«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, государства»
статья

Пархомова Наталья Алексеевна

«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам,

традициям семьи, государства»

(Доклад заслушан на августовской конференции в рамках работы секции «Формирование новых моделей управления системы воспитания и дополнительного образования»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» Зерноградского района

«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам,

традициям семьи, государства»

(заслушан  26.08.2016 г на августовской конференции в рамках работы секции «Формирование новых моделей управления системы воспитания и дополнительного образования»)

Составила: Пархомова Н.А.

педагог  дополнительного образования

2016  г.


                                                 Воспитывает каждая минута жизни и

 каждый уголок земли,

каждый человек, с которым

формирующаяся личность соприкасается.

В. А. Сухомлинский

«Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с возможностью реализации принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства патриотизма, нравственности? Какие в вопросах патриотического, духовно-нравственного воспитания стоят перед педагогами и родителями задачи?

ФГОС ДО предусмотрено объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, а так же формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств, самостоятельности и ответственности с учетом построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми.

Проблема  приобщения детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, государства решаются при реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

 Для систематизации работы по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию дошкольников, приобщению детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, государства в нашем ДОУ в работу активно включены все участники образовательного процесса: воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования, педагог-психолог,

В рамках реализации задач годового плана, с целью воспитания ребенка достойным гражданином России, мы сообща ведем работу по приобщению воспитанников к социокультурным нормам:

- создаем для детей теплую, уютную, доброжелательную атмосферу в детском саду. Каждый день ребенка   наполнен доверительным общением, содержательной деятельностью, радостью открытий, добрыми друзьями, любимыми играми, самостоятельным творчеством;

- воспитываем любовь  к   семье, формируем первичные представления ребенка о семье и ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях;

- воспитываем любовь к детскому саду, родной улице, родному краю, своей малой Родине, ее достопримечательностям;

- воспитываем уважительное отношение к человеку-труженику, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, культурно-историческому наследию русского народа, общественным праздникам.

МБДОУ д/с «Малыш» является муниципальной экспериментальной площадкой по   приобщению детей дошкольного возраста к системе культурных ценностей посредством использования регионального компонента – казачества. Министерством общего и профессионального образования Ростовской области, Войсковым казачьим обществом «Великое войско Донское» в декабре 2004 года детскому саду был присвоен областной статус «казачий».

 Мы изучаем традиции, быт, творчество наших предков – казаков. Юные казачата применяют свои знания не только на праздничных мероприятиях, но и в обычной жизни. Это игры, потешки, забавы, песни, изобразительное  творчество – лепка и роспись посуды, изучение костюма, вышивка, бисероплетение, изготовление и роспись макетов мебели и игрушек, чеканка. Традиционно праздник  Рождества Христова проходит с участием батюшки Мечетинского Свято-Георгиевского прихода – протоиерея Сергия.

Главная цель моей работы, как педагога дополнительного образования, в этом направлении – создать педагогические условия по приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства посредством эстетического отношения к окружающей действительности; с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут им стать хорошим человеком и гражданином.

В связи с этим в своей работе с детьми мною намечены следующие  задачи:

- приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формировать основы положительного отношения к себе, результатам своего труда; первичные личностные представления (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях); о семье; об обществе (ближайшем социуме и месте в нём); о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты)

- помочь детям «увидеть» красоту родной природы, эмоционально откликаться на красоту природы в разное время года, приобщить к культуре, традициям донских казаков, к уважению и быту своих сограждан.

Показателем того, что работа оказывает положительное влияние на детей, является:

- интерес детей к явлениям общественной жизни, который они стремятся выразить в свободное время, обращаясь по собственному желанию к разнообразным видам деятельности.

В рамках реализации поставленных задач, в этом учебном году мы  приняли активное участие в различных мероприятиях.

В декабре 2015  мы предложили педагогам, родителям и обучающимся принять  участие в областном конкурсе «Креативный снеговик».   Поделки   снеговиков были разнообразными: необычные, смешные, забавные и серьезные.  Вначале мы организовали свою выставку в нашей изостудии. Выставку   посетили все сотрудники и обучающиеся  детского сада, которые с интересом рассматривали поделки, делились своими впечатлениями от процесса создания своих работ совместно с родителями, со своими товарищами, рисовали, читали стихи для снеговиков. Затем все работы были отправлены в Ростов-на-Дону для участия в областном конкурсе.  Все участники были отмечены Дипломами.

В апреле мы  приняли участие в районном творческом конкурсе «Поехали!», посвященном 55-летию первого полета Ю.Гагарина в Космос. Космическая тема очень интересна и увлекательна. Обучающиеся стали победителями  и призерами в номинациях «Рисунок», «Декоративно – прикладное искусство», «Коллажи».

