участникам творческих находок и отличных результатов в работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Юля: В рамках подготовки к праздничному мероприятию наш отряд ЮПИД провёл познавательные мероприятия для дошкольников: «Засветись в темноте», «Мой яркий фликер» и встретился с командой ЮИД средней школы №3. Школьники поделились своим опытом.

Наташа: За прошлый год была обновлена и пополнена учебно-материальная база. В комнате по безопасности движения изготовлены мобильные макеты « Дорога в детский сад» и «Пост ДПС», а так же дорожные знаки нового образца.

Юля: В целях повышения социальной ответственности взрослых за жизнь и безопасность детей команда ЮПИД с поддержкой «Родительского патруля» провели традиционные акции «Родитель - ты водитель», «Родительский патруль и ЮПИД на страже ПДД», « Там где нет ГИБДД, мы напомним ПДД».

Наташа:  Существенный вклад в подготовку итогового мероприятия внесли комиссия «За безопасность дорожного движения» и «Родительский патруль». Взрослые увлечённо и ответственно выполнили данные им поручения.

Юля: Так же без их помощи мы не обошлись при посещении сетевых партнёров. Команда ЮПИД в сопровождении сотрудников ДОУ и родителей посетила Дом детского творчества, спорткомплекс, школу №3.

Наташа: Наши ребята побывали в пресс-центре базового дошкольного учреждения «Соловушка». Спасибо коллегам за тёплый приём. Цель нашей поездки заключалась в том, что бы оставить предупреждающие надписи перед пешеходными переходами. Надеемся, что яркие фразы «Сними наушники!», «Сойди с велосипеда!», «Возьми ребёнка за руку!» не останутся без внимания.

Юля: Теперь предлагаем вам посмотреть фрагмент нашего праздника «Джек Воробей в поисках сокровищ»

Наташа: Спасибо за внимание!

Юля: Всем доброго дня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-дидактическая игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Цель-научить ребенка разбираться в сложившейся экономической ситуации. Именно, формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни....

Перспективный план реализации вариативной программы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «МАГНАТ»

Сформировать экономические представления о современной жизни. Экономическое воспитание проводится по интегрированному принципу в форме специально организованных занятий: в свободном общении воспитател...

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

В реферате обосновывается актуальность экономического воспитания  детей  старшего дошкольного возраста через разные  виды  детской  деятельности....

Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В презентации слайды про теорию и практическое  применение экономического воспитания  через  игру....

Проблемы экономического воспитания в старшем дошкольном возрасте.

В статье раскрываются практические вопросы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста (цель, результаты, этапы, средства и методы работы с детьми)....

Опыт работы «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы«Экономическое воспитание детей старшего  дошкольного возраста»...