«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, государства»
статья
«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам,
традициям семьи, государства»
(Доклад заслушан на августовской конференции в рамках работы секции «Формирование новых моделей управления системы воспитания и дополнительного образования»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_doshkolnogo_vozrasta_k_sotsiokulturnym_normam.doc | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» Зерноградского района
«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам,
традициям семьи, государства»
(заслушан 26.08.2016 г на августовской конференции в рамках работы секции «Формирование новых моделей управления системы воспитания и дополнительного образования»)
Составила: Пархомова Н.А.
педагог дополнительного образования
2016 г.
Воспитывает каждая минута жизни и
каждый уголок земли,
каждый человек, с которым
формирующаяся личность соприкасается.
В. А. Сухомлинский
«Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с возможностью реализации принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства патриотизма, нравственности? Какие в вопросах патриотического, духовно-нравственного воспитания стоят перед педагогами и родителями задачи?
ФГОС ДО предусмотрено объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, а так же формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств, самостоятельности и ответственности с учетом построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, государства решаются при реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Для систематизации работы по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию дошкольников, приобщению детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, государства в нашем ДОУ в работу активно включены все участники образовательного процесса: воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования, педагог-психолог,
В рамках реализации задач годового плана, с целью воспитания ребенка достойным гражданином России, мы сообща ведем работу по приобщению воспитанников к социокультурным нормам:
- создаем для детей теплую, уютную, доброжелательную атмосферу в детском саду. Каждый день ребенка наполнен доверительным общением, содержательной деятельностью, радостью открытий, добрыми друзьями, любимыми играми, самостоятельным творчеством;
- воспитываем любовь к семье, формируем первичные представления ребенка о семье и ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях;
- воспитываем любовь к детскому саду, родной улице, родному краю, своей малой Родине, ее достопримечательностям;
- воспитываем уважительное отношение к человеку-труженику, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, культурно-историческому наследию русского народа, общественным праздникам.
МБДОУ д/с «Малыш» является муниципальной экспериментальной площадкой по приобщению детей дошкольного возраста к системе культурных ценностей посредством использования регионального компонента – казачества. Министерством общего и профессионального образования Ростовской области, Войсковым казачьим обществом «Великое войско Донское» в декабре 2004 года детскому саду был присвоен областной статус «казачий».
Мы изучаем традиции, быт, творчество наших предков – казаков. Юные казачата применяют свои знания не только на праздничных мероприятиях, но и в обычной жизни. Это игры, потешки, забавы, песни, изобразительное творчество – лепка и роспись посуды, изучение костюма, вышивка, бисероплетение, изготовление и роспись макетов мебели и игрушек, чеканка. Традиционно праздник Рождества Христова проходит с участием батюшки Мечетинского Свято-Георгиевского прихода – протоиерея Сергия.
Главная цель моей работы, как педагога дополнительного образования, в этом направлении – создать педагогические условия по приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства посредством эстетического отношения к окружающей действительности; с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут им стать хорошим человеком и гражданином.
В связи с этим в своей работе с детьми мною намечены следующие задачи:
- приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формировать основы положительного отношения к себе, результатам своего труда; первичные личностные представления (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях); о семье; об обществе (ближайшем социуме и месте в нём); о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты)
- помочь детям «увидеть» красоту родной природы, эмоционально откликаться на красоту природы в разное время года, приобщить к культуре, традициям донских казаков, к уважению и быту своих сограждан.
Показателем того, что работа оказывает положительное влияние на детей, является:
- интерес детей к явлениям общественной жизни, который они стремятся выразить в свободное время, обращаясь по собственному желанию к разнообразным видам деятельности.
В рамках реализации поставленных задач, в этом учебном году мы приняли активное участие в различных мероприятиях.
В декабре 2015 мы предложили педагогам, родителям и обучающимся принять участие в областном конкурсе «Креативный снеговик». Поделки снеговиков были разнообразными: необычные, смешные, забавные и серьезные. Вначале мы организовали свою выставку в нашей изостудии. Выставку посетили все сотрудники и обучающиеся детского сада, которые с интересом рассматривали поделки, делились своими впечатлениями от процесса создания своих работ совместно с родителями, со своими товарищами, рисовали, читали стихи для снеговиков. Затем все работы были отправлены в Ростов-на-Дону для участия в областном конкурсе. Все участники были отмечены Дипломами.
В апреле мы приняли участие в районном творческом конкурсе «Поехали!», посвященном 55-летию первого полета Ю.Гагарина в Космос. Космическая тема очень интересна и увлекательна. Обучающиеся стали победителями и призерами в номинациях «Рисунок», «Декоративно – прикладное искусство», «Коллажи».
День Победы особенный, важный праздник для каждого гражданина нашей Родины. В нашем ДОУ традиционно реализуется цикл комплексных занятий в рамках проекта «9 мая – День Победы», организуются познавательные досуги на патриотическую тематику, встречи с ветеранами, выставки рисунков и поделок. Участвуем в районных творческих конкурсах.
2016 год – Год российского кино. В конкурсе «Путешествие в мир кино» мы приняли участие в номинации «А зори здесь тихие». Обучающиеся подготовительных групп очень эмоционально подошли к творческому процессу, представив на конкурс свои работы.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям, будет успешным, если обеспечивается активная деятельность ребенка. Для обеспечения творческой активности наших обучающихся в образовательном процессе нашего ДОУ созданы следующие условия:
- непосредственное участие в творческой деятельности и взрослых, и детей;
- использование народного опыта непосредственно в жизни детей;
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада;
- взаимодействие с семьями обучающихся.
В этом учебном году детский сад стал участником муниципального социально-ориентированного образовательного проекта «Зерноградский хлеб с теплом в каждый дом». Была создана творческая группа, разработан перспективный план мероприятий по реализации проекта. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги, социальные партнеры. Участие в этом проекте полностью раскрывает тему приобщения детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, государства, способствует формированию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических качеств.
В рамках данного проекта в течение учебного года проведено множество мероприятий: блок познавательных занятий, серия занятий по художественно-эстетическому развитию, экспериментально – опытная и трудовая деятельность; экскурсии - в библиотеку, на пекарню, в продуктовый магазин, в семенную лабораторию ст. Мечетинской. Информация о мероприятиях представлена сегодня в выставочном павильоне конференции.
Особое внимание хочется уделить организации работы с родителями в рамках заседаний клуба «Содружество». Это нетрадиционная форма проведения общедетсадовского родительского собрания, ставшая для нас уже привычной нормой. Клуб «Содружество» существует уже более 20 лет. Тематика заседаний самая разнообразная. Участники и гости нашего клуба не только педагоги, родители и воспитанники ДОУ, но и социальные партнеры – учителя, медработники, работники библиотеки, культуры, полиция и пожарные.
Одна из тем заседаний клуба «Содружество 2016» - «Хлеб всему голова». Для родителей были проведены мастер-классы «Игры с детьми дома». С большим вниманием гости отнеслись к сообщениям «Хлеб военного времени» и «Хлеб в рационе детей». Просмотрели видеорепортаж «Где же растут булки?», подготовленный воспитателем, с высказываниями детей на эту тему. А также всем очень понравились презентации, подготовленные родителями, на тему «Традиции нашей семьи». Мамочки поделились рецептами своей выпечки, советами по общению с детьми и полезного семейного досуга.
Заседания клуба «Содружество» по традиции сопровождает выставка поделок совместного творчества, за организацию которых я несу непосредственную ответственность. Моими активными помощниками всегда являются педагоги, родители. И на этот раз без творчества родителей не обошлось. Были представлены не только рисунки, поделки из соленого теста, бросового и природного материалов, но и настоящая, вкусная, свежая домашняя выпечка. За понимание, за отклик, за помощь в решении наших общих задач по воспитанию и обучению наших детей, наиболее активные родители были отмечены благодарственными письмами от администрации МБДОУ.
Формирование общечеловеческих ценностей является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Игра с ладошками.
Я ладошки подниму,
Настроенье покажу:
Грустное, веселое,
Игривое, задорное!
Хлопнем раз,
Мы хлопнем два!
Хлопнем все, мои друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад - педагогический квест "Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства."
Презентация к докладу - педагогическому квесту на методическом объединении "Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства."...
Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам посредствам фольклора»
Консультация для педагогов на тему:«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам посредствам фольклора»...
"Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи, общества, государства"
quot;Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи, общества, государства"...
Консультация для родителей: «Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства через игру»
Что такое общечеловеческие ценности и как они проявляются в повседневной жизни? Это - абсолютная ценность человеческой жизни, уважение жизни во всем ее многообразии, любовь, ответственно...
Консультация для педагогов ДОУ Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям через формирование представлений о малой родине
Консультация для педагогов ДОУ Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям через формирование представлений о малой родине...
Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи, общества и государства.
Приобщение детей дошкольного возрастак социокультурным традициям семьи,общества и государства....
Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи, общества, государства (из опыта работы воспитателя средней группы)
В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается ...