Проблемы экономического воспитания в старшем дошкольном возрасте.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

В статье раскрываются практические вопросы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста (цель, результаты, этапы, средства и методы работы с детьми).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы экономического воспитания в старшем дошкольном возрасте.

Что могут знать дошкольники из области экономики? Это прежде всего знания о труде и обо всем, что с ним связано. Однако реализация задач экономического воспитания возможна при условии полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах детского сада, так как труд – ведущая категория экономической науки.

Детям (я имею в виду старший дошкольный возраст) необходимы знания о некоторых новых профессиях. Таких, например, профессий как менеджер, предприниматель, бизнесмен, управляющий, рекламодатель, финансист. Знакомство с их деятельностью (разумеется, поверхностное) даст представление о том, какие качества необходимы для такого рода профессий, их своеобразии:

  • Полезно закрепить знания из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты (продукты) труда, индивидуальный – коллективный труд).
  • Познакомить с понятиями из области финансовых категорий ( цена,  деньги, стоимость и все, что связано с этими понятиями: покупать - продавать, дороже - дешевле, больше - меньше, выгодно-невыгодно, выиграл, проиграл, поменял, магазин, сбербанк, касса).
  • Формировать знания о человеке бережливом, экономном, хорошем хозяине.
  • Учить правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера.

Решение экономических задач я вижу в единстве с трудовым и нравственным воспитанием детей. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста рассматриваем прежде всего как один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания. Решение данной проблемы вижу в необходимости с детских лет положить начало формированию экономического мышления, определенного отношения к предметному миру, окружающему ребенка, как совокупности ценностей, результатов труда человека.

Один из сложных этапов разработки проблемы экономического воспитания – обоснование средств и методов работы с детьми. Деятельный подход – основной принцип реализации задач экономического воспитания. В зависимости от содержания знаний ведущим является определенный вид детской деятельности, например усвоение знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать и т.п.) успешнее всего происходит в разнообразных играх: дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых. Таких, например, как: «Магазин игрушек», «Ярмарка», «Семья».  Особо отмечу игры экономического содержания. К сожалению, они пока досконально не разработаны для дошкольников, а  имеющиеся в продаже слишком сложны. Детям непонятны абстрактные выигрыши и преимущества перед проигравшим. Только реальный выигрыш может вызвать у дошкольника интерес, желание играть, выиграть, чувство соревнования.

Знания о том, почему следует беречь, экономить результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в процессе разных видов продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной), в ходе которых действуют с необходимыми материалами.

Подчеркну,  что в научно-методической и справочной литературе недостаточно четко разграничено содержание экономических качеств: бережливость, рациональность, экономичность. Часто содержание одного качества подменяется другим. Например, бережливость рассматривается как экономное использование средств, материалов. Такая нечеткость мешает поиску адекватных средств и методов воспитания. Суть бережливости, на наш взгляд. Стремление продлить «жизнь» вещи. Воспитание качества экономности реализуется в процессе использования различных материалов, средств для осуществления замысла. Суть рациональности (разумности) – в умении планировать процесс деятельности, применять наиболее выгодное решение (по пословице «Семь раз отмерь – один раз отрежь»).

Говоря о методах и средствах экономического воспитания, считаю необходимым выделить специальную работу по формированию у детей полезных навыков и привычек. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и  общей воспитанностью: выключать свет, когда выходишь и в помещении никого нет, брать книги только чистыми руками, вытирать обувь перед входом в помещение, класть вещи на свое место, не рисовать на стенах, столах и т.д.  Специальные альбомы, организованные для наблюдения, разъяснения смысла тех или иных поступков в повседневной жизни и конечно, пример взрослого в детском саду и семье – вот те средства, на которые может опереться педагог.

Неоценимую помощь воспитателю в работе по раннему приобщению детей к экономике окажут специальная подборка художественной литературы, картин, иллюстраций, разработка разнообразных ситуаций выбора ( «Как бы ты поступил?»). В этом плане интересна «Экономическая азбука для детей и взрослых», ее автор Ирина Шведова. На мой взгляд, это одно из удачных пособий по экономическому воспитанию.

Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания я рассматриваю как дополнение и уточнение к содержанию программам для дошкольников, как особую технологию. Приобщение это может быть реализовано двумя путями. Первый: локально, в виде «микропрограммы» в специально отведенное время педагогического процесса детского сада. Второй путь: обогащение экономическим содержанием тех разделов программы, которые имеют прямой выход на данное содержание (ознакомление с социальным и предметным окружением, математика, игра, труд и др.).

Какие результаты экономического воспитания можно ожидать?

  • Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
  • Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
  • Знания о новых профессиях, умение рассказать о них.
  • Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
  • Приобретение таких качеств, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша.
  • Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить до конца начатое дело.
  • Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд – деньги».
  • Понимание факта купли-продажи: не все можно купить сразу.

Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей. Как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения (правильно пользоваться всем, что дают детям взрослые для игр и занятий, элементарно, на доступном уровне осознавать, что в каждую вещь, предмет вложен труд человека или многих людей). Практическая реализация содержания экономического воспитания потребует от воспитателей осторожности, учета возможностей  детей дошкольного возраста, проявления творчества и изобретательности. Известно, что воспитание человека – это взгляд, направленный в будущее; результаты его сказываются через много лет. Вот в этом вся сложность работы педагога. И об этом необходимо помнить всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-дидактическая игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Цель-научить ребенка разбираться в сложившейся экономической ситуации. Именно, формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни....

Перспективный план реализации вариативной программы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «МАГНАТ»

Сформировать экономические представления о современной жизни. Экономическое воспитание проводится по интегрированному принципу в форме специально организованных занятий: в свободном общении воспитател...

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

В реферате обосновывается актуальность экономического воспитания  детей  старшего дошкольного возраста через разные  виды  детской  деятельности....

Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В презентации слайды про теорию и практическое  применение экономического воспитания  через  игру....

Опыт работы «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы«Экономическое воспитание детей старшего  дошкольного возраста»...

«Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В данном материале раскрывается значение экономического воспитания в ДОУ...