День Победы особенный, важный праздник для каждого гражданина нашей Родины. В нашем ДОУ    традиционно реализуется    цикл комплексных занятий в рамках проекта «9 мая – День Победы», организуются познавательные досуги на патриотическую тематику, встречи с ветеранами, выставки рисунков и поделок. Участвуем в районных творческих конкурсах.

        2016 год – Год российского кино. В конкурсе  «Путешествие в мир кино» мы приняли  участие в номинации «А зори здесь тихие». Обучающиеся  подготовительных групп очень эмоционально подошли к творческому процессу, представив на конкурс свои работы. 

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям, будет успешным, если обеспечивается активная деятельность ребенка. Для обеспечения творческой активности наших обучающихся  в образовательном процессе  нашего ДОУ созданы следующие  условия:

- непосредственное участие в творческой  деятельности и взрослых, и детей;

- использование народного опыта непосредственно в жизни детей;

- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада;

- взаимодействие с семьями обучающихся.  

В этом учебном году детский сад стал  участником муниципального социально-ориентированного образовательного проекта «Зерноградский хлеб с теплом в каждый дом». Была создана творческая группа, разработан перспективный план мероприятий  по реализации проекта. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги, социальные партнеры. Участие в этом проекте полностью раскрывает тему приобщения детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, государства, способствует формированию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических качеств.

В рамках данного проекта в течение учебного года проведено множество  мероприятий:  блок познавательных занятий, серия занятий по художественно-эстетическому развитию, экспериментально – опытная и трудовая деятельность; экскурсии -  в библиотеку, на пекарню, в продуктовый магазин, в семенную лабораторию ст. Мечетинской. Информация о мероприятиях  представлена сегодня в выставочном павильоне конференции.

Особое внимание хочется уделить организации работы с родителями в рамках заседаний клуба «Содружество». Это нетрадиционная форма проведения общедетсадовского родительского собрания, ставшая для нас уже привычной нормой. Клуб «Содружество» существует уже более 20 лет. Тематика заседаний самая разнообразная. Участники и гости нашего клуба не только педагоги, родители и воспитанники ДОУ, но и социальные партнеры – учителя, медработники, работники библиотеки, культуры, полиция и пожарные.

Одна из тем  заседаний клуба «Содружество 2016» - «Хлеб всему голова». Для родителей были проведены мастер-классы «Игры с детьми дома». С большим вниманием гости отнеслись к сообщениям «Хлеб военного времени» и «Хлеб в рационе детей». Просмотрели  видеорепортаж «Где же растут булки?», подготовленный воспитателем,    с высказываниями детей на эту тему. А также всем очень понравились презентации, подготовленные родителями, на тему «Традиции нашей семьи». Мамочки поделились рецептами своей выпечки, советами по общению с детьми и полезного  семейного досуга.

Заседания клуба «Содружество» по традиции сопровождает выставка поделок совместного творчества,  за организацию которых я несу непосредственную ответственность. Моими активными помощниками всегда являются педагоги, родители. И на этот раз без творчества родителей не обошлось. Были представлены не только рисунки, поделки из соленого теста, бросового и природного материалов, но и настоящая, вкусная, свежая домашняя выпечка.   За  понимание, за отклик, за помощь в решении наших общих задач по воспитанию и обучению наших детей, наиболее активные родители были отмечены благодарственными письмами от администрации МБДОУ.

Формирование общечеловеческих ценностей является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

                 Игра с ладошками.

Я ладошки подниму,

Настроенье покажу:

Грустное, веселое,

Игривое, задорное!

Хлопнем раз,

Мы хлопнем два!

Хлопнем все, мои друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад - педагогический квест "Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства."

Презентация к докладу - педагогическому квесту на методическом объединении "Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства."...

Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам посредствам фольклора»

Консультация для педагогов на тему:«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам посредствам фольклора»...

"Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи, общества, государства"

quot;Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи, общества, государства"...

Консультация для родителей: «Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства через игру»

  Что такое общечеловеческие ценности и как они проявляются в повседневной жизни? Это - абсолютная ценность человеческой жизни, уважение жизни во всем ее многообразии, любовь, ответственно...

Консультация для педагогов ДОУ Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям через формирование представлений о малой родине

Консультация для педагогов ДОУ Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям через формирование представлений о малой родине...

Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи, общества и государства.

Приобщение детей дошкольного возрастак социокультурным традициям семьи,общества и государства....

Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи, общества, государства (из опыта работы воспитателя средней группы)

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается ...